Программа предпрофильного курса "Химия и человек" 5 класс
рабочая программа по химии (5 класс) по теме
Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_chelovek-5_klass.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева М. Н.
Общеобразовательная программа предпрофильного курса
«Химия и человек» (5 класс)
Пояснительная записка
Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.
В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения.
Учебно – воспитательные задачи курса:
- Развитие устойчивого интереса к курсу химии;
- Ознакомление с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);
- Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности);
- Формирование умений организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в классе, на рабочем месте.
Методы и приемы работы:
- сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).
Тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 32 часа)
Тема 1. Введение (3 часа)
Природа. Живая и неживая природа. Явления природы. Как человек преобразует природу.
Тела и вещества.
Научные методы: наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы.
Лабораторная работа № 1 «Определение размеров тела».
Тема 2. Тела и вещества (10 часов)
Форма, объем, цвет, запах.
Состояние вещества: твердые тела, жидкости, газы. Наблюдение различных состояний тел.
Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.
Строение атома: электроны, протоны, нейтроны.
Химические элементы. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева.
Вещества простые и сложные.
Кислород. Фотосинтез.
Водород.
Вода. Три состояния воды.
Растворы и взвеси. Растворитель. Растворенное вещество. Истинный раствор. Взвеси.
Лабораторные работы :
№ 2 – «Наблюдение различных физических тел»
№ 3 – «Наблюдение различных состояний вещества»
№ 4 – «Наблюдение делимости вещества»
№ 5 – «Наблюдение горения»
№ 6 – «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием».
Тема 3. Химические явления (8 часов)
Химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.
Реакции соединения и разложения.
Оксиды. Негашеная известь, кремнезем, углекислый газ.
Кислоты. Основания. Индикатор.
Соли. Поваренная соль. Питьевая сода. Перманганат калия. Гипс.
Белки. Жиры. Углеводы. Фотосинтез. Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.
Природный газ и нефть. Продукты переработки нефти.
Лабораторные работы:
№ 7 – «Наблюдение физических и химических явлений»
№ 8 – Действие кислот и оснований на индикаторы»
№ 9 –«Распознавание крахмала»
Тема 4. Земля – место обитания человека (10 часов)
Материалы для современной техники. Искусственные кристаллы. Кристаллы – полупроводники. Лазеры.
Полимеры. Полиэтилен. Полихлорвинил. Полистирол.
Химические волокна: искусственные (вискоза, ацетат), синтетические (капрон, лавсан, нейлон).
Каучук. Натуральный каучук. Вулканизация каучука. Резина. Эбонит. С. В. Лебедев.
Загрязнение окружающей среды.
Наука и безопасность людей.
Контроль за состоянием атмосферы.
Экономия ресурсов. Экологически чистые способы производства.
Использование новых технологий.
Лабораторные работы:
№ 10 – «Изменение формы полиэтилена при нагревании»
№ 11 – «Распознавание природных и химических волокон»
Заключение.
п\п | Тема раздела | Количество часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Введение | 3 | 2 | 1 |
2 | Тела и вещества | 10 | 5 | 5 |
3 | Химические явления | 8 | 5 | 3 |
4 | Земля – место обитания человека | 10 | 8 | 2 |
5 | Заключение | 1 | 1 | - |
Итого | 32 | 21 | 11 |
Поурочное планирование курса
Введение (3 часа)
- Природа.
- Тела и вещества
- Научные методы. Лабораторная работа № 1.
Тела и вещества (10 часов)
- Форма, объем, цвет и запах. Лабораторная работа № 2.
- Состояние вещества. Лабораторная работа № 3.
- Строение вещества. Лабораторная работа № 4.
- Строение атома.
- Химические элементы.
- Вещества простые и сложные.
- Кислород. Лабораторная работа № 5.
- Водород.
- Вода.
- Растворы и взвеси. Лабораторная работа № 6.
Химические явления (8 часов)
- Химические явления. Лабораторная работа № 7.
- Реакции соединения и разложения.
- Кислоты и основания. Лабораторная работа № 8.
- Соли.
- Белки.
- Жиры.
- Углеводы. Крахмал. Лабораторная работа № 9.
- Природный газ и нефть.
Земля – место обитания человека (10 часов)
- Материалы для современной техники.
- Искусственные кристаллы.
- Полимеры. Лабораторная работа № 10.
- Химические волокна. Лабораторная работа № 11.
- Каучук и резина.
- Загрязнение окружающей среды.
- Наука и безопасность людей.
- Контроль за состоянием атмосферы.
- Экономия ресурсов.
- Использование новых технологий.
Заключение (1 час)
ЛИТЕРАТУРА:
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5 – 6 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2 – е изд., Москва, Дрофа, 2004 г.
- Ефимовский Е. С. След колесницы (истории в стихах), Ленинград, Детская литература, 1988 г.
- Энциклопедический словарь юного химика (сост. Крицман В. В., Станцо Д. В.), Москва, Педагогика, 1990 г.
- Энциклопедия для детей, том 17, Химия, Москва, Аванта+, 2003 г.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия (авт. – сост. Л. А. Савина), Москва, АСТ – ЛТД, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»
Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием 13 занятий, определяет план...
Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса
Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...
Программа предпрофильной подготовки учащихся 9 класса по математике
Рабочая программа...
программа предпрофильная подготовка для 9 класса "Я и моя будущая профессия"
Программа предпрофильной подготовки «Я и моя будущая профессия» целенаправлена для учащихся 9 класса. Программа предназначена для проведения элективного курса...