Интегрированный семинар по химии в 9 классе по теме "Производство серной кислоты".
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Методическая разработка по подготовке и проведению интегрированного семинара в форме "Круглого стола" на уроках химии при изучении основных научных принципов производств в свете требований современной технологии на примере производства серной кислоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_seminar_v_forme_kruglogo_stola.docx | 548.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный семинар в форме круглого стола
«Производство серной кислоты»
Цели урока:
-Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование и усвоение основных научных принципов производства в свете требований современной технологии
на примере производства серной кислоты,
- Создать условия для развития умений обобщать, анализировать и делать выводы, совершенствовать навыки определения типа реакций
- Формировать умения учащихся вести дискуссию, аргументировать ответ, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в нестандартных ситуациях, развивать активную познавательную деятельность
Оборудование:
Дидактический раздаточный материал, таблица «Схема производства H2SO4».
Стеклянная палочка, мерная ложечка, химический стакан (высокий).
Компьютеры для каждой группы, компьютер учителя, проектор, экран, эпипроектор
Реактивы: серная кислота (концентрированная), сахарная пудра.
Форма урока: круглый стол
Методика проведения:
За две недели до проведения урока класс был разбит на несколько групп по интересам (экологи, литераторы, историки, химики, географы, корреспонденты, инженер, лаборант-аналитик). Каждая группа получила задание.
За несколько дней до проведения урока в пресс-центр были представлены заявки на подготовку, раздаточного материала и компьютеров для демонстрации подготовленных материалов.
Вначале урока ребята садятся по группам.
Методы:
Репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты обучения:
Знать свойства соединений серы, основные научные принципы производства серной кислоты.
Уметь характеризовать уравнения реакций по различным признакам.
Ход урока.
№п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 |
Слайд 1. | Готовят учебники, тетради, ручки, проверяют работу компьютеров |
2. |
Слайд 2.. Тогда услышал я (о, диво) запах скверный, Как будто тухлое разбилося яйцо, Иль карантинный страж Курил жаровней серной. Я, нос, зажав, отворотив лицо… | Анализируют отрывок стихотворения А.С.Пушкина. Отвечают на вопросы:
|
3. | Организация работы у доски. | Один ученик у доски на числовой оси отмечает степени окисления, характерные для серы и ее соединений. Записывают в тетрадь |
4. | Слайд 4. . Я растворю любой металл. Меня алхимик получал В реторте глиняной простой. Слыву я главной кислотой... Когда сама я растворяюсь В воде, то сильно нагреваюсь. | Анализируют стихотворение и дают характеристику физических и химических свойств серной кислоты. Записывают в тетрадь Объясняют возможные окислительно-восстановительные процессы. |
5. | Работа круглого стола проводится в группах по интересам. | Координатор выступает с ответом на полученное задание |
6. | Слайд 5. Девизом проведения круглого стола можно считать слова Д.И.Менделеева - “Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Где нет заводов для ее добывания - немыслимо выгодное производство многих других веществ, имеющих важное технические значение”. | Учащиеся приводят факты, подтверждающие или опровергающие данное высказывание |
7. | Слайд 6. Группа корреспондентов. Задание. Почему серную кислоту называют хлебом промышленности? Ваша задача внимательно слушать и составлять конспект сообщения. | Запись в тетрадях. Серная кислота необходима для производства других кислот, поэтому ее называют хлебом химической промышленности. Серная кислота используется при изготовлении взрывчатых веществ. Она необходима для получения сернокислых солей, очистки бензина, керосина и смазочных масел, зарядки свинцовых аккумуляторов |
8. | Слайд 7. Группа экологов. «Лик планеты химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно». (В.И.Вернадский) | Разлив серной кислоты http://www.newstube.ru/media/na-sumz-s-rel-sov-soshli-12-cistern-s-sernoj-kislotoj Ликвидация последствий http://www.newstube.ru/media/na-sumze-nachali-vosstanavlivat-zheleznodorozhnoe-polotno Записи в тетради. При аварийных выбросах в атмосферу попадают соединения серы: SO2;SO3; H2S; H2SO4; Fe2O3(пыль) Последствия: «закисление» почв и водоёмов, разрушение памятников, замедление роста деревьев и с/х культур |
9. | Контролирует проведение демонстрационного эксперимента. | Проводит лаборант-аналитик (ученик, занимающийся в кружке «Алхимик») . http://simplescience.ru/video/black_sugar_from_sulfuric_acid/ Записывают правила ТБ обращения с кислотами. Сначала вода – потом кислота, иначе случится большая беда. |
10. | Слайд 8. Группа географов Задание: Есть ли месторождений серной кислоты в природе? Напоминание: не забывайте составлять конспект | Демонстрируют фотографии озера серной кислоты Записывают в тетради: В кратере вулкана Иджен на острове Ява. На высоте 2386 метров над уровнем моря, глубина 212 метров |
11. | Слайд 9. Группа Историки. Задание: Как давно серная кислота известна человечеству? | http://www.himtrade.ru/info/st43.htm Записи в тетрадях. Первое упоминание о серной кислоте встречается в трудах арабского алхимика Гебера. |
12 | Слайд 10. Группа Литераторы. Задание: Что вы думаете о способе получения серной кислоты описанном Ж.Верном? Вымысел это или реальность? | http://www.loveread.ec/read_book.php?id=6507&p=39 Записывают в тетради. Ж.Верн. «Таинственный остров» |
13. | Слайд 11. Группа Химики. | Записывают в тетради. 2FeS04*H2O= Fe203+S02 + H2S04 + 6H2O Это производство было развито около Нордгаузена, поэтому получающаяся из железного купороса серная кислота получила название дымящей или нордгаузенской кислоты. |
14. | Слайд 12. Современный способ производства S-2 -- -SO2--- SO3--- Н2SO4. Профессии работников сернокислотного производства | Записывают в тетради Контактный способ
|
15. | Слайд 13, 14. Сообщение группы лаборантов-аналитиков. Задание: Используя раздаточный материал, находить и подписывать аппараты для каждой стадии производства | Записи в тетради: Сырьё: сера – S, серный колчедан (пирит) - FeS2, сульфиды цветных металлов - Cu2S, ZnS, PbS, сероводород – H2S I стадия: Обжиг пирита. 4FeS2 + 1102→ 8SO2 + 2Fe2O3 необратимый некаталитический гетерогенный процесс, протекающий с выделением тепла. Печь для обжига в «кипящем слое» |
16. | Слайд 15. Сообщение группы Инженеров технологов Очистка печного газа | Записи в тетради: Полученный SO2, подвергают очистке. Циклон, электрофильтр, сушильная башня, теплообменник. |
17. | Слайд 16. Группа аппаратчиков Вторая стадия производства. | Записи в тетради: II стадия. Окисление SO2 в SO3. 2 SO2 + O2 →2SO3 + Q Гетерогенный, окислительно-восстановительный, экзотермического катализа. Катализатор V2O5 Контактный аппарат |
18. | Слайд 17. Группа инженеров технологов Особенности III стадии производства | Записи в тетради: III стадия. SO3 растворяют в конц. Н2SO4, получая олеум: m SO3 + H2O → H2SO4*n SO3 + Q Поглотительная башня |
19. | Слайд 18. Группа экологов Способы защиты окружающей среды и человека. | Записи в тетради: Основные технологические принципы: 1) Принцип непрерывности 2) Принцип теплообмена 3) Принцип противотока 4) Принцип безотходного производства При попадании кислоты на кожу необходимо… При попадании кислоты в глаза - … |
21 | Координаторы групп получают карточки с заданиями | Работа с карточками. CuS---A --- SO3---H2SO4 S0 --- S+2 ---S+3 ----H2SO4 X --- S+2 --- Y---- H2SO4 Один из учеников группы выполняет работу на кодопленке. Результаты работы проверяются через графопроектор. |
20. | Подведение итогов работы круглого стола | |
21. | Домашнее задание | Индивидуальные карточки с заданиями по теме «Производство серной кислоты» |
Приложение 1. Раздаточный дидактический материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
Урок в 9 классе по теме "Серная кислота"
Конспект урока по теме " Серная кислота" с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота"
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота". Урок с применением Сингапурской обучающей структурой....
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...
конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"
Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...
Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"
Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...