урок "крахмал и целлюлоза"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Кондрашева Инна Александровна

урок химии в 10 классе, изучение свойств полисахаридов происходит в сравнении, в ходе урока проходят лабораторные опыты учащимеся, при закреплении материала проводится самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.a.doc36 КБ
Файл prilozhenie.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза»

Цель: 1) рассмотреть строение крахмала и целлюлозы

             2) провести их сравнительный анализ;

             3) рассмотреть их физические и химические свойства

Ход урока

I. Фронтальный опрос

1) Какие соединения называются углеводами?

2) Назовите общую формулу углеводов?

3) По какому признаку классифицируются углеводы?

4) Охарактеризуйте моносахариды

5) Приведите примеры моносахаридов

6) Д: Запишите молекулярную и структурную формулу глюкозы

7) В чем двойственность химических свойств этого вещества

8) Назовите функц. группы этих классов

9) Докажите химическими реакциями, что глюкоза является альдегидоспиртом

10) Какие циклич. формы глюкозы вам известны?

11)  Запишите   на доске альфа и бета   форму глюкозы.; в чем их отличие

12) Укажите области применения глюкозы

 Индивидуальная работа. Осуществите  цепочку превращение:

CO2---C6 H12 O6---С2Н5ОН---СН3СОН----СН3СООН

II. Тест 5 мин(СМ. Приложение1)

III.Новый материал

- Какие углеводы называются полисахаридами?

- Приведите примеры полисахаридов?

В повседневной жизни мы часто встречается с этими веществами, а где они находятся в природе.

(сообщение учащегося)  

    Сегодня мы изучим строение и свойства полисахаридом, а именно крахмал и целлюлоза. Разбейте тетрадь на 2 колонки( заполнение таблицы в течении урока, по ходу объяснения нового материала)

                 Крахмал                                                Целлюлоза

1. Рассотрим физические свойства данных веществ

- Опишите внимание  внешние признаки этих свойств

1) белый порошок                                            1)твердое волокнистое вещество

- Давайте рассмотрим их отношение к воде.

(Работа над лотками.) Взяли пробирку с крахмалом и опустили его в стакан с холодной водой.Размешали, подняли стаканы, Что наблюдаете?

2) не растворяется в холодной воде                2) не растворяется в холод.воде

По отношению к горячей водой крахмал ведет себя иначе. У меня на столе стоит стакан с клейстером,   образуется в результате набухания крахмала в горячей воде

- в горячей воде набухает                                

- зная физические свойства крахмала, объясните клеящее действие вареного картофеля (образуется клейстер)

2. Строение молекул

- Какой формулой выражается состав полисахаридов?

Разные свойства этих 2-х веществ связаны с их 3-я отличительными особенностями.

а) разная степень полимеризации

стр. 207 (учебника), рубрика «Строение крахмала и целлюлозы, ответьте на вопрос

- Какое количество повторяющихся звеньев характерно для крахмала и целлюлозы

от 100 до 1000 полимерных звеньев             несколько миллионов

б) разная структура

- Какая структура характерна для крахмала; целлюлозы

линейная (амилоза)

разветвленная (амилопектин)                         линейная

(рассмотрите рис. 32 стр. 207)

Линейная растворимость в горячей воде; а разветвленная набухает.

в) разное строение структурных звеньев альфа-  и бета -форм глюкозы.

В чем отличие этих 2-х циклических формул

3. Химические свойства

Качественные реакции

1.качественной реакцией на крахмал  является его взаимодействие с  иодом.  (Л.О. Нанесение капли иода на срез картофеля)              

- Почему происходит посинение продукта?

2. Качественная реакция на целлюлозу: реактив Швейцера

Гидролиз крахмала и целлюлозы

6Н10О5)n  +  (n+1)Н2О   =   (С6 Н12 О6 )n

4.Применение 

Заслушайте сообщение учащихся и заполните таблицу

IV.Итак с какими веществами мы познакомились?

- Какова  их молекулярная формула; укажите физические свойства крахмала; целлюлозы; какая реакция является качественной на крахмал; каковы области применения крахмала, целлюлозы.

IV. Закрепление : утверждение(см. приложение 2)

Д/з  п. 24 упр. 4, 5 (а, в) стр. 211

* Сок зеленого яблока дает реакцию с иодом , а спелого яблока – реакция серебряного зеркала

Проделайте дома опыты: в 10 раз разбавьте настойку иода     и полученным раствором испытайте на крахмал вареный картофель, (белый хлеб), йогурт, мёд.

Домашнее задание п. 24 упр. 4, 5 (а, в) стр. 211

Приложение 2

« Крахмал и целлюлоза»

Какие утверждения верны

1 вариант - крахмал, 2 вариант- целлюлоза

1.Это моносахарид

2.Хорошо растворим в воде

3.Это дисахарид.

4.Образует коллоидный раствор в горячей воде.

5.Волокнистое вещество.

6.Это полисахарид.

7.Порошкообразное вещество.

8.Вступает в реакцию этерификации

9.Используется для получения волокон.

10.Подвергается гидролизу.

11.Применяется в кондитерском деле.

12.Используется для получения лаков, красок, искусственного шелка.

13. Дает синее окрашивание при взаимодействии и иодом.



Предварительный просмотр:

Приложение

Тест «Моносахариды» 10 класс

  1. вариант

    1.Укажите правильные утверждения:

а) альфа-форма и вета-форма глюкозы в растворе находятся в равновесии;

б) кристаллическая глюкоза, выделенная из водного раствора представляет альфа-форму;

в) глюкоза дает все реакции на альдегидную группу.

2.Реакакция с каким веществом может служить доказательством того, что глюкоза- пятиатомный спирт:

а)Cu(OH)2   б) аммиачный раствор Ag2O в) СН3СООН

3.Каким реактивом можно распознать одновременно глицерин, уксусный альдегид, глюкозу:

      а) Н2  б) аммиачный раствор Ag2O  в) Cu(OH)2  

4. Глюкоза может образоваться в результате реакций:

а)гидролиза крахмала б) гидролиза клетчатки в)фотосинтеза

5. При восстановлении альдегидной группы глюкозы образуется?

а)пятиатомный спирт б)альдегидокислота в)шестиатомный спирт

6. При осторожном окислении (молочнокислом брожении) глюкоза превращается:

а) шестиатомный спирт б) глюконовую кислоту в) молочную кислоту

Тест «Моносахариды» 10 класс

  1. вариант

1.Укажите функциональную группу, присутствующую в циклической форме глюкозы: а) –ОН  б)-СОН  в)-СООН  г)-СО

2. Какая реакция доказывает наличие в молекуле глюкозы альдегидной группы:           а)  С6Н12 О6  + НNО3 =     б) С6Н12 О6  + Ag2O =   в) С6Н12 О6  + Cu(OH)2   =

3.Функциональная группа, присутствующая в молекуле глюкозы с открытой цепью атомов: а) -СОН  б)-СООН   в)–ОН  

4.Сложный эфир образуется при взаимодействии глюкозы: а) со спиртом   б) Cu(OH)2    в) с карбоновыми кислотами

5.При переходе молекулы глюкозы из открытой формы в циклическую форму: а) изменяется число  –ОН  групп   б) исчезает альдегидная группа  в) изменяется относительно молекулярная масса молекулы глюкозы

6. Области практического применения глюкозы: а)пищевая промышленность  б) лечебное средство в)получения ацетатных волокон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полисахариды: целлюлоза.

Презентация составлена по программе О.С. Габриеляна предназначена для учащихся 10 класса. Она содержит информацию о классе органических соединений - целлюлоза. Представлены все группы , рассмотрены их...

Целлюлоза: состав, строение, свойства, применение. Урок химии в 10 классе.

Технологическая карта  содержит цели, задачи, этапы комбинированного урока....

Презентация по теме " Полисахариды. Крахмал и целлюлоза"

Презентация наглядно излагает материал по теме Полисахариды....

Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно.        Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...

Урок по органической химии "Крахмал и целлюлоза" (10 класс)

Данный урок предусматрвает использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Презентация к уроку "Крахмал и целлюлоза" (10 класс)

Данная презентация содержит материал для проведения урока....

урок по химии.10 класс."Полисахариды. Крахмал и целлюлоза".

Проведение исследовательской работы по обнаружению крахмала в продуктах питания. Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы по внешним признакам, физическим и химическим свойствам....