Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Общая химия. 11 класс
Профильный уровень (3 часа в неделю, всего 102 часа)
УМК О.С. Габриеляна
Составила: Панфилова Г.Н
Пояснительная записка
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
- Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 11класс»О.С.Габриелян М.: Дрофа,
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работа; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии на высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Основное содержание 11класс профильный уровень (102час)
Тема1. Современные представления о строении атома(10часов)
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая сист химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Тема2.Строение вещества (17часов)
Химическая связь.Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
Вещество .Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Растворы и дисперсные системы.Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Тема 3. Химические реакции(25часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.Модели молекул изомеров и гомологов.Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата Сu (II), перманганата калия, хлорида Fe (III)).Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Тема4. Вещества и их свойства(39часов)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
Демонстрации.Образцы металлов и неметаллов.Возгонка ода.Изготовление иодной спиртовой настойки.Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.Образцы металлов и их соединений.Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.Взаимодействие меди с кислородом и серой.Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).Распознавание хлоридов и сульфатов.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Идентификация неорганических соединений.»
Тема5 Химия и жизнь(9часов)
Химия и повседневная жизнь человека.Химия и производство.
Химия и экология.
Демонстрации.Средства гигиены и косметики.Модель производства серной кислоты.
Лабораторные опыты.Знакомство с образцами моющих и чистящих средств.Изучение инструкций по их использованию.
Требования к знаниям учащихся по курсу химии 11 класса
Профильный уровень.
Ученик должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие; основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель; характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Кроме того, в результате изучения химии на профильном уровне ученик должен уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Глобус»).
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них 2 часа – резервное время.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем 2-4, дополнительные часы в этих темах выделены на решение расчетных задач.
Тема2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы с16ч до 17часов.
Тема3. Химические реакции с 23ч до 25 часов.
Практические работы распределены по темам курса.
Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами или выполнение их требует соблюдения особых правил техники безопасности и применения веществ ,запрещенных к использованию в школах.
Лабораторный опыт 3 заменен демонстрацией т.к. аналогичный опыт выполнялся в курсе химии основной школы. Лабораторный опыт 10 проводится при 4 учебных часах в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений(профильный и 2-х уровневый) /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа
- ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс,
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа,
- Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа,
Дополнительная литература для учителя
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение,
- Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение,
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа,
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М.,
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,
Дополнительная литература для ученика
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа,
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион,
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа,
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение
Тематическое планирование по химии11класс
(профильный уровень,3ч/н,всего102ч)
УМК О.С.Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | |
Практ. работы. | Контр. работы | |||
1 | Тема 1. Строение атома | 9 | - | №1 |
2 | Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы | 17 | №1Экспериментальные задачи на определение пластмасс и волокон. | №2 |
3 | Тема 3. Химические реакции | 25 | №2 Скорость химических реакций Химическое равновесие. №3 Экспериментальные задачи по теме «Гидролиз» | №3 |
4 | Тема 4. Вещества и их свойства: из них Металлы Неметаллы и их соединения | 40 16 24 | №4 Получение газов и изучение их свойств. №5.Решение экспериментальных задач по неорганической химии. №6 Решение экспериментальных задач по органической химии. №7 Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ. №8 Сравнение свойств неорганических и органических соединений | №4 №5 |
5 | Тема 5. Химия в жизни общества | 11 | - | - |
Итого | 102 | 8 | 5 |
Поурочное планирование 11класс
профильный уровень 3часа в неделю,102часа в год
УМК О.С. Габриелян
№№ п/п | Тема урока |
Тема1. Строение атома (9часов) | |
1 | Атом – сложная частица. |
2 | Состояние электронов в атоме. |
3 | Основные правила заполнения электронами энергетических уровней. |
4 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. |
5 | Валентные возможности атомов химических элементов. |
6 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома |
7 | Периодический закон и строение атома. |
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома» |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» |
Тема2 Строение вещества(17 часов) | |
1(10) | Ионная химическая связь. |
2(11) | Ковалентная химическая связь |
3(12) | Металлическая химическая связь |
4(13) | Водородная химическая связь |
5(14) | Единая природа химической связи |
6(15) | Гибридизация орбиталей . |
7(16) | Геометрические конфигурации молекул. |
8(17) | Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова |
9(18) | Основные направления развития теории химических соединений и ее значение. |
10(19) | Строение полимеров. Полимеры органические и неорганические. |
11(20) | Пластмассы. Волокна. Биополимеры. |
12(21) | Практическая работа 1. Экспериментальное решение задач по определению пластмасс и волокон. |
13(22) | Дисперсные системы |
14(23) | Растворы |
15(24) | Решение комбинированных задач на растворы. |
16(25) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества» |
17(26) | Контрольная работа 2 по теме «Строение вещества» |
Тема 3. Химические реакции (25 часов) | |
1(27) | Классификация химических реакций в неорганической химии |
2(28) | Классификация химических реакций в органической химии |
3(29) | Почему идут химические реакции. |
4(30) | Тепловой эффект химической реакции. |
5(31) | Упражнения в применении знаний по классификации химических реакций |
6(32) | Скорость химической реакции. |
7(33) | Факторы ,влияющие на скорость химической реакции. |
8(34) | Катализ. |
9(35) | Решение задач и упражнений по теме скорость химической реакции. |
10(36) | Обратимость химических реакций. |
11(37) | Химическое равновесие |
12(38) | Решение комбинированных задач и упражнений. |
13(39) | Практическая работа №2 Скорость химической реакции.химическое равновесие. |
14(40) | Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии |
15(41) | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии |
16(42) | Расстановка коэффициентов электронным балансом. |
17(43) | Электролитическая диссоциация |
18(44) | Реакции ионного обмена |
19(45) | Водородный показатель |
20(46) | Гидролиз неорганических соединений |
21(47) | Гидролиз органических соединений |
22(48) | Решение упражнений по теме «Гидролиз» |
23(49) | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» |
24(50) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» |
25(51) | Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции» |
Тема 4 Вещества и их свойства(40часов) из них: | |
Металлы- 16часов | |
1(52) | Классификация неорганических веществ |
2(53) | Комплексные соединения :строение и свойства. |
3(54) | Классификация органических веществ: углеводороды. |
4(55) | Классификация органических кислородо -и азотосодержащих веществ. |
5(56) | Упражнения в применении знаний по классификации веществ. |
6(57) | Металлы: строение атома и простого вещества,физические свойства. |
7(58) | Металлы: химические свойства |
8(59) | Оксиды и гидроксиды металлов. |
9(60) | Коррозия металлов и способы защиты от нее. |
10(61) | Решение расчетных комбинированных задач по теме « Металлы» |
11(62) | Металлургия.Общие способы получения металлов |
12(63) | Электролиз расплавов. |
13(64) | Электролиз растворов. |
14(65) | Урок –упражнение по теме «Металлы» |
15(66) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» |
16(67) | Контрольная работа №3 по теме «Металлы» |
Неметаллы и их соединения-24 | |
1(68) | Неметаллы- строение атома и простого вещества, физические свойства. |
2(69) | Неметаллы-химические свойства. |
3(70) | Водородные соединения неметаллов, оксиды и гидроксиды неметаллов |
4(71) | Практическая работа № 4. Получение газов и изучение их свойств. |
5(72) | Кислоты :строение ,номенклатура, классификация. |
6(73) | Химические свойства неорганических кислот. |
7(74) | Химические свойства органических кислот. |
8(75) | Урок –упражнение по теме «Кислоты» |
9(76) | Основания: строение ,номенклатура, классификация. |
10(77) | Химические свойства неорганических оснований. |
11(78) | Химические свойства органических оснований |
12(79) | Урок –упражнение по теме «Основания» |
13(80) | Амфотерные неорганические основания |
14(81) | Амфотерные органические основания |
15(82) | Обобщение и систематизация знаний по свойствам неорганических веществ. |
16(83) | Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по неорганической химии. |
17(84) | Обобщение и систематизация знаний по свойствам органических веществ. |
18(85) | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по органической химии. |
19(86) | Генетическая связь в неорганической химии. |
20(87) | Генетическая связь в органической химии. |
21(88) | Практическая работа №7 Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ. |
22(89) | Практическая работа №8 Сравнение свойств неорганических и органических соединений. |
2390) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» |
24(91) | Контрольная работа № 4 по теме «Вещества и их свойства» |
Тема 5 Химия в жизни общества(11часов) | |
1(92) | Химическая промышленность и технология.Сырье. |
2(93) | Производство серной кислоты и аммиака,метанола. |
3(94) | Химизация сельского хозяйства и ее направления. |
4(95) | Минеральные и органические удобрения. |
5(96) | Охрана атмосферы от химического загрязнения. |
6(97) | Охрана водных и земельных ресурсов. |
7(98) | Химические средства гигиены. Домашняя аптечка. |
8(99) | Моющие и чистящие средства. |
9(100) | Химия и пища: жиры,белки,углеводы. |
10(101) | Развитие пищевой и фармацевтической промышленности. |
11(102) | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...
Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.
календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...