Программа кружка по химии "Занимательная химия "
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему
Программа кружка по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnaya_himiya.docx | 70.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/Пономарева Р.И./ Протокол №5 от «14» мая 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора поВР МБОУ «СОШ № 3» ________/Фунтикова Э.Н./ «____» августа 2012 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 3» _______/Рябова А.В./ Приказ № от «_____ » августа 2012 г. |
Рабочая программа кружка
«Занимательная химия»
Латышовой Анастасии Вячеславовны
учителя химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
города Нижнекамска НМР Республики Татарстан
8-9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
«31» августа 2012 г.
2012 - 2013 учебный год
г. Нижнекамск
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………………. 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………… 3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………… 5
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ… 6
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ……… 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………… 7
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА…………………………………………………… 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 17
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 19
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Образовательная программа кружка «Занимательная химия» для учащихся 8 – 9 классов |
Разработчик программы | Учитель химии высшей квалификационной категории Латышова Анастасия Вячеславовна |
Сроки реализации | 2012 – 2013 год |
Исполнители | Педагоги дополнительного образования |
Законодательная база | Закон РФ «ОБ образовании» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001 г.; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года; |
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Актуальность программы
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.
Данная модифицированная программа разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования (2004 г.)
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
2.2 Цели и задачи программы
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
продолжить формирование коммуникативных умений;
формирование презентационных умений и навыков;
на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.
Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
Вызвать интерес к изучаемому предмету
Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа кружка «Занимательная химия» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 70 часов (1 занятие по 2 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет (8-9 класс).
4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Занимательная химия» являются:
Решение олимпиадных задач различного уровня;
Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов
доклады и рефераты учащихся;
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
о прикладной направленности химии;
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
о веществах и их влияния на организм человека;
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
Правила сборки и работы лабораторных приборов;
Определение массы и объема веществ;
Правила экономного расхода горючего и реактивов
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
Качественные реакции на белки, углеводы;
Способы решения нестандартных задач
Учащиеся должны уметь:
Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;
Находить проблему и варианты ее решения;
Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации
Навыками экспериментального проведения химического анализа.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов в неделю -2.
Количество детей в группе – 15 человек.
Материально-техническая база:
- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор видеокассет и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Внутришкольные связи:
- кабинеты информатики, биологии
Внешние связи:
- ЭБЦ, НХТИ (филиал) КНИТУ
7. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематический план
№ разде лов | Название тем | Форма занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
1. Х И М И Ч Е С К А Я Л А Б О Р А Т О Р И Я | Введение | Лекция | 1 | 1 | |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | Игра по технике безопасности | 1 | 1 | ||
Знакомство с лабораторным оборудованием | Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования | 2 | 2 | ||
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. | Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. | 1 | 1 | ||
Нагревательные приборы и пользование ими. | Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. | 1 | 1 | ||
Взвешивание, фильтрование и перегонка | Практическая работа. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей | 2 | 2 | ||
Выпаривание и кристаллизация | Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли | 2 | 2 | ||
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ | Лекция. Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. | 4 | 1 | 3 | |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. | 2 | 1 | 1 | |
Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов. | Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов | 2 | 2 | ||
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | Показ демонстрационных опытов | 2 | 2 | ||
2. Л О Г И К А | Вперед к покорению вершин олимпиад | Решение олимпиадных задач различного уровня | 6 | 1 | 5 |
Проведение дидактических игр: кто внимательнее кто быстрее и лучше узнай вещество узнай явление | Игры с учащимися кружка | 2 | 2 | ||
3. П Р И К Л А Д Н А Я Х И М И Я | Химия в быту. | Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | 2 | 1 | 1 |
Практикум исследование «Моющие средства для посуды». | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | 1 | 1 | |
Занятие - игра «Мыльные пузыри» | 1 | 1 | |||
Химия в природе. | Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». | 2 | 1 | 1 | |
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | Круглый стол, сообщения учащихся | 2 | 1 | 1 | |
Профориентационная лекция. | Экскурсия в НХТИ | 2 | 2 | ||
Химия и медицина. | Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы» | 2 | 1 | 1 | |
Белки, жиры, углеводы в питании человека. | 1 | 1 | |||
Витамины | 1 | 1 | |||
Пищевые добавки | 1 | 1 | |||
Практикум исследование «Чипсы». | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | 2 | ||
Практикум исследование «Мороженое» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | 2 | ||
Практикум исследование «Шоколад» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | 2 | ||
Практикум исследование «Жевательная резинка» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 2 | 2 | ||
Тайны воды. | 1 | 1 | |||
Практикум исследование «Газированные напитки» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | 1 | ||
Практикум исследование «Минеральные воды» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | 1 | ||
Пивной алкоголизм | Лекция, презентация | 2 | 1 | 1 | |
Практикум исследование «Чай» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | 1 | ||
Практикум исследование «Молоко» | Оформленная ПР или устное сообщение, презентация | 1 | 1 | ||
4. Н Е Д Е Л Я Х И М И И | Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай». | Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами Игра. «Счастливый случай» | 3 | 1 | 2 |
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. | Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр: “Химическая эстафета” “Третий лишний”. | 4 | 4 | ||
Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” | Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов | 4 | 4 | ||
Итого | 70 | 16 | 54 |
Содержание разделов обучения
Раздел 1: «Химическая лаборатория»
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности. [4] [13]
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13].
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды. [11]
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]
11. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе, [5]
“Зелёный огонь”, [5]
“Вода-катализатор”, [5]
«Звездный дождь» [4]
Разноцветное пламя [4]
Вода зажигает бумагу [4]
Раздел 2. «Логика»
12. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии.
13. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
кто внимательнее [1]
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление [1]
Раздел 3. «Прикладная химия»
14. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
15.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».
Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.
16. Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь,
кто надует много маленьких пузырей
Чей пузырь долго не лопнет
Построение фигуры из пузырей
Надувание пузыря в пузыре.
17. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли [5]
Тёмно-серая змея. [5]
Оригинальное яйцо [6]
Минеральный «хамелеон» [4]
18. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье [9]
-Химические реакции внутри нас [3]
19. Занятие по профориентации.
Экскурсия в НХТИ (филиал) КНИТУ г. Нижнекамск
20. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.[1]
21. Белки, жиры, углеводы в питании человека.
Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека. (Приложение 2)
22. Витамины.
Витамины, их классификация и значение для организма человека. (Приложение 3) Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. (Приложение 4). Антивитамины. (Приложение 5). Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой. (Приложение 6).
23. Пищевые добавки.
Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. (Приложение 7) Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.
24. Практикум - исследование «Чипсы».
Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.
Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:
ломкость,
растворение в воде,
надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира
вкусовые качества.
Опыт 3. Горение чипсов.
Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.
Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.
Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.
25. Практикум - исследование «Мороженое»
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.
Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.
Учащиеся могут сами предложить эксперимент.
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).
Опыт 4. Обнаружение углеводов.
В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).
26. Практикум - исследование «Шоколад»
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.
Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.
Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде
Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.
Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
27. Практикум - исследование «Жевательная резинка»
Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» (Приложение9).
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками (Приложение 8).
Опыт 2. Изучение физических свойств:
Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.
Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.
Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей.
В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).
28. Тайны воды.
Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой. (Приложение Презентация «Вода»)
29. Практикум исследование «Газированные напитки»
Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека» (Приложение 11).
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.
Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.
Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.
Опыт 3. Определение кислотности.
Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.
Опыт 4. Опыт с куриным мясом.
30. Пивной алкоголизм.
Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.
31. Практикум исследование «Чай»
Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:
Опыт 1. Рассматривание чаинок.
Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.
32. Практикум исследование «Молоко»
Опыт 1. Работа в группе с этикетками:
Работа с этикетками
МОЛОКО | ККАЛ | ЖИРНОСТЬ | СОСТАВ | ||
УГЛЕВОДЫ | ЖИРЫ | БЕЛКИ | |||
1. Молоко «Простаквашино» | 58 ккал | 3,2 % | 4,7 г. | 3,2 г. | 2,6 г. |
2. Молоко «Вамин» | 53 ккал | 2,5 % | 4,7 г. | 2,5 г. | 2,8 г. |
3. Молоко «Домик в деревне» | 53 ккал | 2,5 % | 4,7 г. | 2,5 г. | 2,8 г. |
4. Молоко «Вкуснеево» | 53 ккал | 2,5 % | 4,7 г. | 2,5 г. | 2,8 г. |
Опыт 2. Определение вкуса молока.
Опыт 3. Определение цвета молока.
Опыт 4. Определение консистенции молока.
Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.
Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.
Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.
Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.
Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода.
Раздел 4: «Неделя химии»
33. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]
Игра. «Счастливый случай»
34. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
“Химическая эстафета”[4]
“Третий лишний”. [4]
35. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.
Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. http://nekuri2.narod.ru/
Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191
Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
Комсомольская правда. Тайны воды. http://www.kp.ru/daily/23844. 3/62515/
http://www.aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html
Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.
Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.
Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001
.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Тест. Будьте здоровы!
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению и поддержанию. Большинство этих привычек формируется в подростковом возрасте. Тест, для подростков: ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что ждет тебя в будущем – долгая здоровая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.
1. Как часто ты моешь руки: очки
- около 20 раз в день; 0
- только перед едой и после туалета; 5
- когда сильно испачкаю? 20
2. Сколько раз ты чистишь зубы:
- 2 раза (утром и вечером); 0
- 1 раз; 5
- вообще не чищу? 15
3. Как часто ты моешь ноги:
- каждый вечер перед сном; 0
- когда заставит мама; 10
- только когда купаюсь целиком? 20
4. Как часто ты делаешь зарядку:
- ежедневно; 0
- когда заставят родители; 15
- никогда? 25
5. Как часто ты простужаешься:
- 1 раз в 2 года; 0
- 1 раз в год; 5
- несколько раз в год? 15
6. Как часто ты ешь сладости:
- по праздникам и воскресеньям; 0
- почти каждый день; 20
- когда и сколько захочу? 30
7. Как часто ты плачешь:
- не могу вспомнить, когда это было в последний раз; 0
- пару раз на неделе; 15
- почти каждый день? 25
8. От чего ты плачешь:
- от боли; 0
- от обиды; 10
- от злости? 20
9. Сколько ты гуляешь:
- ежедневно от 1,5 до 2 часов; 0
- ежедневно, но меньше часа; 10
- иногда по выходным? 20
10. Когда ты ложишься спать:
- в 21-21.30; 0
- после 22 часов; 10
- после 24 часов? 35
11. Соответствует ли твой вес росту:
- соответствует или чуть меньше; 0
- немного больше; 10
- значительно превышает норму? 50
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:
- не больше 1,5 часов, часто с перерывом; 0
- больше 3 – х часов; 10
- смотрю все, что нравится и сколько хочется? 30
13. Сколько времени ты тратишь на уроки:
- около 1,5 часов; 0
- почти 2 часа; 10
- больше 3 часов? 50
14. можешь ли ты взбежать на 5 – й этаж:
- с легкостью; 0
- под конец устаю; 15
- с трудом и одышкой; 25
- не могу? 35
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:
- да; 0
- нет? 15
Теперь займемся подсчетом. Если набралось:
От 0 до 20 очков – ты в полном порядке;
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться;
От 70 до 110 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья;
От 110 и выше – можешь даже не считать. Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет.
Источник: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677.
Приложение 2.
Расход энергии в час на различные виды деятельности человека
Вид деятельности | Расход энергии (ккал) |
Повседневная активность | |
Сон | 65 |
Лежание без сна | 77 |
Сидение | 100 |
Стояние | 110 |
Чтение про себя | 105 |
Чтение вслух | 110 |
Личная гигиена (одевание, умывание, чистка зубов, принятие душа и др.) | 130 |
Пение | 125 |
Писание | 120 |
Набор текста на клавиатуре | 140 |
Ходьба медленная | 200 |
Ходьба быстрая | 300 |
Домашняя работа | |
Шитье, вязание, чистка, вышивание и т.п. | 120 |
Ручная стирка | 250 |
Мытьё посуды | 140 |
Мытьё полов | 280 |
Подметание полов | 120 |
Глажение белья | 230 |
Влажная уборка поверхностей | 130 |
Работа на подворье, даче, саду, огороде | |
Пилка дров | 480 |
Столярные работы | 270 |
Рубка дров | 530 |
Копание, прополка, посадка, уборка снега | 340 |
Активный отдых, развлечения, физкультура, спорт | |
Игры с детьми | 240 |
Танцы | 330 |
Езда на велосипеде | 410 |
Бег медленный | 570 |
Легкие гимнастические упражнения (зарядка) | 170 |
Тяжелые гимнастические упражнения (гири, штанга) | 450 |
Плаванье, альпинизм | 500 |
Прыжки | 550 |
Катание на лыжах, коньках, роликах, скейтборде и т.п. | 600 |
Тяжелая атлетика | 980 |
Борьба, бокс и др. контактные виды спорта | 1100 |
Примечание: в таблице приведены среднестатистические данные для здорового человека с массой тела = 70 кг
Источник: http://www.doverie-clinica.ru/index.php?page=686
Приложение 3.
Витамины в меню школьной столовой.
Задание.
В течение всей недели записывайте меню школьной столовой в таблицу №1.
По таблице «Содержание витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта)» определите какие витамины входят в состав данных блюд, и запишите их в столбец «Наличие витаминов».
По таблице «Суточная потребность в витаминах» определите, соответствует ли норме количество витаминов для подростка.
Таблица №1
4. Результаты перенесите в программу Excel и покажите в виде диаграммы.
День недели | Блюда | Масса блюда | Наличие витаминов | Соответствие дневной норме |
Понедельник | 1. | |||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
и т.д. | ||||
Вторник | 1. | |||
2 | ||||
3 | ||||
4. | ||||
И т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по химии "Химия и жизнь"
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов....
Программа кружка по химии в 9 классе "Химия в знакомых предметах"
программа кружка по химии в 9 классе содержит пояснительную запискку, тематическое планирование....
Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...
Программа кружка дополнительного образования "Химия в каждом доме"
Программа кружка дополнительного образования. Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов. Объем занятий - 70 часов, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав...
Программа кружка по химии: "Вездесущая химия!"
Программа кружка для обучающихся 9 класса....
Программа кружка по химии "Химия в задачах" 9 класс
Умение решать различные задачи занимает в химическом образовании важное место, т.к. обеспечивает более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии....