Рабочая программа по химии 7- 9 класс
рабочая программа (химия, 7 класс) по теме

Кобелева Вера Ивановна

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, в соответствии с  Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений         ( автор О.С. Габриелян).

программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна,  И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина  (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/  О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с             Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основании Примерной учебной  программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (2007

    Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения (8 класс), что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов в 9 классе.

Цель курса: изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.

Задачи:

  • реализация единства веществ природы, их генетической связи;
  • установление причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • формирование основных понятий курса химии  9 класса;
  • развитие надпредметных умений и навыков;
  • формирование специальных предметных умений и навыков работы с веществами;
  • практическая направленность обучения;
  • контроль знаний, умений и навыков учащихся.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, объекты учебных экскурсий). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.

        В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством  с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума (3+3 работы), которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

На региональный компонент отведено 10% учебного времени.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ. По темам: «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»  предусмотрены контрольные работы.

   Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Программа рассчитана в соответствии с базисным учебным планом школы на 70 часов, поэтому в авторскую программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 2 часа  в неделю, всего 68  часов внесены изменения:

Увеличено число часов на изучение темы «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» на 2 часа, так как включена « Итоговая контрольная работа за курс основной школы» и эта тема является завершающей курса химии основной школы.

         Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на практические работы - 6 , лабораторные опыты – 13, контрольные работы – 4.

  Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 9 класс» автора О.С.          

Габриеляна (М.: Дрофа, 2009 – 2010).        

                                               

.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Разделы и темы программы

Количество учебных часов

В том числе

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

1

1.

Металлы

15

5

1

2.

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

3

3

3.

Неметаллы

23

7

1

4.

Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений

3

3

5.

Органические соединения

10

4

1

6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

10

4

1

Итого:

70

17

6

4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Повторение основных вопросов курса

8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1

Металлы (15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы».

Региональный компонент:Соединения натрия и калия в природе Архангельской области. Поваренная соль (в области. История солеварения на Севере. Характеристика жесткости природных вод области.Северо-Онежское месторождение бокситов. Железоделательное поизводство на Севере.

ТЕМА 2

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений (3 часа)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 3

Неметаллы (23 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы».

Региональный компонент: Соляные растворы и источники хлоридно-натриевых минеральных вод области. Алмазы Архангельской области. Экологические последствия разработки, комплекс мер экологической защиты.

ТЕМА 4.

Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМА 5

Органические соединения (10 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом. 

Контрольная работа №3 по теме: « Органические вещества»

ТЕМА 6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (10 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

        Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Контрольная работа №4 « Итоговая контрольная работа за курс основной школы»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата календ.

Дата фактич.





1 - 2(1 - 2)




3(3)



4(4)




5(5)





6(6)




Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса ( 6 часов)


Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Переходные элементы



Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева


Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления.


Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления





§1, с. 3 – 8, № 1-3




§2, с. 9 – 11, №3.



§3, с. 12 – 19, №2.




§35 – 43





§35 - 43


























 7 (1)


8(2)






9(3)





10(4)




11(5)




12(6)



13(7)



14(8)





15(9)




16(10)




17(11)




18(12)




19(13)




20(14)



21(15)

Тема 1. Металлы (15 часов)


Век медный, бронзовый, железный


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.



Химические свойства металлов.




Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.


Металлы в природе. Общие способы их получения.



Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.



Соединения щелочных металлов.



Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.




Соединения щелочноземельных металлов.



Алюминий, его физические и химические свойства.



Соединения алюминия.




Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III).


Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы».


Решение задач на определение выхода продукта реакции.


Контрольная работа №1 по теме «Металлы»



§4, с. 21 – 26, №2


§5, 6, с. 27 – 32, №2.





§8, с. 39 – 41.



§7, 10, с. 51, №6



§9, с. 42 – 46, №1





§11, с. 52 – 54, №4



§11, с. 54 – 58, №1(б)


§12, с. 60 – 62, №4




§12, с. 62 – 67, №5



§13, с. 68 – 71. №3



§13, с. 71 – 74, №6.



§14, с. 76 – 81, №4.



Задача




























22(1)




23(2)



24(3)

Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3 часа)


Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»



Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»


Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»











25(1)



26(2)



27(3)



28(3)




29(5)


30(6)




31(7)



32 (8)



33(9)



34(10)



35(11)



36(12)



37(13)



38(14)



39(15)



40 (16)



41 (17)



42 (18)



43 (19)


 44 (20)


45 (21)

46 (22)



47 (23)









48 (24)




49 (25)




50(26)


Темы 3 . Неметаллы (23 часов)      


Общая характеристика неметаллов.



Водород.



Общая характеристика галогенов.



Важнейшие соединения галогенов.




Кислород.


Сера, её физические и химические свойства.



Оксиды серы (IV)  и (VI). Серная кислота и её соли.


Азот и его свойства.



Аммиак и его свойства.



Соли аммония, их свойства.



Азотная кислота и её свойства



Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.


Фосфор, его физические и химические свойства.


Соединения фосфора.



Углерод, его физические и химические свойства.


Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств


Угольная кислота и её соли.



Кремний, его физические и химические свойства.


Силикатная промышленность.


Решение расчётных задач.


Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы»


Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»





Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3 часа)


Практическая работа №4 по теме «Подгруппа кислорода»


Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»



Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода»




§15, с. 88 – 93, №3


§17, с. 98 – 103, №3


§18, с. 104 – 109



§19, 20, с. 110 – 120, №4



§21, с.122 – 129, №1


§22, с. 130 – 133, №3


§23, с. 134 – 141, №3


§24, с. 142 – 146, №1


§25, с. 147 – 151, №1,2


§26, с. 153 – 155, №1


§27, с. 156 – 157, №2


§27, с. 157 – 158



§28, с. 159 – 160, №1


§28, с. 160 – 163, №2


§29, с. 164 – 171. №1, 2


§30, с. 172 – 175, №1


§30, с. 175 – 177, №5


§31, с. 178 – 182, №1


§31, с. 182 – 185


задача













































51(1)



52(2)



53(3)



54(4)



55(5)




56(6)



57(7)



58(8)



59(9)



60(10)

Тема 5. Органические соединения (10 часов)

Предмет органической химии. Строение атома углерода.


Предельные углеводороды – метан и этан


Непредельные углеводороды – этилен.



Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.


Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.


Жиры



Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации.


Понятие об углеводах.



Полимеры.



Обобщение знаний по органической химии. Контрольная работа №3 по теме «Органическая химия» на 20 минут



§32, с. 193 – 199, №4


§33, с. 200 – 205. №1,3


§34, с. 206 – 209, №1


§35, с. 210 – 216




§36, с. 217 – 220. №1


§37, с. 221 – 223, №1


§38, с. 224 – 231. №1,2


§39, с. 232 – 237. №3.


§40, с. 237 – 240, №1,2





























61(1)- 62(2)




63(3) -64(4)


65(5)-66(6)



67(7)- 68(8)


69 (9)



70(10)

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Значение периодического закона.


Химическая связь и кристаллические решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам.


Простые и сложные вещества



Итоговая контрольная работа за курс основной школы.


Обобщение знаний по химии за курс  основной школы. Анализ контрольной работы.




Записи





Записи



Записи



записи

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации

    ЛИТЕРАТУРА:

       

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
  3. Химия 9 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
  5. Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2009-2011.
  6. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ  8 класс

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Демонстрации и лабораторные работы

Дата

по календарю

Дата

Факт-кая



1(1)






2(2)







3(3)





4(4)



5(5)







6(6)




7(7)

Введение (7 часов)


Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.





Практическая работа  «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».


Превращения веществ. Роль химии в жизни общества.




Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.


Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы.


Химические формулы. Относительная атомная и относительная молекулярные массы.


Упражнения в применении знаний.



§1, с. 5 – 10, № 3,8.






§2, с. 12 – 18. № 1.










§3, с. 19 – 24, №3.



§4, с. 26 – 32, №5, табл 1. выучить элементы.




§5, с. 33 – 37, №1,2.


С. 37, №8.



Д1. Коллекция изделий тел из алюминия и стекла.











Д2. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

Д3. «Помутнение» известковой воды.




1(8)




2(9)






3(10)





4(11)






5(12)







6(13)





7(14)






8(15)





9(16)





10(17)





11(18)




12(19)

Тема 1. Атомы химических элементов

 (12 часов)

Атомы как форма существования химического элемента. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.


Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов.


Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершённом электронном уровне.


Периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.


Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.


 Ионная связь.





Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.


Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность.


Ковалентная полярная связь.





Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.


Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи.


Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».



§6, с. 38 – 42, №1.




§7, с. 43 – 45, №1.





§8, с. 46 – 52, №2.





§9, с. 53 – 55. №1.






§9, с. 56 – 58, №2.




§9






§10, с. 59 – 62, №2.





§11, с. 63 – 65, №4.



§11





§12, с. 66 – 68, №1





§6 – 12.



Д4.  Модели атомов химических элементов.



1(20)





2(21)





3(22)




4(23)





5(24)


6(25)

Тема 2. Простые вещества (6 часов)


Положение металлов в Периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы – металлы. Общие физические свойства металлов.


Важнейшие простые вещества – неметаллы. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.


Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.



Молярный объём газообразных веществ.




Урок – упражнение.


Самостоятельная работа по теме «Простые вещества»



§13, с. 69 – 72, №1.





§14, с. 73 – 78, №3,5.



§15, с. 78 – 81, №2.



§16, с. 82 – 84, №1.




§16, №2.



Демонстрация коллекций металлов.





Д5. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова.


Д6. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.


Д7. Модель молярного объёма газообразных веществ.




1(26)



2(27)





3(28)


4(29)






5(30)








6(31)




7(32)




8(33)





9(34)






10(35)






11(36)



12(37)




13(38)



14(39)

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)


Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, сульфиды, хлориды и пр. Составление их формул.



Вода.


Основания, их состав и названия.






Кислоты, их состав и названия.








Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Представители солей.


Урок упражнений по пройденному материалу.



Амфотерные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решёток.


Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твёрдых и газообразных смесей.




Практическая работа  «Анализ почвы и воды».




Массовая и объёмная для компонентов в смеси (в т.ч. и доля примесей).


Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».


Практическая работа  «Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе».


Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».




§17, с. 86 – 88, №1.



§17, с. 89 – 90, №2.


§18, с. 91 – 97, №1.


§19, с. 98 – 101, №2,5.





§20, с. 102 – 106, №1,5, выучить формулы кислот.






§21, с. 107 – 113, №2,3.



§13 – 21.




§22, с. 114 – 120, №1,6.





§23, с. 121 – 124, №4.








§24, с. 124 – 128, №1,2.







Д8. Образцы оксидов неМе (Р2О5, СО2, SiО2, Н2О) и водородных соединений (НСl, NН3).



Д9. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Лр №1. Знакомство с основаниями (щелочами и нерастворимыми).


Д10, Лр№1. Образцы кислот (минеральных и органических). Изменение окраски индикаторов в кислой среде.







Д11, Лр №1. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.





Д12.  Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа.



Д13. Разделение смесей.

Д14. Взрыв смеси водорода с воздухом (видео)

Лр №2. Разделение смеси с помощью делительной воронки.





1(40)







2(41)














3(42)




4(43)



5(44)


6(45)




7(46)







8(47)








9(48)


10(49)



11(50)



Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)


Явления, связанные с изменением кристаллического состояния вещества при постоянном составе – физические явления.




Явления, связанные с изменением состава вещества – химические явления. Понятие об экзо – и эндотермических реакциях.











Практическая работа  «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание».


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.


Химические уравнения.


Реакции разложения и соединения.




Реакции замещения и обмена.







Практическая работа «Признаки химических реакций».







Расчёты по химическим уравнениям.


Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие  с веществами».


Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»




§25, с. 129 – 134, №3,4.







§26, с. 135 – 138, № 1-3.
















§27, с. 139 – 141, №1.


§27.


§29 – 30, с. 155, №1.



§31 – 32, с. 168, №4.














§28, с. 146 – 150, №3.




Д15. Примеры физических явлений (плавление парафина, возгонка йода (видео), растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания.

Лр №3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.


Д16. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора (видео), взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, получение гидроксида меди (II), растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды (видео).












Лр №4. Окисление меди в пламени спиртовки.



Лр №5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

Лр №6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Лр №7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.





1(51)




2(52)






3(53)



4(54)


5(55)



6(56)




7(57)




8(58)





9(59)




10(60)




11(61)



12(62)




13(63)





14(64)



15(65)




16(66)




17(67)





18 (68)




19 (69)



20 (70)

Тема №5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 +1 ч.)


Растворение как физико – химический процесс. Растворимость.



Электролитическая диссоциация.






Основные положения теории электролитической диссоциации.


Ионные уравнения реакций.


Ионные уравнения реакций.


Практическая работа  «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»


Кислоты, их классификация и свойства.



Основания, их свойства и классификация.




Соли, их состав и классификация.




Оксиды, их классификация и свойства.




Генетическая связь между классами неорганических веществ.


Генетическая связь между классами неорганических веществ.



Практическая работа «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».




Окислительно – восстановительные реакции.


Окислительно – восстановительные реакции.



Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции.


Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции.



Обобщение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».



Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».


Итоговая контрольная  работа

 за курс 8 класса




§34, с. 186 – 192, №1,3,4.



§35, с. 193 – 195, №1.





§36, с. 198 – 199, №4.



§37, с. 203 – 208, №1.

§37








§38, с. 209 – 214, №2.



§39, с. 214 – 217.




§41, с. 222 – 225, №2.




§40, с. 218 – 221, №1.


§41-42



§42, с. 226 – 228, №1.








§43, с. 229 – 235, №1.


§43,




§43.




§42-43.

Упражнения



§42-43.

упражнения




Растворение безводного сульфата меди (II) и концентрированной серной кислоты.


Д17. Испытание веществ и их растворов на проводимость (видео).

Д18. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации (видео).


Д19. Движение окрашенных ионов в электрическом поле (видео).


Реакции, идущие с выпадением осадка, выделением газа и образованием малодиссоциированного вещества (воды).





Лр №8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной).


Лр №9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия и калия).

Лр №10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II).

Лр №11. Реакции, характерные для растворов солей (например для хлорида меди (II).


Лр №12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

Лр №13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).




Д20. Взаимодействие цинка с серой (видео), соляной кислотой, хлоридом меди (II).

Д21. Горение магния.



Предварительный просмотр:

                           

                               Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, в соответствии с  Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений         ( автор О.С. Габриелян).

Программа учебного курса разработана на основе: 

- программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна,  И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина  (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/  О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.)

Согласно утвержденному Учебному плану школы на изучение пропедевтического курса химии отведен 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана мной на 35 учебных часов в год.

 

Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
  • создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
  • сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;

 • показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

•        интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

 Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.

Курс  (состоит из четырех частей)  решает следующие задачи:

Первая тема — «Химия в центре естествознания»

1.  позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета.

2.  способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин.

Вторая тема — «Математика в химии» —

     1.  позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

Третья тема — «Явления, происходящие с веществами» —

     1.  дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях.

Четвертая тема — «Рассказы по химии» —

     1.   способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах .

Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера.

Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.

Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.

Выполнение практической части рабочей программы предусмотрено в следующем объеме:

Виды деятельности

Число работ в учебный                            год

Практические  работы

6

Контрольные работы

2

В рабочую программу внесено следующее изменение:

-  добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов года, так как авторская программа рассчитана на 34 часа, а при изучении материала 1 час в неделю общее число часов должно составлять 35часов.

Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.

                                         Содержание учебного материала



П/п


Тема раздела

По программе  О. С. Габриеляна

По рабочей программе

   1

 Химия в центре

естествознания.

11

12

   2

Математика в  химии.

9

10

   3

Явления, происходящие  с веществами.

11

11

  4

 Рассказы по химии.

3

2

            Итого:

34

35

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»

(1 час в неделю в течение года, 35 часов)



уро

ка




урока в

теме



      Тема урока


Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков


Практические и  контрольные работы,

лабораторные опыты


Оборудование



Домашнее задание

   

     Дата


                         ГЛАВА I.   ХИМИЯ   В   ЦЕНТРЕ   ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  (12 часов)

1

1

Инструктаж

по ТБ.

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения

Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение»

Пробирки, образцы веществ для исследования физич. свойств

§ 1.

Составить простой

план § 1

2

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее проте-кание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки

Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

 ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени

Спички, спиртовка, сухое горючее

§ 2.

 Подготовка к практ.  работе № 1 (с. 14).

Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов

3

3

Инструктаж

по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения

Практическая

работа № 1.

Пробирки, кол бы, воронки, цилиндры, ступка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания

Оформить отчет о работе.

Подготовка к практической работе№2

4

4

Инструктаж

по ТБ. П.Р.№2

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами

Практическая

работа № 2.

Спиртовка, спички, лучинка, стеклянная трубка, фарфоровая пластина

Подготовка  до кладов по темам: «Из истории изобретен. электрофорной машины», «История появлен. глобуса»

5

5

Моделирование

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения)

Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и чело века). Физические и химические модели атомов, молекул ве-ществ и их кристал-    лических  решеток

Глобус, карта, муляжи орга-нов и систем органов растений, животных и человека, модели кристал  лических решеток, молекул

§ 3.

Выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S)

6

6

Химическая символика

Химический элемент. Химические знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества

Д. Шаростержневые модели воды, угле-кислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина

Шаростержневые модели молекул веществ, пластилин,

ПСХЭ

§4.

 Домашний опыт «Изготов- ление моделей молекул ве- ществ из пластилина» . Выуч. символы и назван элементов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn)

7

7

Химия и физика

Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение

Д. Образцы твердых веществ кристалли-ческого строения. Модели кристалли-ческих решеток.

ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине

модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант

§ 5.

 Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине»

8

8

Химия и физика

Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине

флакон с духами или дезодорант

§ 5.

 Домашний опыт

9

9

Химия

и география

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты

Д. Коллекция минералов . Коллекция горных пород

Коллекция минералов и горных пород, горючих ископаемых, лупа

§ 6-7.

Найти в сказах П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов

10

10

Химия и биология



Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в



жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов



ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л. Определение содержания воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

Д. Таблица «Животная и растительная клетка»



Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн  бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовый раствор



§ 8.

Домашний опыт «Взаимодействие аскорбино-вой кислоты с иодом (опреде- ление витамина С в различных соках)»

11

11

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания

Известковая вода, стеклянная трубка, об-разцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина,таблица Органы чувств

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

12

12

Качественная реакция на СО2, О2

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение СО2 в различных продуктах»


                                          Глава II. МАТЕМАТИКА  В ХИМИИ  (10часов)

13

1

Относительные

 атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

Д. Шкала объектов (замок — человек, человек — яблоко, яблоко — гусеница, гусеница — амеба, амеба — белок, белок — ДНК, ДНК — молекула воды, молекула воды — атом водорода)

ПСХЭ, алгоритм вычисления масс

§10.

14

2

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

алгоритм вычисления массовой доли элемента

§ 11.

 вопросы 4, 5 (с. 65)

Решение задач на нахождение массовой доли .

15

3

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC).

Смеси гомогенные и гетерогенные

Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахар ного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция быто-вых смесей (кулинарных смесей, CMC, шам пуней, напитков и др.)

Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС

§ 12.

Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам

16

4

Объемная доля газа в смеси

Понятие об объемной доле (φ)

компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного

газа. Расчет объема компонента

газовой смеси по его объемной

доле и наоборот

Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа

Алгоритм решения задач, диаграммы

§ 13.

 Составление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхае- мого воздуха

17

5

Массовая доля вещества в растворе

Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного

вещества и другие расчеты с  использованием этих понятий

алгоритм вычисления массовой доли вещества

§ 14.

Подготовка к практической работе № 3    (с. 77)

18

6

Инструктаж

по ТБ.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Практическая

работа № 3.

Шпатель, колбы, весы, разно весы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода,

Расчетные задачи с исполь- зованием понятия «массовая доля »

19

7

Массовая доля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Д. Коллекция «Минералы и горн. породы».

ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам

Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фармацевтич препаратов

§ 15.

 Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам

20

8

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»

Задания на карточках

§ 14-16.

21

9

Обобщение и систематизация знаний

§ 10-16.


Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Матема- тика в химии»

22

10

Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии»


Контрольная

работа № 1

Индивидуаль-ные задания на карточках


                   


  ГЛАВА   III.   ЯВЛЕНИЯ,  ПРОИСХОДЯЩИЕ  С  ВЕЩЕСТВАМИ  (11 часов)

23

1

Разделение смесей.

1. Способы разделения смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.

ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делитель- ной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речно-го песка.

Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки

§16

(с. 83—85). Домашний опыт «Разделение смеси сухого молока и речного песка». Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домаш-ний экспери-мент)

24

2

2. Фильтрование

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате

ДЭ. Фильтрование Разделение смеси воды и речного песка.

Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.

 Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

 ДО. Изготовление ма левых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.

Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация

Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нитки, салфетки бумажные, респиратор, противогаз

§16

 (с. 86—87). Изготовление марлевой повязки. Предложить ход экспе римента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее декантация». Подготовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д.Зелин-ский»

25

3

3. Адсорбция

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза

ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля.

Д. Противогаз и его устройство.

ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пеп- си-колы. Адсорбция кукурузными палоч-ками паров пахучих веществ

Уголь активи-рованный, р-р пепси-колы, ку курузные па-лочки, одеко-лон, противогаз

§16(с.87 — 89). Домашний опыт «Адсорбция активиро-ванным углем красящих ве-ществ пепси- колы».  «Ад- сорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ»

26

4

Дистилляция

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха

ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделе- ние смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор.

ДО. Очистка воды

Учебный дистиллятор, Коллекция Нефть и нефтепродукты, таблицы Переработка нефти

§17.

Домашний опыт «Очистка воды»

27

5

Обсуждение ре-зультатов практической работы № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)

Этапы выращивания кристаллов соли.

Подготовка к практической работе № 5. Очистка поваренной соли (с. 96)

28

6

Инструктаж

по ТБ.

Практическая работа № 5. «Очистка поваренной соли»


Практическая

работа № 5.

Стаканы, воронка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка

Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа (домашний опыт)

29

7

Химические реакции.  Условия протекания и прекращения

химических

реакций

 

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Усло-вия течения и прекращения химических реакций.

Д. Устройство кислотного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор-  диоксид марганца IV.

Растворы кислоты, известковой воды, мра-мор,  железо, сера, асбестир. сетка,

§18.

Домашний опыт «Изготовление самодельного огнетушителя »

30

8

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла.

ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз-  гонка иода. Выделение газа из раствора.

 Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора иода.

ДО. Приготовление лимонада

Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка

§ 19.

Домашний опыт «Приготовление лимонада»

31

9

Обсуждение ре-зультатов практи-ческой работы № 6 «Изучение процесса коррозии желе-за» (домашний опыт)

Процесс коррозии железа.

Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству.

Подготовить доклады на те-му «Выдающиеся  русские ученые-химики» к конференции

32

10

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе №2

Задания на карточках

Подготовка к контрольной работе №2

33

11

Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами»


Контрольная

работа № 2

Индивидуаль-ные задания на карточках

Подготовить проекты на тему «Исследования химических реакций»


                               







                                               

    ГЛАВА IV.  РАССКАЗЫ  ПО  ХИМИИ  ( 2часа)

34

1

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики».

0 жизни и деятельности

М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,

А. М. Бутлерова

Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в развитие химии.  Жизнь и деятель-ность М. В. Ломоносова,  

Д. И. Менделеева,

А. М. Бутлерова

Портреты ученых М. В. Ломоносова,

Д.И.Менделее

ва, А.М.Бут лерова и др.

(с. 111 – 122)

Подготовить сообщение «Мое любимое химическое вещество».

(Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества)

35

2

Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина

Задания химической викторины, карточки, жетоны, призы

В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен

знать /понимать:

•    химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

•    важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия,  катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;

•    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

•    важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак,  жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;

уметь:

называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту

Литература:

Основная литература:

  • Габриелян  О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К.  «Химия. Вводный курс. 7 класс» .-  учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. -  М.: Дрофа, 2010 г.
  • Габриелян О.С., Аксёнова И.В.. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», – М.: Дрофа, 2010 г

Дополнительная литература:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.
  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.
  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.
  2. Загорский В. В. Огни  потешные.  Фейерверк:  история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.
  3. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.
  4. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.
  5. Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный  практикум. — М.: Химия, 1995.
  6. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  1. Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
  2. Химия.   Интересные  уроки:   / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.
  3. Штремплер Г. И.,  Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.
  4.  В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г
  5.  Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г
  6. Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г
  7.  111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г
  8.   Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г
  9.  Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г

   

Интернет-ресурсы:

http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

http://www.openclass.ru/   сайт образовательный Открытый класс  

http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру  ( презентации, разработки…)

http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо  

http://www.uroki.net/   все для учителя на сайте Уроки.нет

http://www.rusedu.ru/subcat_37.html  архив учебных программ и презентаций РусЕду

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница  Википедия на русском языке

http://window.edu.ru/  Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.uchportal.ru/  Учительский портал

http://www.spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135  коллекция рефератов  для учащихся

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....