Занимательный урок по химии "В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
Занимательный урок можно использовать при проведении недели естествознания для учеников 10 и 11 класса. Можно внести элемент соревнования, выяснив, кто является лучшим химиком школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занимательный урок по химии «В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Цель: 1. Показать важность знаний по химии для решения практических задач, заинтересовать предметом.
2. Проверить и оценить знания учащихся по химии, умение применять их в разных жизненных ситуациях.
Эпиграф: «Честь науке – ей дано уменье
Выводить нас из недоуменья» (М. Светлов).
На доске: Аu + HCl + HNO3 AuCl3 + H2O + NO2
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O
C + O2 = CO2
Оборудование: сухие соли: карбонат натрия и сульфат аммония; реактивы соляная кислота раствор хлорида бария, гидроксида натрия; нагревательный прибор.
- Вступление.
Сегодня у нас необычный урок – детективный. Великий сыщик Ш.Холмс, как известно был отличным химиком. Ещё, обучаясь в колледже, он 2 месяца занимался в Лондоне в химической лаборатории и был прекрасным экспериментатором. Используя свой знаменитый дедуктивный метод, он быстро и оригинально раскрывал самые запутанные преступления. Мы с вами изучаем химию уже 3 года. Давайте попробуем свои силы на этом поприще.
- Основная часть.
Случай №1. Куда делись драгоценности?
Для установления подлинности украшений был вызван эксперт из одного частного агентства. Взяв большую бесценную жемчужину, он опустил её в стакан с прозрачной жидкостью. Жемчужина зашипела и растаяла. Золотое кольцо было погружено в стакан с другой жидкостью, но и его постигла та же участь. Оно бесследно исчезло в этом стакане. Следующим был бриллиант чистейшей воды. Его эксперт взял с собою в лабораторию и на следующий день прислал кучку серого пепла., приложив счёт за услуги и заключение, что по результатам исследований все драгоценности оказались подлинными. Полиция в недоумении. Бывшие владельцы сокровищ обратились к Ш.Холмсу с просьбой разъяснить ситуацию. Объясните, что же произошло? Как и почему исчезли сокровища?
Случай №2. Другая история с исчезновением.
Это было в холодную русскую зиму в 1902 году. Ревизия на военном складе показала, что в коробке, где хранились оловянные пуговицы для солдатских шинелей оказался вместо пуговиц серый порошок. Интендант склада должен был попасть под суд за хищение. Инспектора решили, что пуговицы украл именно он. Интенданта спас Д.И.Менделеев. Он объяснил, что при таких условиях с оловом происходят интересные превращения. Какие?
Случай №3. Следующая история случилась тоже на складе, складе бытовой химии.
Потерялись этикетки с коробок с реактивами. Известно только, что в какой-то коробке находилась сода, а в другой – удобрение сульфат аммония. Образцы солей принесли в лабораторию. Как их распознать? (Необходимые реактивы: хлорид бария, соляная кислота, гидроксид натрия; нагревательный прибор)
Случай №4. Студент обратился с необычной просьбой: восстановить шпаргалки по химии.
…..+ Cl2 = CH3Cl + HCl C2H6 = ….. + C2H4 C2H5 OH + HCl = …..+ …...
….. + NaOH = CH3COONa + …..
Cлучай №5. Определить незнакомое вещество, если известна массовая для элементов в нём и относительная плотность по водороду.
Это углеводород. Его относительная плотность по водороду 28 (8). Массовая доля углерода 85,7% (75%)
Случай №6. Нас ждёт следующий криминальный сюжет.
В одну фирму проникли два мошенника. Они снимали деньги с одних счетов и переводили на другие. Остались только следы их преступной деятельности. Куда они ведут? Давайте выведем преступников на чистую воду.
А +Cl2 B -HCl C2H4 C2H4 +H2 A +Cl 2 B C2H5OH-H2O C+HCl B
Cлучай №7. Поступило сообщение. На улице Углеводородной произошла драка. Зачинщики одного роста, но разного телосложения (строения); пострадавших трое. Они разного роста, но телосложение у них одинаковое. Всех привели в участок. Осталось разобраться, кто зачинщики, а кто пострадавшие.
СН3---С(CH3)2 ---СН2 ---СН3 СН2==СН2 СН3—СНCH3)—СН2---СН2---СН3
СН3---СН2---СН==СН2 СН2==СН---СН3
Случай №8. Фреон – хладагент, используемый в холодильниках. Он разрушает озоновый слой и вызывает появление озоновых дыр. Его химическое название – дифтордихлорметан. Чтобы лучше знать преступника, надо записать его формулу по названию и уравнение реакции его получения из метана.
Случай №9.
Узнать по приметам вещества.
1. Твёрдое бесцветное вещество, не горит в огне, не тонет в воде.
2.Не изменяет цвет индикаторов, но при соединении с бесцветным сульфатом меди даёт синий медный купорос.
- В жидком виде – универсальный растворитель.
- На Земле находится в трёх агрегатных состояниях.
- Самое распространённое сложное вещество, покрывает более70% поверхности Земли.
- Бесцветный, без вкуса и запаха газ, легче воздуха.
- Является ценным сырьём для химического синтеза.
- Скапливается в шахтах, являясь причиной гибели шахтёров.
- Чтобы его обнаружить, раньше шахтёры брали с собой канарейку. Если птичка падала в обморок, значит в воздухе есть опасная примесь этого газа.
- Этот газ согревает наши жилища и является богатством России.
3. Подведение итогов урока. Письмо от Ш.Холмса, написанное тайными чернилами (разбавленным раствором серной кислоты). «Привет, юные друзья» Чтобы его прочитать, надо подержать над пламенем.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока химии в 8 классе по теме:
«Кристаллические решётки».
Это урок изучения нового материала. Урок – исследование.
Дидактические задачи. Помочь учащимся самостоятельно определить зависимость физических свойств веществ от видов хим. связи и типов кр. решёток; научить их получать информацию о свойствах веществ по виду химической связи и типу кр. решётки и наоборот.
Педагогические задачи урока. Познакомить учащихся с процессом научного познания, ступенями исследовательской деятельности.
План проведения урока.
- Определение задач урока, мотивация учащихся.
- Постановка проблемы.
- Определение темы и целей исследования.
- Выдвижение рабочей гипотезы.
- Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных)
- Формулирование вывода по результатам исследования.
- Подведение итогов урока.
Оборудование. На столах учащихся: листы с информацией о свойствах и строении веществ: воды, углекислого газа, оксида кремния, алюминия, поваренной соли; образцы веществ.
На доске. Записаны основные ступени исследовательской деятельности. (1.Проблема. 2.Тема исследования. 3.Цель исследования. 4. Гипотеза. 5. Подтверждение гипотезы. 6.Вывод.); сетка таблицы по типам кристаллических решёток.
Учащиеся работают в группах по 4 человека.
Ход урока.
УЧИТЕЛЬ. Исследование – один из видов профессиональной деятельности человека. При грамотном подходе к делу всегда используются элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока – учиться исследовательской деятельности. Другая задача – освоить важный вопрос химии, выяснить, как влияют химические связи на свойства твёрдых веществ.
Затем начинается работа в группах. Каждая группа – это маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы.
УЧИТЕЛЬ. С чего начинается любое исследование?
УЧЕНИКИ. С накопления информации, постановки проблемы.
УЧИТЕЛЬ. Химия изучает свойства веществ. Это очень важно, ведь на свойствах основано применения веществ. Найдите среди веществ на ваших столах алюминий. Назовите его свойства и области применения алюминия, где эти свойства используются.
Ученики называют прочность, лёгкость, электропроводность, пластичность, металлический блеск.
УЧИТЕЛЬ. Итак, на основании этой информации возникает проблема, почему именно у алюминия такие свойства, как объяснить свойства веществ, от чего они зависят?
На доске и в тетрадях учеников записывается проблема. Как объяснить свойства веществ? Ученики высказывают разные предположения.
УЧИТЕЛЬ. Вещества существуют в 3-х агрегатных состояниях. Твёрдые вещества делятся на кристаллические и аморфные (пластилин) . Аморфные не имеют чёткой температуры плавления, их частицы расположены беспорядочно.
Кристаллические вещества характеризуются правильным упорядоченным расположением тех частиц, из которых они состоят. Этот внутренний стройный упорядоченный каркас твёрдого вещества называется кристаллической решёткой. В узлах кристаллической решётки могут находиться разные химические частицы: ионы, атомы, молекулы.
Вам предстоит сегодня исследовать и связать между собой три параметра: вид связи, тип кристаллической решётки и физические свойства веществ. Для этого в группах предлагается рассмотреть информацию о веществах, их кристаллических решётках, заполнить таблицу и сделать вывод.
Учащиеся записывают этапы работы, выполняют работу, заполняют таблицу и делают соответствующие выводы.
По итогам работы в тетрадях учащихся остаётся следующая запись.
Проблема. Как объяснить свойства веществ?
Тема исследования. Взаимосвязь между видом связи, типом кристаллической решётки и свойствами веществ.
Цель исследования. Выявить зависимость между свойствами и строением веществ.
Гипотеза. Различные вещества имеют разные кристаллические решётки.
Подтверждение гипотезы. См. таблицу.
Вывод. Свойства зависят от кр. решётки, которая определяется химической связью в веществе.
Формула | Вид связи | Агр. сост. | Электропров. | T плавлен. | Тип кр. решётки | Связи между узлами |
Н2О | Ков. пол. | Ж | -- | Легк. | Мол. | Слабые |
СО2 | Ков. непол | Г | -- | Легк. | Мол. | Слабые |
Сn | Ков. непол | Тв. | -- | Тугопл. | Ат. | Прочн. ков |
SiO2 | Ков. непол | Тв. | -- | Тугопл. | Ат. | Прочн.ков. |
Al | Металлич. | Тв. | + | Тугопл. | Мет. | Обобщ.электроны |
NaCl | ионная | Тв. | -- | Тугопл. | Ионная | Электростатич. |
ХИМ. СВЯЗЬ --ТИП КР. РЕШ. ФИЗ.СВОЙСТВА.
Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание, задаёт вопросы для закрепления изученного материала.
--От чего зависят физические свойства веществ?
--Можно ли узнать тип кристаллической решётки, если знаешь формулу вещества? (Например: цинк, кислород, оксид алюминия)
-- Какой тип кристаллической решётки у веществ, которые при обычных условиях газы или жидкости?
--- Имеется ли кристаллическая решётка у газа кислорода?
---Узнайте вещество. Твёрдое, тугоплавкое, хорошо растворимо в воде и раствор проводит электрический ток.. Сухое вещество не электропроводно. Какой тип кр. решётки обеспечивает такие свойства?
Приложение. Информация для учащихся.
Свойства кристаллов с разными типами кристаллических решёток.
Кр. решётка Свойства. | | Молекулярная | Ионная | Атомная | Металлическая |
Твёрдость Летучесть Электропров. Темп. плавл. Хим. связь | Небольшая Летучи Не электропров. Низкая, легкопл. Ковалентная | Большая Не летучи Не электропроводн Высокая, тугоплав. Ионная | Очень большая Не летучи Не электропроводн Высокая, тугопл. Ковалентная | Большая Не летучи Электропроводн Высокая Металлическая |
Информация для учащихся.
Алмаз Сn Состоит из множества атомов углерода, соединённых прочной ковалентной связью. Поэтому алмаз исключительно твёрд, не летуч, не электропроводен. Алмаз не растворим в воде.
Углекислый газ СО2 Бесцветный газ, в 1,5 раза тяжелее воздуха.. При очень никой температуре углекислый газ затвердевает. Между молекулами его очень слабые силы притяжения, поэтому вещество не прочное, летучее, не твёрдое.
Оксид кремния SiO2. Образует в природе песок, хрусталь, многие другие минералы. Кристалл оксида кремния состоит из множества чередующихся атомов кислорода и кремния, связанных прочными ковалентными связями. Вещество очень тугоплавкое, нелетучее, твёрдое, нерастворимое в воде.
Алюминий Аl. Положительно заряженные ионы алюминия прочно удерживаются свободными обобществлёнными электронами. Металлическая связь обуславливает твёрдость, металлический блеск, электропроводность, ковкость алюминия (он легко вытягивается в проволоку, прокатывается в фольгу)
Вода Н2О. Кипит при 100о, легко переходя в пар; при 0о превращается в твёрдый лёд, в структуре которого молекулы воды связаны между собой слабыми силами межмолекулярного притяжения. Лёд – это легкоплавкое, нетвёрдое вещество, достаточно летучее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона" для 6 класса был написан мною в декабре 2007 года по рассказам Артура Конан Дойля, по их экранизации (р...
Урок-игра: В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Задачи урока:В предметной областиОтработать навыки записи десятичных дробей, навыки сложения и вычитанияВ области применения информационных технологийСовершенствовать умения учащихся использовать разл...
Сценарий. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. (театральный кружок)
Сценарий написан для участия в VII Городском театральном фестивале г.Каменска-Уральского....
ПО СЛЕДАМ ТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА.
Интегрированное мероприятие учебно-познавательного направления о культуре и традициях Великобритании....
Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса»
Театрализованная игра `В гостях у Шерлока Холмса` - материал по проверке знаний по теме уголовное право и ответственность несовершеннолетних....
методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку Шерлок Холмс и доктор Ватсон
Сценарий содержит конкурсы по разгадыванию трудных логических головоломок, кроссвордов про всемирно известного сыщика и его друга. Мероприятие рассчитано на средний школьный возраст. Цель меропр...
Лингвистическая игра в гостях у Шерлока Холмса
Представлена разработка внеклассного мероприятия. Разработка предназначена для учащихся 7-8 классов....