Разработка урока по теме "Фосфор"
план-конспект урока по химии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зареченская классическая гимназия
Тоцкого района
Конспект урока
по теме «Фосфор» (9 класс)
Подготовила:
Любакина Ирина Евгеньевна,
учитель химии
с.Тоцкое Второе, 2013 г.
Цели урока:
Образовательная:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе;
- ознакомить учащихся с аллотропными модификациями фосфора;
- повторить зависимость свойств вещества от его состава и строения;
- продолжить совершенствование общеучебных умений и навыков: умение извлекать информацию при чтении или слушании текста;
Развивающая:
- продолжить развитие памяти, мышления, внимания учащихся;
- развивать ключевые компетенции учащихся (информационная, коммуникативная, учебно-познавательная);
- развивать интерес к предмету химия.
Воспитательная:
- способствовать формированию материалистического мировоззрения, нравственному воспитанию школьников;
- продолжить формирование химической научной картины мира;
- используя межпредметную связь с литературой, содействовать
Средства обучения:
- Реактивы и оборудование – красный фосфор, бертолетова соль.
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point.
- Раздаточный материал: таблица “Физические свойства белого и красного фосфора”.
Ход урока
I. Мотивация учащихся
Прежде чем приступить к уроку, давайте проведем небольшой тест.
С целью психологической настройки ребят на сотрудничество, провожу оценку настроения с помощью небольшого теста “ мордашки”.
Ребятам предлагается нарисовать улыбку на выданном рисунке: , если есть желание сотрудничать с учителем на уроке: ; если желания нет, то нарисовать .
II. Стадия вызова
Учитель зачитывает отрывок из романа А.Конан-Дойла “Собака Баскервилей”.
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
Выпросы:
- Из какого произведения этот отрывок?
- Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл?
Выясним сегодня на уроке.
Итак, тема урока определена «Фосфор».
Эпиграф. Жизнь учит только тех, кто её изучает”, и это не случайно. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых будет идти речь в данной теме, очень важны в жизни растений и животных, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм
Определение целей урока.
Используя прием «Корзина идей», определяем цели урока.
Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, заполните таблицу. (прием «Таблица ЗУХ»)
Что мы знаем о фосфоре? | Что мы узнали? | Что мы хотим узнать? |
1. 2. 3. |
III. Стадия осмысления материала
Используя прием «Зигзаг», учащимся предлагается разделится на группы. Первая группа работает с текстом «История открытия фосфора. Нахождение фосфора в природе», вторая группа «Фосфор как химический элемент», третья группа «Физические свойства фосфора. Аллотропные модификации фосфора», четвертая группа «Химические свойства фосфора», пятая группа «Применение фосфора».
Учащиеся работают с текстами, обсуждают информацию в группах, разрабатывают план презентации, презентуют материал.
Пример текста:
Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й.
Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках и проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Способ получения фосфора держался в секрете. В третий раз фосфор открыл Р.Бойль в 1680 году.
В растениях фосфор сосредотачивается главным образом в семенах и плодах, в организме животных, птиц и рыб – в скелете и нервной ткани. В среднем тело человека содержится около 1,5 кг фосфора, из которых около 1,4 кг приходится на кости. Если бы фосфор исчез из костей, наше тело превратилось бы в бесформенные массы. Если бы фосфор исчез из мышц, мы утратили бы способность двигаться, из нервной ткани – мы перестали бы мыслить.
IV. Стадия рефлексии
Используется прием «Верные и неверные утверждения»
- Фосфор – неметалл
- Электронная формула фосфора 3s23p3
- Фосфор имеет пять аллотропных модификаций
- Красный фосфор самовоспламеняется на воздухе
- Фосфор обладает окислительными и воссстановительными свойствами
- В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
- Белый фосфор не ядовит
- В смеси с бертолетовой солью красный фосфор от удара взрывается
- Чёрный фосфор - полимерное вещество с металлическим блеском, похожее на графит, без запаха, жирное на ощупь.
Вернуться к таблице «ЗУХ» и заполнить 2 и 3 столбцы.
V. Домашнее задание
- Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
- Написать эссе на тему: «Фосфор – элемент жизни и мысли».
Тест на настроение.
Технологическая карта
Учащегося________ класса
_____________________________
( Фамилия, имя)
Дата: ________
Тема урока: _________________
Что мы знаем о фосфоре? | Что мы узнали? | Что мы хотим узнать? |
1. 2. 3. |
Характеристика фосфора:
- Положение в П.С: группа________, период_________.
- Cхема строения атома 1s_________
Аллотропные модификации фосфора:
Сравнение физических свойств красного и белого фосфора
Параметры сравнения | Красный фосфор | Белый фосфор |
Химические свойства фосфора:
- как восстановитель
- как окислитель
- со сложными веществами
Применение фосфора:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...