Природные источники углеводородов и их переработка (открытый урок)
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
открытый урок по теме: Природные источники углеводородов и их переработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_neft.doc | 75.5 КБ |
test_na_zakreplenie_materiala.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Природные источники углеводородов и их переработка»
Цель урока:
изучить природные источники углеводородов, основы их переработки;
раскрыть существующие взаимосвязи (природа сырья - химизм процесса; свойства продукта – его применение); осуществить межпредметные связи химии с физикой и экологией.
Оборудование: коллекция «Нефть», электронный учебник «Углерод и его соединения. Углеводороды», образец нефти, карта Краснодарского края; презентация «Экологические проблемы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: актуализация знаний, работа с картой, с коллекцией, с информационным материалом, лабораторный опыт, опрос.
Девиз урока: Переход на нефтяное и газовое сырье- это подлинная научно-техническая революция.(Л.А. Костандов)
Ход урока:
I. Организация начала урока
II. Изучение нового материала
2.1. Ребята! Тема сегодняшнего урока «Природные источники УВ и их переработка». Мы познакомимся с полезными ископаемыми нашего края, которые являются источниками УВ, их составом и способами переработки.
2.2. К природным источникам УВ относят нефть, газ, каменный уголь.
Черная нефть струится,
Равнина встает пред мной.
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.
Нефть – это яркость света,
Ветра порыв у виска,
Нефть – голубая планета,
Рвущаяся в облака.
На территории Краснодарского края нефть добывают вблизи Горячего Ключа, Апшеронска, Хадыженска, Славянска – на – Кубани.
2.3. У вас на столах –флакон с нефтью .Это образец Хадыженского месторождения. Небольшое количество нефти нанесите себе на руку и разотрите. Не бойтесь испачкаться: нефтеразведчики руки и лицо умывают нефтью- так празднуется успех нефтеносного пласта. Обратите внимание на цвет , понюхайте. Руки вытрите ватным диском.
- Какие физические свойства можно отметить у нефти? (темно-коричневая жидкость, имеет запах).
Лаб. опыт: в химич. стакан с водой прилейте 1 мл нефти. Сделайте вывод о ее плотности, растворимости) (легче воды, в ей не растворяется).
2.3. Сырая нефть представляет собой сложную смесь углеводородов:
Задание: на основе данных количественного анализа содержания хим. элементов установите формулу УВ., входящего в состав нефти. Определите класс УВ.
Вариант 1. Вариант 2.
Дано: Дано:
% (с) = 92,3% % (с) = 83,7%
% (н) = 7,7% % (н) = 16,3%
Дн2 = 39 Дн2 = 43
формула ? формула?
Итак, состав нефти: примерно 60% предельных УВ, 30% циклоалканов; 10% ароматических УВ. Соотношение этих УВ разное: Хадыженская нефть богата алканами, а Апшеронская – циклоалканами.
2.4. Но в сыром виде нефть мало используется. Сначала ее перерабатывают.
Из сырой нефти, прежде всего, удаляют растворенные в ней примеси газов (стабилизация), а затем направляют в АВУ (автоматическая вакуумная установка). Посмотрим, что в ней происходит (ЭУ №1, урок 9, стр.3)
.Первичная переработка
Перегонка – разделение смеси на отдельные компоненты, или фракции. на основании различных температур кипения.
Бензин t0 кип. = 40-1000 С4С8 учебник, с 73
Лигроин t0 кип. = 80-1800 С5-С12 (применение)
Керосин t0 кип. = 160-2500 С10-С15
Мазут t0 кип. = 350-5000 С20-С35
Смазочные масла >5000 С > 35
Гудрон
Вторичная переработка
Крекинг (от англ. cracing - расщепление) – процесс разложения УВ на более летучие вещества
С16Н34 С8Н18+С8Н16 (ЭУ №1, урок9, стр.4)
В 1891 г инженер Владимир Григорьевич Шухов впервые осуществил крекинг керосина, получив бензин.
2.5. А знаете ли вы, что очень часто нефти сопутствует газ, который так и называется «попутный нефтяной газ».Он тоже является источником УВ, также как и природный газ. На Кубани месторождения природного газа находятся в ст. Ленинградской, Кущевской, Каневской, Северской.
Состав
попутный нефтяной газ природный газ
СН4 – 64% СН4 – 95%
С2Н6 - 10,5% С2Н6 - 1%
С3Н8 – 11,1% С3Н8 – 0,33%
С4Н10 – 2,8% С4Н10 – 0,07%
На нужды автотранспорта расходуется огромные количества бензина. Производство его из нефти становится все более дорогим, т.к. дорожает сама нефть, а число автомашин на дорогах стремительно возрастает.
Поэтому все большее количество транспорта переводят на газовое топливо.
Природный газ (метан) трудно превратить в жидкость.
А попутный нефтяной газ используется для этой цели в виде пропан – бутановой смеси.
Попутный и природные газы – это ценные источники УВ. Их используют как топливо, а также для получения водорода, ацетилена, сажи, пластмасс, медикаментов.
2.6. К сожалению, по мере возрастания масштабов добычи и переработки нефти и газа все больше загрязняется окружающая среда. Особенную тревогу вызывает загрязнение нефтью и нефтепродуктами.
Презентация
слайд №1
На территории Краснодарского края данная проблема представляет наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения экосистем. Это обусловлено наличием незамерзающих морских портов.
Доля перевалки нефти и нефтепродуктов составляет 40% от всего экспорта страны.
слайд№2
Во время ноябрьских штормов 2007г. в районе Керченского пролива потерпело крушение несколько судов. В море вылилось 1,3 тысяч тонн нефтепродуктов.
слайд №3,4,5
- Что же происходит с морскими обитателями, если в воду попадет нефть?
(нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водой и атмосферой. в результате нарушается биологическое равновесие водоема. установлено, что нефтяное загрязнение на 60% уменьшает испарение воды с поверхности.
1л. разлитой нефти загрязняет 40тыс.л. воды. На этом участке гибнет планктон – основной продукт питания многих обитателей. молодь рыб. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, часто они становятся причиной гибели морских птиц, т.к. загрязняется оперение).
слайд 6,7
слайд 8,9
Как же бороться с загрязнениями окружающей среды нефтью?
1) Механически сбор – слайд 10
Лаб опыт: у вас в стакане вода с нефтью. Попытаемся очистить воду с помощью опилок.
2) Открыта культура микроорганизмов
Псевдомонос, которые питаются, окисляя УВ нефти.
3) Очень эффективен способ борьбы с разливами нефти путем ее адсорбции вермикулитом.
Вермикулит – это отходы природного материала.
1г. вермикулита поглощает 8г. нефти. После адсорбции его собирают, обжигают. После этого вермикулит можно использовать 10 раз.
- Как выдумаете, а почему нефть нельзя поджечь?
III. Закрепление
3.1. Назовите преимущества использования газа на автотранспорте. (Сбережение дорогостоящего бензина, выхлопные газы содержат в несколько раз меньше токсичных веществ).
Нефть, газ – это ценное сырье для химической промышленности.
Д.И. Менделеев мудро говорил: «Сжигать нефть – это то же, что топить ассигнациями».
В каждой капле нефти содержится более 900 различных хим соединений, более половины ПСХЭ. Это действительно чудо природы, основа нефтехимической промышленности.
Загадки
Он вязкий и черный, он нефтепродукт,
Его кочегары и любят, и ждут,
Горит изумительно ярким огнем,
Так все говорят про него и о нем.
Его для дорожных работ привезут.
И что это? Вы догадались? (Мазут)
Его из мазута готовят, мешают:
Щебенки и гальки туда добавляют,
Потом добавляют его понемногу.
Когда ремонтируют нашу дорогу.
Дорога теперь устремляется в даль
Как воздух, для этого нужен (Асфальт)
Горели раньше свечи и лучина,
Негодовали женщины, мужчины:
«Темно для глаз! Так жить мы не хотим!»
И наливали в лампы… (керосин)
Заправляют ей КамАЗы,
И БелАзы, КрАЗы, МАЗы.,
И трудяги трактора
Трудятся на ней с утра (солярка).
А какое природное ископаемое может также служить источником углеводородов?
(каменный уголь)
IV. Домашнее задание
1) Изучить параграф 14
2) Составить схему по переработке каменного угля(по желанию)
Тема: «Природные источники углеводородов и их переработка»
Цель урока:
изучить природные источники углеводородов, основы их
переработки;
раскрыть существующие взаимосвязи (природа сырья - химизм
процесса; свойства продукта – его применение); осуществить
межпредметные связи химии с физикой и экологией.
Задачи:
- Развитие творческих способностей учащихся, целеустремлённости,
наблюдательности, воображения.
2. Расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышения общего уровня образованности и культуры.
3. Формированное положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.
4. Расширить представление о применении химии.
5. Развитие умения самостоятельно получать знания.
Оборудование: коллекция «Нефть», электронный учебник «Углерод и
его соединения. Углеводороды», образец нефти, карта Краснодарского
края; презентация «Экологические проблемы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: актуализация знаний, работа с картой, с коллекцией, с
информационным материалом, лабораторный опыт, опрос.
Девиз урока: Переход на нефтяное и газовое сырье- это подлинная
научно-техническая революция.(Л.А. Костандов)
Ход урока:
I. Организация начала урока
II. Изучение нового материала
2.1. Ребята! Тема сегодняшнего урока «Природные источники УВ и их переработка». Мы познакомимся с полезными ископаемыми нашего края, которые являются источниками УВ, их составом и способами переработки.
2.2. К природным источникам УВ относят нефть, газ, каменный уголь.
Черная нефть струится,
Равнина встает пред мной.
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.
Нефть – это яркость света,
Ветра порыв у виска,
Нефть – голубая планета,
Рвущаяся в облака.
Кубанская нефть, отличающаяся высоким качеством, добывается в основном фонтанным способом. К сожалению, в настоящее время большинство месторождений (70% запасов нефти на Кубани), уже выработано до глубины 3000 м. Более глубокое бурение сказывается на себестоимости продукции. Необходимо применение новейших технологий добычи, а также поиск и разработка новых месторождений, в том числе разведка шельфовых районов Азовского и Черного морей. Подавляющее большинство месторождений сосредоточено на левобережье Кубани, в районе станиц Северской и Ахтырской, в Абинском районе, долине реки Псекупс и в Анастасиевско-Троицком нефтеносном бассейне.
Основными «долгожителями» являются Хадыженские и Славянские месторождения. Они эксплуатируются уже более 40 лет. К числу самых «молодых» можно отнести Сладковско-Морозовское месторождение.
2.3. У вас на столах –флакон с нефтью .Это образец Хадыженского месторождения. Небольшое количество нефти нанесите себе на руку и разотрите. Не бойтесь испачкаться: нефтеразведчики руки и лицо умывают нефтью- так празднуется успех нефтеносного пласта. Обратите внимание на цвет , понюхайте. Руки вытрите ватным диском.
- Какие физические свойства можно отметить у нефти? (темно-коричневая жидкость, имеет запах).
Лаб. опыт: в химич. стакан с водой прилейте 1 мл нефти. Сделайте вывод о ее плотности, растворимости) (легче воды, в ей не растворяется).
2.3. Сырая нефть представляет собой сложную смесь углеводородов:
Задание: на основе данных количественного анализа содержания хим. элементов установите формулу УВ., входящего в состав нефти. Определите класс УВ.
Вариант 1. Вариант 2.
Дано: Дано:
% (с) = 92,3% % (с) = 83,7%
% (н) = 7,7% % (н) = 16,3%
Дн2 = 39 Дн2 = 43
формула ? формула?
Итак, состав нефти: примерно 60% предельных УВ, 30% циклоалканов; 10% ароматических УВ. Соотношение этих УВ разное: Хадыженская нефть богата алканами, а Апшеронская – циклоалканами.
2.4. Но в сыром виде нефть мало используется. Сначала ее перерабатывают.
Переработка нефти осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах — Краснодарском (вступил в строй в 1911 г.) и Туапсинском (пущен в эксплуатацию в 1929 г.). На нефтеперегонных заводах получают автобензин, дизтопливо, керосин, битум, мазут, газ жидкий бытовой и другие нефтепродукты. Продукция нефтезаводов края имеет важное народнохозяйственное значение. До 70% продукции Туапсинского нефтезавода идет на экспорт.
Из сырой нефти, прежде всего, удаляют растворенные в ней примеси газов (стабилизация), а затем направляют в АВУ (автоматическая вакуумная установка). Посмотрим, что в ней происходит (ЭУ №1, урок 9, стр.3)
.Первичная переработка
Перегонка – разделение смеси на отдельные компоненты, или фракции. на основании различных температур кипения.
Бензин t0 кип. = 40-1000 С4С8 учебник, с 73
Лигроин t0 кип. = 80-1800 С5-С12 (применение)
Керосин t0 кип. = 160-2500 С10-С15
Мазут t0 кип. = 350-5000 С20-С35
Смазочные масла >5000 С > 35
Гудрон
Вторичная переработка
Крекинг (от англ. cracing - расщепление) – процесс разложения УВ на более летучие вещества
С16Н34 С8Н18+С8Н16 (ЭУ №1, урок9, стр.4)
В 1891 г инженер Владимир Григорьевич Шухов впервые осуществил крекинг керосина, получив бензин.
2.5. А знаете ли вы, что очень часто нефти сопутствует газ, который так и называется «попутный нефтяной газ».Он тоже является источником УВ, также как и природный газ. На Кубани месторождения природного газа находятся в ст. Ленинградской, Кущевской, Каневской, Северской.
Состав
попутный нефтяной газ природный газ
СН4 – 64% СН4 – 95%
С2Н6 - 10,5% С2Н6 - 1%
С3Н8 – 11,1% С3Н8 – 0,33%
С4Н10 – 2,8% С4Н10 – 0,07%
На нужды автотранспорта расходуется огромные количества бензина. Производство его из нефти становится все более дорогим, т.к. дорожает сама нефть, а число автомашин на дорогах стремительно возрастает.
Поэтому все большее количество транспорта переводят на газовое топливо.
Природный газ (метан) трудно превратить в жидкость.
А попутный нефтяной газ используется для этой цели в виде пропан – бутановой смеси.
Попутный и природные газы – это ценные источники УВ. Их используют как топливо, а также для получения водорода, ацетилена, сажи, пластмасс, медикаментов.
2.6. К сожалению, по мере возрастания масштабов добычи и переработки нефти и газа все больше загрязняется окружающая среда. Особенную тревогу вызывает загрязнение нефтью и нефтепродуктами.
На территории Краснодарского края данная проблема представляет наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения экосистем. Это обусловлено наличием незамерзающих морских портов.
Доля перевалки нефти и нефтепродуктов составляет 40% от всего экспорта страны.
Во время ноябрьских штормов 2007г. в районе Керченского пролива потерпело крушение несколько судов. В море вылилось 1,3 тысяч тонн нефтепродуктов.
- Что же происходит с морскими обитателями, если в воду попадет нефть?
(нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водой и атмосферой. в результате нарушается биологическое равновесие водоема. установлено, что нефтяное загрязнение на 60% уменьшает испарение воды с поверхности.
1л. разлитой нефти загрязняет 40тыс.л. воды. На этом участке гибнет планктон – основной продукт питания многих обитателей. молодь рыб. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, часто они становятся причиной гибели морских птиц, т.к. загрязняется оперение).
Как же бороться с загрязнениями окружающей среды нефтью?
- Механически сбор
Лаб опыт: у вас в стакане вода с нефтью. Попытаемся очистить воду с помощью опилок.
2) Открыта культура микроорганизмов
Псевдомонос, которые питаются, окисляя УВ нефти.
3) Очень эффективен способ борьбы с разливами нефти путем ее адсорбции вермикулитом.
Вермикулит – это отходы природного материала.
1г. вермикулита поглощает 8г. нефти. После адсорбции его собирают, обжигают. После этого вермикулит можно использовать 10 раз.
- Как выдумаете, а почему нефть нельзя поджечь?
III. Закрепление
3.1. Назовите преимущества использования газа на автотранспорте. (Сбережение дорогостоящего бензина, выхлопные газы содержат в несколько раз меньше токсичных веществ).
Нефть, газ – это ценное сырье для химической промышленности.
Д.И. Менделеев мудро говорил: «Сжигать нефть – это то же, что топить ассигнациями».
В каждой капле нефти содержится более 900 различных хим соединений, более половины ПСХЭ. Это действительно чудо природы, основа нефтехимической промышленности.
Загадки
Он вязкий и черный, он нефтепродукт,
Его кочегары и любят, и ждут,
Горит изумительно ярким огнем,
Так все говорят про него и о нем.
Его для дорожных работ привезут.
И что это? Вы догадались? (Мазут)
Его из мазута готовят, мешают:
Щебенки и гальки туда добавляют,
Потом добавляют его понемногу.
Когда ремонтируют нашу дорогу.
Дорога теперь устремляется в даль
Как воздух, для этого нужен (Асфальт)
Горели раньше свечи и лучина,
Негодовали женщины, мужчины:
«Темно для глаз! Так жить мы не хотим!»
И наливали в лампы… (керосин)
Заправляют ей КамАЗы,
И БелАзы, КрАЗы, МАЗы.,
И трудяги трактора
Трудятся на ней с утра (солярка).
На недавнем Международном экономическом Форуме "Кубань – 2010" о развитии нефтяной отрасли говорилось немало – в ходе встречи была проведена научная конференция "Нефть и газ юга России", а нефтяники делились поистине глобальными планами наращивания добычи и переработки "черного золота" в Краснодарском крае и в прилегающих акваториях Азовского и Черного морей. Специалисты утверждают, что предполагаемые запасы тянут на супергигантское месторождение.
Предварительный просмотр:
Тест на закрепление материала
1. Основной компонент природного газа:
а) этан
б) бутан
в) метан
2. Сопровождающим нефть является:
а) конденсат
б) попутный газ
в) вода
3. Основной тип переработки природного газа:
а) получение синтез-газа
б) как топливо
в)получение ацетилена
4. Экономически и экологически выгодное топливо:
а) каменный уголь
б) природный газ
в) торф
5. Перегонка нефти основана:
а) на разных температурах кипения составляющих компонентов
б) на разности плотности составляющих компонентов
в) на различной растворимости составляющих компонентов
6. Попутные нефтяные газы в основном ценны своей частью:
а) этан
б) метан
в) пропан-бутан
7. Переработка нефтепродуктов с целью получения углеводородов с меньшей молекулярной массой называется:
а) разложение
б) крекинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...
Природные источники углеводородов и их переработка
Лекционно-семинарские занятия по нефтехимии...
Химия 10 класс. Органическая химия. Природные источники углеводородов. Природный газ.
Презентация к уроку органической химии по теме "Природный газ". Природные источники углеводородов. В презентации представлена таблица химического состава некоторых газовых месторождений, кратко указан...
Открытый урок по органической химии.Тема: «Природные источники углеводородов».
Задачи:1. Изучить состав нефти, природного и попутного газов, сущность и значение их переработки, област...
Конспект открытого урока по химии «Природные источники углеводородов» в 10 классе.
Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и рек...
Методическая разработка метапредметного урока "Природные источники углеводородов, происхождение и добыча. Применение углеводородов и их многообразие"
Спицкая Анна АлександровнаИванова Татьяна АлексеевнаТема урока: Природные источники углеводородов, происхождение и добыча. Применение углеводородов и их многообразие.Актуальность урока: данный урок ра...
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Природные источники углеводородов. Способы их переработки»
Работу подготовила преподавательестественнонаучных дисциплинМитенова Л.А. Цели занятия:Учебная: учащиеся должны изучить способы переработки углеводородного сырья, усвоить применение продуктов пер...