Здоровье, красота и химия
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Самородова Лидия Алексеевна

Расширить представления учащихся о химических веществах используемых в медицине, дать понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_krasota_i_khimiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Одной из важнейших задач образования является содействие профессиональному самоопределению учащихся. В условиях профессиональной подготовки и профильного обучения, профессиональная ориентация приобретает особое значение, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Однако успешная реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения собственной деятельности. В связи с этим роль предпрофильной подготовки учащихся 9 классов трудно оценить, так как она содействует профессиональному самоопределению учащихся по завершении основного общего образования. Создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научиться соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии. Это, в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Программа элективного курса «Здоровье, красота и химия» Предназначена для учащихся 9 классов и носит метапредметный характер.

        Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.

        Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше узнать биохимические процессы, происходящие в организме человека.

        Такая тема как «Химические средства гигиены и косметики» позволит повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании химических веществ в средствах гигиены.

        Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью темы «Красота и здоровье», что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной.

        Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет – ресурсами.

        В результате изучения этого курса учащиеся должны знать: состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека, средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечки лекарства, пищевые консерванты.

        Уметь: соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, бытовой химии, средствами гигиены и косметики, консервантами; проводить исследования состава и свойств лекарственных препаратов, простейший эксперимент по домашней химчистке, проектировать и получать простейшие препараты бытовой химии, готовить растворы  с определённой  массовой долей консервирующего вещества.

         Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Цель: расширить представления учащихся о химических веществах используемых в медицине, дать понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.

Задачи:

-повысить уровень общей культуры учащихся;

-расширить их представления об использовании химических веществ в

средствах гигиены;

-повысить интерес к познанию химии и ориентировать на профессии,

связанные с медициной.

Тема 1(5 часов).

          Химические элементы в организме человека. Микроэлементы. Сложные вещества. Вода. Биологическая активность микроэлементов. Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны. Химия и пища.

           Практические работы: обнаружение витаминов, действие ферментов на различные вещества.

Тема 2(5 часов)

    Химия и медицина.

Лекарства и яды. Антидоты. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

Практическая работа: анализ лекарственных препаратов.

Тема 3(3 часа)

      Химические средства гигиены и косметики.

Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства.

Практическая работа: жёсткость воды и способы её устранения.

Тема 4 (4 часа)

     Препараты бытовой химии.

Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми.

Практические работа: выведение пятен препаратами бытовой химии; изготовление средства для мытья стёкол.

№п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Химические элементы в организме.                                    

   Сложные вещества. Макроэлементы.

1

Лекция,   лаб.раб.(исследование свойств  сложных веществ)                                                                                              

2.

Вода. Биологическая активность

микроэлементов

1

Групповая работа по  исследованию  свойств воды.

 Сообщения уч-ся.                                                                                                                                                                                                                                        

3.

Биологически активные вещества:                                                      

витамины, ферменты, гормоны.

1

Групповая работа

Сообщения уч-ся.                                                                                                                                                                                                                                        

4.

Практическая работа:

Обнаружение витаминов в продуктах.

1

Исследовательская работа                

в микрогруппах.

5.

Практическая работа:

Действие ферментов на различные вещества.                                        

1

Работа в парах.

6.

Химия и медицина. Лекарства и яды. Антидоты.

1

Лекция

7.

Хлорная известь и фенол – первые                                                              средства дезинфекции

1

Лаб.раб.(исследование действия средств  дезинфекции на    

микроорганизмы.                                                                                                                    

8.

Домашняя аптечка

1

Практическая работа (Анализ лекарственных  препаратов)                                                                                                                                                                                                                                        

9.

Вредные вещества в вашем доме и их

         источники

1

Групповая работа.

10.

Химия и пища. Пищевые добавки.                                                  

Маркировка – индекс.                                  

1

Лекция. Работа в микрогруппах (определение пищевых добавок в  продуктах питания)                                                                                                                                                                                                                                          

11.

Химические средства гигиены и                                                        косметики                                                        

1

Эвристическая беседа.

Работа в парах.  

12.

Мыла и синтетические моющие                                                                 средства

1

Практическая работа

(Жёсткость воды и способы

её устранения)                                                                                                                      

13.

Аэрозоли и дезодоранты.                                       Косметические средства.  

1

Групповая работа по исследованию  состава косметических средств.

14.

Препараты бытовой химии.

1

Лекция. Сообщение уч-ся.

15.

Выведение пятен препаратами бытовой химии.

1

по исследованию          

применения химии.                                                                                                                                                                                                                                                   Практическая работа

16.

Проектируем товары бытовой химии.

1

Проектная деятельность в                                                                                                                           микрогруппах по созданию                                                                                                                          нового средства для мытья                                                                                                                        окон.

17.

Итоговое занятие.

1

Защита проектных работ

Темы сообщений и проектных работ учащихся.

1. Витамины. Работы Н.Н. Лунина, И.И. Бессонова.

2. Поль Эрлих – основоположник химиотерапии.

3. Соединения серы и селена в косметике.

4. Химическая завивка и обесцвечивание волос.

5. Химические вещества для аппретирования одежды.

6. Дезодоранты и озоновый щит планеты.

7. Декоративная косметика. Театральный грим.

8. Поиск химических веществ-препаратов против СПИДа

9. Исследование взаимосвязи между химической структурой и биологической активностью молекул.

10. Полимеры в медицине.

11. Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения.

12. Химические материалы для создания искусственных органов.

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Т. 17. М.: Аванта +, 2000 г.

2. Мир химии. Сант – Петербург, М.: М – Экспресс, 1995 г.

3. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981

4. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982 г.

5. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия, 1998 г

6. Химия в быту. Смоленск: Русич, 1996 г.

7. Сопова А.С.Химия и лекарственные вещества.Л.,1982г.

CD

1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003 г.

2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Программа для общеобразовательных учреждений

Автор Н.В.Ширшина

Волгоград: изд-во «Учитель», 2005.

                                               

                                             

                                              Утверждаю:

                                              Директор школы_____________Л.Л.Батталова

                                              «       » 09.10 г

   

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Здоровье красота и химия"

Материал содержит объяснительную записку, тематический план и содержание элективного курса для учащихся 9 классов. А также в качестве примера презентация ученицы "Химия в косметике" В содержании есть ...

Гимнастика для здоровья, красоты и ума

Урок физкультуры проходил в 4 классе.  Урок направлен на развитие представлений о значении гимнастики в жизни человека....

"Здоровье. Красота. Грация"

Сценарий конкурсно-развлекательной программы для девушек 10-11 классов...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Компьютерная презентация к уроку "Культура, здоровье, красота"

1. Историческое развитие костюма.2. Силуэт в одежде.3. Понятие о стиле.4. Культура одежды....

Сценарий агитбригады "Здоровье-Красота-Успех"

Сценарий выступления агитбригады учащихся 9-10 классов "Здоровье-Красота-Успех". Цель: популяризация здорового образа жизни, развитие творческих способностей учащихся, формирование активной ...