Элементы интегрированного обучения на уроках химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Сурина Ольга Юрьевна

Методические приемы проведения уроков химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможнотми здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы интегрированного обучения на уроках химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я работаю в системе дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья почти два года. Преподаваемые дисциплины - химия и биология.       Эффективность любого вида дистанционного обучения зависит от четырех составляющих:

  • эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
  • используемых при этом педагогических технологий;
  • эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
  • эффективности обратной связи.

В результате формирования знаний, умений, навыков учащихся в ходе курсовой подготовки и практики столкнулась (как и все мы) с рядом проблем.

Существует ряд значимых ограничений, определяющих модель построения дистанционного обучения детей-инвалидов, таких как:

нормативные ограничения, определяющиеся  СанПиНами, согласно которым непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейными терминалами (ВДТ)  или персональными  электронно-вычислительными  машинами  (ПЭВМ) не должна превышать: для учащихся II - V классов - 15 минут; для учащихся VI -  VII классов - 20 минут; для учащихся VIII - IX классов - 25 минут.

    индивидуальные ограничения (определяются характером течения заболевания, возможностями обучающегося, особенностями его психофизического развития и эмоционально-волевой сферы)

Поскольку оказалось, что мои ученики в системе ДО более склонны к гуманитарным наукам, хочу в своем выступлении остановиться на примерах интеграции химии и предметов гуманитарного цикла.

Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать разнообразные приѐмов учебной деятельности.  От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Преимущества интегрированного подхода:


- на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся

- через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления , научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных , профессиональных и научных ситуациях

- интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслом

-помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук

- такие уроки обогащают учителя, способствуют его творческому росту.

Основой моего интегрированного подхода к изучению химии в ДО служит обращение к гуманитарным наукам. Интересным подтверждением гуманитарного звена химической науки является то, что большинство известных русских химиков активно работали в  гуманитарных областях:

- М.В. Ломоносов - создатель отечественной химии и основоположник новой русской поэзии,

- Д.И. Менделеев - великий ученый химик и тонкий знаток живописи,

- А.П. Бородин - крупный химик - органик и великий композитор.

Известный химик Александр Ерминингельдович Арбузов писал: "Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой". Если рассматривать химию как часть мировой культуры, в таких ее проявлениях как живопись, скульптура, архитектура, археология, декоративно-прикладное искусство и история, то границы гуманитаризации значительно расширяются

Разрешите привести вашему вниманию несколько конкретных примеров из личной практики.

I. Использование литературы в изучении химии.

Литература обогащает химические знания, а, значит, - обогащает и культуру человека. В.А. Сухомлинский писал: "Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышением самого себя". Поэтому, при организации учебно-воспитательного процесса я обращаюсь к различным источникам литературного жанра: мифам, легендам, поэзии, к классике, научно-популярной и современной художественной литературе. Методика использования литературы на моих уроках разнообразна..

 Интеграция химии с литературой: 

А) способствует возникновению интереса к науке, подтверждает для ученика на взаимосвязь изучаемых предметов, а в более широком смысле – формирует целостное научное восприятие жизни.

Например, в знакомстве с понятием аллотропии на уроке по теме "Металлы" (9 класс), я использую отрывок занимательного  рассказа из книги А. Валентинова “Металла огненный поток”.

“В один из морозных зимних дней царила паника. Складской сторож, отставной солдат, доживающий свой век “при должности”, обалдело привалился к штабелю ящиков и тупо глядел перед собой пустыми глазами. Даже его холеные бакенбарды и те обвисли, вытянулись грустными сосульками и сильно смахивали на банную мочалку, небрежно приклеенную к помертвевшему лицу.

Неподалеку пять или шесть чиновников военного ведомства столпились вокруг открытых ящиков и, забыв про респектабельность, возбужденно размахивали руками. Да и было от чего прийти в волнение: на складе пропали…пуговицы. Да, да, блестящие оловянные солдатские пуговицы таинственным образом исчезли из ящиков. Мало того, что государству нанесен убыток, поскольку олово стоит немало, но сам факт случившегося внушал тревогу: сегодня злоумышленник похитил пуговицы, а завтра, глядишь, и оружие заберет.

А этот злоумышленник оказался очень уж нахальным. Мало того, что выгреб все пуговицы, он еще, словно в насмешку, насыпал в ящики какой-то серый порошок. Нет, это был явно опасный тип. А олух-сторож имеет наглость уверять, что караулил исправно и не допускал к дверям склада никого из посторонних. И как теперь докладывать генералу, начальнику департамента, который потребует немедленно изловить похитителя?

История не донесла до нас, как вышли чиновники из этого положения и какое наказание понес сторож. Случай с пуговицами наделал много шума, но постепенно о нем забыли. И вспомнили только почти через сто лет, когда весь мир был потрясен трагической гибелью экспедиции англичанина Роберта Скотта. Когда причины гибели экспедиции Скотта стали известны, вспомнили и историю с пуговицами”.

Дело в том, что при низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе.

Отрывок из произведения В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», изучаемого ранее на одном из уроков литературы:

“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”

- использую на уроке при изучении темы «Углерод» в 9 классе.
          Такой методический прием вдохновляет учащихся на творчество, способствует повышению наблюдательности и любознательности. Учащиеся положительно реагируют на использование литературных произведений и поэзии в изучении химии и сами пишут стихи, проводят эксперименты.

б) служит иллюстрацией к формируемым химическим понятиям и явлениям.

Например, при изучении темы "Фосфор и его соединения" (9 класс) рассматривается явление "блуждающих огней". Иллюстрацией служит фрагмент рассказа Н.В. Гоголя "Заколдованное место":

"Дед, очутившись проказами сатаны в заколдованном месте, увидел, как в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Встал дед, руками подперся в бока, и глядит: свечка потухла и вдруг подальше загорелась другая". 

Образная, яркая речь художественного слова повышает эмоциональность восприятия.

в) может быть источником дополнительных знаний.

Например, при изучении темы " Воздух. Кислород" (8 класс) используется отрывок из повести А. Беляева "Продавец воздуха", где ученики узнают о физических свойствах воздуха, его составе и применении.

"- Жидкий воздух представляет собой легко подвижную прозрачную жидкость бледно-голубого цвета с tкип - 183°C при атмосферном давлении... При испарении жидкого воздуха сначала выделяется кипящий азот, а потом кислород... Эфир замерзает в кристаллическую массу, каучуковая трубка от действия жидкого воздуха становиться твердой и хрупкой и может быть в куски и порошок, живые цветы приобретают вид фарфоровых изделий, и фетровую шляпу можно разбить на куски, как фарфор".

При таком подходе к изучению темы формируется образное мышление, возникает ассоциация и воображение, способствующее развитию творческого потенциала учеников.

г) становится средством проблемного изучения (которое включает создание проблемных ситуаций, формулировку проблемы, поиск путей её решения, сам процесс решения и проверку правильности выводов).

В качестве примера можно привести фрагмент из замечательного романа Ж. Верна "Таинственный остров", формулирующий проблему героев по добыванию огня без спичек и представляющий способ её разрешения:

 "Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края кусочками глины. У него получилось двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился". 

Отрывок используется при изучении темы "Химические явления" (8 класс).

А вот фрагмент из замечательного произведения А.К.Дойля "Собака Баскервилей" используется как пример создания проблемной ситуации, требующей от ученика самостоятельного учебного поиска в разрешении проблемы:

"Собака, огромная, черная как смоль, смертельно напугала сэра Генри" тем, что светилась по ночам и представляла собой ужасное чудовище. Шерлок Холмс объясняет причину свечения: "Фосфор и какой-то особый препарат без запаха, чтобы у собаки не пропало чутьё"'.

Я предлагаю ученику найти принципиальную ошибку в описании применения данного явления. Знание химических свойств белого фосфора и его физиологического воздействия является средством разрешения проблем при изучении темы"Фосфор и его соединения" (9 класс).

Метод проблемного обучения позволяет интересно и рационально организовать в ходе урока деятельность учителя и ученика. Обучение строится на организации проблемно-поисковой творческой деятельности, основанной на межпредметной интеграции. Это является ведущим звеном формирования и развития эмоционально-мотивационной сферы личности каждого ученика.

д) является средством стимулирования практической и исследовательской деятельности при изучении основополагающих понятий химии. Например, при изучении темы "Топливо" (10 класс) рассматриваем фрагмент из романа Ж. Верна "Таинственный остров", в котором описывается эффективное топливо будущего:

" Какое топливо заменит уголь? Вода, но разложенная на составные части. Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Наступит тот день, и вода заменит топливо. Водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться раздельно. Они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко. Вода - это уголь грядущих веков".

Вопросы к учащимся, возникающие после приведенного отрывка:

1. Напишите уравнение реакции разложения воды электрическим током.

2. Какой газ, получаемый при электролизе, можно использовать как топливо? Почему?

3. Каким преимуществом обладает водород перед другими видами топлива?

II. Использование историко-искусствоведческих знаний в изучении химии.

Главная цель использования историко-искусствоведческих знаний в изучении химии - расширение кругозора учащихся, их ознакомление с достижениями человеческой культуры, интеграция жизненного опыта и знаний, получаемых при изучении разных предметов.

Жизненный опыт - важная часть духовного мира личности, в которой своеобразно запечатлены ее направленность, способности и интересы. Поэтому я обращаюсь к жизненному опыту учащихся, как к пути понимания его личности, как важнейшему средству мотивации его познавательной деятельности.

Для реализации данного направлении я использую следующие приемы:

- Небольшие (2-3 мин.) рассказы. Цель их на уроке - возникновение интереса к изучаемой теме. Приведу пример содержания "эвристических минуток" к теме "Соединения серы" (9 класс):

В Великобритании был такой случай: появились слухи, что местный священник - чародей. Каждый раз, когда он у алтаря зажигал свечи, изо рта его выходила струя пламени. "Чудо" не на шутку перепугало самого чудотворца, он срочно обратился в ближайшую больницу. Врачи установили, что у него в кишечнике развилась опухоль. А в результате жизнедеятельности доброкачественной опухоли образуется углекислый газ, сероводород, аммиак. Дыша на горячую свечу, священник невольно поджигал выделяющиеся газы, способные гореть, приводя в изумление своих прихожан.

Такие минутки не возникают вдруг, а естественно вписываются в канву урока, не нарушая целостности рассказа. При этом ученики активно включаются в мир поиска и новых открытий, когда я предлагаю им самим объяснить причину "чуда". В ходе разрешения подобных проблем учащиеся осознают ограниченность своих прежних знаний, что способствует повышению интереса к химии и сопряженным предметам, а, значит, и мотивированности обучения, и, в конечном итоге, ведет к обогащению индивидуального опыта личности.

- Компоненты развития речевой культуры.

Одним из методических приемов моей работы по развитию речевой культуры учащихся является изучение этимологии слова. Терминология химии богата и разнообразна. Умение употреблять химические термины по смыслу и знать их значение - важнейший показатель уровня развития культуры химического языка. Развитие речевой культуры актуальная заача, которая должна быть реализована во многих учебных предметах.

- Увлекательные беседы, подводящие к изучению нового материала или закреплению усвоенного материала.

- Дискуссии. Историко-искусствоведческие знания используются на моих уроках как средство взаимосвязи содержания образования на основе интеграции. Предметом дискуссии могут, например, быть вопросы, подобные используемому при изучении темы "Коррозия" (9 класс):

Как вы полагаете, какие процессы могли привести к разрушению одного из "семи чудес Света" Колосса Радосского, если он представлял собою гигантскую статую бога Солнца, при создании которой отчеканенные бронзовые листы были укреплены на железном каркасе? 

Интеграция знаний способствует развитию стиля мышления учащихся и преодолению их предметной узости и инертности, а также осуществляет широкий перенос знаний и способов действий для решения межпредметных учебно-познавательных проблем.

- Эстетические акценты обязательно присутствуют на уроках с использованием историко-искусствоведческих материалов. К их содержанию я отношу информативность, компактность и краткость. Это могут быть наглядные пособия: репродукции, фотографии, художественные изделия и т.п., что способствует не только экономии времени и усилению доступности информации, но и закреплению ее в памяти учащихся и служит надежным средством привлечения учащихся к атмосфере творчества.

III. Использование естественнонаучных и математических

дисциплин в изучении химии.

Если гуманитарные науки - это самые мощные инструменты воспитания духовности и нравственности, то естественные дисциплины являются весомым орудием гуманизации образования.

В общественном сознании переплетаются два взгляда на химию: как на благодетельницу человечества и как на одно из наиболее вероятных орудий гибели всего живого. Кто, как не учитель химии, должен внести ясность в решение этой проблемы и довести суть происходящего в умы учеников?

Экологические проблемы решаются на уроках, связанных с изучением химических производств;

при обсуждении проблем загрязнения атмосферы, гидро- и биосферы химической промышленностью решаются и нравственные проблемы.

Чувство радости я испытываю по окончании урока, когда на мой вопрос: Виновата ли химия в экологических бедах, свалившихся на человечество? - ученики отвечают: Виновата не химия, а люди, плохо её знающие.

Вопросы гуманизации решаются в моей работе на каждом этапе изучения химии. Это - обращение к истории науки, к трудам ученых-химиков, физиков, биологов, с обязательным подчеркиваниемм, что открытия,  изобретения ученых должны применяться исключительно в гуманных целях.

Химия, как ни одна другая наука, в силу особенностей своего содержания и методов научного познания действительности, связывает воедино изучение всех предметов, особенно физики и математики.

 Говоря о тесной взаимосвязи этих наук, я использую отрывок из поэмы М. Алигер:

"О, физика - наука из наук!

Все впереди! 

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук, 

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер,

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанья человеческие шире".

Художественное слово служит созданию положительного эмоционального фона, дает психологическую разрядку.

Идея интеграции химии с физикой в полном объеме воплощается, например, на уроке по теме "Электролиз" (9 класс). Знания, полученные на уроках физики, помогают учащимся лучшему усвоению химических процессов, протекающих на электродах, а также способствуют глубокому восприятию столь сложного учебного материала.

Изучая химию, ученики ощущают необходимость в математических знаниях. Особенно остро это чувствуется при решении задач. Невозможно оценить необходимость применения математики в изучении химии. По этому поводу лучше вспомнить известное высказывание Иммануила Канта: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики» На моих уроках математика используется и как звено в цепи логичных рассуждений, и как метод решения расчетных и практических задач. Приведу перечень некоторых основных математических расчетов, используемых в химии:

-   расчет молекулярной массы;

-   определение процентного содержания каждого элемента в веществе;

-  нахождение химической формулы вещества по результатам элементного анализа;

- приготовление растворов определенной концентрации и определение концентрации имеющихся растворов.

Множество расчетов проводится на основе схемы реакции. Это:

- определение коэффициентов;

- вычисление количественного соотношения реагирующих веществ, продукта реакции;

- определение выхода продукта (в %) в сравнении с теоретическим

Работая над проблемой здорового образа жизни, мы в тесном контакте осуществляем сотрудничество с биологами. Одной из форм мотивации и одновременно средством управления деятельностью учащихся в данном направлении становится использование различных видов межпредметных проблемных ситуаций конфликта, опровержения, предположения, неопределенности, неожиданности. Например, в ситуации неожиданности при изучении темы «Железо» (9 класс) рассматриваем факт вхождения железа в состав гемоглобина крови. Один печальный случай произошел со студентом, который хотел подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Трагически закончилась эта история, юноша погиб, так и не собрав нужного количества железа для изготовления кольца. Возникает проблемный вопрос: «Что стало причиной смерти юноши?». Поиск ответа позволяет выйти на проблему сохранения здоровья человека и рассмотреть к чему приводит понижение содержания железа в организме человека и как восполнить недостаток железа при правильном сбалансированном питании.

Используя элементы интегрированного обучения к изучению химии с использованием других предметов, я наблюдаю ощутимые результаты своего труда по всестороннему развитию личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....