«Кто хочет стать химиком?». Внеклассное мероприятие для 9 класса.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

В викторине принимают участие три  команды по пять человек, которые, пользуясь приведенной ниже  схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает учитель. Если команде выпадает «кот в мешке», то эта команда должна передать право ответа на вопрос другой команде по желанию. Если кому-то из команд выпадает «командный вопрос», то все команды должны выполнить это задание.

В викторине используется презентация, которая позволяет открыть вопрос, а затем соответствующий ему ответ. Учитель нажимает на гиперссылку, раскрывается вопрос. Нажимая на слово «ответ» можно проверить правильность ответа. Так  же при помощи,   управляющей  кнопки   можно  вернуться к слайду с вопросами. В викторине побеждает команда, набравшая большее количество баллов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kto_hochet_stat_himikom.ppt711.5 КБ
Microsoft Office document icon kto_hochet_stat_himikom.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Гимназия №5» г. Тырныауза КБР “ Кто хочет стать ХИМИКОМ? ” для учащихся 9-х классов Грамотеева Светлана Валерьевна, учитель химии. Автор:

Слайд 2

У меня дурная слава: я - известная отрава. Даже имя говорит, что я страшно ядовит. МЫШЬЯК

Слайд 3

КАТЕГОРИИ ВОПРОСОВ 1. Необходимый вопрос вызывается нажатием левой кнопки мыши в соответствующей категории. 2. Ответ вызывается нажатием на слово «ответ». 3. Возврат в главное меню - Качественные реакции Химические загадки Разное 70 60 50 40 30 20 70 60 50 40 30 20 10 20 60 70 40 30 50 40 50 60 70 20 30 20 50 40 30 70 60 Строение веществ 10 10 10 10 Подгруппа кислорода

Слайд 4

Строение веществ ОТВЕТ: Электроотрицательность Как называется способность атомов одних элементов оттягивать на себя электроны от атомов других химических элементов при образовании связи?

Слайд 5

Строение веществ Ионная ОТВЕТ: Какая называется связь, которая образована атомами отличающимися друг от друга по электроотрицательности?

Слайд 6

Строение веществ Какой из химических элементов обладает наибольшей электроотрицательностью? Фтор ОТВЕТ:

Слайд 7

Строение веществ Какой вид связи в молекуле воды? ОТВЕТ: Ковалентная полярная

Слайд 8

Строение веществ Какой из перечисленных элементов имеет наименьшую электроотрицательность: натрий, кислород или цинк? ОТВЕТ: Натрий

Слайд 9

Строение веществ Какую кристаллическую решетку имеют: O 2 , Cl 2 , N 2 , H 2 ? ОТВЕТ: Молекулярная кристаллическая решетка

Слайд 10

Строение веществ Какие частицы участвуют в образовании связи? ОТВЕТ: Электроны

Слайд 11

Назовите аллотропную модификацию кислорода. ОТВЕТ: Озон Подгруппа кислорода

Слайд 12

Назовите твердое кристаллическое вещество желтого цвета, нерастворимое в воде и водой не смачивается. ОТВЕТ: Сера Подгруппа кислорода

Слайд 13

Как называется раствор серного ангидрида SO 3 в серной кислоте? ОТВЕТ: Олеум Подгруппа кислорода

Слайд 14

Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде. ОТВЕТ: Сероводород Подгруппа кислорода

Слайд 15

Как называется реакция взаимодействия веществ с кислородом? ОТВЕТ: Окисление (горение) Подгруппа кислорода

Слайд 16

Как правильно нужно разбавлять серную кислоту с водой. ОТВЕТ: Сначала вода, потом кислота, Иначе случится большая беда! Подгруппа кислорода

Слайд 17

Как можно получить кислород? ОТВЕТ: При разложении твердого перманганата калия, пероксида водорода Н 2 О 2 , хлората калия KClO 3 , воды. Подгруппа кислорода

Слайд 18

Найдите в строке Li, Na, Mg лишний элемент и объясните, почему так считаете. Качественные реакции ОТВЕТ: Mg – элемент II группы А подгруппы «Кот в мешке»

Слайд 19

В одной пробирке находится раствор гидроксида натрия, а в другой – соляная кислота Как можно распознать эти растворы ? Качественные реакции ОТВЕТ: Индикатор

Слайд 20

В одной пробирке находится раствор сульфата натрия, а в другой – вода. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций. Качественные реакции ОТВЕТ: Na 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓+ 2NaCl SO 4 2- + Ba 2+ → BaSO 4 ↓

Слайд 21

В одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой – вода. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций. Качественные реакции ОТВЕТ: KCl + AgNO 3 → AgCl ↓ + KNO 3 Cl - + Ag + → AgCl ↓

Слайд 22

В одной пробирке находится раствор сульфата меди, а в другой – нитрат калия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций. Качественные реакции ОТВЕТ: CuSO 4 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓

Слайд 23

В одной пробирке находится раствор нитрата калия, а в другой – карбоната натрия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций. Качественные реакции ОТВЕТ: Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 ↑+ H 2 O CO 3 2- + 2H + → CO 2 ↑+ H 2 O

Слайд 24

В одной пробирке находится раствор сульфата натрия, другой – карбоната калия, а в третьей – хлорида натрия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций. Качественные реакции ОТВЕТ: Na 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓+ 2NaCl SO 4 2- + Ba 2+ → BaSO 4 ↓ K 2 CO 3 + 2HCl → 2KCl + CO 2 ↑+ H 2 O CO 3 2- + 2H + → CO 2 ↑+ H 2 O

Слайд 25

Химические загадки Я, газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный. Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. ОТВЕТ: Водород

Слайд 26

Химические загадки Он повсюду и везде: В камне, в воздухе, в воде – Он и в утренней росе, И в небес голубизне. ОТВЕТ: Кислород

Слайд 27

Химические загадки Большую роль играю в жизни, В атмосфере содержусь, В воде почти не растворяюсь, Своей инертностью горжусь. ОТВЕТ: Азот

Слайд 28

Химические загадки Если я свечу во тьме – То я белый. Если в школе в порошке – То я красный. ОТВЕТ: Фосфор

Слайд 29

Химические загадки В минеральной воде я бурлю. В топочном газе летаю. Растениям пользу несу, Огонь затухать заставляю. ОТВЕТ: Углекислый газ

Слайд 30

Химические загадки Я всюду есть - но понемножку. Черню серебряную ложку; Когда испорчено яйцо, Я тоже сразу налицо, Я отбиваю аппетит И очень сильно ядовит. ОТВЕТ: Сероводород

Слайд 31

Химические загадки В печи однажды прокалят Аммония нитрат. Теперь я газ. Прощай, нитрат! Признаться, я не рад… Но ни людей, ни печь я в этом не виню; Наоборот, развеселю и даже… опьяню! ОТВЕТ: Веселящий газ – N 2 O

Слайд 32

Разное Назовите самый распространенный элемент на Земле. ОТВЕТ: Кислород

Слайд 33

Разное ОТВЕТ: Какую высшую степень окисления имеет азот? Почему? Приведите пример. +5 N 2 O 5

Слайд 34

Разное В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? ОТВЕТ: Алюминий «Кот в мешке»

Слайд 35

Разное Как называются соли, содержащие кислотные остатки с незамещенными атомами водорода, например, Ca(HSO 4 ) 2 ? ОТВЕТ: Кислые

Слайд 36

Разное Какие это оксиды CO, N 2 O, NO? ОТВЕТ: Несолеобразующие оксиды

Слайд 37

Разное Какой металл придает нашей крови красный цвет? ОТВЕТ: Железо

Слайд 38

Разное Физиологический раствор, применяемый в лечебной практике для внутреннего вливания, представляет собой 0,95%-й раствор хлорида натрия. Сколько необходимо соли и воды (по массе) для приготовления 1,5 кг этого раствора? ОТВЕТ: 14,25 г. соли и 1485,75 г. воды «Командный вопрос»

Слайд 39

МОЛОДЦЫ химик Настоящий



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №5»

г. Тырныауза КБР

Внеклассное мероприятие по химии

Учитель: Грамотеева Светлана Валерьевна

Классы: 9 «а», 9 «б», 9 «в»

Дата: 31.01.2011 г


«Кто хочет стать химиком?»

Цель: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии, заинтересовать учащихся предметом, развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать, помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование;
  2. компьютер, презентация “Своя игра”;
  3. растворы: Na2SO4, H2O, KCl, NaCl, KNO3, CuSO4, Na2CO3, K2CO3, CuO, BaCl2, AgNO3, NaOH, HCl;
  4. ручка, тетрадь, калькулятор, таблица растворимости и таблица Д.И. Менделеева.

Правила игры

В викторине принимают участие три  команды по пять человек, которые, пользуясь приведенной ниже  схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает учитель. Если команде выпадает «кот в мешке», то эта команда должна передать право ответа на вопрос другой команде по желанию. Если кому-то из команд выпадает «командный вопрос», то все команды должны выполнить это задание.

В викторине используется презентация, которая позволяет открыть вопрос, а затем соответствующий ему ответ. Учитель нажимает на гиперссылку, раскрывается вопрос. Нажимая на слово «ответ» можно проверить правильность ответа. Так  же при помощи,   управляющей  кнопки   можно  вернуться к слайду с вопросами. В викторине побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход мероприятия.

Учитель объясняет игрокам правила  и ход игры.

Схема викторины.

Строение вещества

10

20

30

40

50

60

70

Подгруппа кислорода

10

20

30

40

50

60

70

Качественные реакции

10

20

30

40

50

60

70

Химические загадки

10

20

30

40

50

60

70

Разное

10

20

30

40

50

60

70

Каждый, кто имеет представление о науке химии, знает, что ее неотъемлемой частью является химический эксперимент, который развивает химическое мышление и способствует усвоению химии.

Поэтому в рубрике «Качественные реакции» Вам предстоит распознать вещества с помощью характерных химических реакций (качественных) и записать уравнения реакций в свете теории электролитической диссоциации.

После окончания игры подводятся итоги, и учащиеся награждаются поощрительными призами.

У меня дурная слава: я - известная отрава. Даже имя говорит, что я страшно ядовит. ...(мышьяк)

Вопросы:

Вопросы

                Ответы

Строение вещества

1

Как называется способность атомов одних

элементов  оттягивать на себя электроны

от атомов других химических элементов

при образовании связи?                  

1

Электроотрицательность

2

Какая называется связь, которая образована атомами отличающимися друг от друга

 по электроотрицательности?                                                                                

2

Ионная

3

Какой из химических элементов обладает наибольшей  электроотрицательностью?                                                                                        

3

Фтор

4

Какой вид связи в молекуле воды?                                  

4

Ковалентная полярная            

5

Какой из перечисленных элементов имеет наименьшую электроотрицательность:

натрий, кислород или цинк?                                                                                      

5

Натрий

6

Какую кристаллическую решетку имеют: O2, Cl2, N2, H2?              

6

Молекулярная кристаллическая решетка

7

Какие частицы участвуют  в образовании связи?                                        

7

Электроны

Подгруппа кислорода

1

Назовите  аллотропную модификацию кислорода.

1

Озон

2

Назовите твердое кристаллическое вещество

желтого цвета, нерастворимое в воде и водой не смачивается.

2

Сера

3

Как называется раствор серного ангидрида SO3 в серной кислоте?                  

3

Олеум

4

Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде.                                                                            

4

Сероводород

5

Как называется реакция взаимодействия веществ с кислородом?

5

Окисление (горение)

6

Как правильно нужно разбавлять серную кислоту с водой.                                                

6

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случится большая беда!

7

Как можно получить кислород?        

7

При разложении твердого

перманганата калия,  

пероксида водорода Н2О2,

 хлората калия KClO3, воды.

Качественные реакции

1

«Кот в мешке» Найдите в строке Li, Na, Mg лишний элемент и объясните, почему так считаете.

1

Mg – элемент IIгруппы А подгруппы

2

В одной пробирке находится раствор гидроксида натрия, а в другой – соляная кислота Как можно распознать эти растворы?

2

Индикатор

3

В одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой – вода. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.

3

KCl + AgNO3 → AgCl↓ + KNO3

Cl- + Ag+ → AgCl↓

4

В одной пробирке находится раствор сульфата натрия, а в другой – вода. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.

4

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓+ 2NaCl

SO42- + Ba2+ → BaSO4

5

В одной пробирке находится раствор сульфата меди, а в другой – нитрат калия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.

5

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

6

В одной пробирке находится раствор нитрата калия, а в другой – карбоната натрия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.

6

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2↑+ H2O CO32- + 2H+ → CO2↑+ H2O

7

В одной пробирке находится раствор сульфата натрия, другой – карбоната калия, а в третьей – хлорида натрия.  Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.

7

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓+ 2NaCl

SO42- + Ba2+ → BaSO4

K2CO3 + 2HCl → 2KCl + CO2↑+ H2O

CO32- + 2H+ → CO2↑+ H2O

Химические загадки

1

Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.

1

Водород

2

Он повсюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде –
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.

2

Кислород

3

Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь,
В воде почти не растворяюсь,
Своей инертностью горжусь.

3

Азот

4

Если я свечу во тьме –
То я белый.
Если в школе в порошке –
То я красный.

4

Фосфор

5

В минеральной воде я бурлю.
В топочном газе летаю.
Растениям пользу несу,
Огонь затухать заставляю.

5

Углекислый газ

6

Я всюду есть - но понемножку.
Черню серебряную ложку;
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.

6

Сероводород

7

В печи однажды прокалят
Аммония нитрат.
Теперь я газ. Прощай, нитрат!
Признаться, я не рад…
Но ни людей, ни печь я в этом не виню;
Наоборот, развеселю и даже… опьяню!

7

Веселящий газ – N2O

Разное

1

Назовите самый распространенный элемент на Земле.                                                                              

1

Кислород

2

Какую высшую степень окисления

имеет азот? Почему? Приведите пример.

2

+5    N2O5

3

«Кот в мешке» В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят?          

3

Алюминий

4

Как называются  соли, содержащие кислотные остатки с незамещенными атомами водорода, например, Ca(HSO4)2?                                                                            

4

Кислые

5

Какие это оксиды CO,  N2O, NO?                                                            

5

Несолеобразующие оксиды

6

Какой металл придает нашей крови красный цвет?                                              

6

Железо

7

 «Командный вопрос» Физиологический раствор, применяемый в лечебной практике для внутреннего вливания, представляет собой 0,95%-й раствор хлорида натрия. Сколько необходимо соли и воды (по массе) для приготовления 1,5 кг этого раствора?

7

14,25 г. соли и 1485,75 г. воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.

Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...

Внеклассное мероприятие 6 класс

Умники и умницы  6 класс по информатике и ИКТ...

Игра "Кто хочет стать физиком" для 7 - 8 классов

Игра "Кто хочет стать физиком" для 7 - 8 классов, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint по правилам телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером". Может быть использована при про...

Игра-викторина "Кто хочет стать миллионером" для 9-ых классов по творчеству А.С.Пушкина

Данная игра содержит те же правила, что и телешоу. Предлагаются вопросы по жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Статья "Роль внеклассных мероприятий в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью"

Роль внеклассных мероприятий в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью...

Урок-викторина «Кто хочет стать самым лучшим физиком». 7 класс.

Материал урока может быть использован для проведения урока физики в 7 классе или внеклассного мероприятия по физике на предметной неделе....