Урок по теме "Минеральные воды"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Суглобова Юлия Николаевна

Урок проводится в 11 классе, в теме "Строение вещества". Тема "Минеральные воды" достаточно актуальна: в настоящее время прилавки изобилуют различными минеральными водами. Что они из себя представляют? Виды минеральных вод? Всем ли можно их пить? Как правильно пить, чтобы не навредить своему здоровью? Как хранить минеральную воду? Ответы на эти вопросы можно получить в течение  урока и подготовки к нему. Тема имеет непосредственное отношение к здоровьесберегающим технологиям. Урок представлен в виде научно-практической конференции. Требует предварительной подготовки совместно с учащимися. Продолжительность 45 минут.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кавка́зские Минера́льные Во́ды (Кавминво́ды, КМВ) — группа курортов федерального значения в Ставропольском крае; особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации, имеющий координирующую администрацию. Расположен регион на юге Европейской части России, почти на одинаковом расстоянии от Чёрного и Каспийского морей, — в пределах стыка Минераловодской наклонной равнины и северных склонов Большого Кавказа. КавМинВоды

Слайд 3

Карта района КМВ

Слайд 4

История КМВ — один из старейших курортных регионов в России. 24 апреля 1803 года указом Александра I было утверждено положение о КавМинВодах, и началось их официальное существование как курортного района. История развития этого уникального курортного региона Российской Федерации характеризовалась взлётами и падениями, с переходом от государственного управления к частному контрагентству. 27 марта 1992 года Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, согласно которому КавМинВоды являются особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации.

Слайд 5

Гидроминеральные ресурсы По составу и качеству своих климато-бальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно компактной территории, по богатству и разнообразию минеральных источников курортный регион России — КавМинВоды — не имеют аналогов на всём Евро-Азиатском континенте, да и мире; по химическому богатству и разнообразию, качеству и целебным свойствам источники минеральных вод на редкость разнообразны и не имеют себе равных.

Слайд 6

Атмосферные осадки, выпадающие в горах, а также талые воды проникают в толщи горных пород на большие глубины, минерализуются, нагреваются, насыщаются газами и выходят на поверхность по трещинам в долинах рек. По химическому составу и применению для лечения во́ды по большей части — мало- и среднеминерализованные с содержанием солей от 2 до 15 г/л.

Слайд 8

По данным за 2001 год добывается и используется 2,2 тыс. м³ в сутки. При этом 1,5 тыс. м 3 /сутки (68 %) из них ушли на питьевое и бальнеологическое лечение, а 0,7 тыс. м 3 /сутки (32 %) — на промышленный розлив лечебных и лечебно-столовых вод.

Слайд 9

В пределах округа горно-санитарной охраны имеется 24 месторождения и участка. Условно можно выделить несколько отдельных месторождений: Кисловодское, Ессентукское, Пятигорское, Бештаугорское, Иноземцевское, Железноводское, Змейкинское, Лысогорское, Красно-Восточное, Кумагорское, Нагутская курортная местность и др.

Слайд 11

На весь мир славятся своими лечебными свойствами уникальные соляно-щелочные воды Ессентукского курорта (Ессентуки-4, Ессентуки-17). Широко известны доломитный, сульфатный и простой Нарзаны Кисловодска. Неоценимы для лечения большого числа заболеваний углекислые сульфатно-карбонатные кальциево-натриевые Железноводские минеральные источники (Смирновская и Славяновская воды), а также горько-солёные воды Баталинского и Лысогорского источников. Практически весь спектр заболеваний человека можно лечить на Кавказких Минеральных водах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На Северо-Западе России появились первые морские курорты – в 1816 г. в Кранце (Зеленоградск, Калининградская область, тогда часть Восточной Пруссии), а в 1820 г. открыт еще один курорт — Раушен (Светлогорск) 20 июня 1900 г. неподалеку от Санкт-Петербурга был открыт Сестрорецкий курорт, который в 1907 г. на Всемирной выставке здравоохранения в бельгийском курортном городке Спа , получил высшую награду — «Гран При». Курорты Северо-Запада России

Слайд 2

Марциальные воды – первый курорт России. Название происходит от слова «Марс» - бог войны, т.к. на этих водах вначале по приказу Петра I лечились увеченные и хворые воины. Марциальные слабоминерализованные (М 0,2 1,0 г/л) гидрокарбонатно-сульфатные магниево-кальциевые воды по содержанию двухвалентного закисного железа - до 100 мг/л превосходят все известные железистые источники мира. В настоящее время на курорте работают 2 санатория. Марциальные воды построен на водах, давших начало развитию курортного дела в России, в 1964 г. Санаторий Дворцы построен в 2003 г. на месте курортных построек петровского времени. Санаторий Кивач, расположенный неподалеку от минеральных источников, известен программами Центра эндоэкологической реабилитации.

Слайд 4

Хилово - один из старейших курортов в России, был основан в 1865 году и славится уникальными слабосульфидными (18 мг/л) сульфатно-гидрокарбонатными кальциевыми водами. Кроме того, для бальнеопроцедур используют бромсодержащие хлоридные натриевые рассолы. Лечебные грязи озерно-ключевого происхождения формируются вокруг источника минеральных вод на озере Худыкино . Питьевая вода « Хиловская » (по составу хлоридно-сульфатная кальциево-натриевая) в 2001 году была удостоена золотой медали на престижной Миланской выставке в Италии.

Слайд 6

Сестрорецкий курорт - приморский климатический и бальнеогрязевой курорт в 36 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Расположен в северной части г. Сестрорецк, на восточном берегу мелководной Сестрорецкой бухты Финского залива. Пляж песчаный. Основные лечебные факторы: наряду с мягким климатом, который используется для климато - и талассотерапии, основные природные лечебные факторы – лечебные грязи и минеральные воды. Минеральная вода по составу хлоридная натриевая с минерализацией 1,12 г/л и содержанием радона. Используется для бальнеотерапии (питьевое лечение, ванны). Работают грязелечебница, водолечебница; имеются плавательный бассейн, наполняемый минеральной водой .

Слайд 8

Лужский курортный район – расположен близ г. Луга, в 139 км к югу от Санкт-Петербурга. Свыше ½ территории покрыто хвойными лесами. Много рек и озер, самая крупная река – Луга и одно из красивейших озер – Череменецкое . Основные лечебны факторы: Климат. Хлоридные натриевые воды высокой минерализации и залежи торфа. Оборудованы аэросолярии, климатоплощадки для взрослых и детей, фотарии; размечены маршруты терренкура; на берегу озера – пляжи, купальни, лодочная станция.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минеральные воды Старой Руссы

Слайд 3

Химический состав минеральной воды. мг/л Кальций ( Ca 2+) ………………………………………… … 15-25 Магний ( Mg 2+) …………………………………………… 2- 10 Натрий ( Na+)+ Калий (K+)………………………….. <10 Гидрокарбонаты ( HCO3 2-)…………………………. 50-80 Хлорид( CL-)………………………………………………….. 8-20 Общая минерализация 0,10-0,20 г/л

Слайд 4

Минеральные источники Старой Руссы Источник № 1 ( Муравьёвский )

Слайд 5

Источник № 2 (Старо-Директорский) Был обнаружен в 1923 году горным инженером Штильмарком, проводившим обследование грязевых водоёмов Старой Руссы. Вода источника стекает по деревянному лотку в обводную канаву Среднего озера.

Слайд 6

Источник № 3 (Ново-Директорский) Представляет собой буровую скважину, сооружённую для усиления подачи солёной воды солезаводу. Бурение началось в 1819 году и закончилось в 1831 году. Бурение было прекращено на глубине 200,74 м. Вода источника № 3 по трубопроводу подаётся в ванное здание, а избыток уходит в Среднее озеро.

Слайд 7

Источник № 4 (Озёрный или Старый) Он возник настолько давно, что история его теряется в глубине веков. Источник расположен в северо-восточной части водоёма, называемого Верхним озером, образовавшимся на месте выхода минеральных вод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минеральные воды. Карловы Вары Выполняли: Седова Юлия Блохина Алёна Давудова Дарья 11 класс МБОУ «КСОШ №6» 2012 г.

Слайд 2

Химические свойства источников Основной природный лечебный фактор — термальные углекислые сульфатные натриевые, гидрокарбонатные натриевые, содержащие соединения кальция, калия, магния, железа, лития, брома и другие вещества. Минерализация до 7 г/л. По химическому составу воды всех источников примерно одинаковы и различаются главным образом содержанием двуокиси углерода (от 0,37 до 0,75 г/л) и температурой. Вода Мельничного источника радоновая (около 1 нКи/л). Минеральные воды Карловых Вар используются главным образом для питьевого лечения, воду Мельничного источника разливают в бутылки, а вода источника Вржидло является основой для всех применяемых на курорте бальнеотерапевтических процедур (углекислые, кислородные, радоновые, жемчужные и другие ванны, купания в бассейнах, промывание кишечника, орошения, полоскания и другое). Кроме того, из минеральных вод путем выпаривания получают натуральную карловарскую соль, в которой содержится 18 % хлорида натрия, 36 % гидрокарбоната натрия, 44 % сульфата натрия, около 2 % сульфата калия, а также небольших количествах соли кальция, магния, железа, лития, фтора, брома и других.

Слайд 3

Источник Карла 4

Слайд 4

Минеральные источники: 1.Вржидло 72 °C Используется и при питьевых курсах. 2. Карла IV 64 °C Лечебные свойства этого источника возможно повлияли на решение Карла IV построить здесь свой курорт. 3. Нижний замковый 55 °C Нижний замковый источник для общественного использования выведен на рыночную площадь. 4. Верхний замковый 55 °C Верхний замковый источник имеет иную температуру и содержание CO2, чем его нижний вариант. 5. Рыночный 62 °C Источник со времен его открытия (1838) несколько раз исчезал и снова появлялся. 6. Мельничный 56 °C Еще с XVI века используется для целей санаторно-курортного лечения. 7. Русалка 60 °C С XVI века до 1945 года носил название Нового источника. Вытекающая из него вода в свое время пользовалась еще большим спросом, чем вода из Мельничного источника.

Слайд 5

Источник Русалочка

Слайд 6

Рыночный источник

Слайд 7

8а. князя Вацлава I 65 °C Вода из этого источника использовалась для производства карловарской лечебной соли. 8б. князя Вацлава II 58 °C Князь Вацлав II вытекает перед колоннадой напротив оркестровой ямы. 9. Либуши 62 °C Возник путем объединения четырех меньших источников. 10. Скальный 53 °C После планировки местности его вода была подведена к нынешней Мельничной колоннаде. 11. Свобода 60 °C Открыт во второй половине XIX века при строительстве Лазней III. 12. Садовый 47 °C Выходит на поверхность на территории Военного санатория возле колоннады. 13. Змеиный 30 °C С 2001 года содержит меньше минералов, чем остальные источники, но большее количество углекислого газа.

Слайд 8

Змеиный источник.

Слайд 9

Источник Либуши

Слайд 10

Лечебные свойства На курорте осуществляется лечение больных с заболеваниями желудка и кишечника, печени и желчных путей, а также с нарушениями обмена веществ (сахарный диабет, ожирение и другие). Функционирует курортная поликлиника, бальнеолечебницы, питьевая галерея, бюветы отдельных источников, многочисленные отели, пансионаты и санатории. В лечебных учреждениях широко применяют лечебную физкультуру, различные виды массажа, электро- и светолечение, теплолечение (в том числе грязевые ванны и аппликации). Для дозированных прогулок имеется терренкур — свыше 100 км дорожек, которые проходят по наиболее живописным местам Карловых Вар.

Слайд 11

Источник Свобода



Предварительный просмотр:

УРОК ХИМИИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА»

(17 урок в теме «Строение вещества»)

Учитель химии высшей категории Суглобова Юлия Николаевна

Тип урока: Изучение новой темы

Цели и задачи:

Развивающая - Развитие интеллекта,  познавательного интереса, самостоятельности в учебной деятельности, логического мышления. Развитие  коммуникативности обучающихся в учебной деятельности, умение работать в группах.

Воспитательная - Содействовать в ходе урока формированию диалектико-материалистических и мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к воде в любых ее проявлениях.

Дидактические задачи - расширить у обучающихся знания о воде, через знакомство с минеральной водой, исследовать состав минеральных вод и доказать наличие катиона Ca2+ и аниона CO32-.

Здоровьесберегающие задачи - воспитывать культуру сбережения собственного здоровья.

Форма организации учебного процесса – групповая

Метод обучения – исследовательский

Приемы: исследование, сравнение, анализ

Оборудование: на столах учащихся схемы-заготовки для конспекта урока, учебники, справочники, творческие работы по теме “Минеральная вода”, на демонстрационном столе  бутылки с минеральной водой: “Нарзан”, “Архыз”, “Ессентуки”, “Старо-русская”, “Псковская”, “Смирновская”,  чешская минеральная вода. Штатив для пробирок с подсветкой, большие пробирки с растворами.


Ход урока

1. Организационный момент.

Обучающиеся занимают места за столами, образуя 7 групп.

Учитель приветствует детей и начинает урок.

2. Основная часть.

Учитель просит прочитать записанный на доске высказывание древнегреческого философа Аристотеля:

«Воды таковы, каковы земли, через которые они проходят»          

и задает вопрос:

– О каких водах говорит ученик Платона?

– Какие вы знаете источники минеральных вод?

Обучающиеся перечисляют известные им источники минеральных вод.

Учитель: Мы продолжаем изучать в главе “Строение веществ” тему “Жидкости”. Настоящий урок является, по сути, научно-практической конференцией, т.к. целью нашей с вами работы является соотношение научных исследований с практическим использованием. Минеральные воды, известные ещё со времён Аристотеля, судя по обилию их ассортимента на прилавках наших магазинов, являются сейчас очень востребованными. Что же особенного в минеральной воде? Чем она отличается от простой, дождевой, колодезной, речной воды?

Учащиеся: Составом.

Учитель: Совершенно верно. И минеральные воды Кавказа должны и будут отличаться от минеральных вод Сибири, Камчатки или Заонежья. Так ли уж безобидна минеральная вода? Можно ли пить её без участия и рекомендации врачей, и в каком количестве? Требует ли она особого внимания и хранения? Вот вопросы, на которые мы сегодня постараемся получить ответы, а, значит, и позаботимся о вашем физическом здоровье.

Итак, давайте определим задачи нашего урока.

– Изучить состав, классификацию минеральных вод, влияние их на организм человека и, следовательно, особенности применение разных минеральных вод. Познакомиться с важнейшими минеральными источниками России и провести дегустацию столовой минеральной воды (на доске – план «Работы конференции»)

Неделю назад вы выбрали темы, над которыми работали в группах и убедились в том, что по теме «Минеральные воды» в различных источниках имеется колоссальное количество информации. Мы с вами постарались отобрать самое главное и интересное. И сейчас, я думаю, вы готовы поделиться тем, что узнали. На время урока приготовьте таблицы Менделеева и растворимости, и во время выступлений ваших одноклассников постарайтесь сделать краткий конспект, используя схемы-заготовки на ваших рабочих местах. В конце урока вам будет предложен небольшой тест, на вопросы которого, я надеюсь, вы уже сможете ответить.Итак, приглашаю вас к разговору о минеральной воде.

Далее следуют выступления групп учащихся, сопровождаемые показом слайдов.

1 группа – теоретики.

Вступление. Общая характеристика минеральных вод.

2 группа - анкетёры.

Проведение анкеты среди школьников и обработка результатов.

3 группа – теоретики.

Виды и классификации минеральных вод.

4 группа – теоретики.

Классификация минеральных вод по потребительским свойствам с демонстрацией имеющихся образцов минеральной воды.

5 группа  - экспериментаторы.

Докладывают результаты опытов, сопровождая алгоритмом исследования при помощи слайдов. Учащиеся записывают уравнения реакций в конспект.

  • Идентификация анионов:

1,2) Ba2+ + CO32- →  BaCO3↓ белый осадок,  раcтворимый в HNO3

        Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ белый осадок,   нераcтворимый в HNO3

3)   2H+ + CO32- → H2O + CO2↑ выделяется газ

4)    Ag+ + Cl- →  AgCl↓ белый осадок

  • Идентификация катионов:

    Ca2+ + CO32- →  CaCO3↓ белый осадок

    Mg2+ + 2OH- →  Mg(OH)2↓ белый осадок

6 группа – географы. Сообщения об отдельных источниках минеральных вод.

Слайд с картой минеральных вод России.

Презентация о минеральных водах Кавказа с комментариями.

Презентация о минеральных водах северо-запада России с комментариями.

Презентация о минеральных водах Старой Руссы с комментариями.

Презентация о минеральных водах Чехии с комментариями.

Учитель: Я надеюсь, что вы вместе со своими родителями обязательно побываете на каком-либо из этих курортов с целью оздоровления. Что же нам осталось выяснить? Самое простое – как правильно пить минеральную воду?

И учащиеся из 7 группы – компьютерщики отвечают на этот вопрос видеороликом с участием врачей(видеоролик продолжительностью 2 минуты из программы ЦТ «Жить здорово»). А ещё учащиеся этой группы приготовили в подарок для каждого из вас памятки о правильном применении минеральной воды.

Ну а теперь, после того как вы узнали что такое минеральная вода, из чего она состоит и как правильно её использовать, вам предлагается тест, в котором вы отвечаете на вопросы о минеральной воде.( 3-4 минуты)

Нам осталось с вами лишь дегустировать минеральную воду, которую мы выбрали в магазине.

3. Заключение.

В качестве домашнего задания предлагаются по вариантам задачи на определение массы ионов в минеральной воде с определённой концентрацией.

Учитель подводит итоги урока, благодарит участников за предоставление материалы, оценивает их выступления, дежурный собирает схемы конспекты для оценивания работы учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ
І. АНКЕТА «Особенности потребления минеральной воды учащимися нашей школы»:

   __  класс

Предлагаем Вам принять участие в исследовании особенности потребления минеральной воды и ответить на ряд вопросов:

1.Выбирая напитки в магазине как часто вы покупаете минеральную воду (подчеркните нужное);

  1. Ежедневно
  2. 2-3 раза в неделю
  3. Один раз в неделю
  4. 1-2 раза в месяц
  5. Другое (записать)____________________________

 2.Утоляя жажду, вы пьете минеральную воду:
1.     1 стакан в день
2.     1 литр в день
3.     2 литра в день
4.     Употребляю обычно 2-3 раза в неделю (укажите количество минералки)______________
5.     Другое ________________________
3.Укажите причины покупки минералки:
1.     Пить дома всей семьей
2.     Пить на работе

3.     Беру с собой в дорогу

4.     Покупаю к праздничному столу

5.     Другое укажите__________________________________________________-

4.Выбирая минеральную воду, вы отдаете предпочтения минералке (запищите название) 

__________________________________________
5.Каковы причины вашего выбора ____________________________________________________
6.Если вам эта вода нравится, то интересуетесь ли вы записью состава на этикетке: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

 7.Если вы интересуетесь данными на этикетке, отметьте цифрами, на что вы обращаете внимание: срок годности__, состав__, уровень минерализации__, производитель___, место добычи____, контроль качества____, цена___
8.Выбирая минералку, вы отдаете предпочтение:
1.     слабо-минеральным (столовым)
2.     средне-минеральным (лечебно-столовым)
3.     сильно-минеральным (лечебным)
9. Знаете ли вы, чем эти воды отличаются по составу, свойствам и действию на организм:  ДА, НЕТ
10. Напишите о значении употребления минеральной воды для организма человека.
ІІ. ТЕСТ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

  1. Чем минеральная вода отличается от обычной воды?

А) цветом

В) составом

С) запахом

  1. Как доказать наличие карбонат-ионов в минеральной воде?

А) с помощью щёлочи

Б) с помощью кислоты

С) с помощью бензина

  1. Как доказать наличие ионов магния в минеральной воде?

А) с помощью щёлочи

Б) с помощью кислоты

С) с помощью бензина

  1. В чём опасность лечебной воды?

А) эта вода не опасна

Б) низкая концентрация солей

С)  высокая концентрация солей        

      5.          Какую минеральную  воду можно пить как обычную?

        А) лечебно-столовую

        В) лечебную

С) столовую        

ІІІ.  ПАМЯТКА ОБ ПРАВИЛЬНОМ УПОТРЕБЛЕНИИ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ

Пейте минеральную воду по правилам. Относитесь к ней с уважением. Наша справка:

«Боржоми» — гидрокарбонатная натриевая лечебно-столовая вода. Применяют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, при болезнях печени, мочевых путей и нарушениях обмена веществ. «Нарзан» — сульфатно-гидрокарбонатная магниево-кальциевая лечебно-столовая минеральная вода. Повышает аппетит, усиливает секреторную деятельность пищеварительных желез, обладает противовоспалительным и спазмолитическим действием. Содержащиеся в ней соли благоприятно воздействуют на организм при катаральных заболеваниях мочевых путей.

«Славяновская» — сульфатно-гидрокарбонатная кальциево-натриевая лечебно-столовая минеральная вода. Эффективна при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей. «Ессентуки» № 2 — лечебно-столовая хлоридно-сульфатная гидрокарбонатная натриевая газированная вода. Рекомендуется при хронических гастритах, колитах, заболеваниях печени и мочевыводящих путей, нарушении обмена веществ.

«Ессентуки» № 4 — хлоридно-гидрокарбонатная натриевая лечебно-столовая минеральная вода. Применяется при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря и мочевыводящих путей. Благоприятно влияет на течение обменных процессов.

«Ессентуки» № 17 — хлоридно-гидрокарбонатная натриевая лечебная минеральная вода. Применяется при всех вышеперечисленных заболеваниях, часто совместно с «Ессентуками» № 4.

«Кармадон» — лечебная хлоридно-натриевая минеральная вода. Полезна при хронических катарах желудка и кишечника.Если вы совершенно здоровы, то употреблять минералку лучше за 35-40 минут до еды. Если у вас гастрит с пониженной секрецией, то минеральную воду нужно пить перед едой медленно, небольшими глотками. Температура воды должна быть примерно 18-24 градусов по Цельсию. Если же у вас гастрит с повышенной секрецией желудочного сока, изжога, отрыжка, язвенная болезнь, хронический колит со спазмами и диареей, заболевания печени и желчевыводящих путей, то минеральную воду следует пить после еды, через полтора-два часа. Желательно, чтобы вода была теплой - 40-50 градусов по Цельсию. При язвенной болезни из минералки нужно предварительно выпустить газ, ибо в этом случае газированные напитки строго-настрого противопоказаны. Несмотря на свои высокие лечебные свойства, минеральную воду некоторым людям и вовсе нельзя пить. Если у вас нарушение двигательной функции желудочно-кишечного тракта, препятствующее прохождению воды, заболевания почек и сердечно-сосудистой системы, протекающие с отеками, болезнь мочевыводящих путей, требующая оперативного лечения, то к минералке лучше не прикасаться. 

Где покупать?  Покупать только в крупных магазинах, еще лучше - в супермаркетах. Лечебную минералку и некоторые сорта лечебно-столовой можно найти в аптеках. При покупке обращайте внимание на дату выпуска воды. Если таковая была произведена более полугода назад, то это, скорее всего, подделка. Оригинальную продукцию очень быстро раскупают, и на складах она долго не задерживается. Отличия оригинального Боржоми  Не секрет, что мошенники чаще всего подделывают напитки. Причем, объектом фальсификации становятся самые известные и популярные торговые марки. Как, например, хорошо известная минеральная вода "Боржоми". В настоящее время единственным производителем минеральной воды "Боржоми" является компания "Georgian Glass & Mineral Water Co. N. V.".   Для того, чтобы обезопасить свою продукцию от различных подделок, производители предприняли ряд мер. Отличия, знание которых в последствие оградят вас от покупки фальсифицированной продукции, следующие: тара, в которую разливают сегодня "Боржоми" -это стеклянная классическая и пластиковая бутылки 0,5 л, стеклянная бутылка 0,33 л и пластиковая бутылка 1,0 л. Все эти бутылки одинакового голубого цвета; на всех фирменных бутылках в верхней части имеется рельефное изображение четырех оленей, расположенных равномерно по окружности; на красно-голубой части этикетки с одной стороны указаны данные о фирме-производителе - аббревиатура названия компании - "GG&MW Со. N. V.", контактные телефоны и другие, а с другой стороны -минеральный состав воды, показания к ее применению, условия хранения, объем; в той части этикетки, где указан минеральный состав воды, внизу, в черной рамке на белом фоне черным шрифтом нанесен индивидуальный порядковый номер бутылки. Например, U 1425373; дата употребления минеральной воды нанесена на фирменную крышку (на крышке надпись BORJOMI); на всех видах тары в нижней части бутылки есть выдавленные надписи. На стеклянных бутылках это название минеральной воды "Боржоми" на русском, грузинском и английском языках и аббревиатура производителя -GGMW. А на пластиковых бутылках, на донышке - аббревиатура производителя - GG&MW.   Таким образом, если на бутылке минеральной воды "Боржоми",которую вы собираетесь приобрести, присутствуют все вышеперечисленные признаки, то перед вами действительно, оригинал. Смело покупайте его и будьте здоровы!

ІV. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ:

1.Определить массу  карбоната натрия, содержащегося в 250 мл минеральной воды, если вода является столовой и содержание соли в ней 0,5 г/л

2.Определить массу  сульфата магния, содержащегося в 500 мл минеральной воды, если вода является столово-лечебной  и содержание соли в ней 5,5 г/л

3.Определить массу  ионов натрия, содержащихся в 100 мл минеральной воды, если вода является столовой и содержание соли в ней 0,5 г/л

4.Определить массу  хлорида натрия, содержащегося в 200 мл минеральной воды, если вода является столовой и содержание соли в ней 0,7 г/л

5.Определить массу  сульфата натрия, содержащегося в 800 мл минеральной воды, если вода является лечебной и содержание соли в ней 12,5 г/л

6.Определить массу  ионов кальция, содержащихся в 1000 мл минеральной воды, если вода является лечебно-столовой и содержание соли в ней 8,5 г/л

7.Определить массу  сульфат-ионов, содержащихся в 600 мл минеральной воды, если вода является столовой и содержание соли в ней 0,3 г/л

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Габриелян, О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, – 2 изд. стереот. М.: Дрофа 2007 – 218 с.: ил.

Иванова, Р.Г. Химия : Учебник для 8-9 кл. для общеобразовательных учреждений / Р.Г. Иванова. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2003, – 278 с.: ил.

2. Маркин, И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.:

3. Тихоплав, В.Ю. Вода – ключ к вашему здоровью / Виталий и Татьяна Тихоплав. – М.: АСТ: .Астрель: Хранитель, 2008. – 157, с.: ил.

4. Алимарин И.П. Методы обнаружения и разделения элементов (практическое пособие). М. 1994.

5."Справочник химика" т.3, Л.-М.: Химия, 1965 стр. 907 

6."Химическая энциклопедия" т.1 М.: Советская энциклопедия, 1988 стр. 394-397 

7. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. "Химия для любознательных»

8. http://articles.optomvse.ru/a/3928.html

9. http://www.mineral.tj/

10. http://www.gornaya.com/

11. http://mihaylovka.narod.ru/minvoda.doc

12. http://www.agro-land.ru/vzbn.htm

13. http://www.narzanwater.ru/

Тексты  выступлений детей:

   1.    АЛИНА  +   2   СЛАЙД

Живой организм - это своего рода жидкий кристалл. Развитие и здоровье всего живого, в том числе и человека, полностью зависит от качества работы этого жидкого «конвейера», от его структуры, чистоты, текучести и биологической активности воды как основного источника энергии. Чистой природной воды на нашей Земле практически уже нет более 15 лет, как утверждает Всемирная организация здравоохранения, а в индустриальных районах в неочищенной воде опасно даже стирать белье. Даже воды Байкала – самого чистого источника воды – из-за хищнического обустройства вокруг озера подвергаются загрязнению. Чтобы использовать более или менее чистую воду, в настоящее время развита целая индустрия, и получается: сначала человек делает все, что бы испортить природное, а потом ищет пути исправления содеянного. В настоящее время на прилавках наших магазинов продается достаточный ассортимент различных напитков. 

+  3 СЛАЙД

 Нашему организму ежедневно требуется около 2- 3 л воды. С пищей мы получаем примерно 1,5 л , ещё 0,5 л поставляет сам организм. Поэтому чем больше мы пьем чистой, качественной воды ,тем сильнее помогаем нашему организму выводить шлаки и другие вредные вещества.


  1.   МАША    +     4 СЛАЙД

Для всех живых организмов есть одна общая особенность - потребность в минеральных солях, присутствие которых и может обеспечить минеральная вода. Основные минералы, являющиеся главными для тела - кальциймагнийкалий и сульфат. Все они,  в том или ином количестве находятся в минеральное воде. Исследования показали, что многие представлены в виде биоаккумуляторов. Это означает, что они могут быть напрямую абсорбированы в тело из воды.

+ 5 СЛАЙД
Лечебный эффект минеральных вод связан с так называемой структурной памятью воды. Вырываясь с больших глубин (800 м. и глубже), подвергаясь воздействию высоких температур и высоких давлений, вода прошла еще неведомую нам физико-химическую и информационную обработку, не воспроизводимую искусственным путем. Целебное действие свежей природной минеральной воды заключается в замене клеточной воды с частично разрушенной структурой на индивидуально структурированную воду. Это позволяет увеличить время жизни и эффективность работы абсолютно всех клеток человека, а также благотворно комплексно воздействует на весь организм в целом. В результате организм приобретает возможность самостоятельно гасить внутренние очаги патологий.

3.     КИРИЛЛ    +  6, 7,8  СЛАЙДЫ

При подготовке к этому уроку мы решили выяснить, какие напитки чаще всего употребляют ученики старших классов нашей школы. Мы провели анкетирование в 8-11 классах (анкета прилагается) и выяснили, что первое место по употреблению занимает обычная питьевая вода из источников расположенных на территории нашего района, на втором месте чай и газированная вода. 20% опрошенных ребят употребляют минеральную воду ежедневно, а 12% не употребляют её вообще. Объём потребляемой воды для тех, кто пьёт минеральную воду постоянно, доходит до 1 литра в день. 35% учащихся покупают «минералку» во время прогулок или после тренировок, чтобы «утолить жажду». Предпочтение отдают «Бонакве» и «Ессентукам»  - по 22% опрошенных, а основными причинами выбора ребята назвали «вкусно» и «полезно».Записью состава на этикетке интересуются только 12 % учащихся, употребляющих минеральную воду.  Сроком годности воды, контролем качества и ценой приблизительно по 30 % опрошенных. О составе, свойствах и действии на организм не знают ничего 52 % наших учащихся. Поэтому мы сегодня постараемся выяснить что такое, минеральная вода и каково ее отличие от той воды, которой мы пользуемся ежедневно — умываемся, кипятим, варим суп, стираем, полезна ли она для здоровья или её действительно не стоит пить

  1. УСТИНОВА ЮЛЯ +    9  СЛАЙД

Что такое минеральная вода, и каково её отличие от той воды, которой мы пользуемся ежедневно? Происхождение минеральных вод восходит к началу формирования современного облика нашей планеты. В то время большая часть нынешней суши была покрыта древними морями. В процессе остывания Земли площадь, глубина и химический состав морей изменялся, на их дне накапливались остатки погибших растений и животных. При формировании материков многие участки морской поверхности поднялись, и часть вод оказалась замурованной в глубоких недрах Земли. На поверхность Земли минеральные воды выходят в виде естественных минеральных источников или выводятся из недр с помощью буровых (каптажных) скважин, глубина которых достигает 2 - 3 км и более.

        6. СМИРНОВ АРТЁМ  +     10 СЛАЙД
Минеральная вода – вода, содержащая биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами. В этих водах одни вещества содержатся в виде недиссоциированых   молекул, другие в виде ионов, в них могут присутствовать и коллоидные   частицы.

         7. НАСТЯ    +    11  СЛАЙД
По внешнему виду минеральные воды прозрачные, без посторонних включений, с незначительным естественным осадком минеральных солей, бесцветные или с оттенками - от желтоватого до зеленоватого. У минеральной воды могут быть характерные вкус и запах, которые отражают состав растворенных в воде веществ. Целебные свойства минеральной воды определяются химическим составом, температурой, радиоактивностью и т. д.

               +     12   СЛАЙД

  • По своему назначению минеральные воды делятся на два вида:
    - питьевые;
    - бальнеологические (для наружного использования). 
  • К основным критериям оценки лечебных минеральных вод, отличающих их от пресной воды и определяющих их терапевтическое действие, относятся: 
    - общая минерализация, 
    - ионный состав, 
    - наличие газов, 
    - наличие биоактивных элементов, микроорганизмов и органических веществ, 
    - реакция среды (рН), 
    - радиоактивность;

   8.   ОЛЯ +  13   СЛАЙД

Классификация по ионному составу:

  • Бикарбонатная вода Содержит: более 600 мг бикарбонатов на литр. 
  •  Сульфатная вода Содержит: более 200 мг сульфатов на литр. 
  • Хлоридная вода Содержит: более 200 мг хлоридов на литр. 
  •  Магниевая вода Содержит: более 50 мг магния на литр. 
  • Фторная вода Содержит: более 1 мг фтора на литр. 
  • Железистая вода Содержит: более 1 мг железа на литр. 
  • Натриевая вода Содержит: более 200 мг натрия на литр. 
  • Кальциевая вода Содержит: более 150 мг кальция на литр. 

+ 14 СЛАЙД

Ну, а по потребительским свойствам минеральная вода делится на:

Минеральную столовую           Очищенную питьевую воду

Лечебно-столовую          и          Лечебную        

      9.  Юля Максимова  +    15  СЛАЙД

     Питьевая очищенная вода. 

Эта вода пригодна для повседневного применения, причем не только для питья, но и приготовления пищи. Она безопасна и безвредна, хотя и не обладает какими-либо

лечебными свойствами. В качестве такой воды используются хорошо очищенные природные воды с относительно невысоким солесодержанием. Часто при производстве такой воды ее чистят практически "под ноль" (как правило, на мембранных обратноосмотических установках), а затем минерализуют до физиологически оптимальных значений. Сравнительно невысокая минерализация таких вод объясняется ориентацией на американские стандарты качества питьевой воды, согласно которым 0.5 г/л - это ПДК. столовые (содержащие солей до 1 г на литр), которые можно пить сколько угодно; 

     10. Максим    +  16  СЛАЙД

Столовая вода

Это минеральная (натуральная) вода, пригодная для ежедневного применения. Солесодержание до 1 г/л соответствует рекомендациям Всемирной организации Здравоохранения по качеству питьевой воды. Необходимо внимательнее изучить химический состав такой воды, так как для людей, страдающих определенными заболеваниями, содержание отдельных ионов может оказаться избыточным. Так, например, высокое содержание кальция не рекомендуется людям, склонным к повышенной свертываемости крови и образованию тромбов в кровеносных сосудах. Высокое содержание натрия не рекомендуется людям, страдающим гипертонией, заболеваниями почек и сердца. Сульфаты обладают выраженным слабительным действием, хлориды влияют на работу пищеварительного тракта и т.д

        11.  Настя Горбачёва    +    17 СЛАЙД

Лечебно-столовая вода. 

Этот тип вод наиболее распространен в России и к нему относятся большинство широко известных еще с советских времен марок минеральной воды. Содержание солей  2–8 г на литр. Годятся, и когда просто хочется пить, и если «здоровье подправить нужно». Обычно такие воды прописывает врач, но их можно использовать как столовые с одной оговоркой – «несистематически». Воды эти, как правило, не пригодны для приготовления пищи, однако широко используются для питья. Они обладают определенным лечебным действием, но только при их правильном применении по совету врача. Неограниченное потребление такой воды может привести к серьезному нарушению солевого баланса в организме и к обострению хронических заболеваний. Не стоит ориентироваться на рекомендации по употреблению, приведенные на этикетке. 

12. Никита Хлебников               +   18  СЛАЙД

Лечебная вода. 

Название говорит само за себя. Уровень солей больше 10 г на литр. Это уже лекарство, которое требует рекомендации врача. Да и по вкусу она такая, что просто так пить ее не захочешь. На организм человека эти воды оказывают сильное воздействие. Их пьют в строго оговоренном количестве – столовая, а то и чайная ложка в день! Вода применяется исключительно в лечебных целях. Самостоятельно принимать решение об употреблении такой воды неразумно

Результаты опытов – АНДРЕЙ  +  19, 20, 21, 22, 23 СЛАЙДЫ

Демонстрация карты минеральных вод России – географы + 24 СЛАЙД

Выступление учащихся, работа на уроке, видеоролик, дегустация

Заключение  +    25 СЛАЙД
Наш организм состоит на 2/3 , как и все живые существа, в том числе и микробы, и вирусы из воды, а в мозгу ее содержится до 90 %. При этом она постоянно используется организмом для протекания различных химических процессов. Поэтому нехватку воды приходится постоянно восполнять. Поддержание постоянства внутренней среды, в том числе и водной, является главным условием жизни, нарушение которого приводит к заболеваниям. Поэтому для человека очень важное значение имеет то, что он пьет. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минеральная вода

Слайд 2

«Воды таковы, каковы земли, через которые они проходят» Аристотель

Слайд 3

Нашему организму ежедневно требуется около 2- 3 л воды. С пищей мы получаем примерно 1,5 л , ещё 0,5 л поставляет сам организм. Поэтому чем больше мы пьем чистой, качественной воды ,тем сильнее помогаем нашему организму выводить шлаки и другие вредные вещества.

Слайд 4

Для всех живых организмов есть одна общая особенность - потребность в минеральных солях, присутствие которых и может обеспечить минеральная вода . Основные минералы, являющиеся главными для тела - кальций , магний , калий и сульфат . Все они, в том или ином количестве находятся в минеральное воде. Исследования показали, что многие представлены в виде биоаккумуляторов. Это означает, что они могут быть напрямую абсорбированы в тело из воды.

Слайд 5

Лечебный эффект минеральных вод связан с так называемой структурной памятью воды. Вырываясь с больших глубин (800 м. и глубже), подвергаясь воздействию высоких температур и высоких давлений, вода прошла еще неведомую нам физико-химическую и информационную обработку, не воспроизводимую искусственным путем. Целебное действие свежей природной минеральной воды заключается в замене клеточной воды с частично разрушенной структурой на индивидуально структурированную воду. Это позволяет увеличить время жизни и эффективность работы абсолютно всех клеток человека, а также благотворно комплексно воздействует на весь организм в целом. В результате организм приобретает возможность самостоятельно гасить внутренние очаги патологий.

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ : 1.Выбирая напитки в магазине как часто вы покупаете минеральную воду а) Ежедневно 20% б) 2-3 раза в неделю 25% в) Один раз в неделю 19% г) 1-2 раза в месяц 23% д) не употребляют 12% 2.Утоляя жажду, вы пьете минеральную воду: а) 1 стакан в день 31% б) 1 литр в день 39% в) 2 литра в день 11% г) Употребляю обычно 2-3 раза в неделю 4% д) Другое 11%

Слайд 7

3.Укажите причины покупки минералки: а) Пить воду дома всей семьей 25% б) Пить воду в школе 3% в) Беру с собой в дорогу 36% д) Другое (тренировки, прогулка) 35% 4.Выбирая минеральную воду, вы отдаете предпочтения минералке «БонАква» – 22% «Ессентуки» – 22% «Акваминерале» – 20% «Нарзан» – 6% «Агуша» – 2% «Архыз» - 2% Другую – 20% 5.Каковы причины вашего выбора «утолить жажду» - 55% «вкусная» - 12% «полезная» - 12% «просто так» - 20%

Слайд 8

в тестировании приняли участие 94 учащихся 6. Если вам эта вода нравится, то интересуетесь ли вы записью состава на этикетке: ДА – 12 % НЕТ – 53% Иногда – 31% 7. Если вы интересуетесь данными на этикетке, отметьте цифрами, на что вы обращаете внимание: срок годности - 28% уровень минерализации – 10% состав – 30% производитель – 18% место добычи – 17 % контроль качества – 25% цена – 27% 8. Выбирая минералку, вы отдаете предпочтение: а) слабо-минеральным (столовым) – 39% б) средне-минеральным (лечебно-столовым) – 36% в) сильно-минеральным (лечебным) – 16% 9. Знаете ли вы, чем эти воды отличаются по составу, свойствам и действию на организм: ДА – 20% НЕТ – 52% 10. Напишите о значении употребления минеральной воды для организма человека – «Полезная, утоляет жажду, содержит минералы, соли, вкусная, благотворно влияет на организм, вода-это жизнь…»

Слайд 9

минеральная вода

Слайд 10

Минеральная вода – вода , содержащая биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами. В этих водах одни вещества содержатся в виде недиссоциированых молекул, другие в виде ионов, в них могут присутствовать и коллоидные частицы .

Слайд 12

По своему назначению минеральные воды делятся на два вида: - питьевые; - бальнеологические (для наружного использования). К основным критериям оценки лечебных минеральных вод, отличающих их от пресной воды и определяющих их терапевтическое действие, относятся: - общая минерализация, - ионный состав, - наличие газов, - наличие биоактивных элементов, микроорганизмов и органических веществ, - реакция среды (рН), - радиоактивность;

Слайд 13

Классификация по ионному составу: Бикарбонатная вода Содержит: более 600 мг бикарбонатов на литр. Сульфатная вода Содержит: более 200 мг сульфатов на литр. Хлоридная вода Содержит: более 200 мг хлоридов на литр. Магниевая вода Содержит: более 50 мг магния на литр. Фторная вода Содержит: более 1 мг фтора на литр. Железистая вода Содержит: более 1 мг железа на литр. Натриевая вода Содержит: более 200 мг натрия на литр. Кальциевая вода Содержит: более 150 мг кальция на литр.

Слайд 14

Классификация по потребительским свойствам.

Слайд 15

Питьевая очищенная вода. Эта вода пригодна для повседневного применения, причем не только для питья, но и приготовления пищи. Она безопасна и безвредна, хотя и не обладает какими-либо лечебными свойствами. В качестве такой воды используются хорошо очищенные природные воды с относительно невысоким солесодержанием. Часто при производстве такой воды ее чистят практически "под ноль" (как правило, на мембранных обратноосмотических установках), а затем минерализуют до физиологически оптимальных значений. Сравнительно невысокая минерализация таких вод объясняется ориентацией на американские стандарты качества питьевой воды, согласно которым 0.5 г/л - это ПДК

Слайд 16

Столовая вода Это минеральная (натуральная) вода, пригодная для ежедневного применения. Солесодержание до 1 г/л соответствует рекомендациям Всемирной организации Здравоохранения по качеству питьевой воды. Необходимо внимательнее изучить химический состав такой воды, так как для людей, страдающих определенными заболеваниями, содержание отдельных ионов может оказаться избыточным. Так, например, высокое содержание кальция не рекомендуется людям, склонным к повышенной свертываемости крови и образованию тромбов в кровеносных сосудах. Высокое содержание натрия не рекомендуется людям, страдающим гипертонией, заболеваниями почек и сердца. Сульфаты обладают выраженным слабительным действием, хлориды влияют на работу пищеварительного тракта и т.д.

Слайд 17

Лечебно-столовая вода. Этот тип вод наиболее распространен в России и к нему относятся большинство широко известных еще с советских времен марок минеральной воды. Содержание солей 2–8 г на литр . Годятся и когда просто хочется пить, и если «здоровье подправить нужно». Обычно такие воды прописывает врач, но их можно использовать как столовые с одной оговоркой – «несистематически». Воды эти, как правило, не пригодны для приготовления пищи, однако широко используются для питья. Они обладают определенным лечебным действием, но только при их правильном применении по совету врача. Неограниченное потребление такой воды может привести к серьезному нарушению солевого баланса в организме и к обострению хронических заболеваний. Не стоит ориентироваться на рекомендации по употреблению, приведенные на этикетке .

Слайд 18

Лечебная вода. Название говорит само за себя. Уровень солей больше 10 г на литр. Это уже лекарство, которое требует рекомендации врача. Да и по вкусу она такая, что просто так пить ее не захочешь. На организм человека эти воды оказывают сильное воздействие. Их пьют в строго оговоренном количестве – столовая, а то и чайная ложка в день! Вода применяется исключительно в лечебных целях. Самостоятельно принимать решение об употреблении такой воды неразумно

Слайд 19

Наши исследования: Так как лечебные свойства минеральной воды, ее химическую сущность определяют 6 основных ионов: три катиона — натрий (Na + ), кальций (Са 2+ ), магний (Мg 2+ ) и три аниона — хлор (Сl - ), сульфат (SO 4 2- ) и гидрокарбонат (НСО 3 - ), то именно на содержание этих ионов мы и исследовали наши образцы.

Слайд 20

Алгоритм исследования качественного химического анализа воды на содержание минералов ОБНАРУЖЕНИЕ сульфат, карбонат и хлорид - анионов: В пробирку налить 4-5 мл BaCl2. Добавить пипеткой несколько капель исследуемого раствора. Осадок есть- в растворе присутствуют данные анионы. Осадка нет – в растворе нет сульфат и карбонат - анионов

Слайд 21

2. Прилить раствор НNO3 (разбавленный) Осадок не исчез – это сульфат бария Осадок исчез – сульфат-ион отсутствует 3. В пробирку налить пробу раствора и 4 мл 15% раствора HCl. Выделяется углекислый газ – есть карбонат -ионы 4. Прилить к пробе групповой реагент – AgNO3 Осадок есть – есть хлорид - анионы

Слайд 22

ОБНАРУЖЕНИЕ катионов кальция и магния: Прилить раствор технической соды Образовался белый осадок – есть ионы Ca2+ 2. Прилить к пробе раствор едкого натра Выпадает осадок есть ионы Mg2+

Слайд 23

Результаты качественного анализа минеральной воды «Нарзан» Идентификация анионов: 1,2) Ba 2+ + CO 3 2- → BaCO 3 ↓ белый осадок, ра c творимый в HNO 3 Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓ белый осадок, нера c творимый в HNO 3 3) 2 H + + CO 3 2- → H 2 O + CO 2 ↑ выделяется газ 4) Ag + + Cl - → AgCl ↓ белый осадок Идентификация катионов: Ca 2+ + CO 3 2- → CaCO 3 ↓ белый осадок Mg 2+ + 2OH - → Mg(OH) 2 ↓ белый осадок

Слайд 24

Карта минеральных питьевых вод России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Презентация " Вода - уникальное вещество" к уроку по теме " Вода" 8 класс.

Презентация " Вода - уникальное вещество" позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...