Кислородные соединения азота
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Голубева Инна Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislorodnye_soedineniya_azota.doc846 КБ

Предварительный просмотр:

Кислородные соединения азота.

Описание методической разработки занятия

  1. Название: урок химии в 9 классе  по теме «Кислородные соединения азота».
  2. Учебный предмет: химия.
  3. Уровень образования школьников: основная ступень обучения.
  4. Форма учебной работы: классно-урочная.
  5. Цели урока: создать условия для самостоятельного  формирования знаний об оксидах азота, их свойствах и применении.
  6. Задачи:
  1. Образовательные:         изучить оксиды азота, на их примере повторить классификацию и свойства         оксидов;        изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами;         выяснить применение азотной кислоты.
  2. Развивающие: активизировать познавательную деятельность при использовании приемов критического мышления и в работе с текстами и виртуальной лабораторией, развивать умения систематизировать, обобщать изученный материал; развивать логическое мышление, память, внимание при изучении  материала.
  3. Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению, адаптации в социуме, толерантное поведения в работе малыми группами, воспитывать эстетический вкус и любовь к малой родине.

Материалы и оборудование:

Компакт диск «1 С: Репетитор. Химия», мультимедийный проектор, экран, презентация урока в слайдах (программа Microsoft Power Point), звуковой файл на электронном носителе (флэш-карта).

Карточки для индивидуальной работы по классификации оксидов.

Доска для письма маркером.

Задания домашней работы.

Оформление кабинета: эпиграф урока, словарь терминов «Классификация оксидов», магниты.

План занятия:

  1. Организационный момент. Настрой на успех – 2 мин.
  2. Постановка проблемы, формулирование целей и задач урока – 1 мин.
  3. Задание 1 по интерактивной работе с виртуальной лабораторией – 10 мин.
  4. Гимнастика для глаз «Моргание» - 2 мин.
  5. Работа в группе «Кластер Оксиды» – 3 мин.
  6. Задание 2 по интерактивной работе с виртуальной лабораторией – 10 мин.
  7. Индивидуальная письменная работа в тетради «Фишбоун Азотная кислота» - 7 мин.
  8. Беседа «Круговорот азота» - 5 мин.
  9. Домашнее задание –2 мин.
  10. Рефлексия. Подведение итогов, оценки за урок – 3 мин.

Ход урока

I .   Организационный момент урока.

  1. Настрой на успех. На экране слайд с пейзажами природы России и Ямала, звук фоном (плавная умиротворяющая мелодия).

(Слайд: Природа)

        Учитель: Добрый день! Сегодня наш урок проходит в кабинете информатики, поскольку мы живем в век технического прогресса. Однако нам  часто хочется побыть в тишине, на природе или на берегу реки, окунуться в спокойствие, которое нам дарит природа.

        Мы живем на Ямале – одном из красивейших уголков планеты. Любуясь пейзажами родной природы, у нас улучшается настроение, мы радуемся жизни. И мы совсем не вспоминаем о том, что происхождению и продолжению жизни на планете мы обязаны одному из главных биогенных элементов – азоту.

        Ученые доказали, что ежегодно из атмосферы с дождевой водой в почву попадает около 7 кг азота на гектар. Но мы с вами знаем, что азот плохо растворяется в воде. В каком же виде азот попадает в почву из атмосферы?

(Слайд: Оксиды азота)

        Ответ учеников: в виде растворенной азотной кислоты.

        

Учитель:  Значит, с дождевой водой на нас капает раствор азотной кислоты. Наши юные исследователи тоже изучали кислотность атмосферных осадков и обнаружили, что в селе Овгорт их кислотность бывает 5-5,5 единиц. Откуда в воздухе азотная кислота?

        Ответ учеников: Она получается из оксидов азота, растворенных  в атмосферной влаге.

Учитель: Из каких химических элементов образуются оксиды азота и кислота?

        Ответ учеников: Из кислорода и азота – оксиды; а из водорода, кислорода и азота – азотная кислота.

Учитель:  Правильно. Следовательно, как будет сформулирована тема нашего урока?

 Ответ учеников:  «Кислородные соединения азота»

(Слайд: Тема урока).

Учитель: Нам предстоит рассмотреть проблему получения азотной кислоты из ее оксидов.

(Слайд: Проблемный вопрос)

Как вы думаете, какие цели и задачи можно сформулировать по этой проблеме? О чем мы будем говорить? Что нам необходимо знать об этих веществах?

(Слайд: Цели и задачи)

        Предполагаемые  ответы учеников: Какие бывают оксиды азота, как они получаются? Где они применяются? Каковы свойства азотной кислоты? Где ее применяют?

(Напечатать на слайд)

II.   Основная часть урока.

Учитель: Ребята, на эти вопросы вам предстоит найти ответы. Приступим к основной работе. Проходите к компьютерам. На работу по первому этапу  - Оксиды азота  вам дается 10 минут. По окончании этого времени вам предстоит составить кластер «Оксиды азота».

Рассмотрите строение молекул оксидов и их свойства.

(Программа «1 С: Репетитор. Химия»)

        (Ученики находят Таблицу «Оксиды азота», включают видеоролики «Растворение NO в воде», «Получение N2O», «Получение  NO2»,  читают в тексте о применении оксидов азота). Комментируют свои схемы- кластеры.

        Гимнастика для глаз «Моргание» под приятную музыку.

        

Учитель: Теперь составляем кластер «Оксиды азота» на маркерной доске. (Работа по группам).

        На втором этапе вам предстоит  познакомиться со строением молекулы азотной кислоты, ее свойствами и составить в своих тетрадях схему - фишбоун «Свойства азотной кислоты». На компакт диске найдите соответствующие химические опыты. Также познакомьтесь с применением азотной кислоты и свойствами солей-нитратов.  

        Продемонстрируйте свои схемы и расскажите, что вы узнали о свойствах азотной кислоты.

        

III.  Закрепление материала.

Учитель: Теперь давайте вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока. Как получается азотная кислота? Из каких оксидов? Что происходит в почве, водоемах, куда попали кислотные осадки?

                                         

     

Беседа по вопросам

        Какими путями попадает атмосферный азот в почву, водоемы, организмы?

        Хорошо или плохо, когда в почве есть нитраты?

        Какие организмы усваивают атмосферный азот? (Ризобиум, азотобактер)

(Слайд: Клубеньковые бактерии)

        К каким последствиям ведет загрязнение природной среды?

(Слайд: Кислотные осадки)

        

        Учитель:  (Слайд: Природа -  2   с музыкальным оформлением).        

        

        Много миллионов лет происходит перемещение молекул азота из атмосферы в почву  и водоемы, в организмы микробов, растений, животных  и снова в почву или в другие организмы, и снова в водоемы или в атмосферу. Так благодаря химическим реакциям происходит один из важнейших круговоротов на планете – круговорот азота.  

        IV. Рефлексия. Выполнили ли мы цели и задачи урока?

        Что вы узнали о кислородных соединениях азота? Какие вопросы показались вам трудными?

V. Домашнее задание.

        Параграф № 27, Задача 7, придумайте цепочку превращений и запишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно из азота или аммиака получить азотную кислоту.

Индивидуально для тех учеников, которым было сложно, составьте кроссворд»Соединенияазота».

        VI.  Итог урока. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислородные соединения азота. Азотная кислота

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"...

Кислородные соединения азота

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота" по учебно-методическому комплексу О.С.Габриеляна. Работа ставит целью рассмотреть окислительно-соединительные свойства ионов азот...

Урок химии "Кислородные соединения азота"

Урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.; рассматриваются оксиды азота, азотная кислота и ее соли....

Кислородные соединения азота

Урок химии в 9 классе "Кислородные соединения азота"...

Кислородные соединения азота

Презентация о соединениях азота....