Программа факультативного курса:"Химия в быту", 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа факультатива по химии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_fakultativ_khimiya_v_bytu.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
МКОУ СОШ с.Новогромово МКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Карачун Надежды Юрьевны
Ф.И.О. , категория
Факультативного курса для 8 класса «Химия в быту»
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _________ №_____
с. Новогромово
2013-2014 учебный год
Содержание
- Целевой раздел…………………………………………………………….3
1.1.Пояснительная записка ……………………………………..……………….3
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы………………………………………………………….………………….4
2. Содержательный раздел……………………………………………………….5
2.1. Содержание тем курса……………………………………………………….5
2.2. Календарно- тематическое планирование………………………………….6
2.3. Предложенная тематика реферативных работ, докладов, проектов……...9
Список литературы………………………………………………………………10
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе.
Программа курса “Химия в быту” предназначена для учащихся 8 класса. Данный курс предполагает снятие необоснованных предубеждений в отношении химии как “основного виновника” экологических бед, оценку ее положительной роли в современном решении проблем окружающей среды. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии, а также приобщает их к ведению химических аспектов экологии.
Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы.
Цели предлагаемого курса:
Предметные:
- сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира,
- показать роль химии в решении проблем окружающей среды,
- формировать исследовательские навыки учащихся,
- развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению предмета.
Метапредметные
- изучить и расширить знания учащихся по таким вопросам как химия атмосферы, химия гидросферы, литосферы, круговорот элементов в природе, химия в быту, химия в медицине, биологическая роль металлов;
- раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды;
Личностные:
- продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать навыки проектной и исследовательской деятельности;
- развивать учебно-коммуникативные умения;
- предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
Учащиеся должны знать:
- Ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи
- Технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды.
- Состав мыла и СМС, способы удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий.
- Назначение зубных паст, порошков, макияжа.
- Назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи)
- Состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения
Учащиеся должны уметь:
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах
- Выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех.
- Подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять ржавчину.
- Подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
- Введение. Роль химии в быту
- Тема 1. Химия и строительство: Лесные красители. Как самим приготовить чернила. Всегда ли удобрения- благо. Способы получения стеклянных изделий. Штукатурка. Шифер. Кирпич. Песок. Пудра. Мрамор
- Тема 2. Химия на кухне: Что такое вкус. Как началось приготовление пищи. История очага и кастрюли. Полезные и вредные продукты. Консерванты. Пищевые красители. Как обрабатывают мясо. Почему нужен и важен хлеб. Приправы. Молоко. Состав. Скисание молока. Как правильно варить кашу. На чем лучше жарить.
- Тема 3. Химия в промышленности: Драгоценные металлы. Как очистить драгоценные металлы в домашних условиях. Что такое бензин. Холодильники. Спреи. Аэрозоли. Как сделать воздух чистым. Производство тканей, одежды. Заводы химической промышленности
- Тема 4. Химия и медицина: Народная медицина. Что мы покупаем в аптеке. Таблетки. Мази. Крема. Суспензии. Эмульсии. Гели
- Тема 5. Химия и окружающая среда: Химия- польза или вред. Защита проектов, рефератов и подведение итогов
- Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Элементы содержания | Кол- во часов | Из них теор. | Из них практика | Дата По плану/ По факту |
Введение | ||||||
1 | Введение | Роль химии в быту | 1 | 1 | ||
Тема 1. Химия и строительство | ||||||
2 | Лесные красители | Растительные красители. Цвета красок- растения. Подсвечивание и отдушивание воды Флуоресциенция | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3 | Как самим приготовить чернила | Методы, способы, реакции, реактивы для приготовления чернила | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4 | Всегда ли удобрения- благо? | Виды и типы удобрений. Положительные и отрицательные стороны использования удобрений | 1 | 0.5 | 0.5 | |
5 | Способы получения стеклянных изделий | Когда начали делать оконное стекло. Различные способы получения стеклянных изделий ( выдувание, прессование, вытягивание) | 1 | 1 | ||
6 | Штукатурка. Шифер. Кирпич | Во что можно превратить глину. Керамика. Фарфор. Фаянс. Цветная майолика . сколько лет кирпичу. Из чего сделана штукатурка. Откуда берут шифер как образовались пещеры Из чего строи Москву Белокаменную . Кальций в строительстве и организме человека. Этот коварный кариес, или почему разрушаются наши зубы. Чем мы чистим зубы. Без цемента ни зуба залечить, ни дом построить. Что можно построить из бетона | 1 | 1 | ||
7- 8 | Песок. Пудра. Мрамор | 2 | 1 | 1 | ||
Тема 2. Химия на кухне | ||||||
9 | Что такое вкус? | Четыре вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый | 1 | 1 | ||
10 | Как началось приготовление пищи | Что представляет собой пища с химической точки зрения. Способы и методы переработки пищи | 1 | 1 | ||
11 | История очага и кастрюли | История использования огня, материалов, используемых для приготовления пищи | 1 | 1 | ||
12 | Полезные и вредные продукты | Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Биологически активные добавки | 1 | 0.5 | 0.5 | |
13 | Консерванты. Пищевые красители | Е- добавки к пищи. Соевое мясо. Пальмовое масло. Чипсы. Кока- кола. Мороженое. Шоколад | 1 | 0.5 | 0.5 | |
14 | Как обрабатывают мясо? | Обработка мяса (термическая, химическая). Коллаген. Белок. Разрушение белка. Что происходит с мясом когда его варят или жарят | 1 | 1 | ||
15 | Почему нужен и важен хлеб | Углеводы. Полисахариды. Крахмал. Клетчатка | 1 | 0.5 | 0.5 | |
16 | Приправы | Сладкие. Соленые. Острые. Слезоточивые. Почему мы чихаем от перца. Почему бегут слезы при резке лука | 1 | 1 | ||
17 | Молоко. Состав. Скисание молока | Из чего сделано молоко? Чем полезно прокисшее молоко? Кисломолочные продукты | 1 | |||
18 | Как правильно варить кашу | Полезно ли кипяченое молоко. Почему кашу лучше варить на воде. Полезна ли каша на молоке | 1 | 0.5 | 0.5 | |
19 | На чем лучше жарить | Маргарин. Масло сливочное. Масло растительное. Сало. Что полезнее? Приносит ли вред жаренная пища | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Тема 3. Химия в промышленности | ||||||
20 | Драгоценные металлы | Металлы денежных знаков. Драгоценные или благородные металлы. Платиновые металлы. Что такое белое золото. «Царская водка» . чем определяется ценность золота. Что такое золотое руно? «Золото для дураков». Позолото. Металл Луны. | 1 | 1 | ||
21 | Как очистить драгоценные металлы в домашних условиях | Чистка металлов с помощью подручных средств в домашних условиях | 1 | 1 | ||
22 | Что такое бензин | «Черное золото». Нефть. Топливо | 1 | 1 | ||
23 | Холодильники | Фреоны. Сухой лед. Озоновый слой. | 1 | 1 | ||
24 | Спреи. Аэрозоли | Дым. Туман. Конденсация. Диспергирование | 1 | 1 | ||
25 | Как сделать воздух чистым | Смог. Дым. Пыль. Замена топлива. Окружающая среда | 1 | 1 | ||
26 | Производство тканей, одежды | Полимеры. ПВХ. ПВТ. ПАН. Синтетика. Хлопок. Лён | 1 | 1 | ||
27 | Заводы химической промышленности | Химическое производство: хорошо или плохо. Халатность людей в химическом производстве | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Тема 4. Химия и медицина | ||||||
28 | Народная медицина | Лечебные травы. Настои. Лосьоны. Как приготовить средства по уходу за телом в домашних условиях | 1 | 1 | ||
29 | Что мы покупаем в аптеке | Таблетки, микстуры, мази, сиропы, гели, витамины, БАДы. Чего больше вреда или пользы в медикаментозных препаратах | 1 | 1 | ||
30 | Таблетки. Мази. Крема. Суспензии. Эмульсии. Гели | Применение лекарственных препаратов. Последствия. Польза или вред. Использование косметических средств, декоративной косметики | 1 | 1 | ||
Тема 5. Химия и окружающая среда | ||||||
31 | Химия- польза или вред? | Доклады, презентации, рефераты, исследовательские работы, выводы по данной теме. Домашняя аптечка. Техника выведения различных пятен. Средства ухода за обувью. Моя любимая шуба. Средства ухода за мебелью. Чтобы стекла блестели. СМС. Чистящие и моющие средства. Ароматные средства. Какая краска для волос лучше? Химия и косметика. Средства борьбы с «незваными гостями» ( муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары) Искусственная пища: за и против. Химия в моем доме. Я хочу быть… | 1 | 0.5 | 0.5 | |
32 | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
33 | Защита проектов, рефератов и подведение итогов | 1 | 0.5 | 0.5 | ||
34 | Защита проектов, рефератов и подведение итогов | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.3. Предложенная тематика реферативных работ, докладов, проектов:
1.Домашняя аптечка.
2.Техника выведения различных пятен.
3.Средства ухода за обувью.
4. Моя любимая шуба.
5.Средства ухода за мебелью.
6.Чтобы стекла блестели.
7.СМС.
8.Чистящие и моющие средства.
9.Ароматные средства.
10. Какая краска для волос лучше?
11. Химия и косметика.
12.Средства борьбы с «незваными гостями» ( муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары)
13.Искусственная пища: за и против.
14.Химия в моем доме.
15.Я хочу быть…
Список литературы:
- Артюнин А. М. , Державин Л. М. Краткий справочник по удобрениям. - М. колос, 1984.
- Балуева Г. А., Осокина Д.. Все мы дома химики. - М. Химия, 1979.
- Мусская И. А. Домоводство. -Ижевск: ДОК Урал - Би - Си, 1991.
- Юдин А. М. Химия дл вас.- М. Химия, 1984.
- Юдин А. М., Сучков В. Н. Химия в быту.- М. Химия, 1976.
- Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке.- Ярославль: Академия К.2000.
- Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас - М. Высшая школа,1992.
- Оксенгендлер Г. И. Яды и противоядия.- Л. Наука, 1982
- Смирнов Ю. Мир химии – СПб. МиМ - Экспресс, 1995
- Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия.- М. Химия, 1984
1. Химия в быту (рефераты)
http://www.himhelp.ru/section29/524.html
- Химия в быту
http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
3. Химия у нас дома
http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
4. ХимОнлайн
- Золотые купола химии
http://www.superhimik.com/f66-forum
6. Химия в быту, как это работает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс
Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....
Программа элективного курса "Химия в быту"
Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся о веществах и их практическом применении в повседневной жизни...
Факультативный курс "Химия в быту"
Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.Программа курса направл...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"
Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...