Тема урока "Промыслы нашего края. Матрешка" ИЗО 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Наврузбекова Наталия Борисовна

 

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promysly_nashego_kraya._matreshka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Промыслы нашего края. Матрешка.   5 класс.

Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана.

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Используемое оборудование: 

Зрительный ряд: проектор, компьютер, презентация «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Матрешка», видео «Роспись матрешки».

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги,  компьютер; мультимедиапроектор; презентация;

для учащихся: цветная графика (карандаши, фломастеры), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.

Структура и ход  урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Объявление темы урока

Учитель подводит учащихся к осознанию темы

Тему урока формулируют сами учащиеся

Познавательные, общеучебные, коммуникативные.

Сообщение целей и задач

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач

Введение

Здравствуйте, ребята!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.

Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России. Послушайте загадку, и подумайте - о какой игрушке идет речь в этой загадке.

Творческая минутка.

Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская

МАТРЕШКА

(Раскрываем матрешку)

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка»

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Какие учебные задачи мы определим сегодня на урок? (Формулируем задачи урока)

  1. узнать историю матрешки
  2. создать эскиз росписи матрешки
  3. отличительные особенности матрешек

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Регулятивные планирования.

Практическая деятельность учащихся

(Презентация слайд 1)

- Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно- прикладного искусства. В словаре   русского  языка Сергея Ивановича Ожегова есть определение:  Что такое матрёшка (слайд 2)

              «  Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко  разрисованная кукла  в виде  полуовальной фигуры, в которую  вставляются другие такие же куклы  меньшего  размера»

Учитель консультирует.

-Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны.

 Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

 (исследованием этого вопроса занималась В., послушаем)

-Русская деревянная кукла – матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевом Посаде. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево (слайд 3), принадлежащей Савве Ивановичу Мамонтову (слайд4), где собирались многие замечательные русские художники (слайд 5). Попала как-то к ним японская деревянная игрушка-кокэси (слайд 6). Это была фигурка японца, а в ней мал-мала меньше – фигурки всех членов ее семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку похожую на эту, но только свою, русскую. Потом матрешку расписал Сергей Малютин (слайд 7). Вот так и родилась первая русская матрешка (слайд 8). Первая матрешка - девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке.  Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнатый младенец. (слайд 9)Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Не разгаданным остается только одна тайна, до сих пор спорят, откуда взялось это имя – Матрешка. В переводе с латинского Матр – обозначает мать. Самым  распространённым на Руси  именем была  Матрёна, если ласково, то Матрёшка.  Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. И по сей день, Матрешка остается символом материнства и плодородия вместе со своим многочисленным матрешкиным семейством.

- Ребята, чья фигурка натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъемной игрушки - матрешка? (Японская)

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

- Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке.

-  Как же появляется на свет матрёшка?

( об этом нам расскажет С.)

 - Прежде чем выточить матрешку, мастер ищет подходящее дерево, найдя, распиливает его на чурбаки, и из них делает заготовку. Затем на токарном станке вытачивается фигурка необходимого размера. Разрезается пополам, протачивается изнутри. Мастеру нужно быть очень точным, чтобы половинки подходили друг к другу.

Когда тело матрёшки готово, начинается  процесс,  который  придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись.

Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Сергиев – Посад, Семеново, Полхов-Майдан.

( слайд10)

Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга.

Физминутка:

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Песня «Мы веселые матрешки».

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Осуществление контроля

Практическая часть

Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

Но сначала повторим,

Знания наши, закрепим. (слайды 11,12,13)

  Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек. (Работа в группах)

Отличительные  особенности  матрёшек

платок

сарафан

Сергиев-Посад

1 группа

Разноцветный в горошек или простой цветок

Скромный, но по низу может быть украшен узором из цветов

Семёновская

2 группа

Края платка украшены небольшими бутонами ярких цветов

Отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук

Полхов- Майдан

3 группа

Платок отсутствует, овал верхний, красный или желтый.

Нижний овал имеет большую розу, цвет фиолетовый, зеленый.

Молодцы! Повторили.

Объяснение этапов росписи матрешки (Видео). Затем проговариваю по методической таблице, что

необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь.

Выполнение творческой работы. Обратить внимание на элементы росписи разных умельцев, выбирают «украшения» для создания образа своей матрешки. Работают в группах.

Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).

Осуществление коррекции

Учитель консультирует, советует, помогает.

Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки.

Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценка деятельности. Рефлексия

Учитель консультирует.

Ребята, наша работа подходит к концу

 Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек.

(учащиеся прикрепляют свои рисунки на доску и проводят анализ выполненных работ)

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

- Ребята, как звучала тема нашего сегодняшнего  урока? (Русская матрешка)

- Какие задачи мы определили в начале урока?

- Как мы их решили?

  1. узнать историю матрешки (исслед. деят. детей)
  2. создать эскиз росписи матрешки (выступили в роли мастеров)
  3. отличительные особенности матрешек (познакомились с особенностями росписи матрёшек разных областей России).

- В начале урока мы говорили, о том, что матрешка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме. В чем секрет такого долгожительства? Почему она всем нравится? (Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия).

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа. Подумали, выберите себе смайлик-цветочек и прикрепите его на доске между вашими матрешками

Проводится рефлексия.

Выбирают смайлик

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе. Тема "Архитектурные памятники нашего края (Софийский собор)"

Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 6 класс 1 четверть, 7 урок ( по программе В.С.Кузина)...

урок изо в 5 классе по теме " Промыслы нашего края. Урало-сибирская роспись"

Урок из раздела "Связь времени в народном искусстве"  урок с содержанием НРЭО .  промыслы Уральского региона. уральская роспись, ее характерные особенности....

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Фрагмент урока английского языка в 4 классе по теме: "Животные нашего края"

Данный фрагмент урока был продемонстрирован в рамках деятельности региональной инновационной площадки (РИП) - МБОУ "Коелгинская СОШ". Содержание фрагмента урока опубликовано в сборнике метод...

Разработка урока по биологии на тему "Насекомые нашего края"

Разработка урока по биологии для 7 класса...