Конспект открытого урока по химии «Природные источники углеводородов» в 10 классе.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Звонкова Валентина Александровна

Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти, коксовании каменного угля.

 

Оборудование: ПК, проектор, подготовленная презентация к  уроку, компьютерный диск, раздел «Природные источники углеводородов», коллекция «Продукты переработки нефти», коллекция «Каменный уголь», таблица» Использование углеводородного сырья».

План урока:

1) Общая характеристика природных источников углеводородов.

2) Природный и попутный нефтяной газ.

3) Нефть.

4) Каменный уголь.

5) Проблемы использования углеводородного сырья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Химия» 10 класс

Дата проведения: 18.09.2009. Презентация открытого урока в методическое объединение учителей химии.

Учитель Звонкова Валентина Александровна

Конспект  открытого урока по химии «Природные источники углеводородов» в 10 классе.

Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти, коксовании каменного угля.

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:65&n=a9b43a31

Оборудование: ПК, проектор, подготовленная презентация к  уроку, компьютерный диск, раздел «Природные источники углеводородов», коллекция «Продукты переработки нефти», коллекция «Каменный уголь», таблица» Использование углеводородного сырья».

План урока:

1) Общая характеристика природных источников углеводородов.

2) Природный и попутный нефтяной газ.

3) Нефть.

4) Каменный уголь.

5) Проблемы использования углеводородного сырья.

Ход урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с природными источниками углеводородов: природным газом, нефтью, каменным углём. С этой целью мы обратимся к диску. Внимательно смотрите, слушайте и записывайте основные тезисы лекции.

1. Просмотр диска с записью увиденного. (30 минут)

1) Общая характеристика природных источников углеводородов.

Слайд №1. Общая характеристика природных источников углеводородов. Показана диаграмма нахождения углеводородов в природе.

2) Природный и попутный нефтяной газ.

Слайды №2 и №3. Природный и попутный нефтяной газ. Различие в способах добычи этих газов и содержании в них углеводородов. Применение этих газов в промышленности.

Природный газ Попутный нефтяной газ

Метан 95,6 % 63,4%

Этан 1% 10,5%

Пропан 0,33% 11,1%

Бутан 0,07% ( н-бутан) 2,8% (н-бутан) и 1,2% (и-бутан)

Пентан и выше 0,03% 2%

Азот и редкие газы 3% 9%

Углекислый газ 0,4% -

Применение 90% как топливо для синтеза веществ (разделяют на фракции)

Фракции попутного нефтяного газа:

1. Сухой газ - метан, этан (применяют как топливо);

2. Пропан-бутановая смесь (применяют как топливо);

3. Газовый бензин - пентан и выше (применяют как добавка к бензину).

Газовые месторождения России: Западная Сибирь (Уренгой, Заполярье); Волго-Уральский бассейн (Оренбург, Вуктыльск)

3) Нефть.

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:65&n=a9b43a31

Слайд №4. Нефть. Характеристика физических и химических свойств нефти. Опыт, демонстрирующий горение нефти.

Слайд №5. Способы добычи нефти и места её залегания.

Слайд №6. Промышленная установка переработки нефти. Запись продуктов ректификации и условий их получения. Ректификация - физический процесс разделения нефти на фракции, основанный на различной температуре кипения веществ.

Демонстрация коллекции «Продукты переработки нефти». Фракции нефти:

1. Газовая фракция (метан и другие газы).

2. Бензин (С 5 -С 11 ) температура-40-200 0 С (газолин, бензин авиационный, автомобильный).

3.Лигроин (С 8 -С 14 ) температура-120-240 0 С (горючее для тракторов).

4. Керосин (С 12 -С 18 ) температура-150-310 0 С (топливо для реактивных самолётов и ракет).

5. Газойль (С 18 и выше) температура-275 0 С (дизельное топливо).

6. Мазут - продукт, остающийся после ректификации нефти.

Мазут при высокой температуре разгоняют и получают машинные и смазочные масла. Остаток переработки мазута - гудрон.

Вопрос о крекинге нефти рассматривается по учебнику. Определяются различия между термическим и каталитическим крекингом. Показываются преимущества второго по сравнению с первым. Записываются уравнения крекинга С 18 Н 38 и С 22 Н 46. Определяются пути увеличения октанового числа бензина, его детонационной стойкости.

Нефтяные месторождения России: Западная Сибирь, Пермь, Баку.

4) Каменный уголь.

Слайд №6. Диаграмма нахождения каменного угля в земной коре, перспективы его использования по схеме: Торф - Бурый уголь - Каменный уголь - Антрацит. Коксование каменного угля - основной процесс его переработки - химическое разложение угля при высокой температуре без доступа воздуха.

Газификация топлива - превращение органической части угля в горючие газы при температуре 1000-2000 0 С.

Демонстрация коллекции «Каменный уголь». Продукты коксования каменного угля:

1.Коксовый газ.

2. Надсмольная вода (аммиак).

3. Каменноугольная смола (получают арены, фенолы, пиридин).

4. Кокс (применяют в металлургии для восстановления металлов и производства карбидов).

2. Работа по таблице.

5) Проблемы использования углеводородного сырья.

Рассмотреть таблицу запасов источников энергии

Источники энергии Запасы энергии (млрд. кВт час)

Торф 480 10 3

Угли бурые и каменные 35,8 10 6

Сланцы горючие 7 10 5

Природный газ 8 10 4

Нефть 223 10 3

Древесина 2 10 5

Энергия Солнца 15 10 7

Энергия ветра 15 10 4

Энергия рек 23 10 3

Энергия приливов и отливов 7 10 7  Энергия ядерного горючего практически безгранична

Выводы:

1. Основной источник энергии - нефть-47%, газ - 17%, угля - 30%, остальные - 6%.(ГЭС, АЭС и др.) Ещё 30 лет нефть будет лидировать.

2. Задачи: изыскать более эффективные пути переработки нефти. газов. угля. сланцев; усовершенствовать уже существующие ( перегонка, крекинг, пиролиз, коксование); получение жидкого топлива из угля и сланцев; получение и использование водорода в качестве моторного топлива; получение синтетического жидкого топлива из СО и Н 2 .

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:65&n=a9b43a31

Домашнее задание: подготовиться к семинару по материалам лекции и учебника О.С. Габриеляна (параграф 10), ответить на вопросы учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия 10 класс. Органическая химия. Природные источники углеводородов. Природный газ.

Презентация к уроку органической химии по теме "Природный газ". Природные источники углеводородов. В презентации представлена таблица химического состава некоторых газовых месторождений, кратко указан...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

презентация к уроку "Природные источники углеводородов" 9 класс

презентация может быть использована при изучении темы "природные источники углеводородов", с целью  ознакомления с природными источниками углеводородов из составом, способами переработки и развит...

Открытый урок по химии «Пространственное строение углеводородов».(9 класс)

Открытый урок для учащихся 9 класса по теме «Пространственное строение углеводородов», включающий в себя теоретический материал, практические задания и домашнее задание....

Технологическая карта урока по теме: "Природные источники углеводородов. Нефть".

В технологической карте подробно описаны виды деятельности учителя и обучающихся на разных этапах урока с формируемыми УУД....

Открытый урок по химии «Пространственное строение углеводородов».

Открытый урок для учащихся 9 класса по теме «Пространственное строение углеводородов», включающий в себя теоретический материал, практические задания и домашнее задание....