Итак, что мы с вами изучили на прошлом уроке? К доске решать домашнюю задачу пойдет Иванова, а все остальные работаем по карточкам химических элементов. (вызываю к доске воспитанницу, которая будет решать домашнюю задачу; другая ученица показывает всем остальным воспитанницам карточки с химическими элементами). Пока идет работа по карточкам, прохожу по рядам и проверяю наличие домашнего задания!!!!! – 3минуты. После решают по вариантам в рабочих тетрадях задачу, оформленную в виде таблицы – 4 минуты. Таблица с задачей – на слайде презентации. вариант | масса, г (СuO) | количество вещества, моль (СuO) | число молекул (СuO) | I вар. | 120 | 1.5 | 9,03*10 23 | II вар.
III вар. | 240
40 | 3
0,5 | 18,06*10 23
3,01*10 23 |
Затем предлагаю проверить домашнюю задачу у доски – 3 минуты. Сразу отценить ( разноцветный кружок)!!!!!!
| Один человек решает домашнюю задачу у доски, а все остальные работают с карточками хим. элементов.
В рабочей тетради в течение 4 минут решают задачу, оформляя ее в виде стандартной записи расчетных задач. Проверяем решение задач с места – 3 человека. При этом получают разноцветные кружки.
Иванова отвечает на вопросы по домашнему заданию. Получает разноцветный кружок (способ оценивания). | Личностные (самоопределение)
Регулятивные (оценка, саморегуляция)
Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | Учебник, мультимедийная презентация |
Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему "Неметаллы”. И вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, отгадав загадку: Вы со мною уже встречались - Я космический скиталец, Элементов прародитель И отважный предводитель. Я любитель кислорода, Вместе с ним даю я воду. (Водород) - Значит тема нашего урока - Водород.
| Ученицы фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос.
Записывают тему урока в рабочих тетрадях.
| Личностные (смыслообразование)
Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | Презентация к уроку |
Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим. На слайде презентации изображена схема путешествия по теме с указание станций. 1. Станция «Историческая». Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.
2. Станция «Менделеевская» Предлагаю по вариантам приготовить ответы на вопросы. Каждой группе выдается карточка с заданиями. Задание делается на время. Задание для первого варианта: указать положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов. Задание для второго варианта: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.
3. Станция «Природная» На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе. Рассказ ученицы+слайд .
4. Мы приближаемся к следующей станции «Получение водорода», на которой вам будет необходимо побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства. Показ учителем демонстрационного опыта: «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой» Составление уравнения реакции. Алгоритм опыта: (на слайде презентации) • Подготовить пробку с газоотводной трубкой. • Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка. • Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода. • Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном. • Проверить на частоту водорода. Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок. Составляем уравнение реакции: 1. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Обсуждение эксперимента по вопросам: 1. Почему водород собирают в пробирку вверх дном? 2. Во сколько раз водород легче воздуха? 3. Можно ли таким образом собирать кислород?
| Открытие водорода: В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз .Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш») Дж. Дальтон рассматривал водород , как самый легкий газ. В начале 19 века Дальтон создал первую шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Ответы на вопросы заслушиваются у доски
Рассказ ученика: Водород - один из наиболее распространенных элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.
Одна ученица выступает в качестве помощника учителя. Все записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях
Вывод формулирует ученица по вопросам. 1. Газ б/ц, б/з, б/в. 2. Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном. 3. Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ. 4. Tкип = - 253 С 5. Малорастворим в воде. (вывод есть на слайде) | Личностные (самоопределение)
Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)
Регулятивные (прогнозирование, коррекция) | Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна; |
Диктую: Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода» I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода. II вариант – для водорода. 1) Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде. 2) В реакциях, как правило, окислитель. 3) Имеет аллотропные модификации. 4) Используется как восстановитель в металлургии. 5) Получают при разложении воды. 6) Самый распространенный элемент космоса. 7) Входит в состав воздуха. 8) Реагирует с неметаллами. 9) Входит в состав оксидов. 10) Легче воздуха. Ответ: I вариант: О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10. | Работают в проверочных тетрадях На слух воспринимают и отвечают на вопросы по вариантам. Сдают тетради. | Регулятивные (оценка, саморегуляция)
Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)
| мультимедийная презентация к уроку |
Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5) Творческое задание: «Синквейн» для водорода. Составить по схеме: • Название темы – одно существительное • Описание темы - два прилагательных • Описание действия – три глагола • Отношение к теме – четыре слова • Суть темы – одно слово
Водород Бесцветный, легкий. В реакции вступает, восстанавливает, сгорает. В смеси с кислородом взрывоопасен. Осторожно!!!
| Записывают домашнее задание в тетрадь.
|
| мультимедийная презентация к уроку, учебник |