Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы:  Разработка урока химии с использованием мультимедийной презентации

Автор: Кузьмина Елена Леонидовна, school_3_urevec@mail.ru 

Место работы: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 (МОУ СОШ №3) г.Юрьевца Ивановской области.

Предмет: химия, урок изучения нового материала

Тема: Белки-природные полимеры

Продолжительность: 1 урок 45 минут.

Класс: 10

         Технологии: мультимедийная презентация

I этап урока

Слайд 1 Урок начинается стихами С.Я.Надсона:

“Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

капризна, как дитя, и призрачна, как дым,

кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,

великое смешав с ничтожным и смешным…”

Учитель химии: Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы волнуют людей всегда. Ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, какая всегда сопровождала проблема живого. А причина этой борьбы – в самом объекте познания, его уникальности, неповторимости и сложности. Постепенно было накоплено много  экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка”. (Ф.Энгельс). Современная наука представляет жизнь как переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.

Что же такое белок? Учащиеся должны раскрыть тайну веществ, лежащих в основе понятия “жизнь”, т.е. должны ответить на вопрос “Что такое белок?”.

В курсе биологии учащиеся получили первоначальные сведения о белках, их составе, значении в жизни организмов. Эти знания наряду с изученными в курсе органической химии станут опорными при изучении химии белков. Первый рассказ о белках в природе и их функциях в организме в значительной степени может быть построен на ответах учащихся.

Слайд 2Как правило учащиеся дают информацию о структурах и функциях белка. Целесообразно продолжить повторение по вопросам:

  • Какое количество структур присуще белкам?
  • Каким образом образуется первичная, вторичная, третичная структура белка? (Покажите с помощью бус).
  • Составьте схему превращения белков в организме.
  • Функции белков.

К вопросу о выяснении состава и строения белков подходят по аналогии с выяснением подобного вопроса для других известных учащимся природных полимеров – целлюлоза и крахмал. Учащиеся могут высказать мысль о гидролизе, Здесь важно подчеркнуть, что в отличие от углеводов при гидролизе белков образуется не одно вещество, а несколько веществ, относящихся к классу аминокислот. Обращаемся к таблице аминокислот, образующих белки  (см.  стр. 204 учебник Органическая химия, автор Л.А. Цветков), предлагая дополнить двумя формулами: гистидина, чтобы показать возможное наличие гетероциклов в радикалах, и валина, ссылка на который потребуется при обсуждении первичной структуры белка. Проводится обсуждение вопросов. Учащиеся выступают,  имеют право дополнять, исправлять, задавать вопросы.

СЛАЙД 3 – основные вопросы, положенные в основу изучения нового материала.

Далее учитель дает информацию о белках:

  • Получение белков - СЛАЙД 4 – работа по слайду.

(Структуры аминокислот целесообразно изобразить именно таким образом. Это поможет понять, как образуются пептиды при взаимодействии аминокислот).

Опираясь на изученные ранее химические свойства аминокислот как амфотерных соединений, составляем уравнение образования трипептида. Обращаем внимание на возможность образования длинных цепей – полипептидов: ведь остатки разных аминокислот могут сочетаться в различной последовательности и каждая аминокислота может входить в макромолекулу многократно – это определяет возможность существования огромного множества белков.

  • Определение, классификация– СЛАЙД 5 – работа по слайду.

Для характеристики разнообразия белков обычно приводят сравнение с безграничными возможностями образования слов из ограниченного числа букв алфавита. Возможно и другие примеры. Если взять только 12 аминокислот и считать, что они образуют в полипептиде 288 звеньев. То могло бы получиться 10300 различных белков. Если бы наша планета состояла только из этих веществ и каждое из них было бы представлено лишь одной молекулой, то масса Земли составляла бы около 10280 г. В действительности она равна  всего 1027 г. Можно сделать вывод, что в природе существует только малая часть теоретически возможного количества белков.

  • Элементарный состав– СЛАЙД 6 – работа по слайду.

Итогом обсуждения этих вопросов будет понятие о первичной структуре белка.

  • Структуры белка – СЛАЙД 7

Каждый белок имеет свое специфическое (индивидуальное и постоянное) строение. Структуры белка (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).

По окончанию обсуждения вопросов ученики формируют общий вывод по I этапу работы:

Белки очень разнообразны, т.к. каждый из них характеризуется последовательностью аминокислотных звеньев: белки – это высшая, самоорганизующаяся форма развития вещества, в которой первичная структура определяет его биологическую активность; белки полифункциональны, это биополимеры, полипептиды. Белки различаются по составу аминокислот, числу аминокислотных остатков по порядку их последовательности в белковой цепи. Белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот – это доказательство единства живого мира на Земле.

II этап урока:

Слайд 8 Химические свойства белков (учитель).

Этот аспект темы следует рассматривать с возможно большей опорой на строение белков, что послужит закреплению предыдущего материала и выявлению причинно-следственных связей в изучаемых явлениях.

Обсуждение амфотерности белков можно начать с вопроса: аминокислоты – соединения амфотерные, будет ли присуще это свойство белкам?

1.Растворимость белков. Различная растворимость белков в воде связана, прежде всего, с их молекулярной массой. Растворимость в большей степени зависит также от природы радикалов аминокислотных звеньев.

2. Гидролиз белков – разрушение первичной структуры. В лаборатории этот процесс проводится в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходит под действием ферментов.

3. Денатурация белков. Необратимая - полное разрушение пространственной структуры белка. Денатурация происходит под действием солей тяжелых металлов, высокой температуры, излучения – демонстрация видеофрагмента.

Обратимая денатурация - частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс называется ренатурация.

СЛАЙД 9

  • Цветные реакции белков.

Цветные реакции применяются для установления белковой природы веществ, идентификации белков и определение их аминокислотного состава в различных биологических жидкостях. В клинической лабораторной практике эти методы используются для определения количества белка в плазме крови, аминокислот в моче и крови, для выявления наследственных и приобретенных патологий обмена у новорожденных.

Демонстрация опытов (выполняет учитель: Биуретовая реакция на пептидную связь; Ксантопротеиновая реакция.

Горение белков. Учащиеся поджигают шерстяную нитку и делают вывод.

Учитель химии: Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, а иногда и к полному блокированию ряда иммунологических реакций, к инактивации ферментов и нарушению обмена веществ. Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией. Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма.

III этап урока:

Учитель: Белки – основная структурная часть любого живого организма, а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. При исключении из рациона белкового компонента, несмотря на достаточную калорийность пищи, у живых организмов наблюдаются патологические явления: остановка роста, изменение состава крови и т.д. С чем же связано огромное значение белков для живых организмов?

СЛАЙД 10

С сообщением “Функции белков в организме” выступают учащиеся

- каталитическая функция,

- защитная функция,

- строительная функция,

- сигнальная функция,

- транспортная,

- двигательная.

Вывод: приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.

Учащиеся составляют краткий конспект по выступлениям.

Каталитическая функция белков. Опыт проводит учитель.

Прилейте по 2 мл. Н2О2 в пробирке с кусочками мяса, картофелем (сырой, вареный).

Запишите наблюдаемые вами явления в таблицу. Предлагает записать уравнение, выполненной реакции.

Дайте объяснения вашим наблюдениям.

Что брали?

Что делали?

Что наблюдали?

Объяснения

Живые клетки растительной ткани

Мертвые клетки растительной ткани

Живые клетки животной ткани

Мертвые клетки животной ткани

Вывод: При варке картофеля, мяса произошла денатурация белка фермента каталазы, разрушилась 3-ая структура белка и это привело в разрушению активного центра фермента. Выделение кислорода при действии Н2О2 на сырой картофель и мясо свидетельствует о проявлении каталитической функции белка – фермента каталазы.

2О2 = 2Н2О + О2

СЛАЙД 11 Выступление учащегося - превращение белков в организме. В качестве дополнения слово предоставляется специалистам врачебной практики (учащиеся заранее готовят сообщения, опираясь не только на учебную литературу, но и через беседы с врачами – практиками районной поликлиники):

  • Врач генетик

Сообщение о том, что генетическими болезнями страдают не только жертвы этих болезней, но и их семьи. Родителей часто мучает чувство вины.

Генетические консультации врачей генетиков могут помочь супругам определить, на сколько велик риск рождения у них больного ребенка.

В ряде случаев медико-генетические консультации выявляют у новорожденных или у грудных детей наследственное предрасположение к наследственным болезням, возникновение которых в очень сильной степени зависит от определенных внешних условий.

  • Врач эндокринолог

Сообщение о биохимии опухолей желудочно–кишечного тракта и их влиянии на процесс белкового обмена.

  • Врач косметолог

Беды нашего организма отражаются на коже, а особенно на коже лица – самой уязвимой части тела.

Сообщение о влияние кремов на кожу.

  • Врач невропатолог

Сообщение о том, что эндокринная и нервная системы действуют координировано, поддерживая постоянство внутренней среды организма. Взаимодействие между нервной и эндокринной системами осуществляется в основном посредством гипоталамуса. Оказывают стрессы, поэтому здоровый образ жизни, снижение стрессов является залогом здоровья.

  • Врач терапевт

Белки в иммунной системе

Иммунная система – это самостоятельная система организма, представленная своими функциями и органами.

Основные функции иммунной системы:

1) распознать “чужое”, разрушить, нейтрализовать, вывести из организма.

2) обеспечить препятствие внедрению и размножению чужеродных антигенов.

3) Запомнить строение, свойства “чужого”, быстрее встречать его как “чужое” и сохранять в иммунологической памяти.

Начальные события в клеточном взаимодействии включают два этапа:

Прямое физическое взаимодействие между клетками, либо действие лиманда (антигена) – этого белка на клетку. В результате следует второй этап.

Синтез и секреция биологически активных веществ на клетку-мишень. Это обеспечивает формирование иммунных реакций. Белки в крови обеспечивают защитные реакции организма. Например, антитела участвуют в формировании иммунных реакций. Тромбин обеспечивает свертываемость крови. Иммунная система состоит из В-системы и Т-системы, иначе происходят сбои в реализации иммунных реакций. Пагубное влияние на состояние иммунной системы оказывают внешние условия (природно-климатические, промышленное воздействие, изменение места жительства) и факторы риска (алкоголь, наркотики, курение).

Новости из области синтезирования нового вида белка СЛАЙД 12 – сообщение учителя.

США: учёные создали самоорганизующиеся белки

Исследователи из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) создали новый класс белков, которые способны самостоятельно собираться в гель.

Этот гель представляет собой макромолекулярные белковые сети, погружённые в воду. При добавлении белков в ёмкость их подключение к растущей сети происходит автоматически, за счёт специальных концевых молекул-модулей, обеспечивающих стыковку.

Эти концевые модули могут быть трёх разных видов, и "сконструированы" так, чтобы притягивать друг друга. Так что каждая молекула в сети соединена с тремя соседями.

В середине нового искусственного белка учёные научились размещать произвольный набор аминокислот, способных выдавать определённые биохимические сигналы живым клеткам. В частности, это сигналы для поощрения дифференциации и роста клеток нужного типа.

Эта работа, как рассчитывают американцы, поможет найти новые методы восстановления повреждённых (или больных) тканей человека.[3]

IV этап урока: СЛАЙД 13

Для закрепления новых понятий проводится логический брифинг. Учащимся в течение 3-х мин. необходимо заполнить таблицу.

Другие названия белка.

Мономеры белка.

Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства белков.

Связь, поддерживающая I структуру белков.

Структура белка, представляющая спираль.

Полное разрушение пространственных структур белков.

Реакция, лежащая в основе получения белков.

Гормон поджелудочной железы.

Биологические катализаторы.

Болезнь, вызываемая недостатком инсулина в организме.

Связи, поддерживающие вторичную структуру белка?

Структура белка, определяющая биологическую активность белка.

Процесс взаимодействия белков с водой.

Структура белка, которая разрушается при нагревании белка с водой.

Структура белка, которая поддерживается эфирными и дисульфидными мостиками.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод.

Итак, понятие “жизнь” и “белок” неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос “что такое жизнь?”, надо знать, что такое белок. Чем больше о белках мы узнаем, тем глубже проникаем в понятие “жизнь”. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь. Подтверждением служат слова Гете: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание:  §44 ( Л.А.Цветков Органическая химия).

Осуществить переход:

Пропан            пропен        пропанол          пропановая кислота

аминопропановая кислота         дипептид.

Положительные аспекты урока:

– интерес к предмету;

– взаимосвязь с другими предметами;

– умение делать обобщения, сравнение (логическое мышление);

– практические навыки для учащихся;

– применение в жизни.

Используемая литература:

  1. Л.А.Цветков: Органическая химия 10-11 класс. М., Владос,2009 г.
  2. М.Ю.Горковенко: Поурочные разработки по химии 10 класс, Москва «ВАКО», 2006 г.
  3. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока по биологии "Белки - природные высокомолекулярные вещества"

Методическая разработка урока по биологии "Белки - природные высокомолекулярные вещества"...

Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»

Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса

Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении  воды в быту.4. Формировани...