8 класс. Рабочая программа и планирование по химии.
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа и планирование по химии для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._khimiya._rabochaya_programma_i_planirovanie.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 376
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
__________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На Педагогическом совете
Протокол №_____от «____»______2013 Директор______________М.А.Дмитриенко «____»____________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
2 часа в неделю (всего 68 часов)
- КЛАСС
Составлена:
Щербаковой Верой Ивановной, учителем химии
Год разработки программы - 2013 г.
2013-2014 учебные годы
Содержание
Пояснительная записка 3
Требования к уровню подготовки обучающихся________________________________________5
Содержание учебного курса 7
Перечень контрольных и проверочных работ__________________________________________12
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы 13
Календарно-тематическое планирование _______ ________ 16
Учебно-методический комплекс____________________________________________________ 22
Материально-техническое оснащение образовательного процесса 22
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений в объеме 68 ч/год (2 ч/нед.) и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (п.2.7 ст.32)
2. Учебного плана и образовательной программы ГБОУ общеобразовательной школы №376 Московского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 учебный год.
4. Примерной программы основного общего образования по химии для базового изучения химии в VIII – IX классах по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного курса.
- Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
- Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
- Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
- Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Основные идеи.
- Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
- Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
- Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
- Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Программа предназначена для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год.
Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.
Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.
Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.
Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Требования к уровню подготовки
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1)формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2)формирование целостного мировоззрения современного мира;
3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию и решению творческих задач;
4)формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
6)формирование познавательной и информационной культуры;
7)формирование основ экологического сознания и необходимости бережногшо отношения к окружающей среде;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и доступных средств;
3)понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы и заключения;
4)умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой;
5)умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;
6)формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия;
7)умение работать в группе, при выработке общего решения координировать свою позицию с позицией партрнеров.
Предполагаемы предметные результаты.
В результате освоения основной образовательной программы в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебного курса
8 класс
68 ч/год (2 ч/неделю)
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно-молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Распределение часов по темам:
№ | Тема раздела | Количество часов |
8 класс | ||
1 | Первоначальные химические понятия | 19 |
2 | Кислород. Оксиды. Горение | 8 |
3 | Водород. Кислоты. Соли | 6 |
4 | Растворы. Вода. Основания | 7 |
5 | Основные классы неорганических соединений | 8 |
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 10 |
7 | Строение веществ. Химическая связь | 10 |
Всего: 68 |
Предусмотрено 6 практических работ и 4 контрольных работы.
Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 ч)
Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.
Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.
Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации.
- Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
- Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.
- Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
- Химические соединения количеством вещества 1 моль.
- Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
- Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».
- Компакт-диск «Химия. 8 класс».
- Плакат «Количественные величины в химии».
- Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»
Лабораторные опыты.
- Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
- Разделение смеси с помощью магнита.
- Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.
- Разложение основного карбоната меди (II).
- Реакция замещения меди железом.
Практические работы
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи.
- Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
- Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
- Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
- Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение (8 ч)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.
Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.
Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации.
- Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды.
- Определение состава воздуха.
- Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
- Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
- Опыты, выясняющие условия горения.
- Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»
Лабораторные опыты.
- Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа.
- Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи.
- Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород. Кислоты. Соли (6 ч)
Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.
Меры предосторожности при работе с водородом.
Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.
Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.
Демонстрации.
- Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
- Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
- Образцы кислот и солей.
- Действие растворов кислот на индикаторы.
- Видеофильм «Водород»
Лабораторные опыты.
- Получение водорода и изучение его свойств.
- Взаимодействие кислот с металлами.
Расчетные задачи.
- Решение различных типов задач.
Тема 4. Растворы. Вода. Основания (7 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Меры предосторожности при работе со щелочами.
Демонстрации.
- Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
- Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
- Реакция нейтрализации.
- Видеофильм «Вода»
Лабораторные опыты.
- Ознакомление со свойствами гидроксидов меди, натрия, кальция.
- Взаимодействие оснований с кислотами.
Практическая работа.
- Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи.
- Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.
- Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
- Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (8 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации.
- Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
- Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
- Видеофильм «Основные классы неорганических веществ».
Лабораторные опыты.
- Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа.
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Периодический закон Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы
Д. И. Менделеева.
Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.
Демонстрации.
- Видеофильм «Тайны великого закона»
Лабораторные опыты.
- Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (10 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.
Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации.
- Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и
ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
- Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими
свойствами галогенов.
- Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Расчетные задачи.
- Объемные отношения газов при химических реакциях.
- Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Лабораторные опыты.
- Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
- Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа.
- Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Перечень контрольных и проверочных работ
№ п\п |
Тема работы |
Вид работы | № урока по КТП |
1 | Химические элементы. Относительная атомная масса. | п\р | 7 |
2 | Моль.Молярная масса. | п\р | 16 |
3 | Первоначальные химические понятия. | к\р | 19 |
4 | Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. | п\р | 23 |
5 | Кислород. Оксиды. Горение. | п\р | 27 |
6 | Кислород. Водород. | к\р | 33 |
7 | Концентрация растворов. | п\р | 35 |
8 | Состав воды. Фихические и химические свойства воды. | п\р | 36 |
9 | Вода. Растворы. Основания. | п\р | 40 |
10 | Состав и строение кислот. | п\р | 42 |
11 | Генетическая связь основных классов неорганических соединений. | п\р | 45 |
12 | Вода. Классы веществ. | к\р | 48 |
13 | Периоды, группы и подгруппы. | п\р | 55 |
14 | Значение периодического закана. | к\р | 57 |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения по плану | Тема урока | Формы контроля | Домашнее задание |
1 | сентябрь | Тема 1: Первоначальные химические понятия (19 часов) Предмет химии. Вещества и их свойства. Техника безопасности в кабинете химии. | п.1, №5 с.13 | |
2 | сентябрь | Чистые вещества и смеси. | п.2, №7-9 с.13 | |
3 | сентябрь | Явления физические и химические. Химические реакции. | п.3, №10-13 с.13 | |
4 | сентябрь | Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. | п. 4,5 , подг. к практич. раб. | |
5 | сентябрь | Ознакомление с лабораторным оборудо-ванием. Изучение строения пламени. | Практическая работа № 1 | подг. к практич. раб. |
6 | сентябрь | Очистка загрязненной поваренной соли. | Практическая работа № 2 | подг. к провер. раб. |
7 | сентябрь | Химические элементы. Относительная атомная масса. | Проверочная работа. | п.6,7 №17 с.25 |
8 | сентябрь | Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. | п.8,9 №18 с.25 | |
9-10 | октябрь | Химические формулы. Расчеты по химической формуле. | п.10, № 10 с.32 | |
11-12 | октябрь | Валентность атомов элементов. Составление формул. | п.11,12 № 4,5 с.37 | |
13 | октябрь | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. | Самостоятельная работа. | п.13,14 |
14 | октябрь | Химические уравнения. | п.15 №4 с.47 | |
15 | октябрь | Типы химических реакций. | п.16 №6 с.47, подг. к провер.раб. | |
16 | октябрь | Моль – единица количества вещества. Молярная масса. | Проверочная работа. | п.17, №10 с. 47 |
17 | ноябрь | Молярная масса. Расчеты по уравнениям химических реакций. | № 1 с.48 | |
18 | ноябрь | Первоначальные химические понятия (урок-игра). | подг. к контр. раб. | |
19 | ноябрь | Первоначальные химические понятия. | Контрольная работа №1. | |
20 | ноябрь | Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение. (8 ч) Кислород. Физические и химические свойства. | п. 18,20, №1 с.60 | |
21 | ноябрь | Применение кислорода. Получение и свойства кислорода. | Практическая работа № 3 | п.19,21 №2 с.60 |
22 | ноябрь | Оксиды. Окисление. Круговорот кислорода в природе. | п.20,21 №3 с. 60 | |
23 | декабрь | Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. | Проверочная работа. | п.22 |
24 | декабрь | Вычисления по химическим уравнениям. | № 2 с.48 | |
25 | декабрь | Вычисления по химическим уравнениям. | Самостоя-тельная работа. | зад. в тетр. |
26 | декабрь | Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания. | п.23,24 №1,2 с.69, подг. к провер. раб. | |
27 | декабрь | Повторение и обобщение темы «Кислород. Оксиды. Горение». | Проверочная работа. | повт.главу 2 |
28 | декабрь | Тема 3. Водород. Кислоты. Соли (6 ч) Водород, его физические и химические свойства. Водород в природе. | п.25-27 | |
29 | декабрь | Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промыш-ленности. |
| п. 25-27 |
30 | декабрь | Состав кислот. Соли. | п. 32-33 | |
31 | Январь | Химические свойства кислот. | п. 32 № 7-8 с.105 | |
32 | Январь | Обобщение и систематизация знаний по темам 2 и 3. | подг. к контр.раб. | |
33 | Январь | Контрольная работа по темам «Кислород. Водород». | Контрольная работа №2. | |
34 | Январь | Тема 4. Растворы. Вода. Основания. (7ч) Вода – растворитель. Растворы. | п.28 | |
35 | Январь | Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. | Проверочная работа. | задача с.88 |
36 | Январь | Состав воды. Физические и химические свойства воды. | Проверочная работа. | п. 29, подг. к практич. работе |
37 | Январь | Приготовление растворов с определен-ной массовой долей растворенного вещества. | Практическая работа №4 | |
38 | февраль | Состав оснований. | Самостоятельная работа. | задание в тетр. |
39 | февраль | Повторение и обобщение темы «Вода. Растворы. Основания» | подг. к провер. раб. | |
40 | февраль | Повторение и обобщение темы «Вода. Растворы. Основания» | Проверочная работа. | повт. главу 4 |
41 | февраль | Тема 5. Основные классы неорганических соединений (8 ч) Состав и строение оксидов. Классификация. Свойства оксидов. Классификация неорганических веществ. | п.30 №2 с.92, подг. к провер. работе | |
42 | февраль | Состав и строение кислот. | Проверочная работа. | п.32 №8 с. 104 |
43 | февраль | Состав и строение оснований. Классификация и химические свойства. | п.31 №5 с.99 | |
44 | февраль | Состав и строение солей. | Самостоятельная работа. | п. 33, подг. к провер. работе |
45 | март | Генетическая связь между различными классами химических соединений. | Проверочная работа. | №10 (д,е) с.112 |
46 | март | Генетическая связь между различными классами химических соединений (урок-игра). | №10 (и,к) с.112 подг. к практич. работе | |
47 | март | Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических веществ». | Практическая работа №5 | подг. к контр. работе |
48 | март | Контрольная работа по теме «Вода. Классы веществ». | Контрольная работа № 3. | |
49 | март | Тема 6: Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 часов). Классификация химических элементов. Амфотерность. | п.34 | |
50 | март | Естественные семейства химических элементов (щелочные металлы, галогены, инертные газы). | п.34 | |
51 | март | Периодический закон Д.И. Менделеева. Порядковый номер химического элемента. | Самостоятельная работа. | п.35 |
52 | март | Состав атомных ядер. Изотопы. | п.37 | |
53 | апрель | Строение электронных оболочек атомов. | п.37 | |
54 | апрель | Строение электронных оболочек атомов. | . Самостоятельная работа. | п.37, подг. к провер. работе |
55 | апрель | ПСХЭ. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы. | Проверочная работа. | п.37 |
56 | апрель | Повторение и обобщение по теме. | подг. к контр. работе | |
57 | апрель | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. | Контрольная работа №4. | п.38,39 |
58 | апрель | Обобщение по теме (Путешествие в страну «Химический элементарий») | повтор. главу 6 | |
59 | апрель | Тема 7: Химическая связь и строение вещества (10 часов) Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. | п.40 | |
60 | апрель | Ионная связь (понятие о степени окисления). | Самостоя-тельная работа. | п.41,43 |
61 | май | Кристаллические решетки. | п.42 | |
62 | май | Закон Авогадро. | п.44 | |
63 | май | Решение задач с использованием закона Авогадро. | Проверочная работа. | №2, 4 с.157 |
64 | май | Галогены, строение, сравнительная характеристика, получение. | п. 46,47, подг. к практич. работе | |
65 | май | Соляная кислота и ее соли. | Практическая работа №6 | п.48 |
66 | май | Обобщение и систематизация знаний по темам 6-7 | подг. к тесту | |
67 | май | Итоговый диагностический тест. | Тестирование. | |
68 | май | Анализ диагностического тестирования, итоговое обобщение. |
Учебно-методический комплекс
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение, 2012.
- Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.,М.: Просвещение, 2011.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе. М.: Просвещение, 2009.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
- http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)
- http://www.hemi.nsu.ru/ (Основы химии. Электронный учебник)
- http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
- http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)
- http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
- http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
- http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)
- http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)
- http://www.alhimik.ru/ (АЛХИМИК)
- http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)
- http://www.chemistry.ru (Химия в Открытом колледже)
- http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)
- http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )
- http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии).
- http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия).
- www.ximicat.com/info.ru (Окислительно-восстановительные реакции).
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- Натуральные объекты (коллекции минералов и др).
- Химические реактивы и материалы.
- Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
- Модели.
- Учебные пособия на печатной основе.
- Технические средства обучения.
- Оборудование кабинета химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по химии 11 класс - 1 час
Для общеобразовательных классов с одним часом биологии в старшей школе....
Рабочая программа и планирование по химии 8 класс
Для общеобразовательных классов при 2 часах в неделю....
Рабочая программа и планирование по химии 9 класс
По программе 2 часа в неделю для общеобразовательных школ....
Рабочая программа и планирование по химии 10 класс 1 час
Для базового уровня общеобразовательных классов....
Рабочая программа и планирование - 9 класс, химия.
Рабочая программа и планирование по химии для 9 класса....
Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса, 1 час в неделю
Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса 1 час в неделю....
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...