СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Для изучения процесса окисления в рамках урока создано научное бюро, в котором работают следующие отделы: теоретический, расчетный, номенклатурный, отдел повышения квалификации, аттестационный. Каждый отдел работает по предложенной инструкции, а затем докладывает о результатах своих исследований по данной проблеме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_khimii_stepen_okisleniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Морозовская основная общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
план-конспект урока
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ
8 класс
подготовила и провела
учитель биологии и химии
Седых Нина Николаевна
Цели урока :
- дать понятие степени окисления на основе знаний о химической связи;
- научить рассчитывать степень окисления по формулам бинарных соединений и составлять формулы по степеням окисления элементов
- дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений.
Оборудование : учебники, инструкции для изучения материала, сигнальные
карточки, задания для самостоятельной работы, таблички с
названиями отделов.
Основные этапы урока :
- Оргмомент.
- Подготовка к восприятию нового материала.
1. Определите тип связи для следующих веществ: H2, HCl, Na Cl, Na.
- Ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная, металлическая.
2. Определите заряды атомов в соединениях.
- H2 – заряда на атомах не наблюдается, так как связь ковалентная неполярная и общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов;
- Na - заряда на атоме не наблюдается, так как в целом атомы – электронейтральные частицы;
- NaCl – электрон от атома натрия переходит к более электроотрицательному элементу хлору;
- HCl – электрон от атома водорода смещается в сторону более электроотрицательного элемента - хлора.
По справочнику заряд в молекуле НСl = 0,18, т.е. у атома H +0,18 и у атома Сl -0,18 .
Представьте, что и в молекуле хлороводорода электрон полностью перешел от атома водорода к атому хлора. Какие заряды приобрели бы атомы этих элементов?
- Атом водорода +1, а атом хлора -1; Н+ Cl-
Такие условные заряды называются степенью окисления.
Итак, степень окисления – это условный заряд атома химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ионов.
На сегодняшнем уроке вы научитесь:
1) определять степени окисления элементов, используя полученные ранее знания об элементах по их положению в ПСХЭ;
2)составлять формулы бинарных соединений по степени окисления;
3)давать этим соединениям названия.
Для изучения данной проблемы мы создадим научное бюро, в котором будут работать следующие отделы:
-теоретический,
-расчетный,
-номенклатурный,
-отдел повышения квалификации,
-аттестационный.
Каждый отдел будет работать по предложенной инструкции, а затем доложит о результатах своих исследований по данной проблеме. Рассказ должен быть коротким, четким, понятным. ( На столы выставлены таблички с названиями отделов и краткими инструкциями к самостоятельной работе).
- Основная часть урока.
A. Работа по инструкциям.
Теоретический отдел.
1)Какие значения может иметь степень окисления, где она ставится в формулах элементов?
2)Какие атомы имеют отрицательную степень окисления (приведите примеры соединений)?
3)Какие атомы имеют положительную степень окисления?
4)Как определить степень окисления металлов главной подгруппы I-III группы?
5)Чему равна степень окисления водорода в соединениях с металлами и неметаллами?
6)Какое значение степени окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии?
Расчетный отдел.
1)Чему равна суммарная степень окисления в соединениях?
2)Как находится степень окисления элементов по формуле бинарного соединения?
3)Как составить формулу соединения, зная степень окисления элементов?
4)Какой элемент по электроотрицательности ставят в формуле соединения на последнем месте?
Номенклатурный отдел.
1)Для чего потребовалось создание единой терминологии и номенклатуры веществ?
2)Как составляется название бинарного соединения?
3)Как отражают в названии то, что элемент имеет переменные степени окисления?
Б. Отчет отдела по выполненной работе (краткое изложение материала).
Например: степень окисления может иметь положительное, отрицательное или нулевое значение, которое ставится над символом элемента.
Отрицательное значение степени окисления имеют атомы более электроотрицательных элементов F и O , но O+2 F+12.
Положительное значение степени окисления имеют атомы менее электроотрицательных элементов; степень окисления металлов всегда положительна, у металлов главных подгрупп она равна номеру группы.
Атом водорода имеет степень окисления +1, кроме соединений с металлами, где его степень окисления равна -1.
Нулевое значение степени окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии. И т.д.
- Закрепление и проверка полученных знаний.
Аттестационный отдел (учитель) проводит аттестацию сотрудников бюро с присвоением следующих должностей:
1. начальник отдела - «5»
2. старший научный сотрудник - «4»
3. лаборант - «3»
отправляется на повторное обучение - «2».
Задания для проверки знаний:
1)На доске записаны формулы веществ, у учащихся на столах – карточки со значениями степени окисления от +7 до -7. Они поднимают карточки, определяя степени окисления элементов в формулах соединений, записанных на доске и указанных учителем:
H2O, NO, BaCl2, CaCl2 , H3P, H2S, NaH, OF2 , Al I3 , Ca3 P2 .
2)Дайте названия этим соединениям.
3)Составьте формулы соединений, состоящих из элементов: а)Mg и Cl, б)K и S , в)Al и O. Назовите их.
Начальники отделов направляются в отдел повышения квалификации, а остальные направляются на дополнительные курсы, выполняя задание №2 (б,в) учебника.
В отделе повышения квалификации работают по карточкам с заданиями:
1.В каком из перечисленных веществ элемент кремний имеет отрицательную степень окисления: а) Si O2 , б) Mg2 Si, в)Si F4 ?
- Расположите приведенные ниже вещества в порядке возрастания степени окисления атома азота : а)N2 O5, б)N2 , в)Na3 N.
- Расположите в порядке возрастания степени окисления атома серы формулы приведенных ниже соединений : а) S8, б) S O2, H2S , в)SF6
5. Задание на дом.
Проверить и закрепить полученные знания вы сможете, выполнив задания № 1, 2 и 4 к параграфу 17 учебника.
Используемая литература :
- Габриелян О.С. Химия – 8 класс. - М.: Дрофа, 2009;
- Еремина Е.А. Химия. ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. - М.: издат-во Экзамен, 2004;
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Степень окисления"
Данную презентацию можно использовать в 8 классе при изучении темы "Степень окисления" по программе О.С.Габриеляна...
Презентация по теме "Степень окисления"
Презентация к уроку химии по теме "Степень окисления" в 8 классе. В презентацию входит материал по бинарным соединениям. Поэтому в зависимости от уровня подготовки класса, можно разбить содержание на ...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....
Контрольная по теме "Степень окисления"
Котрольная по теме "Степень окисления"- 7-8 класс...
методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"
Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...
Химия-8. "Степень окисления"
Этот урок был разработан для программы О.С.Габриеляна, а затем немного модернизирован под программу И.И.Новошинского. Тема"Степень окисления" очень важна в курсе 8 класса, поэтому я постаралась провес...