Урок по химии "Вода"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Урок разработан в виде технологической карты, содержит не только основной материал по теме, но и тексты сообщений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок химии в виде технологической карты по теме Вода | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п, дата, тема | Цели урока | Тип урока | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Формы обучения | Средства обучения | Вид контроля |
Цели урока:
| 1. Орг. момент. 2.Опрос Д/З 3.Актуализация знаний 4.Изуч. нового материала 5. Закрепл. изучен. Рефлексия, итог, Д/З | Приветствует учащихся сообщает этапы урока, проверяет готовность учащихся к уроку Проводит тест по теме «Водород. Кислород», по окончании взаимопроверка.(см. приложение0 Читает стихотворение: В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою, А в сущности просто вода… Бережная ширь океана И тихая заводь пруда, – Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это только вода. В бирюзовой дали исчезая, Лебедями плывут облака Вот туча идет грозовая, А в сущности только вода. Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом, зимой одевает Снег белый родные поля, Но время придет все растает И будет простая вода. -О каком веществе идет речь -Какова тема нашего урока? -Чтобы вы хотели узнать о воде? После ответа записывается тема урока на доске. Объясняет новую тему: Вода – редчайшее по своим свойствам, удивительное и загадочное вещество. Вы сегодня узнаете химическую формулу воды. В мире не существует ни одного образованного человека, которому не была бы известна эта формула «Вода одно из начал всего существующего на Земле. Вода – простое и неделимое» считали ещё в древнее время. Первым, кто опроверг представление о воде, как о простом веществе, был Антуан Лавуазье. 24.06.1783 г. с коллегой П. Лапласом получил Н2О из О2 и Н2. И исследовали массу воды, которая равнялась массе начальным продуктам. Так стало известно что вода состоит из 2-х элементов – О2 и Н2. По валентности выводим формулу Н 2О – вода простое или сложное вещество?
Вода имеет замечательные свойства, которые в своей жизни наблюдали сотни раз в природе в разное время года: Повторить эти свойства помогут нам загадки:
Используя правила «Валентности» вводится формула воды и, используя ответы на загадки, повторяются агрегатные состояния воды.
Следующее важное свойство воды – она является растворителем. Растворяются в ней разные вещества, образуя раствор.
Используя знания по биологии, природоведению, физике ученик приготовил сообщение, где он указывает важное свойство воды – растворимость. Систематизирует знания о значении воды для живых организмов и о ее нахождении в природе.
Сообщение № 1 Вода – растворитель
Есть у воды важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет и жидкость. Вам известны водные растворы таких жидкостей, как уксусной кислоты, спирта. В воде могут растворяться газы. Именно растворенный в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водных организмов. А сероводород, образующийся при разложении остатков организмов, делает водоем безжизненным как, например, в глубинах Черного моря. Растворение в воде углекислого газа объясняет слабокислую реакцию большинства пресных водоемов Земли. Свойства растворов отличаются от свойств чистой воды. Чтобы довести раствор до кипения, к нему надо подвести больше тепла, чем к воде, а при замерзании его приходится охлаждать до более низких температур. Вода океанов содержит 35 г/л растворенных веществ, главным образом солей. Много это или мало? Конечно много. Если выпарить весь океан и полученную соль рассыпать по Земле, она покроется 150-метровым слоем соли. Питьевая вода из разных источников может иметь различный химический состав, что сказывается на ее вкусе. Даже дождевая вода содержит растворимые примеси. В этом легко убедиться: при ее нагревании выделяются пузырьки газа, при упаривании получается твердый осадок. Взгляните на глобус, почти % поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Если всю воду распределить равномерным слоем по земному шару, то такой Мировой океан был бы глубиной до 4 км , а если всю воду собрать в одну кашпо, то ее диаметр оказался бы равным 1500 км . Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах – около 1,4 млрд./км. Пресная вода находится главным образом в ледниках – более 30 млн./км З, а также в реках и озерах – около 2 млн./км З. В атмосфере содержится 14 тыс. км водяного пара. Кроме того, вода входит в состав многих минералов, в частности глин. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве, вода входит в состав комет, некоторых планет и ее спутников. Вода содержится во всех живых организмах, она присутствует в клетках и тканях любого животного, растения и человека. Вода в организме человека Тело медузы на 99% состоит из воды, тело рыбы содержит 80% воды, в организмах млекопитающих массовая доля воды – 70%. В салате, спарже вода составляет 95 % массы, помидорах и моркови – около 90%. Сложнейшие реакции в растительных и животных организмах протекают в водной среде. Вода, среда обитания многих растений и животных. Живые организмы не могут жить без воды. Обезвоживание организма на 12% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к его гибели. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – «корабль пустыни» – не может прожить без воды больше 8 дней.
Определение насыщенного и ненасыщенного раствора объясняется с помощью опыта. Опыт: 2 стакана с насыщенным и ненасыщенным раствором. Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется называется – НАСЫЩЕННЫМ . А раствор, в котором вещество еще может растворяться называется – НЕНАСЫЩЕННЫМ .
Учитель обращается к ребятам.
Сообщение №2 Зачем воду пьют?
Вот простой вопрос. А спросишь, и оказывается, что из 10 человек только один знает, зачем пьют воду. Без воды нельзя жить потому, что ее все время расходуем. Дыхните на холодное стекло, оно запотеет, покроется капельками воды. Откуда взялась вода? Или вы в жаркий день вспотели. Откуда взялся пот? Конечно, все из организма. Если вы воду расходуете, теряете, то вам нужно вовремя ею запасаться. В сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит, такое же количество ему надо выпить. Вода – главный материал, из которого построено наше тело, ее содержит: кровь – 83%, мозг, сердце – 80%, кости – 20-25%, стекловидное тело, глаза – 99%. Неудивителъно, что человек может достаточно долго прожить без еды, но без воды не может и нескольких дней. Трудно представить какую-либо отрасль народного хозяйства, существование которой было бы возможно без воды. Каким более водоемким относятся химическая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, черная и цветная металлургия. Для производства одной тонны продукта затрачивается воды: стали и резины – по 1500 м З, бумаги – 900 м З,сахара – 100 м З.Вода используется для охлаждения компрессоров, хим. аппаратуры, при дроблении пород из руд, при добыче золота, для очистки металлических отливок от формовочной смеси. Без воды невозможно представить себе выделку кожи, крашение ткани, мыловарение. Реки, моря, океаны - средство передвижения водного транспорта и перевозки полезного груза. Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. В коммунальном хозяйстве воду расходуют для питьевых и других нужд населения, бытового обслуживания, для поливки улиц и в противопожарных целях. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 л воды. В среднем на одного жителя России в год приходится около 30 тонн воды. В воде некоторых источников содержится большое количество растворенных веществ; и она имеет целебные свойства. Это – минеральная вода. Целебные свойства минеральных вод зависит от содержания углекислого газа, сероводорода, соединений железа, радиоактивных веществ. Богатый источник минеральных вод – Кавказ. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай зерновых, овощей, фруктов. Для того чтобы человек мог использовать воду для питья, ее сначала очищают.
Чтобы достигнуть высоких результатов при изучении темы, используется познавательная деятельность учащихся, обеспечивается постепенный переход от репродуктивной деятельности к исследовательской.
Ситуация 1 Вы отправились в кругосветное путешествие и оказались одни на корабле среди бесконечного океана. У вас кончилась питьевая вода, за бортом только соленая. Можно ли из нее сделать пресную? Ответ: Перегонка воды. Ситуация 2 Если имеется пресная вода, но очень грязная, что можно сделать? Ответ: Фильтрование. Отстаивание. Для обеззараживания воды используют газы – хлор и озон. Из решенных ситуаций делается вывод.
Способы очистки
Естественным процессом очистки воды является круговорот. Информация ученика предложена в виде сказки.
Сообщение №3 Круговорот воды в природе
Я прочту вам сказку «Вода», которую написал Леонардо да Винчи: «Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову шальная мысль добраться до самого неба. Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он обратил воду в мельчайшие капельки теплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха. Пар тот час устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха. Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда. Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы. Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи? В последнее время все чаще говорят о недостатке воды. Сообщение №4 Дефицит чистой воды
Одна из главных причин дефицита пресной воды на Земле – ее загрязнение. Источником загрязнения становятся бытовые, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, тепловые и атомные электростанции. Сточные воды промышленных предприятий, содержащие химические загрязнения, тяжелые металлы, среди которых ртуть, кадмий, свинец, очень токсичны и опасны. Попадая в почву, они снижают урожайность сельскохозяйственных культур, подавляя рост растений примерно на 10-15%. Оказавшись вместе с промышленными стоками в водоемах, они вызывают гибель планктона и моллюсков, которые участвуют в самоочищение воды. Соли тяжелых металлов нарушают нормальные условия размножения рыб. Особенно чувствительны к загрязнению мальки и икра. Высокое содержание тяжелых металлов отрицательно сказывается на обмене веществ у теплокровных животных и человека. Загрязняют водоемы утечки нефти, бензина, керосина, мазута. Летальной концентрацией нефтепродуктов для рыб считается 10-15 мг/л. Очень опасны радиоактивные загрязнения. За последние годы возросло так называемое тепловое загрязнение водоемов. Источники - тепловые и атомные электростанции, сталелитейные и другие предприятия, сбрасывающие в водоемы нагретую воду. В результате рыбы перемещаются в другие водоемы. В воду попадают полимерные материалы, обуславливающие замусоренность акваторий портов, побережий водоемов. Описаны случаи гибели тюленей от удушения полиэтиленовыми пакетами. Из всего сказанного следует, что вода нуждается в строгой и тщательной охране. Прежде всего экономно расходовать воду. Бережное отношение к воде в бытовых условиях должно сопровождаться ее экономным расходованием. Достаточно вспомнить, какое огромное количество чистой воды тратиться впустую, когда мы умываемся. Помните, из неисправного крана в сутки вытекает 300л воды. «Закрывайте покрепче кран, чтоб не вытек океан». Запасы воды не бесконечны. Гораздо легче сохранить, вовремя уберечь, вместо того чтобы потом восстанавливать. БЕРЕГИТЕ ВОДУ! Вода бесценный дар природы, требующий особенного бережного отношения. Для закрепления изученного материала предлагает выполнить следующие задания.
Проводит рефлексию, подводит итог урока и выставляет оценки, задаёт Д/З | Приветствуют учителя выполняют тест, затем взаимопроверку Слушают стихотворения, смотрят презентацию Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели урока Слушают рассказ учителя и сообщения учащихся, по ходу конспектируя и отвечая на вопросы и выполняя лабораторные опыты. Выполняют химический диктант, затем самопроверку. Участвуют в рефлексии, записывают Д/З | Приём «обращение» Письменный контроль знаний Объяснит.-иллюстр. Проблемное Объяснит.-иллюстр. Практические Письменный контроль знаний Приём «закончи предложение» | Фронт. Индив. Фронт. Фронт. Фронт., Групповая Индивид Фронт., индивид | карт. -задания. Презентация Презентация, сообщения учщихся Карточки-задания | У В У У У С,У У |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...