Программа предпрофильного курса: "Химия и экология", 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Федоркова Елена Васильевна

Программа предпрофильного курса: "Химия и экология", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа предпрофильного курса

 "Химия и экология"

8 класс

Учитель: Федоркова Е.В.

Пояснительная записка

Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе.

Программа предпрофильного курса “Химия и экология” предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 34 часа. Она предполагает снятие необоснованных предубеждений в отношении химии как “основного виновника” экологических бед, оценку ее положительной роли в современном решении проблем окружающей среды. Содержание программы  закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии, а также приобщает их к ведению химических аспектов экологии.

Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в учебные заведения  естественно - научной направленности.

Цель курса:

  • сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира;
  • показать роль химии в решении проблем окружающей среды;
  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  •  развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению предмета;

Задачи:

  • изучить и расширить знания учащихся по таким вопросам как химия атмосферы, химия гидросферы, литосферы, круговорот элементов в природе, химия в быту, химия в медицине, биологическая роль металлов;
  • раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды;
  • продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы;
  • развивать навыки проектной и исследовательской деятельности;
  • развивать учебно-коммуникативные умения.

Формы и методы преподавания. В процессе обучения используются различные формы обучения: лекции с элементами беседы, семинары, практические занятия, самостоятельные работы, экскурсии, исследовательская деятельность. Широко применяются объяснительно-иллюстративные методы, проблемное изложение, групповые методы обучения.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения предпрофильного  курса «Химия и экология» учащиеся должны знать: 

Первоначальные химические понятия – вещества, тела, атомы, молекулы, химические формулы, классы неорганических соединений, обезвреживание вредных продуктов химических реакций в школьной лаборатории, основные экологические понятия – факторы, организм, цепи питания, состав воздуха, строение и свойства воды, роль воды в жизни людей, кристаллы, круговорот элементов в природе, основные вещества используемые в быту и их свойства, хранение и применение химических веществ в быту, лекарственные препараты, функции питательных веществ.

должны уметь: 

  • проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
  • решать расчетные задачи с экологическим содержанием;
  • работать в группах;
  • проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
  • формы проведения занятий могут быть различны: семинар, практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.

Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся. Для опытов отобраны вещества, используемые в быту, в медицине, вещества, имеющие практическое значение, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию веществами.

Тематическое планирование программного материала.

№ урока

Тема

Химический эксперимент

Кол-во часов

Вид занятий

Введение 1 час

1.

Химия и экология, как наука. Взаимосвязь химии и экологии.

 

1

Лекция с элементами беседы

1. Основные химические понятия 6 часов

2-3.

Вещества и физические тела.

Вещества природные и созданные человеком. Агрегатное состояние веществ.

Демонстрация веществ. Описание физических свойств веществ

2

Комбинированное занятие

4.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Правила работы с нагревательными приборами.

1

Практическая работа № 1

5.

Классификация веществ. Классы неорганических соединений.

Химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований.

1

Комбинированное занятие

6.

Индикаторы

Демонстрация изменения окраски индикаторов в различных средах.

1

Комбинированное занятие

7.

Обезвреживание вредных продуктов химических реакций в школьной лаборатории.

Демонстрация способов обезвреживания продуктов реакции.

1

Семинар

2. Основные экологические понятия 2 часа

8.

Экологические факторы, организм цепи питания.

 

1

Лекция

9.

Круговорот веществ в природе.

 

1

Семинар

3. Химия атмосферы 4 часа

10.

Состав воздуха. Изменение атмосферы с высотой.

Опыт. Наблюдение за выделением кислорода в процессе фотосинтеза у водных растений..

1

Практическая работа № 2

11.

Усиление парникового эффекта. Кислотные дожди.

Демонстрация “Помутнение известковой воды”.

1

Семинар

12-13.

Предотвращение загрязнения воздуха. Защита мини проектов.

Тема проектов

“Экологически чистые виды транспорта XXI века”

2

Защита проектов

4. Химия гидросферы 4 часа

14.

Строение и свойства воды.

“Определение пригодности воды для питья”

1

Практическая работа № 3

15.

Вода, как растворитель.

“Приготовление растворов с заданной концентрации”

1

Практическая работа № 4

16.

Природные воды. Жесткость воды.

“Удаление жесткости воды”.

1

Практическая работа № 5

17.

Очистка воды. Экологическое прогнозирование.

“Дистилляция H2 O. Оценка ситуации – водители моют машины на берегу водоема”

1

Практическая работа № 6

5. Химия литосферы 4 часа

18.

Кристаллы. Образование кристаллов.

Демонстрация опыта “Рост кристаллов”

1

Комбинированное занятие

19.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Рациональное использование природных ресурсов.

демонстрация полезных ископаемых;

работа с раздаточным материалом.

1

Урок-практикум Опыты

20.

Карбонат кальция (мел, известняк, скорлупа яиц), изучение их свойств.

 

1

Семинар

21.

Определение реакции среды образца почвы.

 

 1

Практическая работа № 7

6. Круговорот элементов в природе 2 часа

22.

Круговорот углерода. Круговорот кислорода.

Демонстрация таблиц.

1

Семинар

23.

Круговорот азота.

 

1

Семинар

7. Химия в быту 5 часов

24.

Химические средства бытового назначения.

Знакомство с основными группами веществ, применяемых в быту.

1

Урок-практикум

25.

Хранение и применение химических веществ в быту.

 

1

Урок-практикум

26.

Домашняя аптечка:

перманганат калия;

йод и йодная настойка;

борная кислота;

нашатырный спирт;

перекись водорода.

 

1

Урок-практикум

27.

Сахар: его получение из свеклы, сахарного тростника.

 

1

Семинар

28.

Применение сахара в кондитерском деле. Рецепты.

Биологическая роль сахара (избыток и недостаток сахара в организме).

 

1

Защита мини проектов

8. Химия в медицине 2 часа

29.

Лекарства и яды их роль в жизнедеятельности организмов.

 

1

Защита рефератов с элементами исследования

30

Принципы действия некоторых лекарств: адсорбция, окисление, нейтрализация.

 

1

Лекция с элементами практики

9. Химия и питание 2 часа

31.

Функции питательных веществ. Вещества жизни.

 

1

Семинар

32.

Пища как источник жизненно важных веществ. Витамины.

 

1

Интегрированный урок

10. Занимательная химия 2 часа

Ролевые игры

Содержание курса

Введение ( 1час.) Химия – наука о веществах и их превращениях.Экология – наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой. Взаимосвязь химии и экологии, их роль в познании окружающего мира.

Основные химические понятия (6 час). Вещества, тела, физические явления и химические реакции, классы неорганических соединений, атомно-молекулярное учение, знакомство с техникой безопасности при работе в химическом кабинете.

Химия гидросферы (2 час.) Строение и свойства воды. Вода как растворитель. Природные воды. Жесткость воды. Питьевая вода, очистка вод.

Химия атмосферы (4 час.) Состав воздуха. Атмосфера и климат. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Влияние человека на атмосферу.

Химия литосферы (4 час.) Кристаллы. Образование кристаллов. Применение кристаллов. Полезные ископаемые.

Основные экологические понятия (4 час). Экологические факторы, организм, цепи питания. Круговорот веществ в природе.

Круговорот элементов в природе (2 час.) Круговорот углерода, азота, кислорода.

Химия в быту (5 час.) Химические средства бытового назначения, хранение и применение химических веществ в быту.

Химия в медицине (2 час.) Лекарства и яды, их роль в жизнедеятельности организмов. Лекарства в истории человечества. Принципы действия некоторых лекарств: адсорбция, окисление, нейтрализация.

Химия и питание (2 час.) Функции питательных веществ. Вещества жизни. Пища как источник жизненно важных веществ. Витамины.

Занимательная химия (2 час). Разгадывание кроссвордов, ребусов, ответы на вопросы, викторины по выше перечисленным темам.

Литература

  1. Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М., 1987
  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: “Книга для учителя.-2-е изд., испр.-М.: “Просвещение”, 1995.-96 с.: ил.-ISVN 5-09-005176-3
  3. Барбье М. Введение в химическую экологию. – М.: Мир, 1978
  4. Экологическая азбука школьника Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, Ф.М.Ханов Уфа, РИО, 1992.
  5. Под ред. Г.В. Невской. – Защита окружающей среды от техногенных воздействий. – М.: Изд-во МТОУ, 1993
  6. Попов В.А. Биосфера и проблемы её охраны. Казань. Татарское кн. Изд-во, 1981г.
  7. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: словарь – справочник – М.:-1993г.
  8. Серия предметных журналов “Химия в школе”.
  9. Я иду на урок химии: Книга для учителя.-М.: издательство “Олимп”; издательство “Первое сентября”,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса "Химия и человек" 5 класс

Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

рабочая программа по курсу "химия в задачах" 10 класс

Аннотация к рабочей программе учебного курса химия в задачах10-11 класс  При составлении рабочей программы  «химия в задачах» использовалась Программа элективного курса "Решение х...

Программа факультативного курса:"Химия в быту", 8 класс

Программа факультатива по химии для 8 класса...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по курсу "Химия" углубленное изучение 11 класс

Рабочая программа у учебнику Еремина "Химия" углубленное изучение 11 класс. Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам освоения учебного курса, содержание и КТП...