Урок по органической химии "Крахмал и целлюлоза" (10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Данный урок предусматрвает использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_krahmal_i_tsellyuloza_10_klass.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 20» |
КРАХМАЛ И ЦЕЛЛЮЛОЗА – ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЛИСАХАРИДОВ |
Методическая разработка урока с использованием технологии развития критического мышления Химия – 10 класс (1 час) |
Разработал учитель химии и экологии Гордеев А.С. |
г. Донской 2009 год |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную работу на уроке. Использование этой технологии даёт возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития.
В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трёх стадий. Первая – стадия вызова; она заключается в актуализации и обобщении имеющихся знаний по изучаемой теме, возбуждении интереса к ней, мотивации учащихся к активной учебной деятельности.
На второй стадии – стадии осмысления – задачи другие – получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная стадия – стадия размышления и рефлексии, подразумевающая целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление ещё не познанного – вопросов и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»), анализ всего процесса изучения материала.
Что даёт учащимся эта технология? Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объёмами информации. В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.
Технология развития критического мышления наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст. Возможны несколько форм (стратегий) применения этой технологии: «Чтение текста с пометками», «Заполнение таблицы ЗХУ («знаю, хочу узнать, узнал»), «Зигзаг», «Продвинутая лекция».
Положительные стороны предлагаемой технологии: самостоятельное добывание знаний, осмысление собственной деятельности в учебном процессе, повышение ответственности обучающихся. Полноценное занятие получается при сдвоенном уроке. Возможна организация практического занятия и изучение нового материала. Сложность заключается в неодинаковом темпе чтения и оформления письменной работы учащимися.
На уроке используется мультимедийная презентация «Крахмал и целлюлоза – важнейшие представители полисахаридов» (см. приложение 1).
Оборудование: 1) персональный компьютер,
2) мультимедийный проектор Acer XD 1150,
3) демонстрационный экран.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о классификации углеводов и отличиях полисахаридов от моносахаридов;
- изучить особенности строения, нахождение в природе, физические и химические свойства крахмала и целлюлозы в сравнении;
- рассмотреть биологическую роль полисахаридов.
Ход урока:
I. Стадия вызова.
Учитель: На предыдущих уроках вы изучили классификацию углеводов и подробно рассмотрели особенности моносахаридов. Сегодня вам предстоит изучить строение, нахождение в природе, физические и химические свойства полисахаридов. (На экран проецируется слайд № 1 с темой урока). Но сначала вспомним основные отличия полисахаридов от моносахаридов. С этой целью вам предлагается выполнить тест (листы с тестом заранее были разложены на столах у учащихся).
Тест.
Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
I вариант – для моносахаридов;
II вариант – для полисахаридов.
- Их представителями являются глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.
- Их представителями являются крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза, хитин.
- Молекулы состоят из множества одинаковых повторяющихся групп атомов.
- Подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы.
- Имеют общую формулу (C6H10O5)n.
- Молярная масса невелика и обычно не превышает нескольких сотен г/моль.
- Молярная масса велика и может достигать нескольких миллионов г/моль.
- Не вступают в реакцию гидролиза.
- Способны подвергаться гидролизу.
- Остатки молекул некоторых из них входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК.
Учащиеся выполняют тест, после чего осуществляют взаимную проверку в парах. Затем ответы к тесту проецируются на экран (слайд № 2).
Ответы: I вариант: 1, 4, 6, 8, 10.
II вариант: 2, 3, 5, 7, 9.
II. Стадия осмысления.
Учитель предлагает учащимся в течение 20 минут проработать текст параграфа 24 учебника О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс» (М.: Дрофа, 2004. – С. 206 – 210), используя специальные пометки карандашом:
«V» – «это я знаю»;
«+» – «новая информация»;
«–» – «информация, противоречащая моим знаниям»;
«?» – «информация, требующая пояснения»;
«!» – «это интересно».
Учащиеся работают в группах по 3 – 4 человека, обмениваются мнениями по изучаемому вопросу, помогают друг другу преодолеть возникающие затруднения, делая необходимые пояснения.
III. Стадия размышления и рефлексии.
Учащиеся возвращаются в пары и составляют таблицу «Крахмал и целлюлоза». Внешний вид таблицы проецируется на экран (слайд № 3), при этом в каждой паре один учащийся заполняет столбик «Крахмал», а второй – «Целлюлоза», после чего они обмениваются результатами:
Крахмал | Целлюлоза | |
Молекулярная формула | (C6H10O5)n | (C6H10O5)n |
Особенности строения (Слайды № 4 и № 5) | Структурное звено – остаток циклической молекулы α-глюкозы. Степень полимеризации от нескольких сотен до нескольких тысяч. Молярная масса достигает нескольких сотен тысяч г/моль. Два вида структур макромолекул: линейная (амилоза) и разветвлённая (амилопектин). В крахмале на долю амилозы приходится 10 – 20 %, а на долю амилопектина – 80 – 90 %. | Структурное звено – остаток циклической молекулы β-глюкозы. Степень полимеризации от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч. Молярная масса достигает нескольких миллионов г/моль. Один вид структуры макромолекул: только линейная. |
Нахождение в природе и биологические функции | В цитоплазме растительных клеток в виде зёрен запасного питательного вещества. Содержание (по массе): в рисе – до 80 %, в пшенице и кукурузе – до 70 %, в картофеле – до 20 %. | Обязательный элемент клеточной оболочки растений, играющий строительную, конструкционную функцию. Содержание (по массе): в волокнах хлопка – до 95 %, в волокнах льна и конопли – до 80 %, в древесине – до 50 %. |
Физические свойства | Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей воде разбухает и образует коллоидный раствор - крахмальный клейстер (при этом амилоза как составная часть крахмала растворяется в горячей воде, а амилопектин только набухает). | Твёрдое волокнистое вещество, нерастворимое в воде. |
Химические свойства (Слайды № 6, 7, 8) | 1. Образование глюкозы в результате полного гидролиза: (C6H10O5)n + (n-1)H2O → n C6H12O6. 2. Образование сложных эфиров за счёт гидроксигрупп (практического значения не имеет). 3. Качественная реакция с йодом – синее окрашивание. | 1. Образование глюкозы в результате полного гидролиза: (C6H10O5)n + (n-1)H2O → n C6H12O6. 2. Образование сложных эфиров за счёт гидроксигрупп: при взаимодействии с азотной кислотой (в присутствии серной кислоты) – мононитратов, динитратов и тринитратов, при взаимодействии с уксусной кислотой (или уксусным ангидридом) – диацетатов и триацетатов. Все эти сложные эфиры получили широкое применение. 3. Качественной реакции с йодом не даёт. |
Домашнее задание: дополнить таблицу строками «Получение» и «Применение», используя параграф 24 учебника и справочную литературу, решить задачу № 1 (учебник О.С. Габриеляна, стр. 210).
Литература:
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – С. 206 – 210.
- Береснева Е.В., Загвоздкина Е.Н. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 17 – 22.
- Бессуднова Н.В., Евдокимова Т.А., Клочкова В.А. Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии // Биология в школе. – 2008. – № 3. – С. 24 – 30.
- Сушкова Т.В. Развитие критического мышления при изучении углерода // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 22 – 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...
Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"
Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....
Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.
В связи с нехваткой учебного времени для изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...
Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс
Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...
Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.
Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно. Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"
Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...