Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии
статья по химии

Трегуб Алеся Васильевна

 Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Вилючинска

Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии.

Автор: Трегуб Алеся Васильевна,

учитель химии МОУ СОШ №2

Камчатский край

г. Вилючинск

Нравственно-патриотическое воспитание направлено на просвещение учащихся с целью выработки у них собственных нравственных и патриотических взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает критически осмысливать и анализировать собственные поступки, а также поступки своих сверстников и одноклассников.

Наши мальчишки, вчерашние школьники, нередко избирают для себя  военную профессию. Избирают сознательно, хотя хорошо знают, что она, конечно, связана и с романтикой, но в гораздо большей степени – с трудом, с постоянным преодолением самых разных, порой недостаточно прогнозируемых трудностей. Фантастически быстрый рост технической вооруженности воина еще более, нежели прежде, повышает значимость формирования таких качеств защитника Родины, как коллективизм, чувство локтя, глубокое и осознанное понимание войскового товарищества, как нормы жизнедеятельности воина. Все эти качества можно формировать на уроках химии.

При изучении темы «Металлы» можно дать краткие сведения об их применении в военном деле и в авиации. Алюминий, используется в самолетостроении, ракетостроении, из него делают спутники, поэтому его называют «крылатым». Магний, горящий белым ослепительным пламенем используется в военной технике для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Без ванадия не может быть автомобиля и солдатской каски. Германий, способный превратить тепловую энергию в электрическую, использовался в генераторах для питания  раций партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны.

В современной армии таблетки гидрида лития служат летчикам портативными источниками водорода, которыми они пользуются при авариях над морем: под действием воды таблетки моментально разлагаются, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны. Сталь с добавлением кобальта не размагничивается даже при высоких температурах, поэтому она служит материалом для изготовления магнитных мин. Магний совместно с алюминием и титаном являются основой для создания сверхлегких сплавов, применяемых при изготовлении корпусов и некоторых деталей двигателей в авиастроении. Лопатки газовых турбин и другие ответственные детали авиационных двигателей, выполненные из сплавов с добавлением никеля, надежно работают даже при 1000°С. Сплав меди с цинком (латунь) хорошо имитирует золото, из него делают медали и знаки отличия.

При изучении темы «Подгруппа углерода» и рассмотрении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском. Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь.  В последующем конструкция русского угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций, не исключая и современные угольные фильтры для сигарет. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику. Пожарные, горно-спасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением.

При рассмотрении вклада Д.И. Менделеева в развитие химии невозможно не упомянуть о его работах в области метеорологии и воздухоплавания. Им был создан высокочувствительный барометр, который положен в основу высотомера в летательных аппаратах. Д.И. Менделеев стоит у истоков русской аэрогидродинамической школы, успехи которой в советское время привели к созданию самолетов. Ученый изобретает новый, бездымный порох, который приобретает огромное значение для военного дела и рецепт которого по преступной небрежности самого же правительства уплывает в Америку. Американцы, продавая порох вступившей в войну России, не  скрывали, что это «менделеевский порох».

При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их
применение, следует отметить, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик  Ю.Г. Мамедалиев.

В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти можно отметить роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам по каталитическим превращениям циклических углеводородов нефти был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. За работы по химии нефти академику Н.Д. Зелинскому в 1946г. была присуждена Государственная премия. Рассматривая применение нефтепродуктов, можно сообщить учащимся, что на основе бензина изготовляют напалм - зажигательное оружие, предназначенное для поражения живой силы и объектов. Состоит оно из живого горючего (бензина, керосина и др.) и порошка загустителя. Напалм был одним из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970гг. На земле Южного Вьетнама американские наемники
сбросили 200 тысяч тонн напалма.

 Разбирая применение углеводородов и их производных, можно сообщить учащимся, что в успешной работе космического корабля топлива играют важнейшую роль. В настоящее время в ряде стран для жидкостных ракетных двигателей широко применяются топлива на основе  окислителей — азотной кислоты и жидкого кислорода и горючих — углеводородов, аминов,  спиртов.

Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же
может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской
позиции подрастающего поколения.

Литературные источники.

  1. Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983
  2. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.- М.: Химия, 1984
  3. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986
  4. Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

Давно и много говорят о необходимости кропотливо и повседневно заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, предполагающим становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям,...

Патриотическое воспитание на уроках химии

Патриотическое воспитание направлено на просвещение учащихся с целью выработки у них собственных патриотических взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает крити...

Методика обучения и воспитания на уроках химии.

Методические рекомендации для учителей химии по организации учебной деятельности с использованием ФГОС...

Презентация "Экологическое воспитание на уроках химии"

Приводится презентация "Экологическое  воспитание  на  уроках  химии"...

духовно-нравственное воспитание на уроках химии

-- на примере биографий великих химиков можно показать глубочайшую любовь к Родине,  беззаветное служение ей на поприще науки. Свой гражданский долг они видели в упорной борьбе за развитие науки ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО....

Организация экологического воспитания на уроках химии и во внеурочной деятельности

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений. Оно способствует стано...