Урок химии в 9 классе с применением технологии развитие критического мышления
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Конспект урока химии в 9 классе по теме: "Жесткость воды и способы её устранения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок химии в 9 классе | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Жесткость воды и способы ее устранения» - 9 кл.
(с применением технологии развития критического мышления)
Цель: Дать понятие жесткости воды, ее видов, способов устранения.
Задачи: 1. Развитие умений составлять химические уравнения, объяснять сущность химических реакций с позиций электронно-ионных изменений, умений обобщать, делать выводы, получать знания с использованием различных источников информации.
2.Воспитание интереса к химии, формирование экологических знаний.
3. Реализация межпредметных связей с географией и биологией.
4. Развитие личностных качеств учащихся.
Оборудование: таблица с результатами химического эксперимента, тексты на столах учащихся, выставка синквейнов, стенд «Сегодня на уроке», таблички с изображением формул веществ
План урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент
3.Постановка целей и задач урока
4.Стадия вызова
5.Стадия реализации
6.Стадия рефлексии
7. Первичная проверка
8. Подведение итогов урока 9. Д\З | Проверяет готовность к уроку.
Три ученика у доски: Фронтальная работа с классом:
Познакомиться с понятием жесткость воды, ее видами, методами устранения с целью применения знаний в жизни.
Мозговой штурм:
Фронтальная беседа по результатам работы, дополнение кластера.
Беседа: 1. Объясните химические процессы, происходящие при образовании сталактитов и сталагмитов.
Разъясняет д/з (см. приложение 3 ) | Готовятся к уроку.
Работают у доски
Отвечают
Записывают тему урока
Слушают сообщение, анализируют информацию, заполняют таблицу.
Читают текст, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Составляют синквейны
|
Приложение 1
Виды жесткой воды
Вид жесткости |
Чем обусловлен |
Способы устранения |
Уравнения химических реакций |
Приложение 2
Информация о результатах исследовательского проекта по определению жесткости воды.
Жесткость воды – это совокупность ее свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Мg2+ в составе растворимых гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов. Жесткость делится на следующие виды:
| Чем обусловлен |
1.Карбонатная или временная 2. Некарбонатная или постоянная 3. Общая | Са (НСО3)2, Мg(НСО3)2 СаСl2, МgCl2, CaSO4, MgSO4 Постоянная и временная вместе |
Для определения жесткости воды использовался концентрированный мыльный раствор. В основе эксперимента лежит способность мыльного раствора образовывать устойчивую пену в воде разной жесткости с разной скоростью. Мыльный раствор добавляется к исследуемому образцу по каплям и встряхивается. В качестве эталона берется дистиллированная вода.
Результаты определения жесткости воды
Образец воды
|
Число капель мыльного раствора
|
Изменения |
1. Вода дистиллированная 2. Вода водопроводная 3. Вода колодезная 4. Вода дождевая
| 3
12
14
5
| Образовалась устойчивая пена
Образовалась устойчивая пена, появился хлопьевидный осадок Образовалась пена, выпал хлопьевидный осадок
Образовалась устойчивая пена
|
Вывод: Дистиллированная вода не содержит солей. Вода дождевая почти не содержит солей Са2+ и Мg2+.
Вода из колодца и водопроводная – жесткая.
Путем химического анализа определили вид жесткости.
Определение вида жесткости
Образец воды |
Действие |
Число капель мыльного раствора |
Вид жесткости |
1.Водопроводная вода | Кипячение Кипячение | 8 7 | Временная и постоянная Временная и постоянная |
Вывод: Так как после кипячения уменьшился расход мыльного раствора, то исследуемая вода обладала карбонатной жесткостью, которая устраняется кипячением.
Са(НСО)2= СаСО3 + СО2+ Н 2О
Чтобы определить, какими солями обусловлена постоянная жесткость воды, для исследования прокипяченной воды использовали реактивы:
AgNO3, BaCl2.
Определение анионов в жесткой воде
Образец воды |
Реактив |
Изменения |
1.Водопроводная
2. Колодезная | AgNO3 BaCl2 AgNO3 BaCl2 | Помутнение Изменений нет Помутнение Изменений нет |
Вывод: Постоянная жесткость воды обусловлена наличием хлоридов Са2+ и Mg2+.
СаСl2 + 2АgNO3 = Ca ( NO3)2+2 AgCl ↓
После добавления к жесткой воде кальцинированной соды, число капель мыльного раствора уменьшилось до 4-5.
Результаты данного анализа могут быть использованы для определения качества воды:
питьевой, технической, минеральной.
Приложение 3
Влияние жесткой воды
При стирке белья жесткая вода не только ухудшает качество стираемых тканей, но и приводит к повышенным затратам мыла. В жесткой воде с трудом развариваются пищевые продукты, а сваренные в ней овощи теряют вкус. Также плохо заваривается чай.
Жесткая вода не пригодна для использования в паровых котлах: растворенные в ней соли при кипячении образуют на стенках котлах слой накипи, который плохо проводит тепло.
Это приводит к перерасходу топлива, к преждевременному износу котлов, а иногда, в результате перегрева котла, и к аварии. Также образуется и накипь в чайниках, нагревателях стиральных машин, что выводит их из строя. Жесткая вода вредна для металлических конструкций, трубопроводов , кожухов охлаждаемых машин.
Употребление жесткой воды в пищу приводит к образованию камней в почках.
В природе жесткая вода способствует образованию пещер, сталактитов и сталагмитов.
Д\З:
1.Карбонат кальция в воде практически нерастворим. Однако известняки вымываются водой. Чем это можно объяснить? Составьте уравнения соответствующих реакций.
2.* Образец жесткой воды содержит 100 мг\л гидрокарбоната кальция и 30 мг\л сульфата кальция. Сколько граммов карбоната натрия потребуется для умягчения 1 м3 такой воды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «технологии развития критического мышления».
Этот метод хорошо использовать при работе с текстом, содержащим определённую проблему. Работа с использованием стратегии "Идеал" может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращ...
Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления
Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...
Конспект урока по немецкому языку с применением технологии развития критического мышления: «Berufswahl» (9 класс)
Цели урока:Образовательная: тренировать учащихся в употреблении лексики по теме в различных речевых ситуациях, связанных с выбором профессии.Развивающая: развивать умения систематизировать свои знания...
Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....
Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...
Конспект открытого урока по химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления
Продолжить формировать знания по теме "Металлы".Вспомнить положение в периодической системе, особенности строения атомов.Рассмотреть свойства, основанные на осорбенностях счтроения электронн...
Конспект урока по химии в 10 классе с применением технологии развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)
Сформировать общее представление об алканах....