СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Седых Нина Николаевна

Для изучения процесса окисления в рамках урока создано научное бюро, в котором работают следующие отделы: теоретический, расчетный, номенклатурный, отдел повышения квалификации, аттестационный. Каждый отдел работает по предложенной инструкции, а затем докладывает о результатах своих исследований по данной проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_khimii_stepen_okisleniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное общеобразовательное    учреждение

«Морозовская  основная  общеобразовательная  школа»

Губкинского района Белгородской области

план-конспект урока

СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ

8 класс

  подготовила и провела          

учитель  биологии  и химии  

Седых  Нина  Николаевна    

Цели урока :

  • дать понятие степени окисления  на основе знаний о химической  связи;
  • научить рассчитывать степень окисления по формулам бинарных соединений и составлять формулы по степеням окисления элементов
  • дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений.

Оборудование : учебники, инструкции для изучения материала, сигнальные

                             карточки, задания для самостоятельной работы, таблички с

                             названиями отделов.

Основные этапы урока :

  1. Оргмомент.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Определите тип связи для следующих веществ: H2,   HCl,   Na Cl,   Na.

  • Ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная, металлическая.

2. Определите заряды атомов в соединениях.

  • H2 – заряда на атомах не наблюдается, так как связь ковалентная неполярная и общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов;
  •  Na  - заряда на атоме не наблюдается, так как в целом атомы – электронейтральные частицы;
  • NaCl – электрон от атома натрия переходит  к более электроотрицательному элементу хлору;
  • HCl – электрон от атома водорода смещается в сторону более электроотрицательного элемента  -  хлора.

По справочнику заряд в молекуле  НСl = 0,18, т.е.   у  атома H +0,18     и у атома    Сl -0,18  .

Представьте, что и в молекуле хлороводорода  электрон полностью перешел от атома водорода к атому хлора. Какие заряды приобрели бы атомы этих элементов?

  • Атом водорода +1, а атом хлора  -1;       Н+ Cl-

   Такие условные заряды называются степенью окисления.

Итак, степень окисления – это условный заряд атома химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ионов.

 

              На сегодняшнем уроке вы научитесь:

1) определять степени окисления элементов, используя полученные ранее знания об элементах по их положению в ПСХЭ;

2)составлять формулы бинарных соединений по степени окисления;

3)давать этим соединениям названия.

    Для изучения данной проблемы мы создадим научное бюро, в котором будут работать следующие отделы:

-теоретический,

-расчетный,

-номенклатурный,

-отдел повышения квалификации,

-аттестационный.

    Каждый отдел будет работать по предложенной инструкции, а затем доложит о результатах своих исследований по данной проблеме. Рассказ должен быть коротким, четким, понятным. ( На столы выставлены таблички с названиями отделов и краткими инструкциями к самостоятельной работе).

  1. Основная часть урока.

A. Работа по инструкциям.

Теоретический отдел.

1)Какие значения может иметь степень окисления, где она ставится в формулах элементов?

2)Какие атомы имеют отрицательную степень окисления (приведите примеры соединений)?

3)Какие атомы имеют положительную степень окисления?

4)Как определить степень окисления металлов главной подгруппы I-III группы?

5)Чему равна степень окисления водорода в соединениях с металлами и неметаллами?

6)Какое значение степени окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии?

Расчетный отдел.

1)Чему равна суммарная степень окисления в соединениях?

2)Как находится степень окисления элементов по формуле бинарного соединения?

3)Как составить формулу соединения, зная степень окисления элементов?

4)Какой элемент по электроотрицательности ставят в формуле соединения на последнем месте?

Номенклатурный отдел.

1)Для чего потребовалось создание единой терминологии и номенклатуры веществ?

2)Как составляется название бинарного соединения?

3)Как отражают в названии то, что элемент имеет переменные степени окисления?

 Б. Отчет отдела по выполненной работе (краткое изложение материала).

        Например: степень окисления может иметь положительное, отрицательное или нулевое значение, которое ставится над символом элемента.

        Отрицательное значение степени окисления имеют атомы более электроотрицательных элементов  F и O ,  но   O+2 F+12.

        Положительное значение степени окисления  имеют атомы менее электроотрицательных элементов; степень окисления металлов всегда положительна, у металлов главных подгрупп она равна номеру группы.

        Атом водорода имеет степень окисления +1, кроме соединений с металлами, где его степень окисления равна  -1.

        Нулевое значение степени окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии.     И  т.д.

  1. Закрепление и проверка полученных знаний.

Аттестационный отдел (учитель) проводит аттестацию сотрудников бюро с присвоением следующих должностей:

1. начальник отдела   -   «5»

2. старший научный сотрудник   -   «4»

3. лаборант   -   «3»

отправляется на повторное обучение   -   «2».

Задания для проверки знаний:

1)На доске записаны формулы веществ, у учащихся на столах – карточки со значениями степени окисления от +7 до -7. Они поднимают карточки, определяя степени окисления элементов в формулах соединений,  записанных на доске и указанных учителем:

H2O,   NO,  BaCl2,  CaCl2 ,  H3P,  H2S,  NaH,  OF2 ,  Al I3 ,  Ca3 P2 .

2)Дайте названия этим соединениям.

3)Составьте формулы соединений, состоящих из элементов: а)Mg и Cl,  б)K и S , в)Al и O.  Назовите их.

  Начальники отделов направляются в отдел повышения квалификации, а остальные направляются на дополнительные курсы, выполняя задание №2 (б,в) учебника.

   В отделе повышения квалификации работают по карточкам с заданиями:

1.В каком из перечисленных веществ элемент кремний имеет отрицательную степень окисления: а) Si O2 , б) Mg2 Si, в)Si F4 ?

  1. Расположите приведенные ниже вещества в порядке возрастания  степени окисления атома азота : а)N2 O5, б)N2 , в)Na3 N.
  2. Расположите в порядке возрастания степени окисления атома серы формулы приведенных ниже соединений : а) S8, б) S O2, H2S  , в)SF6

5. Задание на дом.

        Проверить и закрепить полученные знания вы сможете, выполнив задания № 1, 2 и 4 к параграфу 17 учебника.

Используемая литература :

  1.  Габриелян О.С. Химия – 8 класс. - М.: Дрофа, 2009;
  2. Еремина Е.А. Химия. ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. - М.: издат-во Экзамен, 2004;
  3. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Степень окисления"

Данную презентацию можно использовать в 8 классе при изучении темы "Степень окисления" по программе О.С.Габриеляна...

Презентация по теме "Степень окисления"

Презентация к уроку химии по теме "Степень окисления" в 8 классе. В презентацию входит материал по бинарным соединениям. Поэтому в зависимости от уровня подготовки класса, можно разбить содержание на ...

Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).

Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся  8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...

Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"

Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....

Контрольная по теме "Степень окисления"

Котрольная по теме "Степень окисления"- 7-8 класс...

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Химия-8. "Степень окисления"

Этот урок был разработан для программы О.С.Габриеляна, а затем немного модернизирован под программу И.И.Новошинского. Тема"Степень окисления" очень важна в курсе 8 класса, поэтому я постаралась провес...