Рабочая программа учебной дисциплины "Химия"
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Химия" предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1_rabochaya_programma_po_khimii.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский областной государственный колледж технологий,
экономики и предпринимательства
Рабочая программа учебной дисциплины
« химия»
2012
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО МОГКТЭП
Разработчик:
ГБОУ СПО МО МОГКТЭП Бобкова Елена Валентиновна, преподаватель
Рекомендована Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № от « » г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
- 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности (специальностям) среднего профессионального образования(далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее – НПО):
140446 - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
190631 - техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
230111 - компьютерные сети
260807 – технология продукции общественного питания
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной
номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение
молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных
растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи,
принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических
соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы
реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов,
неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов,
фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и
углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ,
относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (справочных, научных и научно-
популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся
должен знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и
изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь,электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон
постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева,
закон Гесса, закон Авогадро;
- основные теории химии; строения атома, химической связи,
электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения
органических и неорганических соединений (включая стереохимию),
химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических
соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 25 |
практические занятия | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 34 |
индивидуальные творческие задания | 5 |
исследовательская работа | - |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Органическая химия |
33 | ||
Тема 1.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений. | Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А.М. Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов. | 6 | 2 |
Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. | |||
Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп. | |||
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | |||
Лабораторная работа | 1 | ||
Изготовление моделей молекул органических веществ |
Тема 1.2. Углеводороды и их природные источники |
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 10 | 2 |
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | |||
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. |
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. |
|
| |
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | |||
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | |||
Лабораторная работа. | 2 | ||
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | |||
Тема 1.3. Кислородсодер-жащие органические соединения | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. | 9 | 2 |
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. |
| ||
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. |
| ||
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | |||
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | |||
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Сахароза. Строение и химические свойства сахарозы. Крахмал и целлюлоза. Строение молекулы крахмала и целлюлозы. Физические и химические свойства крахмала и целлюлозы. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. |
Лабораторная работа | 2 | ||
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал. | |||
Тема 1.4. Азотсодер- содержащие органические соединения. Полимеры. жащие | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. | 8 | 2 |
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | |||
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. | |||
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | |||
Лабораторная работа | 2 | ||
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. | |||
Лабораторная работа. | 2 | ||
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. | |||
Самостоятельная работа: изучение теоретического материала параграфов учебника, выполнение упражнений, заданий по заполнению таблиц, решение задач, осуществление цепочек превращений, написание уравнений химических реакций, подтверждающих генетическую связь между классами органических веществ, написание сообщений, докладов, рефератов, составление презентаций. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов. Углеводы и их роль в живой природе. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения. Развитие сахарной промышленности в России. Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. Аммиак и амины . Анилиновые красители: история, производство, перспектива. Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул. «Жизнь это способ существования белковых тел…» Биологические функции белков. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. | 20
|
Раздел 2. Общая и неорганическая химия | 45 | ||
Тема 2.1. Основные понятия и законы химии | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 5 | 2 |
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | |||
Практическая работа | 2 | ||
Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций. | 2 |
Тема 2.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). | 5 | 2 |
Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 | ||
Практическая работа | 2 | ||
Решение задач и упражнений. Составление электронно - графических формул | |||
Тема 2.3. Строение вещества | Типы химических связей: ионная, ковалентная, металлическая, водородная. Ионная связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | 8 | 2 |
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. | |||
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.Физические свойства металлов. | |||
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. | |||
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | |||
Лабораторная работа | 4 | ||
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. |
Тема 2.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
| Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | 5 | 2 |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | |||
Лабораторная работа | 2 | ||
Приготовление раствора заданной концентрации |
Тема 2.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. | 8 | 2 |
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | |||
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | |||
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | |||
Лабораторная работа | 4 | ||
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. |
Тема 2.6. Химические реакции | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | 6 | 2 |
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 | ||
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов | 2 | ||
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | ||
Определение факторов, влияющих на скорость химических реакций | |||
Практическая работа | 1 | ||
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций |
Тема 2.7 Металлы и неметаллы | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | 8 | 2 |
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | |||
Лабораторная работа | 4 | ||
Получение, собирание и распознавание газов. | |||
Решение экспериментальных задач. |
Самостоятельная работа: изучение теоретического материала параграфов учебника, выполнение упражнений, заданий по заполнению таблиц, решение задач, осуществление цепочек превращений, рефератов, составление презентаций. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Современные методы обеззараживания воды. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Аморфные вещества в природе, технике, быту. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.. Защита озонового экрана от химического загрязнения. Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. Инертные или благородные газы. Рождающие соли – галогены. История шведской спички. Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности. | 19 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности¸ решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории химии.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории химии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- вытяжной шкаф;
- книжные шкафы;
- тумба для видеоаппаратуры;
-доска аудиторная;
-шкаф для химической посуды;
-сейф;
2.Учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов, ряд электроотрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, плакаты по общей и неорганической химии; плакаты по органической химии, химические реактивы, лабораторные весы и разновесы, коллекции: «Металлы», «Горные породы», «Пластмассы и волокна», « Каучук», « Нефть и продукты ее переработки», «Каменный уголь», «Чугун», «Стекло»,
«Редкие металлы», « Сталь», «Алюминий», «Торф» модели атомов для составления молекул органических веществ, водяная баня, дистиллятор, прибор для опытов с электрическим током, озонатор, аппарат для получения газов, нагреватели электрические для пробирок; набор ареометров, микроскоп, прибор для демонстрации электролиза солей, прибор для окисления спирта над медным катализатором; доска для сушки посуды; наборы важнейших аминокислот, модели кристаллических решеток, модели установок производства серной кислоты, аммиака, ацетилена, металлические штативы, набор трафаретов
лабораторной посуды, лабораторная посуда (колбы, химические стаканы,
пробирки, фарфоровые чашки, тигли, склянки для реактивов ), шпатели,
часовые стекла, предметные стекла, фарфоровые ступки с пестиком.
3. Технические средства обучения:
телевизор, видеомагнитофон, компьютер, кодоскоп, видеофильмы, CD-диски с обучающими программами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия.10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-12-е изд.- М: Просвещение,2008.
2.Рудзитис Г.Е. Химия: основы общей химии: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман -11-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2008.
3. Габриелян О.С.Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для
студ.сред. проф.учеб. заведений / О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова –М., 2006.
4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической
химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
5. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
6. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
7. Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
Дополнительные источники:
1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
2. Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.
3. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии
(с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн.
проф. завед. – М., 2004.
- 4. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое
пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
6. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции
/ Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
7. Химия в школе: научно-методический журнал учрежден Министерством
образования и науки РФ
8. 1 сентября Химия: Приложение к газете «1 сентября» Учрежден
Министерством образования и науки Российской Федерации
9. Свет: научно-теоретический журнал учрежден МСХ РФ
10. Электронное учебное пособие «Демонстрационное планирование
«Общая химия» ООО «РМТ компании» г. Волгоград
11. Электронное учебное пособие «Органическая химия» + все опыты
органики» ООО «Руссобит Паблишинг» г. Сергиев Посад
12. Мультимедийный репетитор «Химия» ООО «Мультимедиа
технологии и дистанционное обучение» 2010 г. Питер
Интернет-ресурсы:
- Механизмы органических реакций. Форма доступа
http://www.tI.ru/ gimnI 3/docs/ximia/him 2. htm http://www.tI.ru
- Химия для всех. Электронный справочник за полный
курс химии.
http: //www. informatika.ru/text/database/chеinу/START.htmI
.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; | практические занятия |
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; | практические занятия, лабораторные работы |
характеризовать s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); | лабораторные работы |
объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; | контрольная работа, лабораторные и практические занятия |
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; | лабораторные работы |
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; | практические занятия |
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химич. информации и ее представления в различных формах; | исследовательская работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; | индивидуальные творческие задания |
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей | индивидуальные |
среде; | творческие задания |
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; | исследовательская работа |
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов, оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. | практические занятия, исследовательская работа, лабораторная работа |
Знания: | |
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; | тестирование |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорган. и органической химии; | практические занятия, тестирование, лабораторные работы, контрольная работа |
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; | практические занятия |
основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; | тестирование практические занятия |
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; | тестирование |
природные источники углеводородов и способы их переработки; | тестирование |
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства; | лабораторные работы |
Разработчики:
ГОУ СПО МО “МОГКТЭП”, преподаватель химии Бобкова Е.В.
Эксперты:
Место работы Должность Ф.И.О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...