Задания Всероссийской олимпиады по химии.Школьный тур 10 класс.2011 г.(с ответами)
олимпиадные задания по химии (10 класс) на тему
Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня качества и знаний учащихся 10 класса по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vser.khimiya_shk.tur10kl_2011_g.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
I (школьный) этап
Химия
10 класс 2011 г.
Общее время выполнения работы – 2,5 часа.
Задание 1.
Газ, образовавшийся при полном сгорании 3,6 г пирита, был пропущен через раствор, полученный в результате сливания 38,8 г 20%-ного раствора хромата калия и 61,2 г 6,4%-ного раствора серной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в конечном растворе.
Количество баллов – 10.
Задание 2.
Смесь алкена с водородом общим объемом 26,88 л (н.у.) пропустили над платиновым катализатором при 200°С. При этом прореагировало 75% алкена, и объем смеси уменьшился до 20,16 л (н.у.). При пропускании исходной смеси через склянку с бромной водой весь углеводород прореагировал, и масса склянки увеличилась на 16,8 г.
Определите состав исходной смеси (в % по объему) и строение исходного алкена.
Количество баллов – 10.
Задание 3.
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
t°, Pt KMnO4, H2O изб. HBr 2KOH(спирт.), t°
С2H5Cl → C3H8 ───→ X1 ─────→ X2 ─────→ X3 ─────────→X4
Количество баллов – 10.
Задание 4.
Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам номенклатурные названия.
Количество баллов – 10.
Задание 5.
В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, поташа и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.
Количество баллов – 10.
Всероссийская олимпиада школьников
I (школьный) этап
Химия
10 класс 2011 г.
Критерии проверки
Задание 1.
Газ, образовавшийся при полном сгорании 3,6 г пирита, был пропущен через раствор, полученный в результате сливания 38,8 г 20%-ного раствора хромата калия и 61,2г 6,4%-ного раствора серной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в конечном растворе.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Сжигание пирита: 4FeS2 + 11O2= 2Fe2O3 + 8SO2↑ | 1 |
ν(FeS2)=3,6:120=0,03 (моль), следовательно ν(SO2)= 0,03∙2 = 0,06 (моль) | 1 |
ν(K2CrO4) = (38,8∙0,2):194 = 0,04 (моль) | 0,5 |
ν(H2SO4) = (61,2∙0,064):98 = 0,04 (моль) | 0,5 |
При смешивании растворов хромата калия и серной кислоты образуется новый раствор массой 38,8 + 61,2 = 100 (г), который в результате реакции 2K2CrO4 + H2SO4 = K2Cr2O7 + К2SO4 + H2O (1) содержит 0,02 моль K2Cr2O7, 0,02 моль К2SO4 и 0,02 моль H2SO4 (т.е. среда по-прежнему остается кислой за счет избытка серной кислоты) | 1 1 1 |
При пропускании в этот раствор 0,06 моль SO2 происходит реакция: K2Cr2O7 + 3SO2 + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + К2SO4 + H2O (2) и конечный раствор содержит 0,02 моль Cr2(SO4)3 и 0,04 моль К2SO4 (из них 0,02 моль образовалось по реакции 1 и 0,02 моль по реакции 2). | 1 1 |
Масса конечного раствора составляет 100 + 0,06∙64 = 103,84 (г) | 1 |
ω(Cr2(SO4)3) = (0,02∙392):103,84 = 0,076 (7,6%) | 0,5 |
ω(К2SO4) = (0,04∙174):103,84 = 0,067 (6,7%) | 0,5 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 2.
Смесь алкена с водородом общим объемом 26,88 л (н.у.) пропустили над платиновым катализатором при 200°С. При этом прореагировало 75% алкена, и объем смеси уменьшился до 20,16 л (н.у.). При пропускании исходной смеси через склянку с бромной водой весь углеводород прореагировал, и масса склянки увеличилась на 16,8 г.
Определите состав исходной смеси (в % по объему) и строение исходного алкена.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
CnH2n + H2 = CnH2n+2 | 1 |
В реакцию вступает 2 моль газов (углеводород и водород), а образуется один моль (алкан). Таким образом, уменьшение объема смеси равно объему водорода, который вступил в реакцию, либо объему прореагировавшего алкена. | 1 |
Этот объем составляет 26,88 - 20,16 = 6,72 (л), то есть 0,3 моль. | 1 |
Так как прореагировало 75% алкена, то всего его было 0,4 моль. | 1 |
При пропускании через бромную воду масса склянки увеличилась на массу углеводорода, т.е. 0,4 моль алкена имеют массу 16,8 г. Молярная масса 16,8/0,4 = 42 (г/моль). | 2 1 |
Алкен с такой молярной массой - C3H6 , пропен: Н3С-СН=СН2 | 1 |
Состав смеси: 0,4 моль пропена занимают объем 8,96 л. Это составляет 33% (1/3) от объема смеси. Остальное - 67% (2/3) - водород. | 1 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 3.
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
t°, Pt KMnO4, H2O изб. HBr 2KOH(спирт.), t°
С2H5Cl → C3H8 ───→ X1 ─────→ X2 ─────→ X3 ─────────→X4
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. С2H5Cl + СH3Cl + Mg → MgCl2 + CH3-CH2-CH3 (+ C4H10 +C2H6) | 2 |
t°, Pt 2. CH3-CH2-CH3 ───→ H3C-CH=CH2 + H2 | 2 |
3. H3C-CH=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3H3C-CH(OH)-CH2OH +2MnO2+2KOH | 2 |
4. H3C-CH(OH)-CH2OH + 2HBr → 2H2O + H3C-CH(Br)-CH2Br | 2 |
t° 5. H3C-CH(Br)-CH2Br + 2 KOH(спирт.) → H3C-C≡CH + 2KBr +2H2O | 2 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 4.
Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам номенклатурные названия.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Количество реагентов: углекислого газа 10: 22,4 = 0,466 (моль); щелочи 30 : 40 = 0,75 (моль). | 1 |
Питьевую соду (гидрокарбонат натрия) можно получить так: NaOH + CO2 = NaHCO3. | 1 |
0,446 моль СО2, реагируют с 0,446 моль щелочи, т.е. CO2 у нас недостаток, ведем расчет по нему: m(NaHCO3) = 0,446∙Mr(NaHCO3) = 37,5 (г). | 1 1 |
Кальцинированную соду (карбонат натрия) можно получить так: 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O. | 1 |
0,75 моль щелочи реагируют с 0,375 моль CO2 , т.е. NaOH недостаток, следовательно: m(Na2CO3) = 0,375 ∙Mr(Na2CO3) = 39,75 (г). | 1 1 |
Кристаллическая сода - это декагидрат карбоната натрия (Na2CO3∙ 10H2O). | 1 |
Кристаллической соды можно получить столько же, сколько и кальцинированной соды, т.е. 0,375 моль. Её масса составит 0,375∙Mr(Na2CO3∙ 10H2O) = 107,25 (г). | 1 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Задание 5.
В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, поташа и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | |||||
Составим таблицу возможных попарных взаимодействий веществ, в результате которых мы будем (или не будем) наблюдать определённые признаки реакций. | 2 | |||||
Вещества | 1. NaOH | 2 НСl | 3. К2СО3 | 4. Аl2(SO4)3 | Общий результат наблюдения | |
1, NaOH | X | — | — | Al(OH)3 | 1 осадок | |
2. НС1 | _ | X | CO2 | __ | 1 газ | |
3. К2СО3 | — | CO2 | X | Al(OH)3 | 1 осадок и 2 газа | |
4. Al2(S04)3 | А1(ОН)3 | — | А1(ОН)3 | X | 2 осадка и 1 газ | |
NaOH + HCl = NaCl + H2O | 1 | |||||
К2СO3 + 2HC1 = 2КС1 + Н2O + СO2 | 1 | |||||
3K2CO3 + Al2(SO4)3 + 3H2O = 2Al(OH)3 + 3CO2 + 3K2SO4; | 2 | |||||
Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4 Al(OH)3 + NaOH + 2H2O = Na[Al(OH)4(H2O)2] ( наличие осадка зависит от порядка сливания и избытка и щелочи) | 1 1 | |||||
Исходя из представленной таблицы по числу выпадения осадка и выделения газа можно определить все вещества. | 2 | |||||
Все элементы ответа записаны неверно | 0 | |||||
Максимальный балл | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания Всероссийской Олимпиады по химии
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по химии для учеников 9- 11 классов в 2011-2012 уч.году....
Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур(с ответами)11 класс.2011 г.
Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня и качества знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ....
Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур 9 кл.2015 г.
Задания Всероссийской олимпиады по химии школьного тура предназначены для повышения интереса и мотивации обучения у учащихся 9-х классов....
Ответы к заданиям Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 9-11 классов (школьный этап)
ответы к заданиям ВсОШ по английскому языку для 9-11 кл. (школьный этап)...
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 8-9 класс
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО химии ШКОЛЬНОГО ЭТАПА...
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА 10-11 класс
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО химии ШКОЛЬНОГО ЭТАПА...
Задания по ткацким переплетениям из заданий Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Задания по ткацким переплетениям из заданий Всероссийской олимпиады школьников по технологии...