Урок по теме "Альдегиды и их свойства"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Кузнецова Ольга Анатольевна

Опорный конспект и презентация по теме "Альдегиды и их свойства".

Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема опорного конспекта урока по теме «Альдегиды и их свойства»

алканы

спирты

альдегиды

Названия

СH4

CH3 – OH

H – C

C2H6

C2H5 – OH

CH3 – C

C3H8

C3H7 – OH

CH3 – CH2 – C

C4H10

C4H9 – OH

CH3 – CH2 – CH2– C

Изомерия                                        1)углеродного скелета                                        2)межклассовая с кетонами

CH3 – CH2 – CH2– C                                                                                        CH3 – CH2 –С

Физические свойства                                                                                Химические свойства

Метаналь –                                                                                 1. Восстановление альдегидов

Этаналь –                                                                                         2. Окисление альдегидов

                                                                                                        а)

Пробирка №1 –                                                                                         б)

                                                                                                3. Реакция поликонденсации метаналя с фенолом

Пробирка №2 –

Бензальдегид –                                                                                         Получение

Акролеин –     СН2 = СН – С


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окисление этанола оксидом меди 2 1

Слайд 2

Урок по теме «Альдегиды и их свойства» 2

Слайд 3

Состав и строение альдегидов алканы спирты альдегиды названия С H 4 CH 3 OH H – C метаналь C 2 H 6 C 2 H 5 OH CH 3 – C C 3 H 8 C 3 H 7 OH CH 3 – CH 2 – C C 4 H 10 C 4 H 9 OH CH 3 – CH 2 – CH 2 –C 3 O H O H O H O H этаналь пропаналь бутаналь

Слайд 4

Формула альдегидов 4 R - C O H радикал карбонильная группа атом водорода

Слайд 5

Изомерия альдегидов Межклассовая с классом кетонов 5 Углеродного скелета CH 3 – CH – C CH 3 – O H CH 3 – CH 2 – C O CH 3 2-метилпропаналь бутанон-2

Слайд 6

Физические свойства Метаналь – бесцветный газ с резким запахом, растворим в воде, ядовит, 40% раствор называют формалином. Этаналь – летучая жидкость, с резким запахом, хорошо растворима в воде, ядовита. Ванилин – кристаллическое вещество с приятным запахом, нерастворимо в воде Цитраль – жидкость с приятным лимонным запахом 6

Слайд 7

Химические свойства Восстановление альдегидов CH 3 – C + H 2 CH 3 – CH 2 OH уксусный альдегид первичный спирт этанол 7 O H t°, Ni

Слайд 8

Химические свойства Окисление альдегидов CH 3 – C + 2 С u(OH) 2 CH 3 – C +Cu 2 O + H 2 O уксусный альдегид уксусная кислота 8 O H O OH t°

Слайд 9

Химические свойства Окисление альдегидов CH 3 – C + Ag 2 O CH 3 – C + 2Ag уксусный альдегид уксусная кислота Качественная реакция «Серебряного зеркала» 9 O H O OH t°

Слайд 10

Окисление этанола (тест на алкоголь) 10

Слайд 11

Ответы на тестовые задания 1 вариант : 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16,18, 19 12 -11 баллов «5» 10 – 8 баллов «4» 7 - 5 баллов «3» 2 вариант: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 11, 13, 14, 17, 18 11 -10 баллов «5» 9 – 7 баллов «4» 6 – 5 баллов «3» 11

Слайд 12

Домашнее задание §11; №3, 4 письменно стр.84 12

Слайд 13

13



Предварительный просмотр:

Конспект урока химии в 10 классе

Учитель: Кузнецова О.А.

Тема: « Альдегиды и их свойства»  (для программы на 1 ч. в нед.)

Цель: изучить состав, строение, номенклатуру, изомерию, свойства, получение и применение класса органических веществ альдегидов.

Задачи: 

  1. Образовательные:  получение новых знаний о классе органических веществ – альдегиды, их строении, названиях, изомерах, физических и химических свойствах,

получении и применении .

  1. Развивающие  : развивать познавательный интерес к предмету, умение прогнозировать свойства вещества на основе его строения, развивать умение проводить химический эксперимент, находить самостоятельно дополнительную информацию по теме из разных источников, развивать речь с использованием химических терминов, коммуникативные способности обучающихся и наблюдательность, внимание.
  2. Воспитательные:  воспитание аккуратности и бережливости, чувства поддержки друг друга при совместной работе на уроке.

Тип урока:  урок получения новых знаний с использованием  ИКТ

Методы и приемы: проблемно-деятельностный подход, словесные методы, наглядно-иллюстративные, частично-поисковые с применением химического эксперимента.

Оборудование: ТСО (компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация),схема опорного конспекта для каждого ученика, тест, набор реактивов и посуды на каждый стол: в пробирках   ванилин,  цитраль , р-р формалина (закрыты пробками) , аммиачный раствор оксида серебра, спиртовка, спички, держатель для пробирок; на демонстрационный стол р-р формалина, р-р сульфата меди(II), р-р гидроксида натрия, спиртовка, спички.

Требования к ЗУНам обучающегося:

Знать: состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства альдегидов, получение и применение альдегидов.

Уметь: писать уравнения химических реакций, характеризующих свойства альдегидов
проводить качественные реакции на альдегиды, называть продукты реакций и писать их формулы.

Используемые информационные ресурсы:

  1. Габриелян О.С. Химия-10 базовый уровень
  2. Крицман В.А. Энциклопедия юного химика. М: Педагогика 1990
  3. Эткинс П. Молекулы. М: Мир 1991
  4. http://experiment.edu/catalog.asp?ob
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Альдегиды

                                    Ход урока

I.Организационный момент (1 мин). Создание благоприятного настроя.

II.Изучение нового материала.

Действия учителя

Действия учеников

Вопрос: какие кислородсодержащие вещества вы уже изучили?

Посмотрим видео химич. эксперимент и подумаем зачем его включили в урок?

Учитель объявляет тему урока: «Альдегиды и их свойства» цели урока:

Изучить состав, строение, физические и химические свойства альдегидов, их применение и получение

Перед вами таблица с формулами веществ: алканы,  спирты, альдегиды, альдегиды. Найдите в формуле каждого альдегида С=О

и углеводородный радикал, выделите их.

Сформулируйте определение альдегидов и выведите общую формулу.

Как назвать по номенклатуре ИЮПАК:

Выделим корень от алкана, добавим суффикс аль. Остальные назовите сами. Как называют по тривиальной номенклатуре?

Какие существуют изомеры у альдегидов?

Попробуйте составить изомер для бутаналя.

Какой вид изомерии у данного изомера?

Существует еще межклассовая изомерия с классом кетонов. Учитель показывает формулу на слайде презентации.

Какие это вещества альдегиды? Изучим физические свойства. Найдем сведения о метанале и этанале в учебнике.

Встречаются ли альдегиды в быту? Проведем исследование: пробирка№1 – какой запах?

Пробирка №2 – какой запах?

Из дополнительной литературы найдем сведения о бензойном альдегиде и непредельном  акролеиновом  альдегиде

Почему частое употребление копченых продуктов опасно для здоровья?

Изучение химических свойств альдегидов

Как вы думаете чем будут обусловлены химические свойства альдегидов?

1.Спирты можно окислить и получить альдегид. А можно ли альдегид вновь восстановить в спирт?

2.Окисление альдегидов: учитель демонстрирует опыт окисления альдегида гидроксидом меди(II). Реакцию применяют как качественную.

Можно ли еще как-то определить альдегиды? Сейчас мы с вами побудем в роли исследователей. Проводим лабораторный опыт «серебряное зеркало»

Как получают альдегиды?

1.Вспомним реакцию Кучерова.

2. Окисление спирта.

Видеоопыт « Проба на алкоголь».

Спирт окисляется под действием каталазы в альдегид, который обнаруживается в крови, накапливается в печени. Алкоголь вредит здоровью. У алкоголиков развивается болезнь цирроз печени.

Отвечают : спирты

Чтобы изучить новый класс органических веществ - альдегиды

Работают с опорным конспектом

Выделяют зелёным –С=О карбонильную группу, красным углеводородный радикал.

Записывают в конспект общую формулу

Читают «метаналь»

Проверяют названия

Находят в учебнике и записывают в конспект.

Структурная изомерия углеродного скелета.

Составляют изомер СН3-СН-С-НО называют его                    СН3

                        2-метилпропаналь

Записывают формулу в конспект

СН3-СН2-СО-СН3        бутанон

Метаналь- бесцветный газ с резким запахом, растворим в воде (формалин), ядовит

Этаналь- летучая жидкость с характерным запахом прелых яблок, ядовит

Ванилин- кристаллическое вещество с приятным запахом, применяют кондитеры

Цитраль- жидкость с запахом лимона

Бензойный альдегид- бесцветная жидкость с запахом горького миндаля

Акролеин- бесцветная летучая жидкость с едким запахом, образуется при жарении мяса

Содержат формальдегид.

Наличием функциональной карбонильной группы

Находят в учебнике реакцию и записывают в конспект. Проверяют на экране.

Записывают уравнение реакции в конспект

Ученики проводят опыт. Наблюдают «зеркало», записывают уравнение реакции в конспект

Находят в учебнике и записывают в конспект

Находят в учебнике и записывают в конспект

III. Закрепление  изученного и проверка усвоенного материала.

Перед вами на листе находится тестовое задание. Подпишем фамилию и подчеркнём свой вариант. Вам нужно обвести ответы кружком, соответствующие альдегиду вашего варианта. (ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ)

После выполнения  поменяться вариантами и проверить друг друга. Оценить.

Ответы на вопросы теста на экране.

1 вариант:  5,6,8,9,10,11,12,14,15,16,18,19         12-11 баллов  «5»

                                                                                10-8   баллов «4»

                                                                                 7-5    баллов «3»

2 вариант: 1,2,3,4,7,8,11,13,14,17,18                    11-10 баллов  «5»

                                                                                 9 – 7  баллов  «4»

                                                                                 6 – 5  баллов  «3»

IV.  Домашнее  задание

На экране    §11   № 1,2 устно,  №6,7 письменно

За активную работу на уроке с тестовым заданием наклеиваются бонусы, ученик получает дополнительную оценку

                                                                               

                                                                                     



Предварительный просмотр:

Тестовое задание к уроку  «Альдегиды, строение и свойства»

Выберите правильные ответы для альдегида, предложенного в вашем варианте:       1 вариант - этаналь

                         2 вариант - метаналь

1.Муравьиный альдегид

2.Его 40% -ный водный раствор называют формалином

3.Формальдегид

4.В его молекуле карбонильная группа соединена с двумя атомами водорода

5.Ацетальдегид.

6.Уксусный альдегид

7.Газообразное вещество с резким запахом

8.Ядовит

9.Жидкость с температурой кипения 200С

10. Имеет запах прелых яблок

11. Хорошо растворим в воде

12. Восстанавливается на катализаторе до этанола

13.Окисляется до муравьиной кислоты

14.Качественной реакцией на это вещество является реакция "серебряного зеркала"

15.Получают в промышленности окислением этена кислородом воздуха

16.Расходуется на получение уксусной кислоты

17.Используется для получения фенолоформальдегидных пластмасс

18.Характерна качественная реакция с гидроксидом меди (II)

19.Получают присоединением воды к ацетилену.

20. Является слабой кислотой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

Урок алгебры в 7 классе "Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс"

Цели урока:предметные :обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме;создать условия контроля (взаимоконтроля)  усвоения знаний и умений;метапредметные:способствовать форм...

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации

Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: -     ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...

Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...

урок математики в 6 классе Свойства сложения рациональных чисел урок 1

Тема урока Свойства сложения рациональных чиселЦель урока формирование навыков сложения рациональных чиселКлючевые идеи: рациональные числа, сравнение чисел, модуль числа, сложение чисел, свойств...

Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.

21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...