Обобщение по теме «Углеводороды. Нефть. Природный газ». 10 класс. Работа в группах
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Очень часто, заходя в класс, перед уроком, одни дети задают вопрос: " Что мы будем делать на уроке", другие - "Что мы будем изучать?" Я убеждена, что для достижения цели урока необходимо учитывать предпочтения при решении задач и познании мира каждого ученика. Инструкционные карточки для работы в группе составлены с учётом когнитивного стиля обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме «Углеводороды. Нефть. Природный газ». 10 класс
Задания для групп
Дети в группе распределяют задания, затем обсуждают изученный материал, проговаривая ответы на вопросы, рассматривая схемы, рисунки.
Инструкционные карточки
Предельные углеводороды (парафины). Природный газ.
выполнить действия | ответить на вопросы | у-устно, п-письменно | баллы |
Изучите параграф учебника, дополнительный материал. Составьте схему, отражающую взаимосвязь ответов на вопросы. | В чём преимущество использования природного газа? Что такое природный газ, каков его состав? Назовите важнейшие месторождения природного газа. Какой алкан получил название «болотный газ»? почему? | У | 3 |
В 1926 году немецкие учёные разработали метод получения синтетического бензина. Составьте уравнение метода получения жидких алканов (с пяти до шестнадцати атомов углерода в цепи) из оксида углерода двухвалентного и водорода на кобальтовом или никелевом катализаторе. | Какова роль катализаторов? Почему метод не получил широкого распространения? | У | 3 |
Составьте реакции хлорирования и горения 3 метилгептана | Каковы характерные реакции алканов? С чем это связано? Почему легче реакция идёт по третичным и вторичным атомам? Почему при горении парафина образуется много копоти? | У | 4 |
Решить задачу. Объяснить её решение в классе. | В соответствии с термохимическим уравнением реакции СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г) + 896 кДж 89,6 кДж теплоты выделится при горении метана количеством вещества… | П | 4 |
Сделайте вывод. | П | 4 |
Предельные углеводороды (парафины). Природный газ.
ответить на вопросы | у-устно, п-письменно | выполнить действия | баллы |
В чём преимущество использования природного газа? Что такое природный газ, каков его состав? Назовите важнейшие месторождения природного газа. Какой алкан получил название «болотный газ»? почему? | У | Изучите параграф учебника, дополнительный материал. | 3 |
Какова роль катализаторов? Почему метод не получил широкого распространения? | У | В 1926 году немецкие учёные разработали метод получения синтетического бензина. Составьте уравнение метода получения жидких алканов (с пяти до шестнадцати атомов углерода в цепи) из оксида углерода двухвалентного и водорода на кобальтовом или никелевом катализаторе. | 3 |
Каковы характерные реакции алканов? С чем это связано? Почему легче реакция идёт по третичным и вторичным атомам? Почему при горении парафина образуется много копоти? | У | Составьте реакции хлорирования и горения 3 метилгептана | 4 |
В соответствии с термохимическим уравнением реакции СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г) + 896 кДж 89,6 кДж теплоты выделится при горении метана количеством вещества… | П | Решить задачу. Объяснить её решение в классе. | 4 |
П | Сделайте вывод. | 4 |
Непредельные углеводороды.
выполнить действия | ответить на вопросы | у-устно, п-письменно | баллы |
Изучите параграф учебника, дополнительный материал. Составьте схемы, отражающие ответы. | На какие группы можно разделить непредельные углеводороды. По какому признаку вы произвели разделение? Что общего и чем различаются непредельные углеводороды? | У | 3 |
Составьте реакции присоединения бромводорода к пропену по правилу Марковникова и против правила. | В присутствии пероксидов или на свету бромводород всегда присоединяется к алкенам (олефинам) против правила Марковникова – не по ионному, а радикальному механизму. Каково значение изучения данного факта? | У | 3 |
Составьте реакцию взаимодействия пропина и хлорида меди одновалентной с образованием метилацетиленида меди и хлорводорода | В 1839г в медных трубах Нью-Йорка Джордж Торрей нашёл красный порошок, взрывавшийся при ударе. Сначала он решил, что ему удалось пресечь действия диверсантов, но всё оказалось сложнее. Почему в ацетиленовых УВ атомы водорода при тройной связи обладают большей подвижностью, чем в алканах и алкенах? | У | 4 |
Решить задачу. Объяснить её решение в классе. | Из природного газа объёмом 300л получили ацетилен. Объёмная доля метана в газе 96% Определите объём образовавшегося ацетилена, если его выход 65% | П | 4 |
Сделайте вывод. | П | 4 |
Непредельные углеводороды.
ответить на вопросы | у-устно, п-письменно | выполнить действия | баллы |
На какие группы можно разделить непредельные углеводороды. По какому признаку вы произвели разделение? Что общего и чем различаются непредельные углеводороды? | У | Изучите параграф учебника, дополнительный материал. | 3 |
В присутствии пероксидов или на свету бромводород всегда присоединяется к алкенам (олефинам) против правила Марковникова – не по ионному, а радикальному механизму. Каково значение изучения данного факта? | У | Составьте реакции присоединения бромводорода к пропену по правилу Марковникова и против правила. | 3 |
В 1839г в медных трубах Нью-Йорка Джордж Торрей нашёл красный порошок, взрывавшийся при ударе. Сначала он решил, что ему удалось пресечь действия диверсантов, но всё оказалось сложнее. Почему в ацетиленовых УВ атомы водорода при тройной связи обладают большей подвижностью, чем в алканах и алкенах? | У | Составьте реакцию взаимодействия пропина и хлорида меди одновалентной с образованием метилацетиленида меди и хлорводорода | 4 |
Из природного газа объёмом 300л получили ацетилен. Объёмная доля метана в газе 96% Определите объём образовавшегося ацетилена, если его выход 65% | П | Решить задачу. Объяснить её решение в классе. | 4 |
П | Сделайте вывод. | 4 |
Нефть. Переработка нефти.
выполнить действия | ответить на вопросы | у-устно, п-письменно | баллы |
Изучите параграф учебника, дополнительный материал. Отразите в виде графика развития технологий по добыче нефти. | Почему перед добытчиками нефти 19 века долгое время злободневным был вопрос: «Как избавиться от бензина?» каким образом он решался? С появлением чего этот вопрос полностью исчез? | У | 3 |
Составьте уравнения получения дивинила из этана (2 стадии), изопрена – из 2 метилбутана. | Изопрен и дивинил (бутадиен 1-3) используются для производства высокопрочных каучуков и резины. Их получают искусственным путём из природного газа и нефти. | У | 3 |
нС6Н14 (С2Н5)2СНСН3+(СН3)2СНС3Н7+(СН3)2СНСН(СН3)2 охарактеризуйте уравнение. Назовите вещества. | Как меняется октановое число смеси в этой реакции? Какова роль октанового числа? Как называется процесс повышения октанового числа бензина? При каких условиях он проходит? | У | 4 |
Решить задачу. Объяснить её решение в классе. | Бензин марки АИ 95 имеет плотность 0,785 г/мл. Рассчитайте массы изооктана и н-гептана, содержащегося в 2 литрах такого бензина. | П | 4 |
Сделайте вывод. | П | 4 |
Нефть. Переработка нефти.
ответить на вопросы | у-устно, п-письменно | выполнить действия | баллы |
Почему перед добытчиками нефти 19 века долгое время злободневным был вопрос: «Как избавиться от бензина?» каким образом он решался? С появлением чего этот вопрос полностью исчез? | У | Изучите параграф учебника, дополнительный материал. | 3 |
Изопрен и дивинил (бутадиен 1-3) используются для производства высокопрочных каучуков и резины. Их получают искусственным путём из природного газа и нефти. | У | Составьте уравнения получения дивинила из этана (2 стадии), изопрена – из 2 метилбутана. | 3 |
Как меняется октановое число смеси в этой реакции? Какова роль октанового числа? Как называется процесс повышения октанового числа бензина? При каких условиях он проходит? | У | нС6Н14 (С2Н5)2СНСН3+(СН3)2СНС3Н7+(СН3)2СНСН(СН3)2 охарактеризуйте уравнение. Назовите вещества. | 4 |
Бензин марки АИ 95 имеет плотность 0,785 г/мл. Рассчитайте массы изооктана и н-гептана, содержащегося в 2 литрах такого бензина. | П | Решить задачу. Объяснить её решение в классе. | 4 |
П | Сделайте вывод. | 4 |
Обобщение изученного материала. Из каждой группы учеников выступают представители, которые знакомят одноклассников с изученным материалом, выполненными заданиями, демонстрируя с помощью презентации рисунки и схемы, задают проверочные вопросы. Выбранный ребятами спикер заносит баллы в таблицу на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по теме "Имя числительное" в 6 классе.
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальн...
УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» 10 КЛАСС
УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»10 КЛАСС ЦЕЛЬ: Обобщить знания о строении, свойствах, получении и применении углеводородов.ХОД УРОКА: Учащиеся работают в 4 группах по 5 человек.1)Учащимся пр...
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок проводится с использованием презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...
контрольная работа №1 по теме "Углеводороды" (базовый уровень) 10 класс
Работа содержит следующие задания: составление структурных формул, составление веществ-изомеров, осуществление цепочки превращения и расчетную задачу на вывод химической формулы....
контрольная работа №1 по теме "Углеводороды" (профильный уровень) 10 класс
Тестовая работа по теме "Углеводороды" для учащихся, изучающих предмет "Химия" на профильном уровне....
Тема урока: Гимнастика. Совершенствование акробатических комбинаций работа в группах
Технологическая карта урока по гимнастике в 8 классе...
Урок обобщения по теме: "Углеводороды"
Урок проводится по вазершению темы "Углеводороды"....