Рабочая программа по химии 11 класс, базовый уровень
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Анциферова Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_11_klass.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

комитет Администрации Каменского района по образованию

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»                       «СОГЛАСОВАНО»                      «УТВЕРЖДАЮ»                                              

руководитель МО              заместитель директора по            директор школы                                                            

______ М.А.Комбарова        УВР  __________               _______ Л.И.Анциферова

Протокол № _____ от             С.А.Кольченко                    Приказ № _____ от

«_____» ______ 20 __ г.     «_____» _______ 20 __ г.    «_____» ________ 20 __ г.                                  

Рабочая программа

по химии, 10-11 классы, среднее (полное) образование,

базовый уровень

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства

образования РФ: программа курса химии 8-11 классов,

образовательных учреждений, утвержденных МО. РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011.

                       Составитель: Анциферова С.В.

учитель химии, вторая

 квалификационная категория.

с. Новоярки

2013год.

Рабочая программа по химии 10-11 кл. Базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена основе «Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень», автор О. С. Габриелян, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с   Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по химии, с Федеральным базисным учебным планом,   утвержденным приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования РФ от 29 января 2004г. №315/2 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказом Министерством образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

* Письмо Министерства образования РФ от 20 октября 2003 г. № 03-58-73ин/13-03;

* Письмо Министерства образования РФ от 23 октября 2003 г. № 03-58-75ин/13-03.

             Программа адресована обучающимся  10-11 классов общеобразовательной  школы.

                  Главная цель образовательной области «Химия» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие мыслительных и творческих способностей школьника через формирование мировоззренческого взгляда на естественнонаучную природу мира.

задачи обучения:

  • Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий,

химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства;

  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
  • Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
  • Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании;
  • Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

           

Содержание учебно-методического комплекса

Преподавание будет вестись по учебникам, соответствующим данной программе и  входящим в «Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки России

от 13.12.2007г. № 349. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009.

Формы  организации образовательного процесса и контроля

Основной формой организации учебного процесса является  урок. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций  (проведение практических занятий, обобщающих уроков, уроков-презентаций)

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Тематический контроль за качеством усвоения материала будет осуществляться  с помощью следующих видов работ: контрольные работы- 4 (10 кл.) и 3 контрольных (11 кл.)

        В КТП, кроме теоретического курса, предусмотрена практическая часть: по 2 практических работы в 10-11 кл., 13 лабораторных работ в 10 кл. и 16 лабораторных  в 11 кл

Учебно-тематический план

      В структуре изучаемой программы на старшей ступени обучения выделяются следующие основные разделы:

Класс

раздела

и темы

Наименование раздела и темы

Коли-чество

часов

Вид занятий

К/р

П/р

Л/р

10

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

34

Введение

1

1

Теория строения органических соединений

2

1

2

Углеводороды

8

1

5

3

Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

10

1

8

4

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

6

1

1

1

5

Биологически активные соединения

4

6

Искусственные и синтетические соединения

3

1

1

всего

34

4

2

15

11

ОБЩАЯ ХИМИЯ

34

1

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

3

1

1

2

Строение вещества

14

1

1

5

3

Химические реакции

8

1

5

4

Вещества и их свойства

9

1

7

всего

34

3

2

18

итого

68

7

4

33

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,     ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:

Знать/ понимать

  • Важнейшие химические понятии: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодически закон;
  • Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

      Уметь

  • Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • Определять: валентность и степень окисления элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
  • Характеризовать: элементы малых периодов по их положению  в периодической системе Д. И. Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства органических соединений.
  • Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в

      повседневной жизни для:

  • Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
  • Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их поведения.
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и  другие живые организмы.
  • Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудование.

      Компетенции по химии включают:

  • Изучение свойств химических веществ и основ теории электролитической диссоциации;
  • Развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных

реакций;

  • Владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;
  • Осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;
  • Осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям;

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКОВ

По итогам усвоения обязательного минимума содержания образовательного стандарта по химии выпускники основной школы должны:

Называть:

  • Вещества по их химическим формулам.
  • Общие свойства классов неорганических веществ;
  • Функциональные группы органических веществ;
  • Типы кристаллических решёток в веществах с различным видом химической связи.
  • Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова;
  • Признаки классификации химических элементов, неорганических и органических веществ;
  • Аллотропные видоизменения химических элементов;
  • Типы, признаки и условия осуществления химических реакций;
  • Реакция среды раствора при растворении различных солей в воде;
  • Факторы, влияющие на скорость химической реакции и условия смещения химического равновесия;
  • Области практического применения металлических сплавов, силикатных материалов, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.

Определять:

  • Простые и сложные вещества;
  • Принадлежность веществ к соответствующему классу;
  • Валентность и степень окисления химических элементов по формуле соединения;
  • Заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях;
  • Вид химической связи в соединениях;
  • Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ;
  • Тип химической реакции по всем известным признакам классификации;
  • Окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления;
  • Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;
  • Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.

Составлять:

  • Формулы оксидов, оснований, кислот, солей, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления;
  • Молекулярные и структурные формулы органических и неорганических веществ;
  • Схемы распределения электронов в атомах;
  • Уравнения: окислительно-восстановительные, электролитической диссоциации; электролиза, гидролиза, получения металлов, аммиака, серной кислоты, стали, чугуна, метанола;

Характеризовать:

  • Качественный и количественный состав вещества;
  • Химические элементы, свойства высших оксидов, гидроксидов неорганических и органических веществ;
  • Общие и особенные свойства металлов и неметаллов;
  • Химическое строение органических веществ;
  • Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
  • Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;
  • Химическое загрязнение и способы защиты окружающей среды;

Объяснять:

  • Структуру периодической системы Д. И. Менделеева: физический смысл периода., порядкового номера, группы;
  • Закономерности изменения свойств химических элементов;
  • Закон сохранения массы вещества при химических реакциях;
  • Механизм электролитической диссоциации;
  • Зависимость скорости химических реакций от разных факторов;

Соблюдать правила:

  • Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием  и химическими реактивами;
  • Личного поведения с химическими веществами в химической лаборатории и в быту;
  • Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Проводить:

  • Опыты по получения, собиранию и распознаванию неорганических и органических веществ;
  • Изготовление моделей молекул веществ;

Вычисления: а) молекулярной и молярной массы веществ по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) количество вещества и др.

  • Расчёты по установлению формулы органических веществ.
  • Осознание идеи личной ответственности каждого человека за всё, что происходит в природном и

социальном мире планеты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Органическая химия 10 класс. Базовый уровень»

(Приложение 1)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Общая химия 11 класс. Базовый уровень»

(Приложение 2)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Наименование учебников

Дополнительная

Учебная литература

Для учащихся

Методическая литература для учителя

Габриелян О. С.

Химия. 10 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009.

Габриелян О. С.

Химия. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009

Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

Тесты по химии 11 класс: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений к учебнику О.С.Габриеляна / М.А.Рябов, Е.Ю.Невская – М.: «Экзамен» - 2010.

*Габриелян О.С., Химия. 10 класс. Базовый уровень: методические рекомендации /О. С. Габриелян, А. В. Яшукова.-  М.: Дрофа, 2006.

*Поурочные разработки по химии 10кл. К учебникам О.С.Габриеляна – М.Ю.Горковенко. М.: «Вако» 2008.

 *Контрольные и проверочные работы по химии. 10, 11 кл. / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушаков и др.- М.: Дрофа, 2005.

*Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Методические рекомендации - М.: Дрофа, 2006.

*Настольная книга учителя. Химия 10, 11кл../О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТА ХИМИИ.

Объекты натуральные

Коллекции: раздаточный материал: алюминий, волокна, каменный уголь, каучук, металлы, минералы и горные породы – сырьё для химической промышленности, набор химических элементов, нефть и продукты её переработки, пластмассы, стекло и изделия из стекла, топливо, чугун и сталь,

Реактивы

Название

Название

«Кислоты»

«Соединения марганца»

«Гидроксиды»

«Соединения хрома»

«Оксиды металлов

«Нитраты»

«Металлы»;

«Индикаторы»

«Щелочные и щелочноземельные металлы»

«Минеральные удобрения»

«Огнеопасные вещества»

«Углеводороды»

«Галогены»

«Кислородсодержащие вещества»

«Галогениды»

«Кислоты органические»

«Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

«Углеводы. Амины»

«Карбонаты»

«Образцы органических веществ»

«Фосфаты. Силикаты»

«Материалы»

«Ацетаты. Роданиды. Цианиды»

Модели

Демонстрационные: Комплект кристаллических решёток; Набор моделей атомов для составления моделей молекул со стержнями; Периодическая система Химических элементов Д. И. Менделеева; Растворимость солей, кислот, оснований в воде; Таблица индикаторов.

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

Общего назначения: баня комбинированная БКЛ; нагреватели (спиртовки).

Демонстрационные: комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ;

столик подъёмный; штатив для пробирок; штатив металлический;

Специализированные приборы и аппараты

Прибор для демонстрации закона сохранения массы вещества; Комплект термометров;

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

Весы учебные с гирями (до 100 г); Комплект мерной посуды различного назначения; Набор посуды для хранения реактивов; Набор пробирок; Спиртовки; Прибор для получения газов; Штатив лабораторный химический (ШЛХ);

Комплект принадлежностей для хозяйственной, конструктивной и препаративной работы

Бумага фильтровальная; зажимы комбинированные; перчатки резиновые; набор противопожарного инвентаря;

Пособия на печатной основе

серия таблиц по неорганической, органической химии, металлургии, химическому производству; периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Раздаточный материал

Дидактический материал для различного вида самостоятельных работ учащихся; Карточки-инструкции (ПСХЭ Д.И. Менделеева, Распределение электронов в атоме, таблица растворимости, таблица индикаторов).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Дидактические карточки-задания по химии для 8-9 классов к учебнику О.С.Габриеляна /Н.С.Павлова, М.: «Экзамен»- 2006.
  2. Дидактические карточки-задания по химии для 10-11 классов к учебнику О.С.Габриеляна /Н.С.Павлова, М.: «Экзамен»- 2006.
  3. Настольная книга учителя. Химия 10, 11./О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.
  4. Настольная книга учителя. Химия 10, 11./О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.
  5. Руководство по химии / Э.Т. Оганесян.-: Издательство «высшая школа», 1987.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», автор О. С.

Габриелян; М.: Дрофа, 2005.

      2.    Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-11 классы (стандарты второго поколения) –       М.: Просвещение, 2010.

3.   Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии/ сост. А. А. Каверина. – М.: Дрофа, 2001.

4.   Оценка качества подготовки выпускников средней (полной)  школы по химии / сост. С. В. Суматохин, А. А. Каверина. – М.: Дрофа, 2001

5.  Программно-методические материалы. Химия 8-11кл.М.: Дрофа 2001..

6.  Химия .Поурочные планы, по учебнику О.С.Габриеляна 10-11 кл/сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель 2004.

  1. Организация кабинета химии в средних учебных заведениях / Т.С. Назарова. М.: «5 за знания» 2007
  2. Настольная книга учителя. Химия 10, 11./О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.
  3. http://www.school. edu.ru
  4. http://www.chem.msu.su

             

11 КЛАСС ИЛИ 10 КЛАСС, ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

(ОБЩАЯ ХИМИЯ)

(1 ч в неделю на протяжении учебного года в 11 классе или 2 ч в неделю в 10 классе во втором полугодии, всего 34 ч или 2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2ч - резервное время)

Тема 1

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева(3/6 ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2

Строение вещества (14/26 ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещеcтва. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3

Химические реакции (8/16 ч)

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры,площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и катал азы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Тема 4

Вещества и их свойства (9/18 ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентифика-цию органических и неорганических соединений.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 кл. Базовый уровень. 1 ч. в неделю (34 ч. в год)

Тема I.  Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа)

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Виды деятельности

Информационное обеспечение

Дата

1

Урок 1. Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации и валентные возможности атомов х. элементов.

1

2

Урок 2. П.З. и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Обобщение знаний.

1

Л.р.№1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

3

Урок 3. Контрольная работа «Строение атома»

1

К.р. №1.

Тема II.  Строение вещества (14 часов)

4-5

Урок 1. Химическая связь.  Ионная, ковалентная химические связи.

2

6-7

Урок 2. Металлическая, водородная химические связи

2

Л.р.№2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.

8-9

Урок 3. Полимеры.

2

Л.р.№3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.

10-11

Урок 4. Газообразное состояние вещества. Молярный объем газообразных веществ.

2

Расчетные задачи.

12-13

Урок 5. Жидкое состояние веществ, жесткость воды.

2

Л.р.№4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Л.р.№5. Ознакомление с минеральными водами.

14

Урок 6. Дисперсные системы.

1

Л.р.№6. Ознакомление с дисперсными системами.

15

Урок 7. Обобщение темы. Подготовка к практической и контрольной работам.

1

16

Урок 8. Контрольная работа «Строение вещества»

1

К.р.№2

17

Урок 9. Пр. р. «Получение, собирание и распознавание газов».

1

Практическая работа №1.

Тема III.  Химические реакции (8 часов)

18

Урок 1. Классификация химических реакций в неорганической химии

1

Л.р. № 7.  Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

19

Урок 2. Классификация химических реакций в органической химии

1

Л.р. № 8.  Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

 

20

Урок 3. Скорость химических реакций.

1

21

Урок 4. Обратимость химических  реакций. Химическое равновесие.

1

22

Урок 5. Окислительно-восстановительные реакции.

1

Л.р. № 9.  Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV) и каталазы сырого картофеля.

23

Урок 6. Электролитическая диссоциация.

1

Л.р.№10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.

24

Урок 7. Гидролиз. Электролиз.

1

Л.р.№11. Различные случаи гидролиза солей.

25

Урок 9. Контрольная работа «Химические реакции»

1

К. р.№3.

Тема IV.  Вещества и их свойства (9 часов)

26

Урок 1. Классификация неорганических  и органических веществ.

1

Л.р.№12 Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

27

Урок 2. Металлы. Коррозия металлов.

1

Л.р.№13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

28

Урок 3. Неметаллы.

1

29-30

Урок 4,5. Кислоты органические и неорганические.

2

Л.р.№14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.

Л.р.№15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.

31

Урок 6. Основания органические и неорганические

1

Л.р.№16.  Получение и свойства нерастворимых оснований.

Л.р.№17.  Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

32

Урок 7. Генетическая связь органических и неорганических веществ.

1

Л.р.№18.  Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

33

Урок8. Практическая работа «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

1

Практическая работа №2

34

Урок8. Обобщение и систематизация знаний за курс неорганическая химия.

1

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание изменения или дополнения

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего изменения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...