урок химии в 9 классе по теме "Аммиак"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

Конспект урока с мультимедийной презентацией, направлен на изучение основных свойств аммиака. Учебник О.С. Габриелян "Химия 9"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ammiak.pptx948.83 КБ
Microsoft Office document icon ammiak.doc792 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аммиак Урок химии в 9 классе Автор : Бударина Наталия Алексеевна, учитель химии филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка NH 3

Слайд 2

На уроке мы сможем: Узнать: строение молекулы аммиака и иона аммония; механизм образования связи по донорно-акцепторному механизму; физические свойства аммиака; особенности химических реакций, протекающие с аммиаком; Научиться: составлять электронную, структурную формулы аммиака и иона аммония; составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства и способы получения; объяснять физиологическое воздействие аммиака на организм человека. NH 3 Проверка знаний

Слайд 3

NH 3 Эта история произошла во время I мировой войны.

Слайд 4

Состав вещества 4 + 7 N ) ) 2 5 2s 2 1 s 2 2p 3 + 1 H ) 1 s 1 NH 3 H H 1 N H КПС

Слайд 5

Образование иона аммония 5 H N H H •• Есть возможность образовать донорно – акцепторную связь У атома азота есть неподеленная электронная пара N H H H •• + H + N H H H •• H + АКЦЕПТОР ДОНОР NH 4 +

Слайд 6

Между молекулами аммиака образуются водородные связи: Водородная связь – это связь между атомами очень электроотрицательного элемента ( F, O, N) одной молекулы и атомами водорода другой молекулы. δ -

Слайд 7

Ц Физические свойства Т кип = -33,5 0 С Т пл = -78 0 С 3-10% р-р - нашатырный спирт 18-25% р-р - аммиачная вода В 1 л Н 2 О 700 л NH 3 легче воздуха NH 3 В З - резкий ЯД МКР

Слайд 8

Химические свойства Взаимодействие с кислотами N Н 3 +НС I N Н 4 С I N Н 3 +Н 2 S О 4 N Н 4 Н S О 4 Взаимодействие с водой N Н 3 +НОН N Н 4 ОН Аммиак горит в кислороде 4 N Н 3 +3О 2 2 N 2 + 6Н 2 О NH 3

Слайд 9

Применение NH 3 Производство азотной кислоты. Производство азотных удобрений Производство взрывчатых веществ В холодильных установках. В медицине, в быту. Для паяния

Слайд 10

Проверка знаний. Решите задачи: При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака. Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой? Какой объём кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?

Слайд 11

Проверка знаний. Осуществите цепочку превращений Азот аммиак оксид азота ( II ) нитрат аммония аммиак азот Составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты: 2 NH 3 + H 2 SO 4 → NH 3 + H 2 SO 4 → NH 3 + H 3 PO 4 → 2 NH 3 + H 3 PO 4 → 3 NH 3 + H 3 PO 4 →

Слайд 12

Домашнее задание: §25,упр. 1-5. Получение аммиака выучить самостоятельно.

Слайд 13

Ответьте на следующие вопросы: Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева Модель атома азота Простое вещество азот Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен? Азот в природе. Какова схема круговорота азота в природе? Расскажите о двойственном названии элемента №7. Кто и в каком году открыл азот? NH 3 Проверка знаний



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ

Тема урока: «Аммиак»

9 класс

Цель урока: изучение строения молекулы аммиака, его физических и химических свойств, роли аммиака в жизни человека и его применение

Задачи урока:

  • обучающие: изучить состав и  строение молекулы аммиака, его физические и химические  свойства,  способы получения в лаборатории и промышленности, применение; познакомить с водородной связью и донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи.
  • развивающие:  развитие  логического и  аналитического мышления, развитие критического мышления,  самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, бережного отношения к здоровью человека 
  •  воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки,  чувства ответственности,  уверенности и требовательности к себе, продолжить воспитание толерантности при работе в группе.

Тип урока: Изучение нового материала  с элементами повторения и закрепления ранее изученного.

Методы работы: Диалогические, экспериментально – исследовательские.

План урока:

Организационный момент (2 мин)

Опрос-повторение (5 мин.)

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Операционно – исполнительский этап.(23 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения).

Проверка усвоения знаний (7 мин.).

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.(3 мин.)

Оборудование:

  • Таблица растворимости веществ.
  • Периодическая система Д.И.Менделеева.
  • Раствор аммиака.
  • Соляная кислота.
  • Индикатор фенолфталеин.
  • Серная кислота.
  • Лабораторная посуда.

Этапы урока.

I. Организационный момент (2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. Объявление темы урока, задач, беседа с целью выявления знаний учащихся об аммиаке (Что они уже знают об аммиаке) (слайд 1-2)

II. Опрос-повторение (5 мин.)

Проведение  проверки знаний: 3 ученика идут к доске; 5 учеников получают письменные задания на месте по карточкам.  Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест.

Вопросы - и задания для фронтальной проверки.

1. Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева  

2.  Модель атома азота

3. Простое вещество азот   

4.  Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен?

5. Азот в природе.

6. Какова схема круговорота азота в природе?

7. Расскажите о двойственном названии элемента №7.

8. Кто и в каком году открыл азот?

III. Мотивационно - ориентировочный этап (5 мин.)

Создание проблемной ситуации

Вводное слово учителя

Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства. Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно.

Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак.

Давайте попробуем частично воспроизвести картину давних лет.

Это вещество имеет древнюю историю.  Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».

В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.

IV. Операционно – исполнительский этап(23 мин.)

Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота.

Объяснение:

Атом азота образует с атомами водорода 3 ковалентные полярные связи (т.к. электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов; Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать  в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь;

Механизм донорно-акцепторной связи:

H3N: +    H+ = [NH4]+    образуется ион аммония

Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей

                                                   

Л.о № 1. Моделирование молекулы аммиака  (из стержневых шариков)

Ответьте на вопрос:

  • Какую пространственную форму имеет молекула аммиака? (Молекула аммиака имеет форму правильной пирамиды: в углах треугольника находятся атомы водорода, а в вершине пирамиды – атом азота. Угол  между связями Н-N-Н равен 107.)

Физические свойства:

 Изучите запах аммиака в склянке.

  • Имеет ли раствор специфический запах? (Характерный резкий запах)
  • Какого цвета исследуемый раствор? (Аммиак бесцветный газ)

      Температура кипения аммиака -  -33.40С, он сжижается, а при-77.80 С превращается в твёрдое белое вещество

Аммиак хорошо растворим в воде: при 20 С в 1 объёме воды растворяется до 700 объёмов аммиака.

Д.О. «Фонтан»  При растворении в воде образуется гидроксид аммония – основание, поэтому фенолфталеин окрашивает раствор в малиновый цвет.

Постановка проблемы. Почему аммиак очень хорошо растворяется в воде?

Учащиеся выписывают из учебника определение водородной связи

и примеры веществ

Аммиак – ядовит.

Химические свойства:

  1. Демонстрационный эксперимент:

Проводят опыт, потирая друг о друга стеклянные палочки, одна смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислотой. Что вы наблюдаете?( Дым.)

Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между кораблем и судном противника появился едкий «дым», образовался хлорид аммония.

(записываем в опорный конспект и оформляем на доске химическое уравнение между соляной кислотой и аммиаком)

 NН3 +НСI         NН4 СI  (образование солей аммония, удобрения)

  1. Взаимодействие с оксидами ( Н2О) Оформление в опорном конспекте и оформление на доске.

 NН3  +НОН         NН4 ОН   Нашатырный спирт

  1. Взаимодействие с серной кислотой (оформление опорного конспекта и оформление на доске)

3     +    Н2 SО4          N Н4 НSО4    Недостаток   гидросульфат аммония

  1. Аммиак горит в кислороде (оформление опорного конспекта и оформление на доске)

4  NН3      +  3О2           2N2 + 6Н2О    

Применение:

  • Производство азотной кислоты.
  • Для получения аммиачной воды.
  • Производство азотных удобрений.
  • В медицине, в быту.
  • В холодильных установках.
  • Для паяния.
  • Взрывчатых веществ.
  1. Проверка усвоения знаний (7 мин.)
  1. При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака.
  2. Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?
  3. Какой объём кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?

4.Азот        аммиак         оксид азота (II )          нитрат аммония         аммиак         азот

5.Напишите четыре уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак.

6.  Составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты:

  • 2NH3 + H2SO4 →
  • NH3 + H2SO4 →
  • NH3 + H3PO4 →
  • 2NH3 + H3PO4 →
  • 3NH3 + H3PO4 →

Ответ:

  • 2NH3 + H2SO4 →(NH4)2SO4

 сульфат аммония

  • NH3 + H2SO4 →NH4НSO4

гидросульфат аммония

  • NH3 + H3PO4 →NH4Н2РO4

дигидрофосфат аммония

  • 2NH3 + H3PO4 →(NH4)2НРO4

гидрофосфат аммония

  • 3NH3 + H3PO4 →(NH4)3РO4
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.(3 мин.)

Учитель  организует фронтальную беседу по рефлексии итогов урока.

Объясняет домашнее задание:

§25,упр. 1-5.

Получение аммиака выучить самостоятельно.


  Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: «Аммиак»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный этап

Объявление темы урока, задач, беседа с целью выявления знаний учащихся об аммиаке (Что они уже знают об аммиаке)

Отвечают на вопросы учителя Запись в тетради темы урока

2  мин

2

Опрос-повторение

Учитель задает вопросы.

Учащиеся отвечают.

5 мин

3

Мотивационно - ориентировочный этап

Создание проблемной ситуации

Вводное слово учителя

Учащиеся слушают, пытаются объяснить явление.

5 мин

4

Операционно – исполнительский этап.

23 мин

4-1.Состав и строение молекулы аммиака

Организует работу учащихся в группах

Записывают

формулу аммиака, собирают шаро-стержневую модель, зарисовывают молекулу

3 мин

4-2. Физические свойства аммиака

Организует групповую работу учащихся.

Изучают физические свойства аммиака и записывают в конспект

5 мин

4-3. Водородная связь

Постановка проблемы. Почему

аммиак очень хорошо растворяется в воде?

Выписывают из учебника определение водородной связи

и примеры веществ

5 мин

4-4. Химические свойства аммиака.

Учитель объясняет новый материал.

Учащиеся слушают и оформляют конспект.

7 мин

4-5. Применение аммиака.

Учитель организовывает работу учащихся с учебником и презентацией.

Выписывают из учебника основные направления применения аммиака

3 мин.

5

Проверка усвоения знаний

Организует фронтальный опрос по подготовленным вопросам.

Учащиеся выполняют задания у доски и в тетради.

7 мин

6

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Организует фронтальную

беседу по рефлексии итогов урока.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание:

§25,упр. 1-5.

Получение аммиака выучить самостоятельно.

3мин

Литература:

  1. О.С. Габриелян Химия 9 класс: Москва:. "Дрофа" - 2007г
  2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

  1. Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. – М.: Просвещение, 2002.

  1. Иванова Р.Г. Химия. 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2002-2003.

  1. Книга для чтения по химии. Часть первая. Составили Парменов К.Я. и Сморгонский Л.М. – М.: Просвещение, 1955.

  1. 6Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобратают: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990.

  1. В.В. Рюмин. Занимательная химия: Опыты и развлечения из области химии. – Ленинград: Издательство «Время», 1927.

  1. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Книга для учащихся. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

  1. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. – М.: Высш. школа, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....