Элективный курс "ХИМИЯ. ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как “поддерживающий” изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь - гуманитарному. Именно поэтому учебное пособие и рабочая тетрадь будут составлены как двухуровневые ( второй уровень, представленный в дополнительных разделах, будет содержать сложный химический материал для существенного углубления предметных знаний, который будет важен лишь для обучающихся по естественно-научному профилю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Изобильного
Программа рассмотрена. Утверждаю:
на экспертно-методическом Директор МБОУ «СОШ №19»
совете школы ____________(А.В.Локтионов) «»__________2010г.
Протокол № …
от « »___________ 2010г.
« ХИМИЯ. ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО:
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Учебная программа
элективного курса
для учащихся 10 класса
Составитель программы:
учитель химии
МБОУ «СОШ№19»
И. В. Ходунова
г. Изобильный 2010год
Учебная программа элективного курса
«Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»
(68 час., 4 час. – резервное время)
Место курса в образовательном процессе.
Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как “поддерживающий” изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь - гуманитарному. Именно поэтому учебное пособие и рабочая тетрадь будут составлены как двухуровневые ( второй уровень, представленный в дополнительных разделах, будет содержать сложный химический материал для существенного углубления предметных знаний, который будет важен лишь для обучающихся по естественно-научному профилю).
Объем курса – 70 час. Предназначен для изучения в 10 (11 классе), вполне возможен вариант изучения его в 10-11 классах при недельной нагрузке – 1 час.
^
Цели, задачи, образовательные результаты
Изучение курса направлено на развитие мировоззрения учащегося, формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира – на примере разноаспектных связей естественнонаучных знаний (на примере химии) и искусства, как одной из важнейших областей человеческой деятельности и цивилизации в целом.
ХХ столетие охарактеризовалось резким усилением химизации многих сфер жизни. Однако успехи химической науки нередко широко используются без должного осознания необходимости научно обоснованного, грамотного применения веществ и материалов. Это касается и производства, и повседневной жизни, и отношения к памятникам искусства.
Исключительно перспективный, в контексте экологического кризиса, принцип “в химии - грязи нет” реализуется пока явно недостаточно. Это определяет целесообразность дополнительного химического экскурса для тех учащихся, которые в основном завершили свое химические образование в 9 классе.
Выбор в качестве траектории такого экскурса связей химии с искусством обусловлен следующим:
учетом широких возможностей для общекультурного и методологического образования учащихся при изучении данной области;
реальными возможностями “возвышения личных жизненных целей” которые предоставляет углубленное ознакомление с искусством в контексте его наиболее доступного - материаловедческого аспекта; важностью формирования у учащихся убежденности в необходимости изучения и сохранения памятников старины, бережного отношения к окружению вообще, вредности и бессмысленности актов вандализма;
возможностью ознакомления учащихся с областью культуры, способной служить неиссякаемым источником дополнительных интересов для организации собственного досуга;
исторически базовым характером этих связей: художники, скульпторы, архитекторы, ювелиры одними из первых начали серьезно изучать свойства материалов в связи с необходимостью постоянного усовершенствования их обработки; истоки химического производства коренятся в художественно-ремесленных мастерских по производству ювелирных изделий, стекла и керамики, практически, в той же степени, что и в металлургии;
возможностью системного раскрытия свойств широкого спектра веществ и материалов (от природных до самых современных) в их “деятельностном” проявлении в связи с использованием при создании, хранении и реставрации произведений искусств;
Более чем двадцатилетним опытом апробации изучения вопросов ниже предлагаемой программы в рамках традиционного обучения химии ( в том числе – в условиях внеклассной работы по предмету); неизменным интересом значительной части учащихся и учителей к данному материалу;
^ Возможностями вовлечения учащихся, изучающих данный курс, в особую деятельность по чтению лекций, разработке и проведению дидактических игр для младших школьников в частности - с целью разъяснения ценности памятников культуры и старины для каждого человека, и важности бережного к ним отношения, изучения, с целью расширения собственных, личностных «горизонтов», и т.п.
Из вышесказанного следует, что основными целями изучения курса является:
- развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;
расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной ( в том числе – аналитико-синтетической, интеллектуально-графической) и практической ( в том числе – экспериментальной), деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на развитие познавательной мотивации в широком смысле;
развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия (в частности, в процессе выше упоминавшейся работы с младшими школьниками – по распространению почерпнутых при изучении курса, знаний).
- Развернутое ознакомление с тем, как получаются материалы – с основами химической технологии – традиционно находящейся в загоне при изучении курсов химии; с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, в целом - раскрытие «химической стороны» окружающего мира.
Приоритетные задачи курса определяются профилем обучения, в котором он используется: если это естественно-научный профиль – тогда на первое место, наряду с развитием представлений о единой картине мира, о роли естественнонаучного знания в становлении конкретной сферы человеческой цивилизации – искусства, выступает углубление и расширение предметных знаний ( о структуре вещества, об особенностях и механизмах протекания химических реакций, о дисперсных системах, об особенностях современных синтетических материалов и т.д.). Вопросы программы, предназначенные для углубления знаний в случаях, когда курс используется как “поддерживающий” углубленное изучение, даны в квадратных скобках. Их содержание будет представлено в особых разделах дополнительного материала к учебному курсу.
При включении курса в обучения учащихся по иным профилям, гуманитарному, и прочим, – ведущую роль получают следующие задачи:
- развитие представлений учащихся о роли естественнонаучного (химического ) знания в становлении цивилизации ;
- систематизация и углубление ранее приобретенных знаний по химии на основе системного представления фактологических и теоретических знаний;
раскрытие роли и перспектив химических знаний в решении экологических проблем;
формирование представлений об основных этапах становления естественной науки, краткое ознакомление с концептуальными системами химии.
В обоих случаях важной задачей курса является системное знакомство с различными видами искусства. (длительный педагогический эксперимент показал, что освоение учащимися 10-11 класса вопросов данной программы вызывает интерес к посещению музеев, чтению дополнительной литературы. Многие учащиеся, отмечая, что их профессиональная деятельность не будут связана с искусством, подчеркивают, что ознакомление с искусствоведческим аспектом химии открывает им важные перспективы и направления самообразования).
^ Вырабатываемые с помощью курса предметные знания: а) Существенное расширение знаний о классах неорганических и органических (спирты, карбоновые кислоты, углеводы и др.) соединений и их конкретных представителях, широко используемых в повседневной жизни (их составе, свойствах, способах применения и приготовления).б) Углубление представлений об обширной группе природных органических и неорганических веществ и историческом становлении их применения человеком). в) Углубление знаний о дисперсных системах, их видах, и применении; о химических процессах и реакциях, скорости и механизмах их протекания; об окислительно-восстановительных реакциях. г)Существенное расширение знаний о химической технологии, ее исторических истоках и современных достижениях, конкретных производствах, основных научных принципах их организации, сырье, химизме и продукции (на примерах производства стекла, фарфора, художественных эмалей.
Формирование системных представлений об истории развития химии как естественной науки, об основных концептуальных системах ее становления; о современном предмете химии и химической технологии – как науке и практическом переложении теории к практик
Универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки: развитие умений классифицировать, сравнивать изучаемый объекты, проводить разноаспектный анализ информации и синтез результатов этого анализа; выявлять противоречия и закономерности; систематизировать информацию, получаемую из разных источников; выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом. Развитие экспериментальных умений: овладение умениями качественного анализа, умениями выстраивать логику экспериментального изучения конкретных веществ с целью доказательства наличия у них отдельных свойств; проектировать простейшие устройства и приборы, в которых возможно проведение конкретных химических реакций.
^
Формирование интеллектуально-графических умений по компактному, образному выражению информации ( составление графических рефератов);
Развитие умений по применению полученной информации для разработки тематических сообщений, дидактических игр, мини-сценариев и т.п.
^
Содержание курса (Программа)
(Всего 68 час; резервное время - 4 час.)
**Темы для самостоятельной работы (по выбору), перечни творческих заданий, ссылки на необходимую литературу, перечни демонстрационного и лабораторного эксперимента полностью даны в «Организаторе»( 2 -ой компонент УМК).
^ Тема 1 . Химия – наука древняя и молодая ( 6 час).
Понятие о науке о теоретических и эмпирических знаниях. Становление химического языка и системы научных понятий. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии: 1.Учение о составе. Роль химического анализа. 2. Учение о структуре химических соединений. Роль химического синтеза. 3. Учение о химической реакции. 4. Учение о биокатализе. Представление о синергетике и синергии.
Ретроспектива становления науки: алхимия – эмпирический базис химии. Алхимия в Древнем Египте и Средневековой Европе. Плодотворные начинания алхимиков.
Накопление эмпирических знаний о способах получения веществ и их свойствах в ремесленных мастерских. Художники и ремесленники. Древние краски для живописи и окрашивания тканей.
Демонстрации: Синтез воды в эвдиометре.2.Синтез азотной кислоты ( в реторте). 3. Разложение малахита. 4. Получение красителя из природного сырья. 5.Синтез одного из анилиновых красителей.
1. Химические реакции: условия и признаки протекания.2.Работа с индикаторами.3. Приготовление анилиновых красителей ).
Оригинальные формы проведения занятий: 1. Конкурс алхимических проектов.
Тема 2. Металлы и неметаллы в искусстве ( 8 час.).
История открытия периодического закона, этапный характер этого события. Функции периодической системы химических элементов в научном и учебном познании, характеристика элемента по его месту в системе. Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов.
Аллотропия элементов главной подгруппы 1У группы на примерах углерода и олова. /Современные представления об аллотропных видоизменениях углерода/. Углерод и образуемые им простые вещества. Уголь восстановитель металлов и пигмент в живописи. Применение угля древнерусскими изографами.
Распространение в природе благородных металлов. /Особенности строения атомов металлов побочных групп и их характерные свойства/. Исторические сведения о применении металлов для создания произведений искусств. Структура кристаллической решетки и физико-химические свойства золота. Золотобойное искусство в древности. Позолота фарфора: реагенты, реакции. Ртуть- растворитель золота. Золочение куполов.
Медь, золото, серебро и железо в Древнем Египте. Профессия медника, свойства меди , технология обработки и применения медных инструментов в глубокой древности./Физико-химические свойства важнейших соединений меди/.
Структура и свойства серебра. Приемы обработки серебра и создание из него произведений искусства. Использование серебра в изготовлении зеркал. Зеркала в архитектуре. «Серебрение» фарфора.
Свинец: свойства и применение в изготовлении витражей, в живописи (свинцовый карандаш, свинцовые белила), европейские законы ХУ1 века, ограничивающие применение свинца.
Чугун и сталь. Каслинское литье. Стальные конструкции в архитектуре. Декорированное стальное оружие: приемы обработки стали – воронение, чеканка и др.
Коррозия металлов. Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, средние века и сегодня.
Темы для самостоятельной работы (по выбору): Древнеегипетские источники о профессиях металлов (по Е.С.Богословскому.«Египетские мастера», М.: Наука, 1983). Культура русского металла. – и др.
Демонстрационный эксперимент: 1.Восстановление металла из оксида; 2.Реакция «серебряного зеркала»; 3. Физико-химические свойства свинца(мягкость, его растворение в кислоте.) и др.
Фотографии(слайды) художественных изделий из металлов (чугунные и стальные решетки, чеканные серебряные художественные произведения из средневековых европейских мастерских и т.п.), витражей.; изделий из бриллиантов; репродукции рисунков, выполненных углем.
^ Коллекция металлов, планшеты с изображением их кристаллических решеток.
Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 1.Серебро и золото:
Домашняя экспериментальная работа (вариативная); 2. Взаимодействие металлов с кислотами- окислителями; 3. Травление алюминиевой пластинки( в технике «офорта»)
Лабораторные опыты: 1. Физические свойства угля и графита. 2. Восстановление меди из оксида меди(11) водородом. 3. Свойства соединений олова.
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: 1.Выставка-конкурс творческих реферативно-графических работ учащихся: «Металлы (неметаллы) в искусстве».2. Дидактическая игра: «Металлы в таблице Менделеева и в искусстве»(конкурс мини-сообщений).
Тема 3. Соединения кальция в природе и искусстве ( 4 час.).
Соединения кальция в природе. /Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства/.
Жесткость воды. Сталактиты и сталагмиты. Пещерные музеи мира.
Известь: гашеная и негашеная. История их применения в строительстве. Приготовление извести в трудах Витрувия (Десять книг об архитектуре). Кальцит и основные горные породы образованные им: мрамор, известняк. Химическая природа окраски мрамора. Мрамор в скульптуре. Известняк в архитектуре.
Гипс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений и использование их в музейной практике. Из истории ГМИИ им. А.С.Пушкина. Алебастровые произведения искусства.
Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 4. Приготовление гипсовой отливки.
Демонстрации: 1. Гашение негашеной извести. 2. Приготовление гипсовой отливки. 3.
Лабораторные опыты: 1.Растворение малорастворимого гидроксида кальция, изучение его свойств. 2. Опыты по изучению жесткости воды. 3. Ознакомление с образцами мрамора. 3. Качественное определение известняка (среди других пород).
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Организация модели всемирного музея «Мрамор, известняк, песчаник и гипс в скульптуре и архитектуре»( 1-2 урока); Слайд-экскурсия на ту же тему (готовится группой учеников).
^ Тема 4. Основные классы неорганических соединений и живопись ( 7 час).
Накопление эмпирических химических знаний в ремесленных мастерских. Первые химические производства красок.
Понятия станковой и монументальной живописи; о структуре живописного полотна и техниках живописи; об основах, грунтах, связующих, пигментах, хромофорах и красках.
Расширение знаний о классификации неорганических соединений. Амфотерные и смешанные оксиды. Кислые, основные, двойные соли./Способы получения и номенклатура таких солей /. Некоторые распространенные пигменты красок для живописи и их химическая природа. Оксиды и соли металлов как пигменты красок. Свинцовые белила – состав, свойства, из истории применения токсичность, проблема замены менее токсичными белилами. Кроющая способность. Современные белые пигменты. Титановые белила. Успехи химии в области производства красок. Берлинская лазурь как комплексное соединение: состав, свойства, применение.
Фреска – первая из рассматриваемых техник живописи. Особенности материалов, применяемых в монументальной росписи по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике «буон-фреско». Пигменты для фресковой живописи (по совместимости с известковым грунтом). Фрески Древнего мира, Западной Европы, Итальянского Возрождения, Древней Руси.
Фотография. Дагерротип. Позитивная и негативная фотография. Светочувствительные вещества.
Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 5.Берлинская лазурь и турнбулева синь - два пигмента с одинаковым химическим составом»; 6. Исследование химической природы фрески. 7. Химическое серебрение гипсовой отливки ; 8. Приемы декоративного окрашивания металлов.
Демонстрации: 1. Репродукции фресковых росписей; 2.Коллекции оксидов и солей, использующихся в качестве пигментов художественных красок; 3. Горение титановой стружки, и др.
Лабораторные опыты: 1. Образование карбоната кальция при пропускании диоксида углерода через известковую воду; 2. Опыты, подтверждающие химические свойства основных оксидов; 3. Опыты получения нерастворимых оснований; 4. Разрушение отдельных пигментов в присутствии извести.
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: турнир двух команд «Диалог Древнерусской и Европейской фресок (Мастера, материалы, особенности сюжетов и композиции, применяемых техник исполнения, сохранности красочного слоя)» (1-2 урока).
^ Тема 5. Оксиды и стекло. ( 6 час. )
Из истории создания стекла. Древнее тройное стекло, его компоненты. Натровое египетское стекло. Особенности химического состава и сырья киммерийского стекла. Древние прессованные художественные изделия из стекла.
Цветное стекло. Химический состав окрашенных стекол в древности. Искусство мозаики. Византийские и русские мозаики. Обучение русских мастеров изготовлению смальт в Х веке. Мозаики первых Киевских храмов. Возрождение мозаики М.В.Ломоносовым. Опыты. Технологии. Художественные произведения мастерской Ломоносова (портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и др.)
Создание стеклодувной трубки в 1 веке н.э. Венецианское стекло. Витражи Западной Европы как произведения искусства (их роль в католическом соборе), Проблема сохранения древних (Х-ХУ вв.) стекол в современных условиях загрязнения атмосферы.
Создание хрустального стекла. Особенности его химического состава и технологии изготовления. Опыты Богемское кальциевое стекло. Зависимость качества стекла от технологических особенностей его изготовления (температурный режим, чистота сырья и т.д.).
Стекло – как переохлажденная жидкость. Зависимость свойств стекла от химического состава. / Химические процессы, происходящие при варке стекла./ Химизм обесцвечивания стекол/. Выемчатая и перегородчатая эмаль: история возникновения и материалы.
– особенности подготовки металлов. Финифть.
Современные пигменты для получения окрашенных стекол./ Химический состав современных окрашенных стекол./ Витражи и мозаики ХХ-ХХ1 столетий.
Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 9.Свойства оксидов; 10. .Приготовление и применение раствора для травления стекла; 11. Получение легкоплавких стекол
Демонстрации: 1. Приготовление легкоплавкого стекла; 2. Коллекция оксидов и других химических соединений, выступающих сырьем в производстве стекла; 3. Устройство тигля для приготовления хрустального стекла; 4. Образцы стеклянных и хрустальных изделий, искусственных полудрагоценных камней; Опыты по восстановлению соединений железа (111).
Лабораторные опыты: 1. Получение кремниевой кислоты и опыты с ней; 2. Опыты по восстановлению соединений железа (111).
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Игра «Химические крестики-нолики»; Выставка реферативно-графических работ (РГР) учащихся. Подготовленных в результате выполнения творческих заданий; дидактическая игра Большой аукцион «Стекло в музее и моем доме».
^ Тема 6. Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика ( 7 час.)
Состав, строение, свойства и аллотропия кремния, /его важнейшие соединения/. Алюмосиликаты, их состав и свойства / Структура/.
Определение керамики и классификация керамических изделий. Художественные и бытовые изделия из керамики. Черепок и его свойства.
Сырье для производства различных видов керамики. Обзорная характеристика состава глинистых материалов. Каолин. Клинописные таблички Вавилона. Библиотека царя Ашшурбанипала.
Обливная керамика. Химический состав глазурей. Терракота. Греческая мелкая пластика. Танагрские терракоты.
Фаянс, майолика, «сельские глины» Бернара Палисси. Работы Палисси в области сельского хозяйства (разработка удобрений).
Физико-химические процессы, происходящие при обжиге керамических масс.
Сравнение их с процессами, происходящими при варке стекла.
Китайский фарфор - дар природы. Особенности китайской технологии изготовления фарфора. Фарфор Й.Бетгера и Д.Виноградова. / Наиболее важные особенности подготовки сырья и современной технологии производства фарфоровых изделий ( включая формовку и отливку)/.
Состав материалов, свойства, особенности подглазурной и надглазурной росписи. /Химические особенности технологии/. Восстановительный и окислительный обжиги.
Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 12. Физические свойства черепка керамики разных типов.
Демонстрации: образцы алюмосиликатов, изделия из керамики, изменение окраски солей хрома в различных средах.
Лабораторные опыты: рассмотрение черепков керамических изделий разных типов; анализ дефектов на фарфоровом изделии
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: дидактические игры: «Музей керамики»; «Большой аукцион изделий из керамики»
Тема 7. Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи.
Структура живописного полотна: основа, грунт, красочный слой, закрепляющие слои (например – олифа в масляной живописи). Проблема сохранности красочного слоя. Пигменты, краски и грунты составленные в мастерских художников и фабричного производства. Первые фабрики красок. Утрата художниками Х1Х века химических знаний. Сохранность картин эпохи возрождения и последних столетий.
Энкаустика – древнейшая техника живописи. Воск и его физико-химические свойства.свойства. Приготовление пунического воска. /Воск с позиции химии/. Дыхание воска вместе с деревянной основой. Техника живописи в древности и сегодня. Приемы оплавления красочного слоя. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Работы В.В. и Т.В.Хвостенко. Лак ганозис в мировой культуре.
Темпера – живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер (клеевая, желтковая, яичная и др.). Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Боттичелли, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав грунтов. Мелкодисперсность используемых для грунта материалов. Назначение золота в иконе. Приемы золочения. Древнерусские приемы приготовления клеев для нанесения позолоты.
Масляная живопись – наиболее молодая техника. Виды растительных масел, применяемых в живописи и их химический состав (конопляное, маковое, ореховое, льняное и др.) Обработка масел и химический смысл осуществляемых процессов.
Особенности пигментов для масляных красок. Процесс высыхания масляной пленки, образование линолакса. /Химические реакции протекающие при высыхании, их механизм/. Причины помутнения масляной живописи. /Химизм воздействия воды на линолакс/.
Акварель и гуашь. Химический состав красок. Особенности их применения и высыхания.
Пастель – особенности живописи. Химический состав красок.
Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 13.Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел ; 14. Декоративная роспись по дереву. 15. Приготовление образцов масляных красок растертых на олеиновой кислоте и подсолнечном масле. Наблюдение за высыханием слоев масляной краски.
Демонстрации: 1.Физико-химические свойства натурального воска;2..Химические свойства олеиновой кислоты.
Лабораторные опыты: 1.Приготовление воска, насыщенного ионами металлов и определение его температуры плавления. 2. Приготовление яичной эмульсии и краски на ее основе. 3.Ознакомление с физико-химическими свойствами пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Игра «Большое путешествие по музеям мира»(внеклассное мероприятие для всех учащихся старших классов); Слайд-экскурсия: «Важнейшие техники живописи и произведения выполненные в них».
^ Тема 8. Химия и экология. Охрана окружающей среды и памятников культуры. Химические решения проблем.
Закономерности изменения воздушной среды современных городов. Климатические условия музейных залов и проблемы сохранности экспозиций. Камень в городе: проблемы и решения. Коррозия металлов и городская скульптура: методы реставрации и защиты. Музеи под открытым небом их роль в современной культуре и проблемы.
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов ,изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня. В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
- помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии
- расширение и углубление знаний об органических веществах
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием разных источников , в том числе и компьютерных
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества
Задача курса
- раскрыть более подробно содержание органической химии
- показать практическое значение органических веществ для человека
- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью.
- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решений экологических проблем
- способствовать развитию способности к самостоятельной работе
- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развертывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно связывать учебный материал курса с основным курсом , а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
По окончании курса учащиеся должны
Знать:
- классификацию органических соединений
- общие свойства гомологических рядов в зависимости от строения
- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения
-способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Уметь:
- устанавливать структурно - логические связи между всеми классами органических веществ
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- составлять уравнения реакций разных типов
-соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни
- проводить самостоятельный поиск информации
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций ,семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием, решение расчетных задач –контрольной работой, практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий электронных библиотек, дополнительной литературой в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55-60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке-конференции проектную работу.
Содержание курса.
Тема 1
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2ч)
Электронная и электронно-графическая формулы атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема 2
Основы номенклатуры и изомерии (4ч)
Принципы образований названий органических веществ. Структурная изомерия и ее виды, геометрическая. Изомерия и запах : ванилин и изованилин, диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов.
Тема 3
Сравнительная характеристика углеводородов (5ч)
Общие формулы, нахождение в природе, виды изомерии, генетическая связь между классами органических соединений.
Практическая работа №1 «Углеводороды»
Тема 4
Применение углеводородов (7ч)
Синтез-газ ,хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, винилхлорид, бензол, нафталин, стирол, полимеры. Расчетные задачи: 1) Термохимические расчёты
2) Объемные доли
Проектные работы:
-Как повысить октановое число?
- Продукты переработки нефти – народному хозяйству
- Перспективы развития энергетики
- Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
- Эластомеры
Тема 5
Кислородосодержащие органические вещества на службе человека (8ч)
Монофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, антифризы, анестезирующие вещества(эфиры), антисептики(фенолы и их производные)
Карбоновые кислоты, получение мыла, полисахариды в природе, их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи 1) Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала»
Тема 6
Азотсодержащие соединения (5ч)
Амины и нитросоединения (анилин,гидразин,стрептоцид) ,Медицинские препараты, кислотно-основные свойства аминокислот. Белки,как природные полимеры, пищевые добавки.
Практическая работа №3 « Анализ пищевых продуктов»
Тема 7
Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч)
Вещества-тератогены, вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека, вредное воздействие на организм человека спиртов и фенолов.
Проектные работы
- Действие этанола на белковые вещества
-Загрязнения атмосферы
- Влияние СМС на водную экосистему
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
1
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. Из истории открытия.
2 ч
Групповая работа
Опорный конспект
2
Основы номенклатуры и изомерии
4 ч
Семинар, тестирование
Конспект,
выполнение упражнений, тесты
3
Сравнительная характеристика углеводородов, их значение для жизни человека
5 ч
Лекция с элементами беседы
Групповая работа
Практическая работа 1
Опорный конспект,
заполнение таблицы, отчет о практ.работе
4
Применение углеводородов.
7 ч
Лекция, групповая работа, решение расчетных задач
Опорный конспект, тесты,
проекты,
мультемедийные презентации
5
Кислородосодержащие органические вещества на службе человека
8 ч
Лекции, эвристическая беседа, тестирование,
Практическая работа 2, расчетные задачи
Выполнение упр,
тесты, отчет о практ.работе,
контрольная работа
6
Азотсодержащие соединения
5 ч
Фронтальная беседа, парная работа
Практическая работа3
Опорный конспект, выполнение упр,
Тесты,
презентации
7
Экологические проблемы в курсе органической химии
3 ч
Урок-конференция,
защита проектов
Решение проблемных задач, защита проектов, мультимедийные презентации
итого
34 ч
Литература :
1.Артеменко А.И.,Тикунова И.В. Химия 10-11 класс ,М «Просвещение»2000
2. Богданова Н.Н. Химия.Лабораторные опыты 8-11 класс М, «Астрель»2001
3. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга для учителяМ, «Дрофа» 204
4. Габриелян О.С. Остроумов И.Г Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс М «Дрофа» 2004
5. Лидин Р.А. Маргулис В.Б. Химия 10-11 класс М «Дрофа» 2002
6. Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме «Азотосодержащие органические вещества» « Химия в школе №1 2007
1
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого
2
Основы номенклатуры и изомерии
3
Сравнительная характеристика углеводородов
4
Применение углеводородов
5
Кислородосодержащие органические вещества на службе человека
6
Азотсодержащие соединения
7
Экологические проблемы в курсе органической химии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Химия,история, искусство: пути взаимодействия"
Элективный курс для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчтиан на 34 часа. Введение данного курса предпологает расширение базового уровня по орган...
Элективный курс "Химия,история, искусство: пути взаимодействия"
Элективный курс для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчтиан на 34 часа. Введение данного курса предпологает расширение базового уровня по орган...
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Методическая разработка по предмету «История искусства» Раздел «Искусство Древней Передней Азии» Часть I. Искусство Шумера и Аккада. (автор: Никитина Д.А.)
Лекция содержит доступный и понятный материал по истории искусства Древней Месопотамии....
Программа элективного курса «История костюма и основные стили в искусстве» для 7 класса
Данный элективный курс позволяет учащимся изучить, разбираться и использовать разные стили в одежде, чтобы не выглядеть нелепо в потоке модных вещей, предлагаемых молодежи торговлей.Курс следует рассм...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект лекций по дисциплине «История искусства» (история русского искусства)
Изучения истории русского искусства позволит студентам получить представление об основных этапах и общих законах развития искусства, его видах, формах, направлениях и стилях, понять специфику отдельны...