УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» 10 КЛАСС
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»
10 КЛАСС
ЦЕЛЬ: Обобщить знания о строении, свойствах, получении и применении углеводородов.
ХОД УРОКА:
Учащиеся работают в 4 группах по 5 человек.
1)Учащимся предлагается в течение 3-5 минут составить рассказ о данном классе углеводородов, выбрав соответствующие этому классу предложения и упорядочив их нужным образом (текст задания «Составление рассказа о классе УВ» прилагается).
Проверку проводить, используя слайды презентации «Углеводороды» (презентация прилагается).
2)Пока группа составляет рассказ, по одному представителю от группы работают за компьютером.
Учащийся выбирает из перечня названий и формул вещества, принадлежащие к данному классу углеводородов, и заливает их определенным цветом.
Проверяют все вместе, комментируя выбор (приложение «Калейдоскоп»)
3)Следующее задание, предлагаемое учащимся, предполагает отработку понятий «гомология» и «изомерия», а также номенклатуры углеводородов.
ЗАДАНИЕ.
Составьте структурные формулы 2 изомеров и 2гомологов для: 1 группа – 2,3-диметилпентана, 2 группа – 3,3-диметилпентена-1, 3 группа – 3-этилпентина-1, 4 группа – 1-метил-2-этилбензола. Для выполнения этого задания учащимся можно предложить воспользоваться веб-страницей «Основные понятия» и инструкцией «Правила названия углеводородов разветвленного строения» (Веб-страница «Основные понятия» и Правила прилагаются).
Проверку проводят у доски.
4)Повторив вопросы строения, номенклатуры, изомерии углеводородов, можно перейти к обобщению химических свойств.
Задание. Выбрать реагент в химической реакции (тест «Реакции» прилагаются).
Задание выполняется на компьютере каждым учеником.
5)Проанализировав результаты теста «Реакции», учащимся в группах предлагается составить уравнения возможных реакций:
А) гидрирования
Б) нитрования
В) гидратации
Г) горения
для представителей разных классов углеводородов.
Среди реакций найдите именные реакции, познакомьтесь с информацией об этих ученых на веб-странице «Великие химики». Сделайте краткие записи в тетрадях.
6) В заключении учащимся предлагается итоговый тест « Углеводороды» (тест прилагается).
7) При подведении итогов урока можно сделать акцент на практическую направленность изученной темы. Углеводородное сырье (нефть, природный газ, продукты переработки угля) составляют основу промышленности органической химии. Из него получают разнообразные производные углеводородов, содержащие различные функциональные группы.
Учащимся предлагается определить продукт химической промышленности:
Вещество, из которого изготовлено это изделие было завезено в Европу известным мореплавателем. В далеком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932г. Стали получать синтезом в промышленности. Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол (резиновые перчатки).
Применение углеводородов повторяют, используя веб-страницу «Применение УВ».
8)Следующий урок – контрольная работа, поэтому домашнее задание-подготовка контрольной работе.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Векслер В.И. Сборник упражнений по органической химии, М.: Высшая школа, 1999
- Габриелян О.С. Химия 10 класс, М.: Дрофа, 2003
- Нечаев А.П. Органическая химия, М.: Высшая школа, 1998
- Хомченко Г.П. Химия, М.: Высшая школа, 1988
- http://www.hrono.ru/biograf/nauka.html
- http://www.chemistry.ru
- www.maratakm.narod.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiyano1.doc | 29.5 КБ |
kaleydoskop.ppt | 24.5 КБ |
kontrolnyy_test.xls | 24.5 КБ |
reaktsii_test.xls | 181 КБ |
sostavit_rasskaz_o_dannom_klasse_uv.doc | 23 КБ |
uglevodorody.ppt | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Порядок построения названия разветвленного алкана
- Выбрать в молекуле главную углеродную цепь. Во-первых, она должна быть самой длинной. Во-вторых, если имеются две или более одинаковые по длине цепи, то из них выбирается наиболее разветвленная.
Например, в молекуле есть 2 цепи с одинаковым числом (7) атомов С (выделены цветом):
В случае (а) цепь имеет 1 заместитель, а в (б) – 2. Поэтому следует выбрать вариант (б).
2.Пронумеровать атомы углерода в главной цепи так, чтобы атомы С, связанные с заместителями, получили возможно меньшие номера. Поэтому нумерацию начинают с ближайшего к ответвлению конца цепи. Например:
- Назвать все радикалы (заместители), указав впереди цифры, обозначающие их местоположение в главной цепи. Если есть несколько одинаковых заместителей, то для каждого из них через запятую записывается цифра (местоположение), а их количество указывается приставками ди-, три-, тетра-, пента- и т.д. (например, 2,2-диметил или 2,3,3,5-тетраметил).
- Названия всех заместителей расположить в алфавитном порядке (так установлено последними правилами ИЮПАК).
- Назвать главную цепь углеродных атомов, т.е. соответствующий нормальный алкан.
Таким образом, в названии разветвленного алкана
корень+суффикс – название нормального алкана
(греч. числительное+суффикс "ан"),
приставки – цифры и названия углеводородных радикалов.
Пример построения названия:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О ДАННОМ КЛАССЕ УГЛЕВОДОРОДОВ.
(выбрать соответствующие этому классу предложения
и упорядочить их нужным образом).
- Предельные углеводороды.
- В названиях имеют окончание -ин.
- Характерна sр2-гибридизация атомных орбиталей углерода.
- Общая формула СnН2n.
- Характерны реакции замещения.
- В молекулах имеется двойная связь.
- Углеродный скелет замкнутый.
- Непредельные углеводороды.
- Могут иметь цис-транс изомеры.
10.Характерна sp-гибридизация атомных орбиталей углерода.
11 .Общая формула СnН2n+2.
12.Характерны реакции присоединения.
13.В названиях имеют окончание -ан.
14.Характерны реакции полимеризации.
15.В молекулах имеется тройная связь.
16.Горят с образованием углекислого газа.
17.Характерна sр3-гибридизация атомных орбиталей углерода.
18.Общая формула СnН2n-2.
19.В молекулах содержится бензольное кольцо.
20.В названиях имеют окончание -ен.
21. В молекулах только -связь.
22.Изомерия обусловлена положением кратной связи.
23.Характерна изомерия углеродного скелета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"
Урок-обобщение с использованием ИКТ по теме "Основные классы неорганических веществ" предназначен для 8 класса. Материал содержит конспект и мультимедийную презентацию....
Обобщение по теме «Углеводороды. Нефть. Природный газ». 10 класс. Работа в группах
Очень часто, заходя в класс, перед уроком, одни дети задают вопрос: " Что мы будем делать на уроке", другие - "Что мы будем изучать?" Я убеждена, что для достижения цели урока необходимо учитывать пре...
Урок обобщение по разделу "Углеводороды".
Урок преследует следующие цели: проверка качества усвоения учебного материала; стимулировать познавательную активность учащихся , реализуя межпредметные свзи курсов хими, биологии, истории, экологии, ...
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщение .по теме "Основные классы неорганических соединений"
Задания для закрепления и обобщения знаний по теме....
Маршрутный оценочный лист к уроку - обобщению по теме «Основные классы неорганических соединений»
Раздаточный материал к обобщающему уроку по химии в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений"...
Урок обобщения по теме: "Углеводороды"
Урок проводится по вазершению темы "Углеводороды"....