Элективный курс "Химия,история, искусство: пути взаимодействия"
элективный курс по химии (10 класс) по теме
Элективный курс для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчтиан на 34 часа. Введение данного курса предпологает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержание оргнической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_klass.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс « Химия, история, искусство: пути взаимодействия» 10 класс
Учитель ГОУ СОШ № 599
Салтанова Наталья Викторовна
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов ,изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
- помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии
- расширение и углубление знаний об органических веществах
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием разных источников , в том числе и компьютерных
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества
Задача курса
- раскрыть более подробно содержание органической химии
- показать практическое значение органических веществ для человека
- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью.
- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решений экологических проблем
- способствовать развитию способности к самостоятельной работе
- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развертывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно связывать учебный материал курса с основным курсом , а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
По окончании курса учащиеся должны
Знать:
- классификацию органических соединений
- общие свойства гомологических рядов в зависимости от строения
- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения
-способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Уметь:
- устанавливать структурно - логические связи между всеми классами органических веществ
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- составлять уравнения реакций разных типов
-соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни
- проводить самостоятельный поиск информации
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций ,семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.
В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием, решение расчетных задач –контрольной работой, практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий электронных библиотек, дополнительной литературой в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55-60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке-конференции проектную работу.
Содержание курса.
Тема 1
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2ч)
Электронная и электронно-графическая формулы атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема 2
Основы номенклатуры и изомерии (4ч)
Принципы образований названий органических веществ. Структурная изомерия и ее виды, геометрическая. Изомерия и запах : ванилин и изованилин, диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов.
Тема 3
Сравнительная характеристика углеводородов (5ч)
Общие формулы, нахождение в природе, виды изомерии, генетическая связь между классами органических соединений.
Практическая работа №1 «Углеводороды»
Тема 4
Применение углеводородов (7ч)
Синтез-газ ,хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, винилхлорид, бензол, нафталин, стирол, полимеры. Расчетные задачи: 1) Термохимические расчёты
2) Объемные доли
Проектные работы:
-Как повысить октановое число?
- Продукты переработки нефти – народному хозяйству
- Перспективы развития энергетики
- Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
- Эластомеры
Тема 5
Кислородосодержащие органические вещества на службе человека (8ч)
Монофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, антифризы, анестезирующие вещества(эфиры), антисептики(фенолы и их производные)
Карбоновые кислоты, получение мыла, полисахариды в природе, их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи 1) Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала»
Тема 6
Азотсодержащие соединения (5ч)
Амины и нитросоединения (анилин,гидразин,стрептоцид) ,Медицинские препараты, кислотно-основные свойства аминокислот. Белки,как природные полимеры, пищевые добавки.
Практическая работа №3 « Анализ пищевых продуктов»
Тема 7
Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч)
Вещества-тератогены, вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека, вредное воздействие на организм человека спиртов и фенолов.
Проектные работы
- Действие этанола на белковые вещества
-Загрязнения атмосферы
- Влияние СМС на водную экосистему
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. Из истории открытия. | 2 ч | Групповая работа | Опорный конспект |
2 | Основы номенклатуры и изомерии | 4 ч | Семинар, тестирование | Конспект, выполнение упражнений, тесты |
3 | Сравнительная характеристика углеводородов, их значение для жизни человека | 5 ч | Лекция с элементами беседы Групповая работа Практическая работа 1 | Опорный конспект, заполнение таблицы, отчет о практ.работе |
4 | Применение углеводородов. | 7 ч | Лекция, групповая работа, решение расчетных задач | Опорный конспект, тесты, проекты, мультемедийные презентации |
5 | Кислородосодержащие органические вещества на службе человека | 8 ч | Лекции, эвристическая беседа, тестирование, Практическая работа 2, расчетные задачи | Выполнение упр, тесты, отчет о практ.работе, контрольная работа |
6 | Азотсодержащие соединения | 5 ч | Фронтальная беседа, парная работа Практическая работа3 | Опорный конспект, выполнение упр, Тесты, презентации |
7 | Экологические проблемы в курсе органической химии | 3 ч | Урок-конференция, защита проектов | Решение проблемных задач, защита проектов, мультимедийные презентации |
итого | 34 ч |
Литература :
1.Артеменко А.И.,Тикунова И.В. Химия 10-11 класс ,М «Просвещение»2000
2. Богданова Н.Н. Химия.Лабораторные опыты 8-11 класс М, «Астрель»2001
3. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга для учителяМ, «Дрофа» 204
4. Габриелян О.С. Остроумов И.Г Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс М «Дрофа» 2004
5. Лидин Р.А. Маргулис В.Б. Химия 10-11 класс М «Дрофа» 2002
6. Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме «Азотосодержащие органические вещества» « Химия в школе №1 2007
1 | Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого | |||||
2 | Основы номенклатуры и изомерии | |||||
3 | Сравнительная характеристика углеводородов | |||||
4 | Применение углеводородов | |||||
5 | Кислородосодержащие органические вещества на службе человека | |||||
6 | Азотсодержащие соединения | |||||
7 | Экологические проблемы в курсе органической химии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Химия,история, искусство: пути взаимодействия"
Элективный курс для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчтиан на 34 часа. Введение данного курса предпологает расширение базового уровня по орган...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников
В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...
Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.
Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....
Духовное и светское образование: пути взаимодействия и сотрудничества
«Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на...
Элективный курс "ХИМИЯ. ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"
Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как “поддерживающий” изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащи...
Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося
Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...
Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества
На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...