Урок по теме "Альдегиды и их свойства"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Опорный конспект и презентация по теме "Альдегиды и их свойства".
Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опорный конспект по теме "Альдегиды и их свойства" | 53.76 КБ |
Презентация по теме "Альдегиды и их свойства" | 326.45 КБ |
Конспект урока по теме "Альдегиды и их свойства" | 22.34 КБ |
Тест по теме "Альдегиды и их свойства" | 11.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема опорного конспекта урока по теме «Альдегиды и их свойства»
алканы | спирты | альдегиды | Названия | |
СH4 | CH3 – OH | H – C | ||
C2H6 | C2H5 – OH | CH3 – C | ||
C3H8 | C3H7 – OH | CH3 – CH2 – C | ||
C4H10 | C4H9 – OH | CH3 – CH2 – CH2– C |
Изомерия 1)углеродного скелета 2)межклассовая с кетонами
CH3 – CH2 – CH2– C CH3 – CH2 –С
Физические свойства Химические свойства
Метаналь – 1. Восстановление альдегидов
Этаналь – 2. Окисление альдегидов
а)
Пробирка №1 – б)
3. Реакция поликонденсации метаналя с фенолом
Пробирка №2 –
Бензальдегид – Получение
Акролеин – СН2 = СН – С
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок по теме «Альдегиды и их свойства» 2
Состав и строение альдегидов алканы спирты альдегиды названия С H 4 CH 3 OH H – C метаналь C 2 H 6 C 2 H 5 OH CH 3 – C C 3 H 8 C 3 H 7 OH CH 3 – CH 2 – C C 4 H 10 C 4 H 9 OH CH 3 – CH 2 – CH 2 –C 3 O H O H O H O H этаналь пропаналь бутаналь
Формула альдегидов 4 R - C O H радикал карбонильная группа атом водорода
Изомерия альдегидов Межклассовая с классом кетонов 5 Углеродного скелета CH 3 – CH – C CH 3 – O H CH 3 – CH 2 – C O CH 3 2-метилпропаналь бутанон-2
Физические свойства Метаналь – бесцветный газ с резким запахом, растворим в воде, ядовит, 40% раствор называют формалином. Этаналь – летучая жидкость, с резким запахом, хорошо растворима в воде, ядовита. Ванилин – кристаллическое вещество с приятным запахом, нерастворимо в воде Цитраль – жидкость с приятным лимонным запахом 6
Химические свойства Восстановление альдегидов CH 3 – C + H 2 CH 3 – CH 2 OH уксусный альдегид первичный спирт этанол 7 O H t°, Ni
Химические свойства Окисление альдегидов CH 3 – C + 2 С u(OH) 2 CH 3 – C +Cu 2 O + H 2 O уксусный альдегид уксусная кислота 8 O H O OH t°
Химические свойства Окисление альдегидов CH 3 – C + Ag 2 O CH 3 – C + 2Ag уксусный альдегид уксусная кислота Качественная реакция «Серебряного зеркала» 9 O H O OH t°
Окисление этанола (тест на алкоголь) 10
Ответы на тестовые задания 1 вариант : 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16,18, 19 12 -11 баллов «5» 10 – 8 баллов «4» 7 - 5 баллов «3» 2 вариант: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 11, 13, 14, 17, 18 11 -10 баллов «5» 9 – 7 баллов «4» 6 – 5 баллов «3» 11
Домашнее задание §11; №3, 4 письменно стр.84 12
13
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии в 10 классе
Учитель: Кузнецова О.А.
Тема: « Альдегиды и их свойства» (для программы на 1 ч. в нед.)
Цель: изучить состав, строение, номенклатуру, изомерию, свойства, получение и применение класса органических веществ альдегидов.
Задачи:
- Образовательные: получение новых знаний о классе органических веществ – альдегиды, их строении, названиях, изомерах, физических и химических свойствах,
получении и применении .
- Развивающие : развивать познавательный интерес к предмету, умение прогнозировать свойства вещества на основе его строения, развивать умение проводить химический эксперимент, находить самостоятельно дополнительную информацию по теме из разных источников, развивать речь с использованием химических терминов, коммуникативные способности обучающихся и наблюдательность, внимание.
- Воспитательные: воспитание аккуратности и бережливости, чувства поддержки друг друга при совместной работе на уроке.
Тип урока: урок получения новых знаний с использованием ИКТ
Методы и приемы: проблемно-деятельностный подход, словесные методы, наглядно-иллюстративные, частично-поисковые с применением химического эксперимента.
Оборудование: ТСО (компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация),схема опорного конспекта для каждого ученика, тест, набор реактивов и посуды на каждый стол: в пробирках ванилин, цитраль , р-р формалина (закрыты пробками) , аммиачный раствор оксида серебра, спиртовка, спички, держатель для пробирок; на демонстрационный стол р-р формалина, р-р сульфата меди(II), р-р гидроксида натрия, спиртовка, спички.
Требования к ЗУНам обучающегося:
Знать: состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства альдегидов, получение и применение альдегидов.
Уметь: писать уравнения химических реакций, характеризующих свойства альдегидов
проводить качественные реакции на альдегиды, называть продукты реакций и писать их формулы.
Используемые информационные ресурсы:
- Габриелян О.С. Химия-10 базовый уровень
- Крицман В.А. Энциклопедия юного химика. М: Педагогика 1990
- Эткинс П. Молекулы. М: Мир 1991
- http://experiment.edu/catalog.asp?ob
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Альдегиды
Ход урока
I.Организационный момент (1 мин). Создание благоприятного настроя.
II.Изучение нового материала.
Действия учителя | Действия учеников |
Вопрос: какие кислородсодержащие вещества вы уже изучили? Посмотрим видео химич. эксперимент и подумаем зачем его включили в урок? Учитель объявляет тему урока: «Альдегиды и их свойства» цели урока: Изучить состав, строение, физические и химические свойства альдегидов, их применение и получение Перед вами таблица с формулами веществ: алканы, спирты, альдегиды, альдегиды. Найдите в формуле каждого альдегида С=О и углеводородный радикал, выделите их. Сформулируйте определение альдегидов и выведите общую формулу. Как назвать по номенклатуре ИЮПАК: Выделим корень от алкана, добавим суффикс аль. Остальные назовите сами. Как называют по тривиальной номенклатуре? Какие существуют изомеры у альдегидов? Попробуйте составить изомер для бутаналя. Какой вид изомерии у данного изомера? Существует еще межклассовая изомерия с классом кетонов. Учитель показывает формулу на слайде презентации. Какие это вещества альдегиды? Изучим физические свойства. Найдем сведения о метанале и этанале в учебнике. Встречаются ли альдегиды в быту? Проведем исследование: пробирка№1 – какой запах? Пробирка №2 – какой запах? Из дополнительной литературы найдем сведения о бензойном альдегиде и непредельном акролеиновом альдегиде Почему частое употребление копченых продуктов опасно для здоровья? Изучение химических свойств альдегидов Как вы думаете чем будут обусловлены химические свойства альдегидов? 1.Спирты можно окислить и получить альдегид. А можно ли альдегид вновь восстановить в спирт? 2.Окисление альдегидов: учитель демонстрирует опыт окисления альдегида гидроксидом меди(II). Реакцию применяют как качественную. Можно ли еще как-то определить альдегиды? Сейчас мы с вами побудем в роли исследователей. Проводим лабораторный опыт «серебряное зеркало» Как получают альдегиды? 1.Вспомним реакцию Кучерова. 2. Окисление спирта. Видеоопыт « Проба на алкоголь». Спирт окисляется под действием каталазы в альдегид, который обнаруживается в крови, накапливается в печени. Алкоголь вредит здоровью. У алкоголиков развивается болезнь цирроз печени. | Отвечают : спирты Чтобы изучить новый класс органических веществ - альдегиды Работают с опорным конспектом Выделяют зелёным –С=О карбонильную группу, красным углеводородный радикал. Записывают в конспект общую формулу Читают «метаналь» Проверяют названия Находят в учебнике и записывают в конспект. Структурная изомерия углеродного скелета. Составляют изомер СН3-СН-С-НО называют его СН3 2-метилпропаналь Записывают формулу в конспект СН3-СН2-СО-СН3 бутанон Метаналь- бесцветный газ с резким запахом, растворим в воде (формалин), ядовит Этаналь- летучая жидкость с характерным запахом прелых яблок, ядовит Ванилин- кристаллическое вещество с приятным запахом, применяют кондитеры Цитраль- жидкость с запахом лимона Бензойный альдегид- бесцветная жидкость с запахом горького миндаля Акролеин- бесцветная летучая жидкость с едким запахом, образуется при жарении мяса Содержат формальдегид. Наличием функциональной карбонильной группы Находят в учебнике реакцию и записывают в конспект. Проверяют на экране. Записывают уравнение реакции в конспект Ученики проводят опыт. Наблюдают «зеркало», записывают уравнение реакции в конспект Находят в учебнике и записывают в конспект Находят в учебнике и записывают в конспект |
III. Закрепление изученного и проверка усвоенного материала.
Перед вами на листе находится тестовое задание. Подпишем фамилию и подчеркнём свой вариант. Вам нужно обвести ответы кружком, соответствующие альдегиду вашего варианта. (ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ)
После выполнения поменяться вариантами и проверить друг друга. Оценить.
Ответы на вопросы теста на экране.
1 вариант: 5,6,8,9,10,11,12,14,15,16,18,19 12-11 баллов «5»
10-8 баллов «4»
7-5 баллов «3»
2 вариант: 1,2,3,4,7,8,11,13,14,17,18 11-10 баллов «5»
9 – 7 баллов «4»
6 – 5 баллов «3»
IV. Домашнее задание
На экране §11 № 1,2 устно, №6,7 письменно
За активную работу на уроке с тестовым заданием наклеиваются бонусы, ученик получает дополнительную оценку
Предварительный просмотр:
Тестовое задание к уроку «Альдегиды, строение и свойства»
Выберите правильные ответы для альдегида, предложенного в вашем варианте: 1 вариант - этаналь
2 вариант - метаналь
1.Муравьиный альдегид
2.Его 40% -ный водный раствор называют формалином
3.Формальдегид
4.В его молекуле карбонильная группа соединена с двумя атомами водорода
5.Ацетальдегид.
6.Уксусный альдегид
7.Газообразное вещество с резким запахом
8.Ядовит
9.Жидкость с температурой кипения 200С
10. Имеет запах прелых яблок
11. Хорошо растворим в воде
12. Восстанавливается на катализаторе до этанола
13.Окисляется до муравьиной кислоты
14.Качественной реакцией на это вещество является реакция "серебряного зеркала"
15.Получают в промышленности окислением этена кислородом воздуха
16.Расходуется на получение уксусной кислоты
17.Используется для получения фенолоформальдегидных пластмасс
18.Характерна качественная реакция с гидроксидом меди (II)
19.Получают присоединением воды к ацетилену.
20. Является слабой кислотой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».
Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...
Урок алгебры в 7 классе "Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс"
Цели урока:предметные :обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме;создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;метапредметные:способствовать форм...
Урок по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....
План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: - ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...
урок математики в 6 классе Свойства сложения рациональных чисел урок 1
Тема урока Свойства сложения рациональных чиселЦель урока формирование навыков сложения рациональных чиселКлючевые идеи: рациональные числа, сравнение чисел, модуль числа, сложение чисел, свойств...
Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.
21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...