Физические и химические явления
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Тема: Физические и химические явления. Химические реакции.
Дата: 20.09.2013г
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.
Задачи:
- способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
- сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
- способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
- продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.
Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.
Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.
Ход урока:
- Оргмомент.( мин.)
На столе зажженная свеча (видеослайд 1 )
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».
Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)
- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления?
- горение парафина (свет и выделение тепла).
Слайд 3
Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3).Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока.«Физические и химические явления. Химические реакции.»
Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).
Итак сегодня мы должны:(слайд 5).
• определить • сущность физических и химических явлений
• отметить • значение физических и химических явлений
• выявить • признаки химических реакций
• рассмотреть • условия возникновения и протекания реакций
Это будет планом нашего урока.
2.Изучение нового материала. ( мин)
Слайд 7
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз , или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.
Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь)слайд 8
Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин
Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.
Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.
Физкультминутка. (слайд 9)
Помощь ассистентов. Правила ТБ.
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Разрезание бумаги.
Опыт №3. Диффузия перманганата калия.
Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.
Видеослайды слайд (10-18)
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций: (слайд 19-20)
- Изменение окраски;
- Образование осадка;
- Появление запаха;
- Выделение газа;
- Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).
Условия протекания:
- Контакт веществ
- Нагревание
- Действие
электрическим током
Облучение светом
Значение химических реакций. Сообщение учащегося.
А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
- Закрепление учебного материала ( мин) Слайд21
Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.
Установите соответствие:
Вариант 1
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
- Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10
Химические явления: 2, 4, 7, 9
Установите соответствие:
Вариант 2
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9
Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10
Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»
• Взаимопроверка и выставление оценок
Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»
Остальным необходимо поработать еще дома.
- Домашнее задание (1 мин) Слайд 22
§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).
5.Рефлексия. ( мин)
В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.
Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?
Подведение итогов (2мин) Слайд 23-24.
Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана
(учащиеся зачитывают слова):
«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,
понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».
5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый
Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!
Тема: «Физические и химические реакции»
Вариант 1
Установить соответствие.
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек
Вариант 2
Установить соответствие.
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_uzenkovoy_a.v.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Физические и химические явления. Химические реакции.
Дата: 20.09.2013г
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.
Задачи:
- способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
- сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
- способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
- продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.
Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.
Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.
Ход урока:
- Оргмомент.( мин.)
На столе зажженная свеча (видеослайд 1 )
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».
Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)
- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления?
- горение парафина (свет и выделение тепла).
Слайд 3
Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3).Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока.«Физические и химические явления. Химические реакции.»
Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).
Итак сегодня мы должны:(слайд 5).
• определить • сущность физических и химических явлений
• отметить • значение физических и химических явлений
• выявить • признаки химических реакций
• рассмотреть • условия возникновения и протекания реакций
Это будет планом нашего урока.
2.Изучение нового материала. ( мин)
Слайд 7
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз , или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.
Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь)слайд 8
Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин
Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.
Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.
Физкультминутка. (слайд 9)
Помощь ассистентов. Правила ТБ.
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Разрезание бумаги.
Опыт №3. Диффузия перманганата калия.
Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.
Видеослайды слайд (10-18)
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций: (слайд 19-20)
- Изменение окраски;
- Образование осадка;
- Появление запаха;
- Выделение газа;
- Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).
Условия протекания:
- Контакт веществ
- Нагревание
- Действие
электрическим током
Облучение светом
Значение химических реакций. Сообщение учащегося.
А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
- Закрепление учебного материала ( мин) Слайд21
Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.
Установите соответствие:
Вариант 1
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
- Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10
Химические явления: 2, 4, 7, 9
Установите соответствие:
Вариант 2
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9
Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10
Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»
• Взаимопроверка и выставление оценок
Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»
Остальным необходимо поработать еще дома.
- Домашнее задание (1 мин) Слайд 22
§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).
5.Рефлексия. ( мин)
В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.
Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?
Подведение итогов (2мин) Слайд 23-24.
Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана
(учащиеся зачитывают слова):
«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,
понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».
5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый
Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!
Тема: «Физические и химические реакции»
Вариант 1
Установить соответствие.
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек
Вариант 2
Установить соответствие.
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания
7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс" Конспекты двух уроков....
Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ре...
Презентация Явления природы.Физические и химические явления.
Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления" поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС
Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...
технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»
Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....
Физические и химические явления. Химические реакции
Химия 8 класс: урок-исследование...