Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур 9 кл.2015 г.
олимпиадные задания по химии (9 класс) на тему
Задания Всероссийской олимпиады по химии школьного тура предназначены для повышения интереса и мотивации обучения у учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vser.shkol_.tur_._khimiya_9_kl._2011_g_.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
I (школьный) этап
Химия 2011 г.
9 класс
Общее время выполнения работы – 2,5 часа.
Задание 1.
Причиной образования смога – опасного для здоровья тумана – считают большое количество выхлопных газов автомобилей при высокой влажности воздуха. В смоге присутствует ядовитый диоксид, в состав которого входит элемент Х. Диоксид получается по реакции монооксида элемента Х с атомарным кислородом, источником которого являются молекулы вещества Y.
- Определите элемент Х и формулы монооксида и диоксида элемента Х, вещество Y.
- Каким образом образуется атомарный кислород? Под действием чего в атмосфере образуются радикалы?
- Напишите два уравнения реакций образования диоксида Х из монооксида.
- Рассчитайте скорость реакции образования диоксида Х, если через 5 минут после ее начала концентрация диоксида Х стала равна 0,05 моль/л, а через 20 минут – 0,08 моль/л.
Количество баллов –10
Задание 2.
Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг/л). Объем промышленных стоков, содержащих азотную кислоту, составляет ежесуточно 75 м3.
- Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию азотной кислоты в этих стоках (плотность раствора 1 г/мл).
- Чему равна кислотность раствора азотной кислоты?
- Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината ежесуточно?
Какой объем известковой воды, с массовой долей гидроксида кальция 5% (пл. = 1 г/мл), нужно добавить для полной нейтрализации азотной кислоты?
Количество баллов – 10
Задание 3.
Расставьте коэффициенты в схеме:
FeS2 + HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O
методом электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель(и) и восстановитель(и).
Запишите уравнение этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.
Количество баллов – 10
Задание 4.
Серебристо-белое легкое простое вещество «А», обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовым простым веществом «В».
После растворения продукта в избытке щелочи и пропускания через образовавшийся раствор газа «С» выпадает белый осадок, растворимый как в кислотах, так и щелочах.
1) Назовите вещества «А», «В» и «С».
2) Напишите уравнения перечисленных реакций.
Количество баллов – 10
Задание 5.
В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты.
1) Как, не используя дополнительных реагентов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?
2) Составьте таблицу мысленного эксперимента.
3) Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
4) Укажите признаки реакций, используя следующие обозначения:
↓ - осадок, ↑ - газ, ≠ - нет взаимодействия, ± Q – тепловой эффект.
Количество баллов – 10
Всероссийская олимпиада школьников
I (школьный) этап
Химия
9 класс
Критерии проверки 2011 г.
Задание 1.
Причиной образования смога – опасного для здоровья тумана – считают большое количество выхлопных газов автомобилей при высокой влажности воздуха. В смоге присутствует ядовитый диоксид, в состав которого входит элемент Х. Диоксид получается по реакции монооксида элемента Х с атомарным кислородом, источником которого являются молекулы вещества Y.
- Определите элемент Х и формулы монооксида и диоксида элемента Х, вещество Y.
- Каким образом образуется атомарный кислород? Под действием чего в атмосфере образуются радикалы?
- Напишите два уравнения реакций образования диоксида Х из монооксида.
- Рассчитайте скорость реакции образования диоксида Х, если через 5 минут после ее начала концентрация диоксида Х стала равна 0,05 моль/л, а через 20 минут – 0,08 моль/л.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) Элемент Х – азот, диоксид – NO2 , монооксид - NO, вещество Y – О3(озон). | 4 |
2) Уравнение реакции образования атомарного кислорода: О3 = О2 + О Радикалы образуются под действием ультрафиолетового излучения. | 0,5 0,5 |
3) Уравнения реакций образования диоксида: NO + О = NO2 (1) NO + О3 = NO2 + О2 (2) | 2 |
4) Расчет скорости реакции образования диоксида Х: скорость ν = ∆C /∆τ; скорость ν = (0,05 – 0,08) : (5 – 20) = 0,002 : 60 = 3,3 · 10-5(моль/л·сек). | 1 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 2.
Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг/л). Объем промышленных стоков, содержащих азотную кислоту, составляет ежесуточно 75 м3.
- Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию азотной кислоты в этих стоках (плотность раствора 1 г/мл).
- Чему равна кислотность раствора азотной кислоты?
- Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината ежесуточно?
- Какой объем известковой воды, с массовой долей гидроксида кальция 5% (плотность = 1 г/мл), нужно добавить для полной нейтрализации азотной кислоты?
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
С = m / М · V; С = 0,03 г : (63 г/моль · 1 л) = 4,8·10-4 моль/л | 1 1 |
2) Кислотность раствора азотной кислоты равна: рН = - lg4,8·10-4 моль/л; рН = 3,32. 3) Вычислим массу раствора кислоты, которая уходит с комбината ежесуточно: m(р-ра) = 75000 дм3 · 1 кг/дм3 = 75000 кг; m(НNO3) = 75000 кг · 3·10-5 = 2,25 кг |
2
1 1 |
4) 2HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + 2H2O n(HNO3) = 2,25 : 63 = 0, 0357 Кмоль; n(Са(ОН)2 = 0,01786 Кмоль | 1 1 |
m(Ca(OH)2) = 0,01786 Кмоль · 74 кг/ Кмоль = 1,322 кг. m(р-ра) = 1,322 кг : 0,05 = 26,433 кг; V(р-ра) = 26,4 л. | 1 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 3.
Расставьте коэффициенты в схеме
FeS2 + HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O
методом электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель(и) и восстановитель(и).
Запишите уравнение этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1-ый способ. FeS2 – S / ׀ Fe ׀ \׀ S Fe+2S2-1 + HN+5O3 → Fe+3(NO3)3 + H2S+6O4 + N+2O + H2O |
1 1 |
Fe+2 - 1е → Fe+3 2S-1 – 14e → 2S+6 – 15e - окисление N+5 + 3e → N+2 ׀ + 3e - восстановление _____________________________________________________________________ Восстановители: Fe+2, S-1; окислитель: N+5 ______________________________________________________________________ FeS2 + 8HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O ______________________________________________________________________ FeS2 + 8Н+ + 8NO3 - (конц.) → Fe3+ + 3NO3 - + 4Н+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O ______________________________________________________________________ FeS2 + 4Н+ + 5NO3 - (конц.) → Fe3+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O |
2 ______ 1
2 1
2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
2-ой способ. Fe+2S2-1 + HN+5O3 → Fe+3(NO3)3 + H2S+6O4 + N+2O + H2O FeS2 – 15е → Fe3+ + 2S 1 окисление - N+5 + 3e → N+2 5 - восстановление |
4 |
Восстановитель: FeS2 ; окислитель: N+5 или NO3 – или НNO3 | 1 |
FeS2 + 8HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O | 2 |
FeS2 + 8Н+ + 8NO3 - (конц.) → Fe3+ + 3NO3 - + 4Н+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O | 1 |
FeS2 + 4Н+ + 5NO3 - (конц.) → Fe3+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O | 2 |
Задание 4.
Серебристо-белое легкое простое вещество «А», обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовым простым веществом «В».
После растворения продукта в избытке щелочи и пропускания через образовавшийся раствор газа «С» выпадает белый осадок, растворимый как в кислотах, так и щелочах.
1) Назовите вещества «А», «В» и «С».
2) Напишите уравнения перечисленных реакций.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Вещества: «А» - алюминий, «В» - йод, «С» - СО2 | 3 |
2Al + 3I2 = 2AlI3 ____________________________________________________________________ AlI3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaI AlI3 + 4NaOH(изб.) = Na[Al(OH)4] + 3NaI ____________________________________________________________________ Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3 + Al(OH)3↓ или 2Na[Al(OH)4] + CO2 = Na2CO3 + 2Al(OH)3↓ +Н2О | 1 ________ 2 ______
2 |
Al(OH)3 + 3HCl = 2AlCl3 + 3H2O | 1 |
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 5.
В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты.
1) Как, не используя дополнительных реагентов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?
2) Составьте таблицу мысленного эксперимента.
3) Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
4) Укажите признаки реакций, используя следующие обозначения:
↓ - осадок, ↑ - газ, ≠ - нет взаимодействия, ± Q – тепловой эффект.
Решение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур(с ответами)11 класс.2011 г.
Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня и качества знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ....
Задания Всероссийской олимпиады по химии.Школьный тур 10 класс.2011 г.(с ответами)
Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня качества и знаний учащихся 10 класса по химии....
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ по физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классов ГБОУ Лицей № 1451
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВпо физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классовГБОУ Лицей № 1451В школе обучаются дети с ТНР, но помимо этого эти дети соматически осл...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...
Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/
Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии 2020-2021 уч. год. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...
Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"
Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...