Рабочая программа по химии 10 класс ( профильный уровень)
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) по УМК О.С.Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10pu_3ch.docx | 58.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса химии в 10 классе,
профильный уровень, (3 часа в неделю, всего 102 часа)
УМК О.С. Габриеляна
Составила Панфилова Г.Н.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
- Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс профильный уровень»О.С.Габриелян М.: Дрофа,
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Глобус»)
Основное содержание курса химии10класс
профильный уровень(102часа)
Основные положения теории строения органических соединений. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.
Образование ординарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Предельные углеводороды (алканы), общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3-гибридизация. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Получение водорода и непредельных углеводородов из предельных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
Непредельные углеводороды ряда этилена (алкены). sp2 и sp-гибридизация электронных облаков углеродных атомов, σ- и π-связи. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Геометрическая изомерия. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых углеводородов в органическом синтезе. Понятие о диеновых углеводородах. Каучук как природный полимер, его строение, свойства, вулканизация. Ацетилен – представитель алкинов – углеводородов с тройной связью в молекуле. Особенности химических свойств ацетилена. Получение ацетилена, применение в органическом синтезе.
Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.
Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в народном хозяйстве. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Способы снижения токсичности выхлопных газов автомобилей. Коксование каменного угля, продукты коксования. Проблема получения жидкого топлива из угля.
Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале. Применение спиртов. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.
Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование.
Фенолы. Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.
Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.
Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Применение кислот в народном хозяйстве. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах иной основности.
Генетическая связь углеводородов , спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот.
Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование.
Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС) – их составе, строении, особенностях свойств. Защита природы от загрязнения СМС.
Классификация углеводов.
Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы. Химические свойства: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакции окисления, восстановления, брожения. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.
Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы.
Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.
Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи в организме. Гликоген.
Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза.
Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά-аминокислот.
Общее понятие о гетероциклических соединениях. Пиридин и пиррол как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот.
Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков.
Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.
Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от строения.
Термопластичные и термоактивные полимеры. Полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы, их строение, свойства, применение. Композиты, особенности их свойств, перспективы использования.
Проблема синтеза каучука и решение ее. Многообразие видов синтетических каучуков, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки.
Синтетические волокна. Полиэфирное (лавсан) и полиамидное (капрон) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов.
Демонстрации
Определение элементарного состава метана (или пропан-бутановой смеси) по продуктам горения. Модели молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Отношение предельных углеводородов к растворам кислот, щелочей, перманганата калия.
Горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Показ образцов изделий из полиэтилена и полипропилена.
Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.Получение ацетилена (карбидным способом), горение его, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. Бензол как растворитель, горение бензола. 9. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Нитрирование бензола.
Окисление толуола. Количественное выделение водорода из этилового спирта.
Сравнение свойств в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. Получение уксусно-этилового эфира. Взаимодействие глицерина с натрием. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью.
Гидролиз мыла. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия. Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра, отношение к фуксинсернистой кислоте. Гидролиз сахарозы. Гидролиз целлюлозы. Опыты с метиламином (или другим летучим амином): горение, щелочные свойства раствора, образование солей. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон. Проверка пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон на электрическую проводимость.Сравнение свойств термопластичных и термоактивных полимеров.
Лабораторные опыты
Моделирование молекул углеводородов. Получение этилена и опыты с ним. Отношение каучука и резины к органически растворителям.Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II). Окисление муравьиного (или уксусного) альдегида оксидом серебра и гидроксидом меди (II). Взаимодействие альдегида с фуксинсернистой кислотой. Окисление спирта в альдегид. Растворимость ацетона в воде, ацетон как растворитель, отношение ацетона к окислителям. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. Отношение жиров к воде и органическим растворителям. Доказательство непредельного характера жиров.Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих веществ. Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие сахарозы с гидроксидами металлов. Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Исследование свойств термопластичных полимеров (полиэтилена, полистирола и др.): термопластичность, горючесть, отношение к растворам кислот, щелочей, окислителей.
Обнаружение хлора в поливинилхлориде. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей. Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.
Практические занятия
Получение и исследование свойств органических веществ (этилена, уксусной кислоты и др.). Распознавание органических веществ по характерным реакциям. Установление принадлежности вещества к определенному классу. Синтез органического вещества (бромэтана, сложного эфира). Гидролиз жиров, углеводов. Экспериментальное установление генетических связей между веществами различных классов. Распознавание пластмасс и химических волокон, исследование их свойств.
Расчетные задачи
Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
Биологически активные вещества.
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.Образцы витаминов.Разложение пероксида водорода с помощью неорганического катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталаза). Действие амилазы слюны на крахмал. Образцы керамики, металло- и стеклокерамики и изделия из них.Образцы токсичных, горючих и взрывоопасных веществ.
Практические занятия
Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами витаминов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
Знакомство с образцами керамики, металлокерамики и изделиями из них. Изучение инструкций по применению лекарственных, взрывоопасных, токсичных и горючих препаратов, применяемых в быту.
Требования к уровню подготовки учащихся 10класса
(профильный уровень)
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- Увеличено число часов на изучение тем:
№9 «Карбоновые кислоты,эфиры,жиры.» с 6часов до 10 часов,
№11 «Азотосодержащие соединения» с , за счет резерва времени в 5 часов в авторской программе, а также за счет перенесения в эти темы практических работ из Химического практикума, на который автором отводится 11часов.
- Сокращено число практических работ та тему «Биологически активные вещества» : 3 из них заменены на лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 3 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 4 часа в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений(2-х уровневый) – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
- Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение
- Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа
- Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа,
Дополнительная литература для учителя
- Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение,
- Жиряков В.Г. Органическая химия. –М.: Просвещение,
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа,
- Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М.,
- Лидин Р.А и др. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа,
- Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты. – М.: Дрофа,
- Суровцева Р.П. и др.Химия. 10-11 классы. Новые тесты. – М.: Дрофа, 2005.
- Левкин А.Н. Химия в профильной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
- Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
Дополнительная литература для учащихся
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион,
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа,
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа,
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа,
- Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2005.
- Зоммет К. и др. Химия. Справочник школьника и студента /Пер. с нем. – М.: Дрофа,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа,
- Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение,
- Лидин Р.А., Маргулис В.Б., Потапова Н.Н. Химические задачи с решениями: Пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение,
Тематическое планирование по химии, 10 класс
профильный уровень(3ч в неделю, всего 102ч)
УМК О.С.Габриелян
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | ||
Практические работы | Тест | Контрольные работы. | |||
2 | Тема1. Предмет органической химии. | 4 |
| ||
Тема2 Теория строения органических веществ. | 5 | №1Теория строения органических соединений. | |||
3 | Тема 3. Химические реакции в органической химии | 5 | №2 Химические реакции в органической химии . | ||
4 | Тема 4. Предельные углеводороды. Алканы. | 9 | №1Качественный анализ органических соединений. | №3Алканы. | №1Теория строения орг. веществ. Алканы. |
Тема5. Непредельные углеводороды. Алкены. Алкины. Алкадиены.
| 15 | №2 Получение и свойства этена | №4Алкены. | №2Непредельные углеводороды. | |
Тема 6. Карбоциклические углеводороды.Циклоалканы. Арены | 12 | №5 Арены. | №3 Углеводороды. | ||
Тема 7. Гидроксильные соединения.Спирты и фенолы | 9 | №3 Спирты . | №6 Гидроксильные соединения. | ||
5 | Тема 8. Карбонильные соединения. Альдегиды. Кетоны | 6 | №4 Альдегиды и кетоны | №7 Карбонильные соединения. | |
6 | Тема 9.Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры | 10 | №5 Карбоновые кислоты. | №8 Карбоновые кислоты, эфиры, жиры. | |
7 | Тема 10. Углеводы | 6 | №6 Углеводы | №9.Карбоновые кислоты , их производные . Углеводы. | №4Кислородосодержащие органические соединения. |
8 | Тема 11. Азотсодержащие соединения.Амины. Аминокислоты. Белки. | 12 | №7Амины. Аминокислоты. Белки. | №10Амины.Аминокислоты. | №5 Белки. Аминокислоты. Высокомолекулярные вещества. |
9 | Тема 12. Биологически активные вещества | 9 | №8Идентификация органических соединений. | №6 Итоговое тестирование по курсу органической химии. | |
Итого | 102 | 8 | 10 | 6 |
Поурочное планирование по химии,
10 класс, профильный уровень
(3ч в неделю, всего 102 ч)
УМК О.С. Габриеляна
№№ п/п | Тема урока |
Тема1 Предмет органической химии. (4часа) | |
1 | Предмет органической химии. Органические вещества. |
2 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова |
3 | Строение атома углерода |
4 | Валентные состояния атома углерода |
Тема2. Теория строения органических соединений(5часа) | |
1(5) | Классификация органических соединений |
2(6) | Основы номенклатуры органических соединений |
3(7) | Изомерия в органической химии и ее виды |
4(8) | Обобщение и систематизация знаний по теме1 и 2. |
5(9) | Упражнения в применении знаний. Тест № 1 |
Тема 3 Химические реакции в органической химии(5часа) | |
1(10) | Типы химических реакций в органической химии. |
2(11) | Способы образования и разрыва ковалентной связи. |
3(12) | Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. |
4(13) | Обобщение и систематизация знаний по темам 1-3. |
5(14) | Упражнения в применении знаний. Тест №2 |
Тема 4.Предельные углеводороды. Алканы (9часов) | |
1(15) | Природные источники углеводородов |
2(16) | Алканы: строение, гомология, номенклатура, изомерия. |
3(17) | Физические свойства, применение и способы получения алканов . |
4(18) | Химические свойства алканов |
5(19) | Обобщение и систематизация по теме «Алканы» |
6(20) | Упражнения в применении знаний по теме «Алканы.» . Тест №3 |
7(21) | Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений» |
8(22) | Обобщение и систематизация знаний по темам 1-4 |
9(23) | Контрольная работа №1 по теме « Теория строения органических соединений. Алканы» |
Тема5. Непредельные углеводороды Алкены ,алкины,алкадиены.(15часов) | |
1(24) | Алкены: строение,гомология, изомерия, номенклатура, физические свойства. |
2(25) | Способы получения и применение алкенов. |
3(26) | Химические свойства алкенов:реакции присоединения. |
4(27) | Химические свойства алкенов: реакции окисления. |
5(28) | Обобщение и ситематизация знаний по теме «Алкены» |
6(29) | Практическая работа №2 «Получение и свойства этена» |
7(30) | Упражнения в применении знаний по теме «Алкены» Тест№4. |
8(31) | Алкины: строение, гомология, номенклатура, изомерия. |
9(32) | Получение и физические свойства и применение алкинов. |
10(33) | Химические свойства алкинов. |
11(34) | Алкадиены: строение,гомология, номенклатура, изомерия. |
12(35) | Получение и физические свойства и применение алкадиенов. |
13(36) | Химические свойства алкадиенов. Каучук. Резина. |
14(37) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Непредельные углеводороды» |
15(38) | Контрольная работа №2 по теме «Непредельные углеводороды» |
Тема 6.Карбоциклические углеводороды. Циклоалканы.Арены(12часов) | |
1(39) | Циклоалканы: строение,гомология,номенклатура,изомерия. |
2(40) | Получение и химические свойства циклоалканов. |
3(41) | Арены : строение, гомология, номенклатура, изомерия. |
4(42) | Получение и физические свойства и применение аренов. |
5(43) | Химические свойства аренов: реакции замещения и присоединения. |
6(44) | Химические свойства бензола:электрофильное замещение. |
7(45) | Реакции аренов по алкильному заместителю. |
8(46) | Обобщение и ситематизация знаний по теме «Арены» |
9(47) | Упражнения в применении знаний по теме «Арены » Тест №5 |
10(48) | Генетическая связь между классами углеводородов. |
11(49) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» |
12(50) | Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды» |
Тема 7.Гидроксильные соединения. Спирты и фенолы.(9 часов) | |
1(51) | Спирты: строение, классификация,номенклатура, изомерия. |
2(52) | Физические свойства и получение спиртов. |
3(53) | Химические свойства предельных одноатомных спиртов,применение. |
4(54) | Многоатомные спирты, получение, химические свойства, применение. |
5(55) | Практическая работа№3 «Спирты» |
6(56) | Фенол: состав, строение. |
7(57) | Химические свойства фенола |
8(58) | Обобщение и систематизация знаний по теме 7. |
9(59) | Упражнения в применении знаний по теме «Гидроксильные соединения» Тест №6 |
Тема 8.Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны(6часов) | |
1(60) | Альдегиды и кетоны: строение, номенклатура, изомерия,физические свойства. |
2(61) | Химические свойства альдегидов и кетонов |
3(62) | Получение и применение альдегидов и кетонов. |
4(63) | Обобщение и систематизация по теме 8. |
5(64) | Практическая работа №4 Альдегиды и кетоны. |
6(65) | Упражнения в применении знаний по теме «Карбонильные соединения» Тест№ 7 |
Тема 9. Карбоновые кислоты и их производные(10часов) | |
1(66) | Карбоновые кислоты: строение, классификация, гомология ,номенклатура, изомерия. |
2(67) | Физические свойства и получение карбоновых кислот. |
3(68) | Химические свойства карбоновых кислот |
4(69) | Особые химические свойства карбоновых кислот. |
5(70) | Сложные эфиры и жиры. |
6(71) | Соли карбоновых кислот.Мыла. |
7(72) | Практическая работа №5.Карбоновые кислоты. |
8(73) | Упражнения в применении знаний по теме 9 Тест№8 |
9(74) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты» |
10(75) | Контрольная работа №4 по теме 8-9 «Альдегиды и карбоновые кислоты».» |
Тема 10. Углеводы.(6часов) | |
1(76) | Углеводы и их классификация. |
2(77) | Моносахариды.Глюкоза. |
3(78) | Дисахариды.Полисахариды. |
4(79) | Практическая работа №6. Углеводы. |
5(80) | Комбинированное обобщение и систематизация по теме «Сложные эфиры,жиры,углеводы» |
6(81) | Тест№ 10 « Сложные эфиры,жиры,углеводы» |
Тема11. Амины.Аминокислоты. Белки.(12 часов) | |
1(82) | Амины: строение, гомология,изомерия,номенклатура,получение. |
2(83) | Физические и химические свойства аминов, их применение |
3(84) | Аминокислоты: гомология,изомерия,номенклатура, |
4(85) | Химические свойства аминокислот. |
5(86) | Обобщение и ситематизация знаний по теме «Амины.Аминокислоты» |
6(87) | Упражнения в применении знаний по теме «Амины. Аминокислоты.» Тест№11 |
7(88) | Белки: строение,классификация,получение. |
8(89) | Свойства и функции белков. |
9(90) | Практическая работа №7 Амины.Аминокислоты. Белки. |
10(91) | Общее понятие о гетероциклических соединениях |
11(92) | Общие понятия о пятичленных гетероциклах. |
12(93) | Контрольная работа№5 Белки .Аминокислоты. Высокомолекулярные соединения. |
Тема 12 Биологически активные вещества.(9часов) | |
1(94) | Витамины. Лабораторная работа Обнаружение витаминов. |
2(95) | Ферменты. Лабораторная работа Действие ферментов . |
3(96) | Лекарства Лабораторная работа №10 Анализ лекарственных препаратов. |
4(97) | Гормоны |
5(98) | Обобщение и систематизация знаний по качественным реакциям на органические вещества. |
6(99) | Практическая работа №8 Идентификация органических соединений.. |
7(100) | Консультации по пройденному материалу органической химии. |
8(101) | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса (тест) |
9(102) | Экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...
Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.
календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...