Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Данный урок раскрывает такие вопросы:
- Строение атома железа
- Нахождение в природе
- Получение металла
- Физические свойства
- Химические свойства железа.
- Соединения железа. Сплавы железа.
- Биологическая роль железа. Применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». | 38.98 КБ |
Самоанализ открытого урока. | 20.17 КБ |
Рецензия на урок | 13.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Железо. Особенности строения атома. Свойства железа.
Получение. Применение».
«Кто хочет съесть ядро ореха,
должен расколоть его скорлупу»
(Плавт)
Тип урока: Самостоятельная работа учащихся по изучению нового
материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.
Задачи обучения: Изучить особенности строения атома железа
как элемента восьмой группы побочной подгруппы. Систематизировать знания о физических и химических свойствах атома железа. Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. Сформировать представление о способах получения железа из руд; о применении железа и его биологической роли.
Задачи развития: Используя вытеснительный ряд металлов, обучить учащихся прогнозировать возможности протекания химических реакций между металлами и солями.
Эксперимент. Д. Вытеснение железом атома меди из соли этого
металла, как менее активного, чем железо.
Л.О. Качественные реакции на двух- и трехзарядные ионы железа.
Реактивы и оборудование. Д. Железо, сульфат меди, химические стаканчики.
Л.О. Хлорид железа(II), сульфат железа(III), гидроксд натрия, штатив с пробирками.
План урока
- Строение атома железа
- Нахождение в природе
- Получение металла
- Физические свойства
- Химические свойства железа.
- Соединения железа. Сплавы железа.
- Биологическая роль железа. Применение.
- Итог урока
Ход урока
- Строение атома железа
Особенности строения электронной оболочки атома железа
Железо – элемент восьмой группы побочной подгруппы. Валентные электроны железа находятся на внешнем и предвнешнем слое энергетического уровня.
+26Fe 2e 8e 14e 2e
В древности людям было известно семь металлов. Считалось, что их не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Каждому металлу посвящалось не только небесное тело, но и день недели: золоту– Солнце, воскресенье; серебру –Луна, понедельник; железу –Марс, вторник; ртути –Меркурий, среда; олову- Юпитер, четверг; меди –Венера, пятница; свинцу –Сатурн, суббота.
- Нахождение в природе.
Железо – второй после алюминия по распространенности металл.
В свободном состоянии встречается только в метеоритах.
Природные соединения железа:
Красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4, серный колчедан
(пирит) FeS2.
Соединения железа входит в состав живых организмов.
- Получение. Пирометаллургический метод.
2Fe2O3 + 3C = 4Fe + 3CO2
Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2
Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3
- Физические свойства.
Серебристо-белого цвета.
Пластичный и ковкий материал.
Плотность железа 7,87 г/см3, температура плавления 1539 0С.
Железо обладает магнитными свойствами.
Сплавы железа
показ мультимедийного фрагмента
- Химические свойства
Взаимодействие с простыми веществами:
А) с кислородом
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
Б) с фтором, хлором, бромом
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
В) с серой, йодом
Fe + S = FS
Взаимодействие со сложными веществами:
А) с растворами кислот, кроме азотной кислоты
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
Fe + HCl = FeCl3 + H2
Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной
температуре с железом не реагируют.
Б) Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду
активности стоят правее него, из их растворимых солей.
Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор
медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор
медного купороса в железном ведре? Ответ подтвердите
соответствующими уравнениями реакций.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Fe + Cu2+ = Fe2+ + Cu
- Соединения железа
Оксид железа (II) и гидроксид железа (II) проявляют основные
свойства, легко реагируют с кислотами:
Fe(OH)2 + 2HCl = FeCl2 + 2H2O
FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O
Соединения железа со степенью окисления +2 неустойчивы и легко
окисляются до устойчивой степени окисления +3:
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3
зеленый бурый
Соединения железа (III).
Разложение гидроксида железа(III) при нагревании:
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+.
Реактивом на ионы Fe2+ являются гидроксид-ионы OH-.
При действии раствора щелочи на раствор соли железа (II) образуется осадок зеленого цвета Fe(OH)2
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4
зеленый
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2
зеленый
Ион Fe3+ в водных растворах можно распознать с помощью
гидроксид-ионов OH- по осадку Fe(OH)3 бурого цвета:
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
бурый
Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3
бурый
- Сплавы железа.
(показ мультимедийного фрагмента)
Чистое железо непрочное, мягкое. Все изделия, которые называют
обычно железными, на самом деле изготовлены из сплавов железа
с углеродом.
Углерод изменяет свойства железа: понижает температуру плавления, повышает твердость и хрупкость, уменьшает ковкость и свариваемость.
В зависимости от содержания углерода в сплаве железа различают
чугун и сталь
Чугун содержит более 2% углерода, обладает высокой твердостью,
хрупкостью, поэтому при ударе дробится на кусочки. При затвердевании чугун не сжимается, а расширяется. Поэтому из
чугуна отливают станины машин, корпуса двигателей, трубы, ограды
парков, изготавливают предметы домашнего обихода.
Сталь содержит менее 2% углерода. Сталь можно ковать, штамповать,
прокатывать. Сталь, содержащая и другие элементы, называют легированной. Важнейшими легирующими элементами являются
хром (Cr), никель (Ni), марганец (Mn), кремний (Si), ванадий(V), молибден (Mo).
Сталь, легированную хромом и никелем, называют нержавеющей.
Она применяется в химической, пищевой, машиностроительной и
других отраслях промышленности.
Сталь выплавляют из чугуна путем частичного удаления из него
углерода окислением.
- Биологическая роль железа.
У животных и человека железо- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГЕМОГЛОБИНА
КРОВИ, благодаря которой осуществляется перенос кислорода
из легких по тканям; соединениями железа являются многие ферменты. В организме человека содержится 4-5 г железа. Наиболее
богаты железом печень и селезенка. При малокровии рекомендуют
пищу, богатую соединениями железа (гречка, яблоки, салат).
Железо необходимо для растений. При его недостатке растения не
Образуют хлорофилл, теряют зеленую окраску, задерживается их
рост и развитие.
- Итог
- Какие вещества используют для получения железа из оксида
железа (III) Fe2O3?
А) CO2 , Б) H2, В) N2, Г) Al.
2. Железо реагирует с:
- углекислым газом; 2) кислородом; 3) хлором; 4) цинком; 5)кислотами; 6) солями; 7) оксидом кальция.
Из перечисленных реакций возможны:
а) 2, 3, 4, 5; б) 2, 3, 5, 6; в) 3, 4, 5, 7; г) 1, 3, 4, 7.
Домашнее задание:
§48 (У) 5 с 210.
Карта-задание
Экспериментално-исследовательская работа
(раздается каждому учащемуся)
Фамилия_____________________ Класс ________ Дата______________
Соблюдайте технику безопасности
Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+.
Докажите опытным путем, что сульфат железа(II) содержит ион
железа Fe2+, а хлорид железа (III) содержит ион железа Fe3+.
Опыт №1 Обнаружение иона железа Fe2+
1.Проведите опыт. В FeSO4 прилейт 1мл гидроксида натрия NaOH.
2.Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекулярные уравнения. Продолжите реакцию.
FeSO4 + NaOH =
__________________________________________________________
___________________________________________________________
3.Цвет осадка: _______________
Опыт №2. Обнаружение иона железа Fe3+
1.Проведите опыт. В FeCl3 прилейт 1мл гидроксида натрия NaOH.
2.Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекуляр-ные уравнения. Продолжите реакцию.
FeCl3 + NaOH =
____________________________________________________
_________________________________________________
3.Цвет осадка: ______________
Список используемой учебно-методической литературы.
1.. Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ И.И. Новошинский,, Н.С. Новошинская,- 5-е изд.- М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2010.-256.:ил..
2. Новошинский И.И, Новошинская Н.С. Типы химических задач и
способы их решения: учебное пособие для учащихся 8-11 классов и
абитуриентов. / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Краснодар:
Советская Кубань, 2006.-112с.
3. Новошинский И.И, Сборник самостоятельных работ по химии, 9
класс, / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.- М.; Оникс, 2007 .-136с.
4. Новошинский И.И, Новошинская Н.С. Пособие для подготовки к
итоговому тестированию по химии для 9 класса общеобразовательных
учреждений.- М.: ООО ТИД Русское слово - РС, 2008.- 96с.
«Железо. Особенности строения атома. Свойства железа.
Получение. Применение».
План урока.
- Организационная часть
- Раскрыть цели урока.
- Объяснить учащимся строение атома железа.
- Нахождение в природе (Шавель, Мальцев)
- Получение. Пирометаллургический метод.
а) Какие вещества применяют для получения железа?
Ответ: водород, углерод, оксид углерода (II), алюминий или магний.
Показ мультимедийного фрагмента.
б) Вызвать учащегося написать уравнение реакции получения железа
из руды Fe2O3 и Al. (по желанию)
- Физические свойства железа. Плотность 7,87 г/см3, Тпл =15390С.
Пластичность и ковкость. Способность к намагничиваню. Электропроводность, теплопроводность
Сплавы железа
ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ФРАГМЕНТА.
- Химические свойства железа.
а) Взаимодействие железа с простыми веществами (O2, S, Cl2).
(вызвать. Посегун С.) Написать Fe c Cl2 с составлением ОВР.
- Взаимодействие железа со сложными веществами.
а) С кислотами (HCl). Вызвать ученика (Марченко Н.)
Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной
температуре с железом не реагируют.
б) С солями (с медным купоросом).
Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду
активности стоят правее него, из их растворимых солей.
Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор
медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор
медного купороса в железном ведре? Ответ подтвердите
соответствующими уравнениями реакций.
Вызвать (Коробка Д.)
Демонстрация опыта.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Fe + Cu2+ = Fe2+ + Cu
- Соединения железа
а)Оксид железа (II) и гидроксид железа (II) проявляют основные
свойства, легко реагируют с кислотами.
б) Соединения железа со степенью окисления +2 неустойчивы и легко окисляются до устойчивой степени окисления +3:
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3
зеленый бурый
- Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+.
(экспериментально-исследовательская работа).
- Итог урока.
1. Какие вещества используют для получения железа из оксида
железа (III) Fe2O3?
А) CO2 , Б) H2, В) N2, Г) Al.
2. Железо реагирует с:
1) углекислым газом (CO2); 2) кислородом (O2); 3) хлором (Cl2);
4) цинком (Zn); 5)кислотами; 6) солями; 7) оксидом кальция (CaO).
Из перечисленных реакций возможны:
а) 2, 3, 4, 5; б) 2, 3, 5, 6; в) 3, 4, 5, 7; г) 1, 3, 4, 7.
Домашнее задание:
&48 (У) 5 с 210.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по химии.
от 24.04.13г.
Урок проводился в 9 «Б» классе.
По списку 18 учащихся
Присутствовало 15 учащихся.
Характеристика класса.
Из 18 человек химию усваивают 40%. Класс со средними способностями.
60% учащимся химия дается с трудом. По химии имеют оценку «4» четверо учащихся.
Открытый урок проводился на тему:
«Железо. Особенности строения атома. Свойства железа.
Получение. Применение».
Тип урока: Самостоятельная работа учащихся по изучению нового
материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.
Задачи обучения: Изучить особенности строения атома железа
как элемента восьмой группы побочной подгруппы. Систематизировать знания о физических и химических свойствах атома железа. Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. Сформировать представление о способах получения железа из руд; о применении железа и его биологической роли.
Задачи развития: Используя вытеснительный ряд металлов, обучить
учащихся прогнозировать возможности протекания химических реакций между металлами и солями.
Урок проходил по следующему плану:
- Строение атома железа
- Нахождение в природе
- Получение металла
- Физические свойства
- Химические свойства железа.
- Соединения железа. Сплавы железа.
- Применение
- Биологическая роль железа.
Урок был спланирован с учетом возрастных способностей учащихся, т.е. учитывались сильные и слабые ученики, был проведен корректный дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся.
Урок был построен на основе ранее изученных тем о металлах, где учащиеся уже были знакомы с подобными химическими реакциями и, основываясь на пройденном, могли самостоятельно объяснить изучаемый материал.
Для наглядности на доске были записаны формулы и названия природных минералов. Дано определение, что такое руды. Висели таблицы: «Определение ионов», справочные таблицы.
В разделе «Строение атома железа» на экране (через мультимедийное оборудование) была выведена информация об особенностях строения атома железа. Этот вопрос ученикам был раскрыт учителем.
В разделе «Получение железа» использовались для демонстрации природные минералы: магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк.
В разделе «Сплавы железа» демонстрировались чугун и сталь.
Чтобы вовлечь всех учащихся в процесс обучения, использовались следующие методы и формы работы:
Слабым учащимся было предложено подготовить информационный материал. (Гах С, Мальцев А получили оценку «3»).
На каждом этапе урока вызывались учащиеся к доске по желанию (для того чтобы у ребят не возникло психологического напряжения). Они писали самостоятельно уравнения химических реакций соответственно данному разделу и объясняли их сущность.
В разделе «Химические свойства железа» был поставлен демонстрационный опыт о взаимодействии железа с солями. Для проявления заинтересованности решения этого задания вопрос был задан в занимательной форме.
(Посигун С., Коробка Д., Дорошенко А., получили «5», Марченко Н. – «4», Колегай Р.- «3»)
Для привлечения интереса к изучению химии были использованы современные технологии: информационнокомуникационные с использованием мультимедийного оборудования и компьютера.
На мультимедийном оборудовании был показан фрагмент сплавов железа (чугун, сталь), фрагмент способов получения железа из руд.
В разделе «Соединения железа» для учащихся была – подготовлена самостоятельная экспериментално-исследовательская работа:
- Качественное определение ионов железа Fe2+, Fe3+ с последующим выводом и отчетом о проделанной работе.
Ребята работали в группах по 2 человека. Для отчета были выданы карточки – задания. В них ставилась проблема эксперимента, учащиеся должны были продолжить запись молекулярного уравнения реакции и написать ионно-молекулярные уравнения. На «4», «5» справились 6 учащихся, на «3»-5 учащихся и трое учащихся не справились, но учитывая, что проводилась самостоятельная исследовательская работа, с наблюдениями и выводами о проделанном, итоговая оценка получилась у этих учащихся удовлетворительная.
Качество -43%, выполнение-79%.
Типичные ошибки при написании уравнений диссоциации: учащимися не учитывались заряды ионов; вторая типичная ошибка в уравнивании реакций.
Итогом в работе были тестовые задания, с которыми класс успешно справился. Разбор тестов проводился устно с целью:
1.Проверить уровень усвоения материала всеми учащимися.
2. Разъяснить некоторые этапы урока, слабо усвоенные учащимися.
Данный урок с использованием предложенных форм и методов работы дал возможность учесть познавательные интересы всех учащихся и помог проявить себя каждому ученику по мере его сил.
Считаю, что цели и задачи урока достигнуты.
Для устранения типичных ошибок считаю необходимым продолжить работу над написанием уравнений диссоциации, напомнить учащимся, что такое ионы; давать больше заданий на уравнивание химических реакций.
Учитель химии Н.А.Починок
,
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учитель: Починок Наталья Анатольевна
Класс: 9-«Б»
Направление: естественнонаучное
Предмет: химия
Тема: «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение».
Тип урока: Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.
Программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений./
И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская//Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 100 с. Починок Н.А. учителем химии МОУ СОШ №5. Всего 68 часов, 2 часа в неделю.
Раздел №9. Металлы и их соединения. 11 часов
Характеристика класса: По списку 18 учащихся Присутствовало 15 учащихся. Из 18 человек химию усваивают 40%. Класс со средними способностями. 60% учащимся химия дается с трудом. По химии имеют оценку «4» четверо учащихся.
Общий темп деятельности класса – средний. Учащимся , которые испытывают проблемы в учебной деятельности, организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность восприятия учебного материала средняя. Все дети с удовольствием ходят в школу. Высокий уровень школьной мотивации показали 4 человека, средний – 8 человек. Уровень сплочённости коллектива (52%). Следует отметить, что в результате совместной работы учащихся, учителей, родителей прослеживается динамика развития коллектива. По мнению учащихся и их родителей в классе хороший микроклимат. 100% учащихся чувствуют себя комфортно, 15 % имеют высокий уровень школьной мотивации и 55% средний. Диагностика уровня воспитанности показала, что высокий уровень продемонстрировали 42% , достаточный – 30%, средний – 28% учащихся.
Учащиеся, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно.
Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, тесты, химическое оборудование для проведения экспериментальных работ, карточки-задания для групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов, свойства.
Презентация к уроку по химии....
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Подгруппа кислорода. Строение атома, свойства и применение серы".
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.Цель урока: создать условия для изучения строения атома серы, ее физических и химических свойств, опираясь на алгоритмы ...
Презентация к уроку "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа", 9 класс
Электронный вариант урока "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа"...