Методические разработки по химии
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Захода Наталья Викторовна

Урок химии по теме "Составление химических формул соединений по валентности" в нестандартной форме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_neorganiyu.docx568.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление химических формул соединений по валентности элемента

Цель: научить школьников  составлять формулы бинарных соединений по валентности.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь на знания учащихся, повторить понятия «тело», «вещества», «чистое вещество, смеси», «атом», «молекула», «простое и сложное вещество», «химическая формула”, «валентность»;
  • способствовать формированию у учащихся  умения составлять химические формулы по валентности элемента;
  • акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

Развивающие: 

  • продолжить формирование умений формулировать определения;

разъяснять смысл изученных понятий, объяснять последовательность действий при определении валентности по формулам веществ и составлении химических формул соединений по валентности элемента;

  • способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
  • развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
  • повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
  • ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты обучения:

  • Учащиеся должны уметь составлять химические формулы по валентности элементов в бинарных соединениях;
  • Уметь разъяснять последовательность действий при составлении химических формул по валентности элементов.

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Средства обучения: Компьютер, мультимедийное сопровождение, алгоритм определения валентности по  формулам веществ и составления химических формул соединений  по валентности элемента

Оборудование для учащихся: на каждом столе «Алгоритм определения валентности»,  «Алгоритм составления химических формул по валентности».

Методы обучения: Репродуктивный,  проблемно-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная

ХОД УРОКА

I. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Психологическая разминка

Слайд 1. Учитель. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? На внутренней стороне обложки тетради у вас приклеена табличка с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать? Девиз урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».

Рис. Определи свое эмоциональное состояние

Слайд 2.Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок). Страну Неорганию населяет более 100 тысяч жителей – неорганических соединений. На вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и горы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода не с пустыми рюкзаками. Прежде чем отправиться в путь, мы должны сделать разминку, ведь путь очень долгий.

Химическая разминка

  • Разноуровневые задания по пройденным темам

Слайд 3.1.Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь составляют атомы:

Na

CaO

CuO

FeO

AgCl

Si

S

Ca

K

Слайд 4.2.Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: N2     SO2      Ba       O2      P2O5       N2O5   ( Ва – атом среди молекул)

Слайд 5.3.Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу:  O2   Н2    СО     К     Li     Ca  (CО – сложное вещество, среди простых)

Учитель. Ну а теперь нам необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберет рюкзак?

Слайд 6.4.Выбери  названия тел: алюминий,  пластмасса,  стакан,  стекло,  тетрадь, книга, ручка,  дерево, линейка.

Слайд 7.5. Выбери чистые вещества: воздух,  серебро, морская вода,  сахар, золото, кислород,  нефть, медь, туман.

Слайд 8.Учитель: Итак, в путь. На нашем пути – речка. Чтобы перебраться через нее, необходимо построить мост из досточек, которые образуются из соотношения химического символа элемента, его произношения и названия. Главное – не промочить ноги.

Слайд 9. 6. Установи соответствие между химическим символом элемента, его произношением и названием элемента

Cu

Феррум

Серебро

Pb

Силициум

Золото

Hg

Плюмбум

Медь

Fe

Аурум

Кремний

Au

Аргентум

Железо

Si

Цэ

Ртуть

Ag

Гидраргирум

Свинец

C

Купрум

Углерод

Слайд 10.Учитель. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы найти тропинку необходимо произнести волшебные слова – прочитать формулы веществ.

Слайд 11.7. Как произносятся формулы следующих веществ? CuO,  ZnO,  P2O5,  NO2 ,  SO3 ,  Al2O3,  Н2О,  SO2.  

Слайд 12.Учитель. Молодцы, тропинку мы нашли. Осталось только пройти через лес, а для этого необходимо произвести расчёты, чтобы не заблудиться.

II. Индивидуальная работа по карточкам двух учащихся по теме “Относительная молекулярная масса” (Выполняют решение на доске, остальные в тетради). Проверка учителем.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

Справочные данные:

  • Аr (Na) = 23
  • Аr (Cl) = 35,5
  • Аr (K) = 39
  • Аr (O) = 16

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

Справочные данные:

  • Аr (Cu) = 64
  • Аr (O) = 16
  • Аr (S) =3 2

Учитель. Если вы легко смогли выполнить все задания, скажите себе: «Я – молодец!»

Физминутка

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

II. ОПЕРАЦИОНН-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

Актуализация опорных знаний

Слайд 13.Учитель. Осталось нам преодолеть гору. Перед началом подъема вспомните, что до сих пор мы пользовались готовыми химическими формулами. Какие закономерности учитываются при составлении химических формул, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой? Как называется эта закономерность? (валентность).

Учитель. Дайте определение валентности.

Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Учитель. Как обозначается валентность? (Валентность обозначается римскими цифрами)

Учитель. Какие виды валентности вы знаете? (постоянная и переменная)

Учитель. Чему равна валентность водорода? кислорода? ( I, II)

Учитель. Какое правило вы должны знать при определении валентности атомов элементов в соединениях? (Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента).

Слайд 14.Учитель. Перед трудным подъёмом в гору, давайте сделаем ещё одну разминку.

 Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3.

Слайд 15.Учитель. Как вы думаете, зачем нам необходимо знать валентность элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений).  Запишем тему урока в тетрадь. Какую цель мы поставим перед собой?

Слайд 16-19.Учитель.  Чтобы преодолеть нашу гору без травм, вы должны пройти инструктаж, как составлять химические формулы по валентности элемента. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Объяснение учителя.

Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.

Алгоритм составления формулы по валентности элемента

Пример

1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества.

В О

2. Над знаками химических элементов поставь их валентность.

III  II

В  О

3. Определи  Н.О.К (наименьшее общее кратное -  это число, которое делится на исходные числа без остатка) чисел, выражающих валентность этих элементов.
Запиши Н.О.К. над формулой.

6

III  II

В  О

4. Раздели Н.О.К. на валентность каждого элемента.
Запиши полученный индекс.

6

III  II

В  О

6: III= 2

6:II=3

6

III  II

В2  О3

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

6

III  II

В2  О3

( 6=6)

Слайд 20.Учитель. А теперь начинаем наше восхождение. Если у вас возникнут трудности, то у вас есть подсказка ( алгоритм).

 Упражнение: составить химические формулы по валентности элементов (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в рабочей тетради ( стр. 16 – 17. Упражнение № 49,50 б )

III. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Слайд 21. Учитель. Молодцы. Мы благополучно добрались до места назначения. А теперь привал. Нам необходимо подкрепиться, каждый вправе выбрать блюдо на свой вкус.

  • Слайд 22.Первичная проверка усвоения знаний. 

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.

Репродуктивный уровень (“3”). Составьте химические формулы по валентности элементов: NH (III), AlO (III), CH (IV), CuO (II).

Прикладной уровень (“4”). Составьте формулы оксидов: Mn (VII), Fe (III) , Cr (VI), Cu (I), К (I).

Творческий уровень (“5”). Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: AlO3,  BO3, NaO, КО.  

  • Слайд 23.Работа над ошибками. Ответы

Репродуктивный уровень (“3”). 
NH
3, AL2O3, CH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). 
Mn
2O7, Fe2O3 , CrO3, Cu2O, K2O.

Творческий уровень (“5”). 
 Al2O3,  B2O3, Na2O, К2О.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель. Все путешественники собрали   хорошие знания  в свои рюкзаки и заслуживают отличных оценок и наград. Оцените своё эмоциональное состояние в конце урока.

Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис.). Учитель еще раз напоминает вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на следующем уроке.

  • Что нужно знать, чтобы составить химическую формулу вещества?
  • Как можно найти число атомов в биэлементных соединениях, если валентности элементов известны?
  • Как проверить правильность составленной формулы биэлементных соединений?

Слайд 24.Учитель: Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  § 12. РТ стр. 16-17 ( упр. 50а, 51,52)

Учитель. Благодарю за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Эскендаров Альберт Агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс

эскендаров альберт агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс...