Патриотическое воспитание учащихся при обучении химии
статья по химии на тему
Патриотическон воспитание на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
О.В. Чекашкина, МБОУ Инсарская СОШ №1
Что ни делаю, постоянно думаю,
что служу этим, сколько позволяют мои силы,
прежде всего, моему отечеству.
И.П. Павлов
В настоящее время накопленный многовековой опыт народов их национальные традиции и обычаи в большей части отторгнуты современной цивилизацией от конкретной личности. Следствием такого влияния мы видим в наших детях проявления бездуховности и скептицизма, забвение национальных чувств. Выход из создавшегося положения заключается в возрождении духовно-нравственных ценностей. Задачей педагогов является не только формирование национального самосознания учащихся и развития у каждого из них системы общечеловеческих ценностей, но также воспитание чувств национальной гордости, любви к своему народу, к своей родине и помощь в успешном освоении сегодняшнего мира.
В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Любовь к Родине у Пушкина это - любовь «к отеческим гробам», к «родному пепелищу», «животворящая святыня», это чувства - на которых основано «от века… самостоянье человека». Быть патриотом – значит не только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык. Патриотом является и тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом, а порой и против него, как это делал А.Сахаров и др.
Воспитание патриотизма традиционная для отечественной педагогики и школы задача и связана с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению культуры своего народа. Формирование патриотизма, как совокупности чувств, идей и деятельности, связанных с отношением личности к своему отечеству, определяется применением разнообразных средств и методов учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на проблемы, связанные с сокращением учебного времени, содержание учебного материала школьного курса химии позволяет решать задачи патриотического воспитания школьников. Немалое число тем курса химии в школе соответствует практической реализации поставленных задач. Средства и методы, воспитывающие патриотизм у школьников при изучении химии, можно объединить в группы:
а) изучение исторического и культурного наследия России;
б) формирование представлений о природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства;
в) деятельность по сохранению культурного наследия своего народа и природы родного края;
г) развитие творческих способностей школьников и их успешная социализация.
Сведения об историческом и культурном наследии России учащиеся узнают при знакомстве с биографиями ученых и источниками художественной литературы. Так в 8 и 9 классах поэтические творения – от «Письма о пользе стекла» М.В. Ломоносова до стихов Степана Щипачева, Николая Глазкова, и др., способствуют не только развитию познавательных интересов учащихся, но позитивному взгляду на окружающий мир. Знакомство с биографиями великих русских ученых М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М.Бутлерова помогают учащимся освоить всемирно известные законы, а также помогают узнать о гражданском подвиге этих ученых во славу своей Родины: каждый из них в свое время создал школы по формированию научных и педагогических кадров Отечества.
Отдельной строкой проходит изучение фактов о деятельности русских ученых: П.П. Амосова – возродившего секрет булата, Н.Н.Зинина – давшего миру синтетический анилиновый краситель, Н.Н.Бекетова – автора ряда напряжений металлов, К.К. Клауса – открывшего и назвавшего в честь России химический элемент рутений и др.
Знакомство с минералами нашей Родины дает представление о открытиях академиков В.И. Вернадского, А.Е. Ферсмана – основоположников знаний о химии земной коры. Изучая историю камней, учащиеся узнают о распространении самоцветов: изумрудов, малахитов, хризолите и лазурите, их применении в качестве прекрасного отделочного материала, например, для оформления Исаакиевского собора и Эрмитажа.
Имена видных российских ученых, открытия которых приблизили Великую Победу, не столь известны нашим школьникам, но все мы знаем, что в годы Великой Отечественной войны советскими учеными были созданы вещества, приблизившие победу. Это - синтетический каучук, лекарственные препараты, средства химзащиты, органические клеи и светящиеся составы, взрывчатые и зажигательные, отравляющие и дымообразующие вещества и другие. Многие из них до сих пор совершенствуются и производятся в крупных масштабах.
Задачи формирования представлений о природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства решаются при знакомстве с историей культурного наследия России. Школьники узнают высказывание Д.И. Менделеева о том, что «сжигать нефть в топках – значит сжигать ассигнации», и делают вместе с учителем вывод: в современных условиях, когда Россия в огромных количествах экспортирует углеводородное сырье, это выражение применимо и к природному газу, который экономичнее использовать только как химическое сырье. О новых достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства школьники узнают из дополнительных источников: фильмов, СМИ и Интернет. Все это находит отражение в докладах, рефератах и исследовательских работах учащихся.
Формированию потребности в деятельности по сохранению культуры своего народа и природы родного края помогает включение этнокультурной информации в ткань урока химии. Есть несколько способов применения подобной информации, важнейшие их них следующие:
-небольшие (3-5 мин), рассказы-иллюстрации к изучаемому материалу;
-вовлечение учащихся в беседу, подводящую к изучению нового материала;
-создание проблемных ситуаций, разрешение которых требует использования учащимися знаний на других уроках или в повседневной жизни.
Разнообразны темы: изучение классов соединений (Феофан Грек, Андрей Рублев и др.), химических реакций «Селитра, сера и война (из истории обороны Москвы от татарского нашествия 1382г.)» и т. д. Историко-искусствоведческий компонент служит надежным средством воспитания бережного отношения учащихся к культуре своего народа.
Интеграция химии с экологией расширяет возможности воспитания у школьников потребности к охране природы родного края. Химические и экологические знания – неплохой инструмент, позволяющий ученикам выделить проблемы природопользования и пути их решения. На уроках экологии, где рассматриваются вопросы охраны атмосферы, почвы, гидросферы и здоровья человека, знания химии просто бесценны.
Практика показывает - развитие творческих способностей школьников, и их успешная социализация активно осуществляются во внеклассной работе, где создаются благоприятные условия для проявления патриотических убеждений в деятельности. Вовлекая учеников во внеклассную и внешкольную деятельность, учитель в большей мере может учесть интересы и способности учеников. Формированию патриотических убеждений школьников МБОУ «Инсарская СОШ №1», способствует работа в научно-исследовательском обществе (НИО) школы.
Формы работы с учащимися в НИО разные: индивидуальная (подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке тем научных исследований и подборе списка литературы, оказание консультационной помощи и т.п.); групповая (работа над исследовательскими проектами); массовая (организация встреч с деятелями науки и ветеранами), совместная с учителями (подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях). Интересными для исследований учащихся стали вопросы: изучение деятельности выдающихся выпускников школы (в 2013 году Инсарской СОШ №1 исполнилось 180 лет); изучение жизненного пути участников ВОВ – жителей и города Инсара и Инсарского района; исследование экологических условий Мордовии, района и школы; вопросы культурологи, этнографии Инсарского района и Мордовии. Результатом деятельности членов НИО являются участие и победы в исследовательских конкурсах, а также сотрудничество с районным краеведческим музеем.
Организация деятельности школьников в объединении НИО имеет свои трудности: требует немало времени, сложна в управлении проблемно-поисковой деятельностью школьников, но способствует формированию учебных умений и развитию творческих способностей. Поэтапная деятельность учащихся в процессе научного познания, формирует навыки познания и потребности изучать и созидать окружающий мир. Хорошей давней традицией школьников Инсарской СОШ №1 является уход за примыкающими к школе территориями, озеленение территории школы и ее помещений. Отрадно видеть, как дети бережно выращивают декоративные растения не только в школе, но и у себя дома, украшая родной город.
Перечисленные методы и формы образовательной деятельности, должны совершенствоваться и соответствовать современным требованиям воспитательного процесса. Важным условием успешного патриотического воспитания школьников должна стать работа не эпизодическая, а последовательная и системная.
Литература
1. Белорусова В.В. Педагогика. М.: Физкультура и спорт, 1986.
2. Крившенко Л.П. Педагогика. М.: Проспект, 2007.
3. Системы воспитания: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (МГУ им. Н.П. Огарева 4-6 февраля 2003 г.). – Саранск.: Красный Октябрь, 2003.
4. Управление качеством образования в условиях его модернизации, материалы VII республиканской научно-практической конференции по инновационной работе, 28 мая 2007г. - Саранск.: МРИО, 2007.
5. Химия и жизнь 1985, №2, стр.24.
6. Химия в школе 2001, №3, стр.46.
7. Школы Республики Мордовия на модернизации. - Саранск.: МРИО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий обучения ОБЖ для активизации гражданскогого и военно-патриотического воспитания учащихся
Описание и отчет о работе по методической теме...
Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"
В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ через дифференцированные формы обучения
Развитие патриотизма на уроках ОБЖ...
Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....
Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...
«Нравственно патриотическое воспитание учащихся надомного обучения»
Выступление на секции педагогов. Педагогический опыт. Доклад ру-ля МО надомного обучения на тему: "Нравственно патриотического воспитание учащихся надомнго обучения"...