Рабочая программа и планирование по химии 11 класс - 1 час
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Для общеобразовательных классов с одним часом биологии в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_planirovanie_po_himii_11_klass_-_1_chas.docx | 59.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 11 КЛАССА
Пояснительная записка
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
- О строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
- Химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 1 ч. в неделю.
- Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Личностные результаты обучения
- Учащийся должен:
- знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции)своей страны; общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
- испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально положительное отношение к себе;
- признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;
- осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
- проявлять: экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес,
- инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
- уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов,
- соответствующих этапам и способам изучения курса химии;выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки
- (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
проводить расчеты по формулам и уравнениям химических реакций;
оперировать понятием «моль»; различать абсолютную и относительную плотности газов;
понимать смысл формулы химического соединения и уравнения реакции.
давать определения понятий: «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «степень диссоциации», «равновесие», «скорость реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», «электролиз», «тепловой эффект
химической реакции», «экзотермический и эндотермический процессы»; разделять электролиты на сильные и слабые; записывать сокращенные и полные ионные уравнения реакций; формулировать признаки необратимого протекания реакций обмена в водных растворах электролитов; знать классификацию химических реакций по обратимости;
формулировать принцип Ле Шателье и анализировать факторы (на качественном уровне), влияющие на величину скорости химической реакции; понимать сущность окислительно восстановительной реакции как процесса переноса электронов; описывать (в том числе и уравнениями реакций) процессы, протекающие при электролизе расплавов электролитов; описывать и различать изученные химические вещества (хлор, хлороводород, хлориды, серу, сероводород, сернистый газ, серную кислоту и ее соли, азот, аммиак, азотную кислоту и ее соли, фосфор, фосфорную кислоту, углерод, угарный и углекислый газы, угольную кислоту и ее соли, оксид кремния, кремниевую кислоту и ее соли); качественно определять наличие в соединениях анионов соляной, серной, угольной и кремниевой кислот; классифицировать изученные химические соединения по разным признакам;
описывать демонстрационные и лабораторные эксперименты с изученными веществами;
анализировать эксперименты и теоретические сведения, делать из них умозаключения и выводы; использовать такие интеллектуальные операции, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов; иллюстрировать на конкретных примерах сложность строения материи, многообразие веществ; объяснять причины этого многообразия (на примере простых веществ — аллотропия); расширять интеллектуальный кругозор знаниями об истории открытия элементов и их соединений, об основных принцпах и закономерностях естественных наук; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
применять имеющиеся знания и навыки арифметических и алгебраических расчетов к решению химических задач; развивать способности генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации; строить классификацию сразу по нескольким признакам сравнения (на примере химических реакций), понимая ограниченность любой классификации; осуществлять химический эксперимент (например, исследование электропроводности твердых веществ и растворов, проведение реакций обмена в растворах электролитов); анализировать экспериментальные данные; классифицировать вещества по разным признакам сравнения, в том числе с точки зрения электропроводности их растворов; классифицировать химические реакции по числу и виду реагентов и продуктов, выделению или поглощению теплоты, обратимости, наличию переноса электронов; строить графические модели химических процессов (диссоциация, гидратация); строить, выдвигать и формулировать гипотезы; сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему; использовать такие интеллектуальные операции, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов; иллюстрировать на конкретных примерах сложность строения материи, многообразие веществ; объяснять причины этого многообразия (на примере простых веществ — аллотропия); расширять интеллектуальный кругозор знаниями об истории открытия элементов и их соединений, об основных принципах и закономерностях естественных наук; моделировать строение атомов элементов металлов (на примере элементов малых периодов и железа); делать выводы; проводить корреляцию между составом, строением и свойствами веществ;
определять цели и задачи деятельности и применять их на практике; понимать логику научного познания; строить, выдвигать и формулировать гипотезы, сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему; на конкретных примерах иллюстрировать сложность строения материи (корпускулярно - волновой дуализм электрона), условность любой классификации при большом многообразии веществ,
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 34 часа.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
Тема № 1 «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева » до 4 вместо 3 часов. Содержание учебного материала этой темы отрабатывается и используется в дальнейшем в практической деятельности учащихся при изучении других тем. Данные часы взяты из темы №2 «Строение вещества» - 1 час. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Химия » 11 класса. Дополнительные часы пошли на изучение темы «Вещества и их свойства»
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Тематическое планирование базовый уровень (34ч; 1ч/нед).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. | 4 | №1 | ||
2. | Строение вещества. | 13 | №1 | №2 | |
3. | Химические реакции. | 8 | №3 | ||
4. | Вещества и их свойства. | 9 | №2,№3 | №4 | |
Итого | 34 |
Содержание программы «Общая химия»
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (4 ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Контрольная работа №1 «Строение атома»
Тема 2. Строение вещества (13 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №2 «Строение вещества»
Тема 3. Химические реакции (8 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Контрольная работа №3 «Химические реакции»
Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства»
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
1,2 Строение атома и вещества(17ч) | Атом. Эволюция представлений о строении атома. Электронное строение атомов элементов малых периодов, d-Орбитали. Электронное строение атомов элементов больших периодов. Электронное строение атомов как основание классификации химамических элементов. Структура таблицы «Периодическая систе химических элементов Д. И. Менделеева». Химическая связь в простых веществах (ковалентная неполярная и металлическая) и сложных веществах (ковалентная полярная и ионная). Дальтониды и бертоллиды. Пространственное строение молекул и кристаллов. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества и молярная концентрация. Истинные и коллоидные растворы Демонстрации. 52. Модели молекул. 53.Модели кристаллических решёток. 54.Тепловые эффекты при растворении концентрированной серной кислоты и нитрата аммония. 55. Получение коллоидных растворов. Практическая работа №1 « Получение, собирание и распознавание газов». | Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью. Называть причины многообразия веществ. Обобщать понятия «s-орбитапь», «р-орбиталь», «d-орбитапь», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка». Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решётка». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Описывать процессы, происходящие при растворении электролитов и неэлектролитов в воде; электронное строение атомов элементов малых периодов. Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «электронная орбиталь», «периодическая система химических элементов». Проводить расчёты с использованием массовой доли растворённого вещества. Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов |
3. Химические реакции (8 ч) | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Закон сохранения массы и энергии в химии. Тепловые эффекты химических реакций. Теплота сгорания. Скорость химической реакции. Представление об энергии активации. Зависимость скорости химической реакции от условий её проведения. Катализ. Представление о принципе действия катализаторов. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Jle Шателье. Окислительно-восстановительные реакции с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Окислительно-восста- новительные реакции в неорганической и органической химии. Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции как источник электрического тока. Понятие о гальваническом элементе, аккумуляторе, топливном элементе. Химическая и электрохимическая коррозия. Защита металлов от коррозии. Реакции в растворах электролитов. Сильные и слабые электролиты. Гидролиз солей. Понятие о водородном показателе. Демонстрации. 56. Тепловые эффекты химических реакций. 57. Каталитическое разложение пероксида водорода в присутствии ионов меди. 58. Влияние температуры на смещение равновесия в системе 2NO + O2 2N02 59. Окисление сульфита калия перманганатом калия. 60. Окисление этилена перманганатом калия. 61. Сравнение электрической проводимости растворов сильного и слабого электролита Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9.Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.11. Различные случаи гидролиза солей. 25. Условия протекания реакций ионного обмена | Исследовать: свойства растворов электролитов; условия, влияющие на положение химического равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Описывать: принцип действия гальванического элемента, аккумулятора; условия, влияющие на положение химического равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции. Предсказывать: направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции; реакцию среды водных растворов солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, слабым основанием и сильной кислотой. Характеризовать: окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов; способы защиты металлов от коррозии; условия течения реакций в растворах электролитов до конца |
Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формы и методы контроля
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Учебно-методический комплект
- О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений.– М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Яшукова О.В Химия. 11 класс. Базовый уровень.: Методическое пособие.- М.:Дрофа, 2009.
- С.Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь. 11 кл. К учебнику О.С.Габриеляна « Химия.11класс.Базовый уровень»-М.: Дрофа.
4. Габриелян, П.Н.Берёзкин, А.А. Ушакова и др. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
Дополнительная литература:
- Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
- Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
- Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
- Тестовые задания для ЕГЭ различных авторов.
Календарно-тематическое планирование уроков химии
Класс: 11
Учебник: Химия. Автор: О.С.Габриелян
Учебный год: 2013-2014
Количество часов в неделю: 1 час (34 часа в год)
№ п/п | № в теме | Дата | Тема урока | Использование ТСО и ИКТ | Практическая часть | Подготовка К ЕГЭ | Задание на дом |
I полугодие ( сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь ) | |||||||
Тема 1. Строение атома – 4 часа | |||||||
1. | 1. | Строение атома. | Презентация | Вводный инструктаж по Т.Б. | 1.1 1.1.1 1.3.2 | §1,зад.в тетр.; сообщение | |
2. | 2. | Периодический закон и строение атома. | Презентация | 1.2 | §2,№8 | ||
3. | 3. | Обобщение знаний по теме «Строение атома». | Л.О.№1; Т.Б. | 1.1 1.2 1.3 | Гот. к контр. | ||
4. | 4. | «Строение атома». | Контрольная работа №1 | 1.1 1.2 1.3 | Индивид. задания | ||
Тема 2. Строение вещества – 13 часов | |||||||
5. | 1. | Анализ контрольной работы. Ионная химическая связь. | Презентация | Л.О.№2; Т.Б. Д.О. | 1.3.1 | § 3,№9; Сообщение | |
6. | 2. | Ковалентная химическая связь. | Презентация | Л.О.№2; Т.Б. Д.О. | 1.3.1 | § 4,№5; сообщение | |
7. | 3. | Металлическая химическая связь. | Презентация | Л.О.№2; Т.Б. Д.О. | 1.3.1 | §5, задача; сообщение | |
8. | 4. | Водородная химическая связь. | Презентация | Л.О.№2; Т.Б. Д.О. | 1.3.1 | §6, задача; сообщение | |
9. | 5. | Полимеры. | Презентация | Л.О.№3; Т.Б. Д.О. | 4.2.2 4.2.4 | §7, №7; сообщение | |
10. | 6. | Газообразные вещества. | Презентация | Л.О.№9,10; Т.Б. Д.О. | 1.3.3 2.3 4.1.1 | §8, №4; гот. к практ. Раб №1, стр.217-218 | |
11. | 7. | «Получение, собирание и распознавание газов». | Практическая работа №1 Инструктаж по Т.Б. | 1.3.3 2.3 4.1.1 | Сообщение | ||
12. | 8. | Жидкие вещества. | Презентация | Л.О.№4,5; Т.Б. Д.О. | 1.3.3 2.2; 2.3; 2.4 | §9, №10; сообщение | |
13. | 9. | Твёрдые вещества. | Презентация | Д.О. | 1.3.3 2.5; 2.6; 2.7 | §10, №9 | |
14. | 10. | Дисперсные системы. | Презентация | Л.О.№6; Т.Б. Д.О. | 1.3 2 | §11,№ 3, 11 | |
15. | 11. | Состав вещества. Смеси. | Д.О. | 4.1.2; 4.3 4.3.8; 4.3.9 | §12; № 4, 11 | ||
II полугодие (январь, февраль, март, апрель, май) | |||||||
16. | 12. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | 4.3 | Гот. к контр.раб. | |||
17. | 13. | «Строение вещества». | Контрольная работа №2 | 1.3 2.3 4.1 4.2 4.3 | Подг. вопросы | ||
Тема 3. Химические реакции – 8 часов | |||||||
18. | 1. | Анализ контрольной работы. Реакции, идущие без изменения состава вещества. | Презентация | Д.О. | 1.4.1 1.4.10 | § 13, № 7,8 | |
19. | 2. | Классификация реакций, идущих с изменением состава веществ. | Презентация | Л.О. № 7,8,9,10 Т.Б. Д.О. | 1.4.1 1.4.10 | § 14, № 7,8 | |
20. | 3. | Скорость химической реакции. | Видеофрагмент | Д.О. | 1.4.3 | § 15, № 11, задача | |
21. | 4. | Обратимость химической реакции. Химическое равновесие. | Видеофрагмент | Д.О | 1.4.4 | § 16, № 4,5 | |
22. | 5. | Гидролиз. | Презентация | Л.О. №11 Т.Б. Д.О. | 1.4.7 4.1.3 | § 18, № 7,8 | |
23. | 6. | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. | Презентация | Д.О. | 1.4.8 | § 19, 2 реакции ОВР | |
24. | 7. | Обобщение знаний по теме «Химические реакции». | 1.4 | Гот. к контр. раб. по § 13-19 | |||
25. | 8. | «Химические реакции». | Контрольная работа №3 | 1.4 4.1 | Не задано | ||
Тема 4. Вещества и их свойства – 9 часов. | |||||||
26. | 1. | Анализ контрольной работы. Металлы. | Презентация | Л.О. № 18. Т.Б. | 2.2 4.2.1 4.2.2 | § 20, №1,5в | |
27. | 2. | Неметаллы. | Презентация | Л.О. № 18. Т.Б. | 2.3 4.3 | § 21, задача, ОВР | |
28. | 3. | Кислоты. | Презентация | Л.О. № 12, 13, 14, 15, 18 Т.Б. | 2.6 3.6 3.7 | § 22, № 5,7,8 | |
29. | 4. | Основания. | Презентация | Л.О. № 12,16,18 Т.Б. | 2.5 3.7 | § 23, №6,8 | |
30. | 5. | Соли. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. | Видеофрагмент | Л.О. № 12, 17, 18 Т.Б. | 2.7 3.9 4.1.4 4.1.5 | § 24,25; гот. к практ. раб. № 2 (по неорг. в-вам) | |
31. | 6. | Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений». | Практическая работа №2. Инструктаж по Т.Б. | 4.1.1 4.1.4 4.1.5 | Гот. к практ. раб. (по орган. в-вам) | ||
32. | 7. | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений». | Практическая работа №3. Инструктаж по Т.Б. | 4.1.1 4.1.4 4.1.5 | Гот. к контр.раб. по § 20-25 | ||
33. | 8. | «Вещества и их свойства». | Контрольная работа №4 | 2.3 4.1 4.3 | Не задано | ||
34. | 9. | Анализ контрольной работы. Заключительный урок | Не задано |
Лабораторные работы:
1.Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
2. Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств.
3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.
4. Испытание воды на жёсткость.
5. Ознакомление с минеральными водами.
6. Ознакомление с дисперсными системами.
7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.
9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
11. Различные случаи гидролиза солей.
12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
13.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.
14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.
15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.
16. Получение и свойства нерастворимых оснований.
17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа , планирование для 4 класса
рабочая программа по английском языку в 4 классе к учебнику "Английский с удовольствием" . Автор Биболетова М. З....
Рабочая программа и планирование по химии 8 класс
Для общеобразовательных классов при 2 часах в неделю....
Рабочая программа и планирование по химии 9 класс
По программе 2 часа в неделю для общеобразовательных школ....
Рабочая программа и планирование по химии 10 класс 1 час
Для базового уровня общеобразовательных классов....
8 класс. Рабочая программа и планирование по химии.
Рабочая программа и планирование по химии для 8 класса....
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...