Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/
методическая разработка по биологии (11 класс)

Коренюгина Лариса Владимировна

Методический материал школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии 2020-2021 уч. год. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы); ответы на задания. Составители учителя биологии МОУ СОШ №1 Варненского муниципального района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная олимпиада школьников по биологии

Школьный этап 

5 класс

Максимальный балл-23

  1. Задание

 Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

В матрице ответов подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактериофаг, бактерия, растения, животные.

Описание: http://monateka.com/images/1235493.jpg

А

                              ВОписание: http://900igr.net/up/datai/89583/0010-010-.png

 

Описание: https://www.bio-faq.ru/brpic/18053.png

Б

                            Г

  1. Задание.   Рассмотрите изображение микроскопа.

Что обозначено на рисунке буквой А?

  1. Задание.

Микроскоп даёт общее увеличение 250, увеличение окуляра — 10;

Какое увеличение имеет объектив данного микроскопа?      

4. Задание. Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт?

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор прикасается

острым предметом к телу

гидры – кишечнополостного животного.

5. Задание. Ученик рассматривал под микроскопом поперечный срез листа яблони и сделал соответствующий рисунок клетки листа. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 6 ?

Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/098a/0006e759-de00d323/hello_html_m748a36fb.jpg

6. Задание. Пятиклассники решили посадить растения во дворе школы. В питомнике ребятам

предложили саженцы приведённых в списке растений.

СПИСОК РАСТЕНИЙ:

1) сосна сибирская

2) лиственница

3) клён американский

4) верблюжья колючка

5) туя западная

6) шиповник

Какие из представленных растений хвойные? Укажите в ответе их номера.

7. Задание. При изучении темы «Клетка» ученик увидел в учебнике рисунок. Какой процесс

жизнедеятельности клетки отображён на рисунке?

Описание: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c58/00031997-60aae1a4/img6.jpg

8. Задание. Прочитайте текст и выполните задания.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Зелёный мох кукушкин лён встречается обычно в тех местах леса, где высокая увлажнённость почвы. (2)Кукушкин лён образует заросли мягкой травы, в которой любят прятаться змеи. (3)Листья растения плотно прикреплены к стеблю, образуя единый листостебельный побег. (4)От нижней части стебля отходят ризоиды — примитивные аналоги корней. (5)На верхушке побега образуется коробочка со спорами, напоминающая кукушку. (6)Мох способен впитывать воды примерно в семь раз больше собственного веса.

 

В каких предложениях текста описываются особенности строения растения кукушкин лён? Запишите номера выбранных предложений.

9. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для их способа передвижения. (2)В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. (3) Грудная мускулатура развита и составляет иногда до 30% массы тела, что в несколько раз превышает мускулатуру самых мощных летающих птиц. (4)Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки — находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. (5)Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги. (6)Второе явное отличие пингвинов от других птиц — плотность костей; у пингвинов они похожи на кости млекопитающих (дельфинов и тюленей) и не содержат внутренних полостей.

Сделайте описание страуса по следующему плану. 

А) В сравнении с пингвином: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Где страус живёт и как передвигается? (Приведите не менее двух примеров.)

10. Задание. Определите по форме клюва, чем питаются эти птицы?     Описание: http://ds03.infourok.ru/uploads/ex/108c/0003a683-3e6b3677/hello_html_m1c4b13a1.jpg                                                                                                             

        



Предварительный просмотр:

Шифр     ___________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 

Областная олимпиада школьников по биологии

Школьный этап

5 класс

Максимальный балл-23

  1. Задание [мах. 4 балла]

 В матрице ответов подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, грибы, растения, животные

А

Б

В

Г

  1. Задание [мах. 1 балл] Ответ: _______________________

  1. Задание [мах. 1 балл] Ответ: _______________________

  1. Задание [мах. 2 балла] Ответ: ______________________

  1. Задание [мах. 1 балл]   Ответ: ______________________

  1. Задание [мах. 3 балла] Ответ: _______________________

  1. Задание [мах. 1 балл]   Ответ: ________________________

  1. Задание [мах. 3 балла] Ответ: ________________________

  1. Задание [мах. 3 балла]

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Задание [мах. 4 баллов]

Определите по форме клюва, чем питаются эти птицы?  

Способ питания

 А

Б

В 

Г

Форма клюва

Итого баллов:___________________________________

Проверил Ф.И.О.                   _______________________                                                                         Перепроверил Ф.И.О.        _______________________        



Предварительный просмотр:

КЛЮЧ ОТВЕТОВ 

Областная олимпиада школьников по биологии

Школьный этап

5 класс

   Максимальный балл-23

  1. [мах. 4 балла]

А

Б

В

Г

бактерии

животные

растения

бактериофаг

  1. [мах. 1 балл] Ответ: окуляр

  1. [мах. 1 балл] Ответ: 25

  1. [мах. 2 балла] Ответ: раздражимость

  1. [мах. 1 балл]   Ответ: пластида или хлоропласт

  1. [мах. 3 балла] Ответ: 1,2,5 (цифры в любой последовательности)

  1. [мах. 1 балл]   Ответ: деление клетки (размножение)

  1. [мах. 3 балла] Ответ: 3,4,5 (цифры в любой последовательности)

  1. [мах. 3 балла] Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ: А) крупнее – 1 балл. Б) перьевой- 1балл.  В) Африка, Австралия,  страусы передвигаются бегом- 1балл.

10.[мах. 4 баллов]

Определите по форме клюва, чем питаются эти птицы?  

Способ питания

 А

Б

В 

Г

Форма клюва

1

4

2

3


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шифр     ___________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 

Областная олимпиада школьников по биологии

Школьный этап

6 класс

   Максимальный балл-26

Часть I. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть II. (8 баллов)

  1. [мах. 1,5 балла]

А

Б

В

  1. [мах. 1,5 балла]

А

Б

В

  1. [мах. 1,5 балла]

А

Б

В

  1. [мах. 2 балла]

А

Б

В

Г

  1. [мах. 2 балла]

1

2

3

4

Часть III. (5  баллов)

1

2

3

4

5

Часть IV.  (2,5 балла)

Установите последовательность пищевых связей.

Итого баллов:___________________________________

Проверил Ф.И.О.                   _______________________                                                                         Перепроверил Ф.И.О.        _______________________        



Предварительный просмотр:

КЛЮЧ ОТВЕТОВ 

Областная олимпиада школьников по биологии

Школьный этап

6 класс

   Максимальный балл-26

Часть I. [мах. 10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

в

а

а

б

б

в

б

а

в

Часть II. [мах. 8,5 баллов]

  1. [мах. 1,5 балла]

А

Б

В

5

6

4

  1. [мах. 1,5 балла]

А

Б

В

1

3

2

  1. [мах. 1,5 балла]

А

Б

В

2

3

1

  1. [мах. 2 балла]

А

Б

В

Г

1

2

2

1

  1. [мах. 2 балла]

1

2

3

4

Б

А

А

Б

Часть III. [мах. 5 баллов]

1

2

3

4

5

нет

нет

нет

да

да

Часть IV. [мах. 2,5 балла]

Установите последовательность пищевых связей.

3

4

2

1

5



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Школьный этап                                                                              

7 класс        

Максимальный балл – 35 баллов

Часть I. Вам предлагается тестовое задание, требующее выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).  Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 1. Наименьшая систематическая категория в систематике животных, это - :

а) род

б) семейство

в) вид

г) отдел

2. Процесс фотосинтез происходит в

а) цитоплазма

б) оболочка

в) ядро

г) хлоропласт

 3. Из мертвых клеток с одревесневшими оболочками состоит ткань

а) основная

б) запасающая

в) образовательная

г) механическая

 4. Высшие растения отличаются от низших

а) дифференциацией тканей

б) наличием таллома

в) вегетативным размножением

г) размножением спорами

5. Клубень картофеля – это:

а) видоизмененный корень

б) видоизмененная почка

в) видоизмененный побег

г) видоизмененная система побегов

6. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки у растений

а) плод

б) семя

в) эндосперм

г) зародыш семени

7.Какова роль испарения в жизни растений

а) ускоряет процесс дыхания

б) обеспечивает передвижение воды и минеральных веществ

в) способствует передвижению органических веществ

г) способствует делению клеток

8. Какой тип ротового аппарата характерен для майского жука:

а) грызущий

б) колющий

в) лижущий

г) колюще-сосущий

9. Приступы малярии происходят во время паразитирования возбудителя болезни в

а) спинномозговой жидкости

б) клетках печени

в) кишечнике

г) крови 

10.Стрекательные клетки гидры

а) переваривают пищу

б) участвуют в передвижении

в) парализуют добычу и врагов

г) осуществляют синтез веществ

11. Ракообразные обитают

а) только в пресной воде

б) только в морской воде

в) только в морской и пресной воде

г) в морской и пресной воде, на суше

12. Незамкнутая кровеносная система является отличительным признаком

а) дождевого червя

б) ската

в) слизня

г) карася

13. С помощью плавательного пузыря рыба...

а) быстро передвигается

б) переваривает пищу

в) опускается на дно или всплывает

г) удаляет вредные вещества (продукты распада при обмене веществ)

14. Кто из живых организмов освоил водную среду:

а) виноградная улитка

б) паук – серебрянка

в) бычий цепень

г) аскарида

15. Различие между автотрофами и гетеротрофами

а) клеточное дыхание характерно только для гетеротрофов

б) фотосинтез уникален для автотрофов

в) автотрофы способны создавать органические соединения из углекислого газа

г) только гетеротрофам необходим кислород

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице. 

1. Для стержневой корневой системы характерно

1) многочисленных придаточных корней

2) хорошо развитый главный корень

3) отсутствие главного корня

4) признак однодольных растений

5) признак двудольных растений

2. Что из перечисленного для улотрикса НЕ характерно?

1) многоклеточный организм

2) имеет зеленый цвет

3) слоевище нитевидное

4) в клетке один хроматофор 5) имеет светочувствительное тельце

3.  Инфузория туфелька не может размножаться:

1) половым путем

2) с помощью зооспор

3) делением клетки пополам

4) фрагментом таллома

5) конъюгацией

 4.  Стрекательные клетки характерны для:

1) кишечнополостных

2) ресничных червей

3) кольчатых червей

4) двустворчатых моллюсков

5) ракообразных

5. Что представляет собой хорда?

1) полая трубка                                                  

3) узловая цепочка

2) упругий, эластичный тяж                          

4) позвоночник

5) костное образование

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -5  (по 1 баллу за каждое суждение).

1. Голова беззубки расположена в передней части ноги.

2. У хрящевых рыб плавательный пузырь отсутствует.

3. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

4. Все клетки организма растений и животных имеют одинаковый набор хромосом.

5. Утконос и ехидна обладают трёхамперным сердцем

Часть IV. [мах. 5 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Соотнесите представленные на рисунке силуэты хищных птиц в полете (1–6) с названиями птиц (А–Д), которым они принадлежат.

Хищные птицы:                                                      

А) коршун    Б) сапсан        В) пустельга         Г) ястреб              Д) орел 

Силуэт

Описание: Силуэты хищных птиц в полете1

2Описание: Силуэты хищных птиц в полете

Описание: Силуэты хищных птиц в полете3

Описание: Силуэты хищных птиц в полете

4

5Описание: Силуэты хищных птиц в полете



Предварительный просмотр:

Шифр     ___________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по  биологии

7 класс

Максимальный балл – 35 баллов

Часть I. [мах. 15 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

Часть II. [мах. 10 баллов] (по 2 балла за каждое тестовое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

Часть III. [мах. 5 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

Часть IV. [мах. 5 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Хищные

птицы

А

Б

В

Г

Д

силуэты

Итого баллов:        _________________________________

Проверил Ф.И.О.                   ________________________                                                                         Перепроверил Ф.И.О.        _______________________        



Предварительный просмотр:

КЛЮЧ ОТВЕТОВ 

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Школьный этап

7 класс

Максимальный балл – 35 баллов

Часть I. [мах. 15 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

в

г

г

а

в

г

б

а

г

в

г

в

в

б

в

Часть II. [мах. 10 баллов] (по 2 балла за каждое тестовое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

2,5

5

2,4

1

2

Часть III. [мах. 5 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

нет

да

да

нет

нет

Часть IV. [мах. 5 баллов] (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Хищные птицы

А

Б

В

Г

Д

силуэты

3

1

2

5

4



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Школьный этап                                                                              

10 класс        

Максимальный балл – 57,5

ЧАСТЬ 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

  1. На рисунке изображён один из создателей клеточной теории

      1) Чарльз Дарвин

2) Грегор Иоганн Мендель

3) Иван Петрович Павлов

4) Теодор Шванн

2. Протеомика  - наука, изучающая

      1) белки

2) нуклеиновые кислоты

3) аминокислоты

4) углеводы

3. Какая наука занимается разработкой технологий по адресной доставке лекарств в клетку?

      1) бионика

2) нанобиология

3) биоэнергетки

4) геномика

4. Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки?

       1) фтор

2) кальций

3) кислород

4) калий

5. В чём проявляется сходство клеток грибов и животных?

      1) в отсутствии лизосом

2) в наличии оформленного ядра

3) в наличии пластид

4) запасное вещество гликоген

6. В каких органоидах клетки происходит синтез белков?

      1) в рибосомах

2) в хлоропластах

3) в митохондриях

4) в лизосомах

7 . Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут

      1) аппарат Гольджи и вакуоли

2) лизосомы и ЭПС

3) рибосомы и центриоли

4) митохондрии и хлоропласты

8.Какой участок (зоны) корня изображены под цифрой 3 на данном                                 рисунке?Описание: http://bio.1september.ru/2003/44/7.gif

1) роста

2) деления

3) растяжения

4) проведения

9. Плод растения овес называют

      1) семянка

2) зерновка

3) костянкой

4) крылатка

10. Расположение листьев на побегах по два в узле называют

      1) супротивным

2) мутовчатым

3) спиральным

4) очередным

11. Рост стебля в толщину происходит благодаря делению клеток?

      1) камбий

2) сердцевина

3) древесина

4) луб

12. К какой группе относится растение, фрагмент которого представлен на фотографии?

      1) Водоросли

2) Мхи

3) Папоротникообразные

4) Голосеменные

13. Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?

      1) железы, которые вырабатывают молоко

2) кожа, которая поглощает кислород

3) глаза, которые различают цвета

4) скелет, который состоит из отделов

14. Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?

      1) птиц

2) рыб

3) пресмыкающихся

4) млекопитающих

15. У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?

      1) двоякодышащие

2) хрящевые

3) костистые

4) костные

16. Определите этапы зародышевого развития позвоночных животных:

1) бластула – дробление – зигота – гаструла – образование органов

2) зигота – дробление – бластула – гаструла – закладка органов

3) гаструла – дробление – бластула – зигота – образование органов

4) зигота – дробление – гаструла – бластула  – образование органов

17.  Наличие кольцевой ДНК характерно для:

1) пластид;                2) ЭПС;                 3) лизосом;                 4) комплекса Гольджи.

18. Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно

      1) наружное оплодотворение

2) разделение тела на голову, туловище и хвост

3) развитие с образованием личинки

4) внутреннее оплодотворение

19. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов

      1) кровообращения

2) пищеварения

3) дыхания

4) выделения

20. К древним людям учёные относят

      1) австралопитека

2) неандертальца

3) питекантропа

4) кроманьонца

21. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

1) срослись кости предплюсны

2) сформировались своды

3) в большом пальце появились две фаланги

4) большой палец приобрёл подвижность

22. Какой характер имеют взаимоотношения синегальской авдоткой и крокодилом?

      1) симбиоз

2) конкуренция

3) паразит — хозяин

4) хищник — жертва

23. Какая из перечисленных мер увеличивают устойчивость биосферы?

      1) создание искусственных экосистем

      2) сокращение численности хищников

      3) сохранение исчезающих видов

      4)  борьба с вредителями растений

24. Перед вами пищевая цепь: пшеница → саранча → ящерица → сова → орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?

      1) саранча

2) орёл

3) сова

4) ящерица

25. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?

      1) они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений

2) они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных

3) они используют энергию организма-хозяина

4) они используют солнечную энергию для создания органических веществ

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания на умение проводить множественный выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

  1. Выберите функции покровной ткани растения.

1) регуляция газообмена в растении

2) защита от механических повреждений

3) формирование скелета растения

4) проведение органических веществ

5) проведение неорганических веществ

6) защита от перепада температур

2. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений?

      1) в размножении зависят от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

6) размножаются спорами

3. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей

2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3) головной мозг разделён на пять отделов

4) имеется плавательный пузырь

5) сердце трёхкамерное

6) один круг кровообращения

4. Какие из перечисленных органоидов присутствуют только в растительной клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1) хлоропласты

2) центральная вакуоль

3) эндоплазматическая сеть

4) клеточная стенка из целлюлозы

5) митохондрии

6) аппарат Гольджи

5. Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на

 

1) древесные

2) кустистые

3) плоские

4) листоватые

5) накипные

6) талломные

6. Известно, что большой пёстрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

      1) Клюв у птиц крепкий, заострённый и долотовидный.

2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней.

3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперёд, а два назад.

4) Дятел не любит соседства своих родичей.

5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г.

7. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые?

      1) в основном кустарники и деревья

2) плод стручок или стручочек

3) плод коробочка или ягода

4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником

5) к семейству относятся картофель, табак

6) к семейству относятся редька, редис

8. Какие признаки археоптерикса характерны для современных птиц?

      1) тело покрыто перьями

2) на передних конечностях три пальца с когтями

3) на задних конечностях удлиненная кость — цевка

4) на ногах 4 пальца (три направлены вперед, один — назад)

5) на челюстях зубы

6) грудина небольшая, без киля

9. У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа

      1) тело состоит из двух слоев клеток

2) органы состоят из тканей

3) замкнутая кровеносная система

4) тело имеет лучевую симметрию

5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки

6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

10. Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

      1) влажность и температура

2) количество хищников

3) посадка кустарников и деревьев

4) количество паразитов

5) распашка земель

6) количество видов конкурентов

 Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным установить их родство.
  2.  В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы.
  3.  Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона.
  4.  Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков.
  5.  Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений.
  6.  Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и конечности жука, усики винограда и усики гороха.
  7. В 1883 г. И.  П.  Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.
  8. Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам — антителам.

9. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений.

10. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка.

ЧАСТЬ IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка у эукариот. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) дозревание РНК в ядре

2) присоединение рибосомы к РНК

3) образование полипептида

4) синтез РНК

5) транспорт РНК в цитоплазму

2. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета и его видом.

 ВИД ИММУНИТЕТА

 

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ

1) естественный

2) искусственный

 

А) передается по наследству, врожденный

Б) возникает под действием вакцины

В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки

Г) формируется после перенесенного заболевания

3. Установите соответствие между особенностями строения и функций форменных элементов крови и видом этих элементов

 

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ

 

ВИДЫ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

А) безъядерные двояковогнутые клетки

Б) транспортируют газы

В) способны к активному движению

Г) клетки содержат ядро

Д) безъядерные фрагменты клеток

Е) участвуют в свертывании крови

 

1) лейкоциты

2) эритроциты

3) тромбоциты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



Предварительный просмотр:

Шифр     ___________________________                                

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии

10 класс

Максимальный балл – 57,5

ЧАСТЬ I. [25 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает 1 балл 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-25

ЧАСТЬ II. [15 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает 0.5 балла 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

ЧАСТЬ III. [10 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает  1 балл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

ЧАСТЬ IV. [7,5 баллов] За каждое  правильно установленное соответствие ученик получает  0,5

1. [2,5 балла]

А

Б

В

Г

Д

2. [2 балла] 

А

Б

В

Г

3. [3 балла]

А

В

Б

Г

Д

Е

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ II

ЧАСТЬ III

ЧАСТЬ IV

Итого

                                                                                                          Проверила_______________________ФИО.   Перепроверила___________________ФИО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и решения заданий олимпиады школьников по физике в 2014 - 2015 учебном году 7 класс

Условия и решения заданий олимпиады школьников по физике в 2014 - 2015 учебном году 7 класс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...

О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА П Р И К А З от 15.11.2017 №505

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА  П Р И К А З от 15.11.2017  №505 О проведении  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьни...