урок химии в 9 классе по теме "Аммиак"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме
Конспект урока с мультимедийной презентацией, направлен на изучение основных свойств аммиака. Учебник О.С. Габриелян "Химия 9"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ammiak.pptx | 948.83 КБ |
ammiak.doc | 792 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На уроке мы сможем: Узнать: строение молекулы аммиака и иона аммония; механизм образования связи по донорно-акцепторному механизму; физические свойства аммиака; особенности химических реакций, протекающие с аммиаком; Научиться: составлять электронную, структурную формулы аммиака и иона аммония; составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства и способы получения; объяснять физиологическое воздействие аммиака на организм человека. NH 3 Проверка знаний
NH 3 Эта история произошла во время I мировой войны.
Состав вещества 4 + 7 N ) ) 2 5 2s 2 1 s 2 2p 3 + 1 H ) 1 s 1 NH 3 H H 1 N H КПС
Образование иона аммония 5 H N H H •• Есть возможность образовать донорно – акцепторную связь У атома азота есть неподеленная электронная пара N H H H •• + H + N H H H •• H + АКЦЕПТОР ДОНОР NH 4 +
Между молекулами аммиака образуются водородные связи: Водородная связь – это связь между атомами очень электроотрицательного элемента ( F, O, N) одной молекулы и атомами водорода другой молекулы. δ -
Ц Физические свойства Т кип = -33,5 0 С Т пл = -78 0 С 3-10% р-р - нашатырный спирт 18-25% р-р - аммиачная вода В 1 л Н 2 О 700 л NH 3 легче воздуха NH 3 В З - резкий ЯД МКР
Химические свойства Взаимодействие с кислотами N Н 3 +НС I N Н 4 С I N Н 3 +Н 2 S О 4 N Н 4 Н S О 4 Взаимодействие с водой N Н 3 +НОН N Н 4 ОН Аммиак горит в кислороде 4 N Н 3 +3О 2 2 N 2 + 6Н 2 О NH 3
Применение NH 3 Производство азотной кислоты. Производство азотных удобрений Производство взрывчатых веществ В холодильных установках. В медицине, в быту. Для паяния
Проверка знаний. Решите задачи: При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака. Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой? Какой объём кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?
Проверка знаний. Осуществите цепочку превращений Азот аммиак оксид азота ( II ) нитрат аммония аммиак азот Составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты: 2 NH 3 + H 2 SO 4 → NH 3 + H 2 SO 4 → NH 3 + H 3 PO 4 → 2 NH 3 + H 3 PO 4 → 3 NH 3 + H 3 PO 4 →
Домашнее задание: §25,упр. 1-5. Получение аммиака выучить самостоятельно.
Ответьте на следующие вопросы: Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева Модель атома азота Простое вещество азот Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен? Азот в природе. Какова схема круговорота азота в природе? Расскажите о двойственном названии элемента №7. Кто и в каком году открыл азот? NH 3 Проверка знаний
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ
Тема урока: «Аммиак»
9 класс
Цель урока: изучение строения молекулы аммиака, его физических и химических свойств, роли аммиака в жизни человека и его применение
Задачи урока:
- обучающие: изучить состав и строение молекулы аммиака, его физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, применение; познакомить с водородной связью и донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи.
- развивающие: развитие логического и аналитического мышления, развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, бережного отношения к здоровью человека
- воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, продолжить воспитание толерантности при работе в группе.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами повторения и закрепления ранее изученного.
Методы работы: Диалогические, экспериментально – исследовательские.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Опрос-повторение (5 мин.)
Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)
Операционно – исполнительский этап.(23 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения).
Проверка усвоения знаний (7 мин.).
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.(3 мин.)
Оборудование:
- Таблица растворимости веществ.
- Периодическая система Д.И.Менделеева.
- Раствор аммиака.
- Соляная кислота.
- Индикатор фенолфталеин.
- Серная кислота.
- Лабораторная посуда.
Этапы урока.
I. Организационный момент (2 мин.)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. Объявление темы урока, задач, беседа с целью выявления знаний учащихся об аммиаке (Что они уже знают об аммиаке) (слайд 1-2)
II. Опрос-повторение (5 мин.)
Проведение проверки знаний: 3 ученика идут к доске; 5 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест.
Вопросы - и задания для фронтальной проверки.
1. Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева
2. Модель атома азота
3. Простое вещество азот
4. Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен?
5. Азот в природе.
6. Какова схема круговорота азота в природе?
7. Расскажите о двойственном названии элемента №7.
8. Кто и в каком году открыл азот?
III. Мотивационно - ориентировочный этап (5 мин.)
Создание проблемной ситуации
Вводное слово учителя
Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства. Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно.
Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак.
Давайте попробуем частично воспроизвести картину давних лет.
Это вещество имеет древнюю историю. Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».
В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».
Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.
IV. Операционно – исполнительский этап(23 мин.)
Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота.
Объяснение:
Атом азота образует с атомами водорода 3 ковалентные полярные связи (т.к. электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов; Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь;
Механизм донорно-акцепторной связи:
H3N: + H+ = [NH4]+ образуется ион аммония
Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей
Л.о № 1. Моделирование молекулы аммиака (из стержневых шариков)
Ответьте на вопрос:
- Какую пространственную форму имеет молекула аммиака? (Молекула аммиака имеет форму правильной пирамиды: в углах треугольника находятся атомы водорода, а в вершине пирамиды – атом азота. Угол между связями Н-N-Н равен 107.)
Физические свойства:
Изучите запах аммиака в склянке.
- Имеет ли раствор специфический запах? (Характерный резкий запах)
- Какого цвета исследуемый раствор? (Аммиак бесцветный газ)
Температура кипения аммиака - -33.40С, он сжижается, а при-77.80 С превращается в твёрдое белое вещество
Аммиак хорошо растворим в воде: при 20 С в 1 объёме воды растворяется до 700 объёмов аммиака.
Д.О. «Фонтан» При растворении в воде образуется гидроксид аммония – основание, поэтому фенолфталеин окрашивает раствор в малиновый цвет.
Постановка проблемы. Почему аммиак очень хорошо растворяется в воде?
Учащиеся выписывают из учебника определение водородной связи
и примеры веществ
Аммиак – ядовит.
Химические свойства:
- Демонстрационный эксперимент:
Проводят опыт, потирая друг о друга стеклянные палочки, одна смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислотой. Что вы наблюдаете?( Дым.)
Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между кораблем и судном противника появился едкий «дым», образовался хлорид аммония.
(записываем в опорный конспект и оформляем на доске химическое уравнение между соляной кислотой и аммиаком)
NН3 +НСI NН4 СI (образование солей аммония, удобрения)
- Взаимодействие с оксидами ( Н2О) Оформление в опорном конспекте и оформление на доске.
NН3 +НОН NН4 ОН Нашатырный спирт
- Взаимодействие с серной кислотой (оформление опорного конспекта и оформление на доске)
NН3 + Н2 SО4 N Н4 НSО4 Недостаток гидросульфат аммония
- Аммиак горит в кислороде (оформление опорного конспекта и оформление на доске)
4 NН3 + 3О2 2N2 + 6Н2О
Применение:
- Производство азотной кислоты.
- Для получения аммиачной воды.
- Производство азотных удобрений.
- В медицине, в быту.
- В холодильных установках.
- Для паяния.
- Взрывчатых веществ.
- Проверка усвоения знаний (7 мин.)
- При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака.
- Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?
- Какой объём кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?
4.Азот аммиак оксид азота (II ) нитрат аммония аммиак азот
5.Напишите четыре уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак.
6. Составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты:
- 2NH3 + H2SO4 →
- NH3 + H2SO4 →
- NH3 + H3PO4 →
- 2NH3 + H3PO4 →
- 3NH3 + H3PO4 →
Ответ:
- 2NH3 + H2SO4 →(NH4)2SO4
сульфат аммония
- NH3 + H2SO4 →NH4НSO4
гидросульфат аммония
- NH3 + H3PO4 →NH4Н2РO4
дигидрофосфат аммония
- 2NH3 + H3PO4 →(NH4)2НРO4
гидрофосфат аммония
- 3NH3 + H3PO4 →(NH4)3РO4
- Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.(3 мин.)
Учитель организует фронтальную беседу по рефлексии итогов урока.
Объясняет домашнее задание:
§25,упр. 1-5.
Получение аммиака выучить самостоятельно.
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: «Аммиак»
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный этап | Объявление темы урока, задач, беседа с целью выявления знаний учащихся об аммиаке (Что они уже знают об аммиаке) | Отвечают на вопросы учителя Запись в тетради темы урока | 2 мин |
2 | Опрос-повторение | Учитель задает вопросы. | Учащиеся отвечают. | 5 мин |
3 | Мотивационно - ориентировочный этап | Создание проблемной ситуации Вводное слово учителя | Учащиеся слушают, пытаются объяснить явление. | 5 мин |
4 | Операционно – исполнительский этап. | 23 мин | ||
4-1.Состав и строение молекулы аммиака | Организует работу учащихся в группах | Записывают формулу аммиака, собирают шаро-стержневую модель, зарисовывают молекулу | 3 мин | |
4-2. Физические свойства аммиака | Организует групповую работу учащихся. | Изучают физические свойства аммиака и записывают в конспект | 5 мин | |
4-3. Водородная связь | Постановка проблемы. Почему аммиак очень хорошо растворяется в воде? | Выписывают из учебника определение водородной связи и примеры веществ | 5 мин | |
4-4. Химические свойства аммиака. | Учитель объясняет новый материал. | Учащиеся слушают и оформляют конспект. | 7 мин | |
4-5. Применение аммиака. | Учитель организовывает работу учащихся с учебником и презентацией. | Выписывают из учебника основные направления применения аммиака | 3 мин. | |
5 | Проверка усвоения знаний | Организует фронтальный опрос по подготовленным вопросам. | Учащиеся выполняют задания у доски и в тетради. | 7 мин |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Организует фронтальную беседу по рефлексии итогов урока. Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание: §25,упр. 1-5. Получение аммиака выучить самостоятельно. | 3мин |
Литература:
- О.С. Габриелян Химия 9 класс: Москва:. "Дрофа" - 2007г
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
- Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. – М.: Просвещение, 2002.
- Иванова Р.Г. Химия. 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2002-2003.
- Книга для чтения по химии. Часть первая. Составили Парменов К.Я. и Сморгонский Л.М. – М.: Просвещение, 1955.
- 6Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобратают: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990.
- В.В. Рюмин. Занимательная химия: Опыты и развлечения из области химии. – Ленинград: Издательство «Время», 1927.
- Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Книга для учащихся. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.
- Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. – М.: Высш. школа, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"
Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...