Обобщение по теме «Углеводороды. Нефть. Природный газ». 10 класс. Работа в группах
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Цыганкова Ольга Викторовна

Очень часто, заходя в класс, перед уроком, одни дети задают вопрос: " Что мы будем делать на уроке", другие - "Что мы будем изучать?" Я убеждена, что для достижения цели урока необходимо учитывать предпочтения при решении задач и познании мира каждого ученика. Инструкционные карточки для работы в группе составлены  с учётом когнитивного стиля обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Углеводороды. Нефть. Природный газ». 10 класс

Задания для групп

Дети в группе распределяют задания, затем обсуждают изученный материал, проговаривая ответы на вопросы, рассматривая схемы, рисунки.

Инструкционные карточки

 Предельные углеводороды (парафины). Природный газ.

выполнить действия

ответить  на вопросы

у-устно, п-письменно

баллы

Изучите параграф  учебника,  дополнительный материал. Составьте схему, отражающую взаимосвязь ответов на вопросы.

В чём преимущество использования природного газа? Что такое природный газ, каков его состав? Назовите важнейшие месторождения природного газа. Какой алкан получил название «болотный газ»?  почему?  

У

3

В 1926 году немецкие учёные разработали метод получения синтетического бензина. Составьте уравнение метода получения жидких алканов (с пяти до шестнадцати атомов углерода в цепи) из оксида углерода двухвалентного и водорода на кобальтовом или никелевом катализаторе.

Какова роль катализаторов? Почему  метод не получил широкого распространения?

У

3

Составьте реакции хлорирования и горения

 3 метилгептана

 Каковы характерные реакции алканов? С чем это связано? Почему легче реакция идёт по третичным и вторичным атомам?

Почему при горении парафина образуется много копоти?

У

4

Решить задачу. Объяснить её решение в классе.

В соответствии с термохимическим уравнением реакции

СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г) + 896 кДж

89,6 кДж теплоты выделится при горении метана количеством вещества…

П

4

Сделайте вывод.

П

4

Предельные углеводороды (парафины). Природный газ.

ответить  на вопросы

у-устно, п-письменно

выполнить действия

баллы

В чём преимущество использования природного газа? Что такое природный газ, каков его состав? Назовите важнейшие месторождения природного газа. Какой алкан получил название «болотный газ»?  почему?  

У

Изучите параграф учебника,  дополнительный материал.

3

Какова роль катализаторов? Почему  метод не получил широкого распространения?

У

В 1926 году немецкие учёные разработали метод получения синтетического бензина. Составьте уравнение метода получения жидких алканов (с пяти до шестнадцати атомов углерода в цепи) из оксида углерода двухвалентного и водорода на кобальтовом или никелевом катализаторе.

3

 Каковы характерные реакции алканов? С чем это связано? Почему легче реакция идёт по третичным и вторичным атомам?

Почему при горении парафина образуется много копоти?

У

Составьте реакции хлорирования и горения 3 метилгептана

4

В соответствии с термохимическим уравнением реакции

СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г) + 896 кДж

89,6 кДж теплоты выделится при горении метана количеством вещества…

П

Решить задачу. Объяснить её решение в классе.

4

П

Сделайте вывод.

4

Непредельные углеводороды.

выполнить действия

ответить  на вопросы

у-устно, п-письменно

баллы

Изучите параграф  учебника,  дополнительный материал. Составьте схемы, отражающие ответы.

На какие группы можно разделить непредельные углеводороды. По какому признаку вы произвели разделение? Что общего и чем различаются непредельные углеводороды?

У

3

Составьте реакции присоединения бромводорода к пропену по правилу Марковникова и против правила.

В присутствии пероксидов или на свету бромводород всегда присоединяется к алкенам (олефинам) против правила Марковникова – не по ионному, а радикальному механизму. Каково значение изучения данного факта?

У

3

Составьте реакцию взаимодействия пропина и хлорида меди одновалентной с образованием метилацетиленида меди и хлорводорода

 В 1839г в медных трубах Нью-Йорка Джордж Торрей нашёл красный порошок, взрывавшийся при ударе. Сначала он решил, что ему удалось пресечь действия диверсантов, но всё оказалось сложнее. Почему в ацетиленовых УВ атомы водорода при тройной связи обладают большей подвижностью, чем в алканах и алкенах?

У

4

Решить задачу. Объяснить её решение в классе.

Из природного газа объёмом 300л получили ацетилен. Объёмная доля метана в газе 96%  Определите объём образовавшегося ацетилена, если его выход 65%

П

4

Сделайте вывод.

П

4

Непредельные углеводороды.

ответить  на вопросы

у-устно, п-письменно

выполнить действия

баллы

На какие группы можно разделить непредельные углеводороды. По какому признаку вы произвели разделение? Что общего и чем различаются непредельные углеводороды?

У

Изучите параграф  учебника,  дополнительный материал.

3

В присутствии пероксидов или на свету бромводород всегда присоединяется к алкенам (олефинам) против правила Марковникова – не по ионному, а радикальному механизму. Каково значение изучения данного факта?

У

Составьте реакции присоединения бромводорода к пропену по правилу Марковникова и против правила.

3

 В 1839г в медных трубах Нью-Йорка Джордж Торрей нашёл красный порошок, взрывавшийся при ударе. Сначала он решил, что ему удалось пресечь действия диверсантов, но всё оказалось сложнее. Почему в ацетиленовых УВ атомы водорода при тройной связи обладают большей подвижностью, чем в алканах и алкенах?

У

Составьте реакцию взаимодействия пропина и хлорида меди одновалентной с образованием метилацетиленида меди и хлорводорода

4

Из природного газа объёмом 300л получили ацетилен. Объёмная доля метана в газе 96%  Определите объём образовавшегося ацетилена, если его выход 65%

П

Решить задачу. Объяснить её решение в классе.

4

П

Сделайте вывод.

4

Нефть. Переработка нефти.

выполнить действия

ответить  на вопросы

у-устно, п-письменно

баллы

Изучите параграф учебника,  дополнительный материал. Отразите в виде графика развития технологий по добыче нефти.

Почему перед добытчиками нефти 19 века долгое время злободневным был вопрос: «Как избавиться от бензина?» каким образом он решался? С появлением чего этот вопрос полностью исчез?

У

3

Составьте уравнения получения дивинила из этана (2 стадии), изопрена – из 2  метилбутана.

Изопрен и дивинил (бутадиен 1-3) используются для производства высокопрочных каучуков и резины. Их  получают искусственным путём из природного газа и нефти.

У

3

нС6Н14 (С2Н5)2СНСН3+(СН3)2СНС3Н7+(СН3)2СНСН(СН3)2

охарактеризуйте уравнение. Назовите вещества.

 Как меняется октановое  число смеси в этой реакции? Какова роль октанового числа? Как называется процесс повышения октанового числа бензина? При каких условиях он проходит?

У

4

Решить задачу. Объяснить её решение в классе.

Бензин марки   АИ 95 имеет плотность 0,785 г/мл. Рассчитайте массы изооктана и н-гептана, содержащегося в 2 литрах такого бензина.

П

4

Сделайте вывод.

П

4

Нефть. Переработка нефти.

ответить  на вопросы

у-устно, п-письменно

выполнить действия

баллы

Почему перед добытчиками нефти 19 века долгое время злободневным был вопрос: «Как избавиться от бензина?» каким образом он решался? С появлением чего этот вопрос полностью исчез?

У

Изучите параграф  учебника,  дополнительный материал.

3

Изопрен и дивинил (бутадиен 1-3) используются для производства высокопрочных каучуков и резины. Их  получают искусственным путём из природного газа и нефти.

У

Составьте уравнения получения дивинила из этана (2 стадии), изопрена – из 2  метилбутана.

3

 Как меняется октановое  число смеси в этой реакции? Какова роль октанового числа? Как называется процесс повышения октанового числа бензина? При каких условиях он проходит?

У

нС6Н14 (С2Н5)2СНСН3+(СН3)2СНС3Н7+(СН3)2СНСН(СН3)2

охарактеризуйте уравнение. Назовите вещества.

4

Бензин марки   АИ 95 имеет плотность 0,785 г/мл. Рассчитайте массы изооктана и н-гептана, содержащегося в 2 литрах такого бензина.

П

Решить задачу. Объяснить её решение в классе.

4

П

Сделайте вывод.

4

Обобщение изученного материала. Из каждой группы учеников выступают представители, которые знакомят одноклассников с изученным материалом, выполненными заданиями, демонстрируя с помощью презентации рисунки и схемы, задают проверочные вопросы. Выбранный ребятами спикер заносит баллы в таблицу на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме "Имя числительное" в 6 классе.

Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальн...

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» 10 КЛАСС

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»10 КЛАСС ЦЕЛЬ: Обобщить знания о строении, свойствах, получении и применении углеводородов.ХОД УРОКА: Учащиеся работают в 4 группах по 5 человек.1)Учащимся пр...

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.

Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок  проводится   с использованием  презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...

контрольная работа №1 по теме "Углеводороды" (базовый уровень) 10 класс

Работа содержит следующие задания: составление структурных формул, составление веществ-изомеров, осуществление цепочки превращения и расчетную задачу на вывод химической формулы....

контрольная работа №1 по теме "Углеводороды" (профильный уровень) 10 класс

Тестовая работа по теме "Углеводороды" для учащихся, изучающих предмет "Химия" на профильном уровне....

Урок обобщения по теме: "Углеводороды"

Урок проводится по вазершению темы "Углеводороды"....