конспекты уроков по химии 8-9 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов.
Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи.
Элементы содержания: ионная связь, ионы, катионы и анионы.
Требования: знать понятие «ион»; уметь определять ионный тип связи в соединениях.
Оборудование: таблица «Образование ионной связи».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
У доски:
– изменение строения и свойств атомов в периоде (один учащийся);
– изменение строения и свойств атомов в главной подгруппе (другой учащийся).
Фронтально: упр. 1, подобные упражнения.
II. Объяснение нового материала.
Как вы знаете, в природе атомы большинства элементов не существуют разрозненно, а соединяются между собой.
Причиной их объединения является стремление к наиболее устойчивому энергетическому состоянию, которое достигается при завершении внешнего энергетического уровня.
Взаимодействие между атомами, приводящее к образованию устойчивых многоатомных структур (молекул, ионов, кристаллов), называются химической связью.
Как мы уже выяснили, металлы отдают электроны, неметаллы – принимают. Если атомы металла и неметалла окажутся рядом, между ними произойдет переход электронов.
Например:
Натрий переходит в устойчивое состояние за счет того, что у него оказывается внешним завершенный второй уровень, а у хлора – третий уровень. Натрий отдает электрон, поэтому заряжается положительно, хлор принимает электрон – заряжается отрицательно. Заряженные частицы, полученные из атомов путем присоединения или отдачи электронов, называются ионами. Положительные ионы называются катионами, отрицательные – анионами. Между разноименно заряженными частицами возникает притяжение, которое и называется ионной связью.
Каждый ион имеет заряд, который равен разнице между зарядом ядра и числом электронов.
Упражнение. Показать образование ионной связи между атомами:
1) кальция и фтора;
2) бария и кислорода;
3) лития и азота;
4) алюминия и фтора.
Домашнее задание: § 9 (до конца), упр. 2 (письменно).
Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Элементы содержания: ковалентная (полярная и неполярная) связь; понятие о валентности и степени окисления.
Требования: уметь определять ковалентный тип связи в соединениях, валентность и степень окисления элемента в соединении.
Оборудование: таблицы по теме «Типы химических связей».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски – объяснить образование ионной связи на примере NaCl (один учащийся). Выполнение упр. 2 на доске.
II. Объяснение нового материала.
– Итак, если встречаются атомы металла и неметалла, электроны от металла переходят к неметаллу, образуются ионы, а между ними – ионная связь.
А как поведут себя атомы неметалла при взаимодействии?
Рассмотрим самый простой пример – атом водорода, у него на внешнем уровне 1ē, до завершения первого уровня ему не хватает 1 ē, но «отобрать» его у точно такого же атома водорода он не сможет, потому что электроны этих атомов с равной силой удерживаются ядром. Поэтому здесь будет другой механизм завершения внешнего энергетического уровня – обобществление электронов. Схематично это изображают так:
Эта схема обозначает, что общая электронная пара в равной степени принадлежит обоим атомам, то есть вокруг каждого атома вращаются 2 электрона, у каждого атома энергетический уровень завершен.
Химическая связь, образованная электронными парами, называется ковалентной.
Одна общая электронная пара соответствует одной связи, такая связь называется простой, или одинарной. Так как каждый атом водорода с равной силой притягивает к себе электронную пару, связь называется неполярной ковалентной. Механизм обобществления электронов называется обменным.
Рассмотрим образование связи между молекулами фтора, кислорода, азота, следуя алгоритму:
1) Записать знак элемента. Определить по номеру группы число электронов на внешнем уровне.
2) Расставить по 4 сторонам по 1 электрону, оставшиеся электроны ставить по 1 (снизу по часовой стрелке).
3) В зеркальном отображении изобразить такой же атом.
4) Обвести собственные электроны атома и неспаренные электроны другого атома так, чтобы в комплекте оказалось 8ē. У второго атома – так же.
5) В общей обводке окажутся общие электронные пары.
По числу общих электронных пар определяется кратность связи (простая, двойная, тройная).
5) одна общая электронная пара – связь простая.
Ответы:
две общие пары – связь двойная
три общие пары – связь тройная
Эти же электронные формулы можно изобразить в виде структурных формул.
Н – Н; F – F; О = О; N ≡ N.
Число общих электронных пар, которое может образовать атом, называется валентностью.
Валентность неметаллов определяется числом неспаренных электронов, которое можно вычислить так: 8 – номер группы.
Домашнее задание: § 10, упр. 2, 3, 4, 5.
Металлы в природе. Общие способы их получения.
Элементы содержания: понятие о металлургии, способы получения металлов.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: составлять уравнения химических реакций получения металлов.
Цели: сформировать представление о металлургии, способах получения металлов разной степени активности; развивать умение составления уравнений химических реакций.
Оборудование: таблицы «Руды металлов»; коллекции «Минералы и горные породы»; модель электролизера для получения алюминия, модель доменной печи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 2, устный опрос: классификация сплавов.
II. Объяснение нового материала.
В зависимости от того, где расположен металл в ряду напряжений, можно судить о его нахождении в природе:
– металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия, встречаются в природе в виде солей – хлоридов, сульфатов, нитратов, карбонатов;
– металлы от алюминия до ртути – в виде оксидов и сульфидов, реже в виде карбонатов;
– металлы, располагающиеся в ряду напряжений после водорода, могут встречаться в самородном виде (золото, серебро, платина, реже – ртуть и медь).
Природные образования, содержащие минералы металлов, пригодные для промышленного получения из них металлов, называют рудами. Наука о получении металлов из руд называется металлургией. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов:
1. Пирометаллургия – методы извлечения металлов из руд под действием высоких температур.
Сульфидные руды подвергают обжигу:
Оксидные руды и оксиды восстанавливают водородом, углем, угарным газом, более активными металлами – алюминием (алюминотермия), магнием (магнийтермия), натрием (натрийтермия):
2. Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, происходящих в растворах.
3. Электрометаллургия – выделение металлов из их солей и оксидов под действием электрического тока.
Металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия включительно, можно получить электролизом только расплавов оксидов и солей. Менее активные металлы можно восстановить электрическим током из растворов солей:
Домашнее задание: § 9, упр. 4, 5.
Химия 9.
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.
Элементы содержания: щелочные металлы.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: характеризовать щелочные металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов; составлять уравнения реакций с участием щелочных металлов.
Цель: отрабатывать умения характеризовать химические элементы по их положению в Периодической системе, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.
Оборудование: металлический натрий, литий; кристаллизаторы с водой, фенолфталеин, спиртовка, щипцы для сжигания веществ, спички, стаканчики с водой.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски (пиро-, гидро-, электрометаллургия); устный опрос (нахождение металлов в природе, понятия «руда», «металлургия»); проверка упражнений из домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Вопросы для беседы. Перечислите металлы главной подгруппы первой группы. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне их атомов? Как это должно отразиться на их химических свойствах? Как изменяются радиусы атомов от лития к францию? Как это повлияет на химическую активность металлов?
Сравним химическую активность лития и натрия на примере их взаимодействия с водой.
Демонстрационный эксперимент.
Проверим с помощью фенолфталеина среду полученного раствора. Почему данные металлы называют щелочными? Сравним горение лития и натрия. Растворим продукты горения в воде. Прильём фенолфталеин. Что наблюдаем?
Обобщим сведения в виде схемы:
III. Закрепление.
Задание. Записать уравнения взаимодействия лития с азотом; с водой; с соляной кислотой; с водородом.
Домашнее задание: § 11, упр. 1(а); 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
Конспект урока по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений - оксиды"
Урок изучения нового материала...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...