Урок химии для дистанционного обучения в 8 классе по теме "Кислоты".(конспект+презентация)
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Учебник Габриелян Химия 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по неорганической химии  в 8 классе

учителя муниципального общеобразовательного учреждения

Торопацкая основная общеобразовательная школа

Луцковой Валентины Николаевны

Тема урока: Кислоты.

Форма проведения урока: урок с применением дистанционных образовательных технологий для детей, находящихся на индивидуальном обучении.

Цель урока: формирование представлений учащихся о кислотах.

Задачи урока: 

Образовательные: формировать понятие «кислоты», классификация кислот (по числу атомов водорода, по наличию кислорода в кислотном остатке, по растворимости в воде), номенклатура кислот.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.  Закрепить умение определять степень окисления элементов по формуле вещества и составлять формулы оксидов и оснований.

Воспитывать интерес к предмету посредством демонстрации практической значимости щелочей, кислот и оксидов в повседневной жизни человека.

Место проведения урока: Муниципальное общеобразовательное учреждение Торопацкая основная общеобразовательная школа.

Продолжительность: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер        с ОС Мас с набором совместимого специального оборудования и предусмотренных программ и приложений. Связь с обучающимся осуществляется посредством программы Skype, в режиме on-line.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Электронное образовательное пространство в оболочке Moodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу: Химия, 8 класс, мультимедийная презентация в формате Power Point по теме «Кислоты», «Химия. 8 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений. О.С. Габриелян. – 5 изд.- М:.  Дрофа, 2009.- 208с.

Тип урока: Урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Организационный.

Цель: подготовка учащегося к работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ребёнок полностью готов к уроку: лежат необходимые  принадлежности, открыты ресурсы; ученик сосредоточен и настроен на работу.

Методы: словесные (беседа), наглядные.

- Здравствуй, Анатолий. Ты готов к уроку?

- Как ты себя чувствуешь?

- Какое у тебя настроение?

- Я желаю, чтобы наш урок прошёл плодотворно, и ты открыл бы для себя что-то новое. Не будем терять ни минуты, приступим к работе.

Учитель предоставляет общий доступ к экрану, демонстрирует слайды 1.          

Ребёнок входит  в Skype, включает видеосвязь, заранее заходит в i-class,  подготовляет площадку для работы,  готовит графический планшет.

2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Цель: актуализация знаний и умений, полученных на предыдущих уроках; постановка проблемного вопроса.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик правильно выписывает формулы оксидов и гидроксидов, определяет степени окисления каждого элемента.

Методы: словесные (беседа), наглядные (наблюдение),  методы проблемного обучения.

 Слайд 2,3

Самостоятельная работа

Выпишите из приведенного перечня веществ формулы оксидов в левый столбик, а формулы оснований – в правый.

Назовите все вещества.

Укажите степени окисления каждого элемента в этих веществах (устно)

CaO, Mg(OH)2, HNO3,   Fe(OH)3,H2SO4, Al2O3,  HCl.

 Ученик работает в тетради. Его предполагаемый ответ:

Оксиды: CaO (оксид кальция), Al2O3 (оксид алюминия).

Гидроксиды: Mg(OH)2гидроксид магния),

Fe(OH)3 (гидроксид железа).

 

 3. Изучение нового материала.

Цель: сформировать    у обучающегося понятие «кислота», номенклатура кислот, классификация, научить определять кислоты среди других веществ.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик  правильно определяет формулы кислот среди   формул других веществ и называет их,  при помощи индикаторов может определить кислоты среди других веществ.

Методы: словесные (беседа),  объяснительно-иллюстративные, практические.

а). Определение кислот. Качественные реакции на кислоты.

б). Номенклатура кислот.

 

в). Классификация кислот.

г). Оксиды неметаллов, соответствующие кислотам.

 Физкультминутка.

Цель: снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося на  уроке.

д). Отдельные представители кислот. Кислоты в жизни человека.

Какие формулы ты  не выписал? Сл.4

Это формулы  кислот.

Как вы думаете, почему они так называются?  

Совершенно верно, со многими из них вы встречались даже у себя на кухне. С какими?   Слайд 5.

Большинство кислот нельзя пробовать на вкус. Они ядовиты!

Это едкие вещества. При их попадании на кожу, необходимо промыть участок кожи водой и обработать раствором соды.

Как же определить кислоты, не пробуя их на вкус?

Верно.

Вспомним, как они изменяют свои цвета в щелочной среде? Слайд 6.

А теперь посмотрим, как это происходит в растворах кислот.

На кислоты действуют только лакмус и метилоранж.

 Посмотри, как это происходит, пройдя по ссылке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf

Итак, еще раз посмотри на формулы кислот в тетради. Чтобы дать определение понятию «кислота» нужно

 формулу кислоты разделить на две части. Первая – одинакова у всех кислот – атом (или атомы) водорода. Все, что остается кроме водорода, называют кислотным остатком.

Названия и формулы большинства неорганических кислот приведены  у тебя в учебнике в параграфе 20 на стр. 70.

По числу атомов водорода:

одноосновные, двухосновные, трехосновные. Слайд 7.

 По составу кислотного остатка:

бескислородные и кислородосодержащие. Слайд 8.

Приведите примеры каждой группы?

Проверь себя, выполнив упражнение:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_01.swf

По растворимости в воде:

растворимые и нерастворимые.

Пользуясь Таблицей растворимости кислот   (откройте ее на форзаце учебника), оснований и солей, определите, какие кислоты растворимы, а какие  – нет. Слайд 9.

По агрегатному состоянию:

Жидкие и твёрдые. Слайд 10.

Учитель объясняет правила определения с.о.  и заряда кислотного остатка в кислотах:

1. Водород в кислотах имеет всегда с.о. +1.

2. Численное значение заряда кислотного остатка в молекуле кислоты всегда равно числу атомов водорода (основности кислоты).

3. Кислород в кислородосодержащих кислотах всегда имеет с.о.-2.

Выполните упражнение для закрепления, пройдя по ссылке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb1-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_13.swf

Кислотам соответствуют оксиды металлов с такой же с.о. элемента, что и в кислоте.  Выполни упр.3 стр.73.

- Предлагаю отдохнуть.

А сейчас проведём физкультминутку.  

(Видеоролик)

 Прочти материал о некоторых кислотах и их значении в жизни человека в учебнике на стр.72. Слайд 11, 12,13,14,15.

 

HNO3, H2SO4.

Кислые на вкус.

Уксусная, лимонная.

При помощи индикаторов.

Лакмус в щелочной среде окрашивается в синий цвет,

метиловый оранжевый – в жёлтый, фенолфталеин – в малиновый.

Учащийся на примере формул кислот HNO3, H2SO4 даёт определение понятию «кислота».  Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Ученик читает по учебнику названия кислот и их

формулы

Ученик приводит примеры:

HCI, HI, HF, HNO3.

H2SO4, H2CO3, H2S.

H3PO4.

Ученик приводит примеры:

HCI, HI, HF

HNO3,  H2SO4, H2CO3, H3PO4.

HCI, HI, HF

HNO3,  H2SO4, H2CO3, H3PO4.

H2SiO3.

Ученик выполняет задание в учебнике.

Выполняет команды учителя.

Работает с текстом учебника.

4. Закрепление новых знаний.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний, отработка на практике.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик усвоил новый материал и успешно выполняет задания.

Методы: устные упражнения.

Выпиши из приведённого  перечня формулы  оксидов, гидроксидов и кислот. Назови кислоты, охарактеризуй их в известных классификациях.  Слайд 16, 17.

H2CO3, CuO, H3PO4, NaOH, SO3 , HNO3, Ca(OH)2, HF, Al(OH)3, H2SO4,  Al2O3,  HCl,  H2S.

Ученик выполняет задание.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося.

Критерии достижения цели: Если цель достигнута, то ученик сам делает выводы о проделанной работе, говорит, чему научился на уроке.

Методы: беседа.

- Итак, Анатолий, чему научился на уроке?

 - Понравился урок?

Познакомился с новым для меня классом неорганических веществ – кислотами, их номенклатурой, классификацией. Научился определять кислоты среди других веществ.

6. Объяснение домашнего задания. Оценивание.

Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

- Домашнее задание  п.20, заполни таблицу.

- Анатолий, ты доволен своей работой на уроке?

- Спасибо за урок. Ты отлично поработал. Ставлю за урок... (комментирует оценку). Встретимся на следующем уроке по расписанию. Всего доброго! До свидания. Слайд 18.

Читает задание, задаёт вопросы, если что-то не понятно.

Даёт оценку своему труду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы » М.В.Ломоносов

Слайд 2

CaO , Mg(OH) 2 , HNO 3 , Fe(OH) 3 , H 2 SO 4 , Al 2 O 3 , HCl

Слайд 3

Проверим Оксиды CaO , Al 2 O 3 Гидроксиды Mg(OH) 2 , Fe(OH) 3

Слайд 4

H 2 SO 4, HCl

Слайд 6

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде Название индикатора Окраска индикатора в щелочной среде Лакмус синяя Метиловый оранжевый жёлтая Фенолфталеин малиновая

Слайд 7

КИСЛОТЫ HCl HNO 3 HI HBr HF H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 2 S H 2 SiO 3 H 3 PO 4 одноосновные двухосновные трехосновные

Слайд 8

H 2 S HCl HI HBr HF HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 3 PO 4 H 2 SiO 3 Бескислородные Кислородсодержащие КИСЛОТЫ

Слайд 9

КИСЛОТЫ HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 3 PO 4 HCl HNO 3 HI Растворимые в воде Нерастворимые в воде H 2 SiO 3

Слайд 10

КИСЛОТЫ Жидкие HNO 3 H 2 SO 4 HCl Твердые H 3 PO 4 H 3 BO 3

Слайд 11

ОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ

Слайд 12

Правило разбавление кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случиться большая беда.

Слайд 13

КИСЛОТЫ Угольная и сернистая кислоты в свободном виде не существуют H 2 CO 3 H 2 O + CO 2 H 2 SO 3 H 2 O + CO 2

Слайд 14

Разрушение горных пород и образование почвы Функция кислот в природе

Слайд 15

HCL Роль кислот в организме человека HCl

Слайд 16

H 2 CO 3 , CuO , H 3 PO 4 , NaOH , SO 3 , HNO 3 , Ca(OH) 2 , HF, Al(OH) 3 , H 2 SO 4 , Al 2 O 3 , HCl , H 2 S

Слайд 17

Проверим Оксиды Основания Кислоты CuO , Al 2 O 3 , SO 3 NaOH , Al(OH) 3 Ca (OH) 2 H 2 CO 3 , H 3 PO 4 , HNO 3 , HF, H 2 SO 4 , HCl , H 2 S

Слайд 18

Домашнее задание Параграф №20, заполнить таблицу

Слайд 19

Спасибо за сотрудничество !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы интегрированного обучения на уроках химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические приемы проведения уроков химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможнотми здоровья....

Дистанционное обучение 9 класс. Разработка урока ОБЖ

Тема: Инфекции передаваемые половым путем...

Дистанционное обучение 5 класс русский язык ( уроки 16-20)

К каждому уроку прикреплен дополнительный материал....

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Решение задач по теме : Энергия . Работа. КПД простых механизмов. 7 класс.

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Решение задач-Энергия. Работа. КПД механизмов.  В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с...

Дистанционное обучение 8 класс. Урок по музыке "Пусть музыка звучит" 18-23 мая

На этом уроке вы узнаете:Основные способы развития  и обновления музыкального языкаВ чём состоит новаторство в искусствеПуть музыкальных новаций от Средневековья до наших дней.Вы научитесь:Видеть...

презентация для онлайн урока во время дистанционного обучения по учебнику Комаровой Ю.А. 7 класс, 8 раздел

презентация для онлайн урока во время дистанционного обучения по учебнику Комаровой Ю.А. 7 класс, 8 раздел...