Урок химии "Вoда в жизни"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
I. Многоо Урок хими в 8 классе сопровождается презентацией , на уроке представлен итог исследовательской работы "Влияние артезианской , водопроводной , серебрянной ,кремниевой и талой воды на проростание и массу растений" , урок насыщен яркими авторскими таблицами "Память воды" . Учитель в течении урока применял элементы диффериенцированного контроля , самостоятельной работы по составлению учащимися опорного конспекта .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_voda.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические цели: формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений.
Развивающие цели: формировать обще учебные умения и навыки, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль, творческие - в прочтении стихов, работа с учебным текстом.
Воспитательные цели: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную исполнительскую деятельность, сообразительность, наблюдательность, увлеченность экспериментом, развитие нравственно – эстетических качеств при описании природных явлений, связанных с водой, посредством эмоционального воздействия через музыку, чтение стихов, изготовление изделий декоративно прикладного характера.
Оборудования и реактивы: мультимедийный проектор, стакан с водой, черный ящик
Эксперимент: за три недели до урока заложить пять экспериментальных полиэтиленовых стаканчиков или цветочных горшков с двумя головками репчатого лука в каждом.
Условия проведения эксперимента: в одинаковых условиях освещения, осуществлять полив через день 2 столовыми ложками воды, каждый стаканчик:
Горшок №1- артезианской водой, №2- талой водопроводной водой ,
№3- серебряной водой, №4 - кремниевой водой, №5- магнитной водой
Музыкальное оформление:
Заставка из программы «Что ? Где? Когда?» (муз. фон №1)
«Живи ,Родник, живи» (С.Беликов), (муз. фон №2)
«Звуки природы» (шум моря) (муз. фон №3)
«Звуки природы» (шум ручья) (муз. фон №4)
«Happy New Year!» (муз. фон №5)
Ход урока:
Учитель: Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости!
(муз. фон №1)
Лаборант вносит черный ящик, а учитель говорит: «Китайский философ Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом» (стакан с водой )
Учитель : Эпиграфом к уроку пусть будут слова – (<Приложение 1>слайд №1)
…Твоим милосердием снова отворяются иссякшие . родники сердца.
Ты – величайшее в мире богатство…
( Антуан де Сент-Экзюпери)
I. Многообразие воды
Учитель: Леонардо да Винчи сказал: « Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» и главная мысль сегодня на уроке вода в жизни и об этом красиво сказано в стихах ( муз.фон №2)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И все это только вода
Высокие брызги вздымая
Бушует морская вода
И топит, как будто играя
Большие морские суда
И в кружево, будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности только – вода.
Учитель: О воде говорят, что она бывает живой и мертвой, легкой и тяжелой, целебной и минеральной. Она может быстро бежать( <Рисунок 1> «Горная река»),тихо струиться (<Рисунок 2> « Морской штиль»), реветь водопадом (<Рисунок 3> «Ниагарский водопад»), молчать айсбергом(<Рисунок 4> «Айсберг»), дымить гейзером (<Рисунок 5>) и блистать капелькой росы (<Рисунок 6>), завораживать и вдохновлять, грозить девятым валом (<Рисунок 7> репродукция Айвазовского «Девятый вал») и весело плескаться (<Рисунок 8> «Летний дождь»). О ней сложены былины и песни , ее уважают и почитают, без нее невозможна жизнь.(Выкл.музыку)
Учитель: В течение 1 мин. Запишите I урока «Многообразие воды» , о готовности сигнальте зеленым «симофором»
II. Роль воды на Земле.
(<Приложение 1>слайд №2) Учитель: Аристотель включил воду в число 4 основных начал природы, не будет ее - погаснет жизнь на земле. Какова же ее роль?
Ребята вам дано было задание найти информацию о роли воды для Земли, приготовьтесь давать комментарии
Р 1.Колыбельная жизни
О 2.Среда обитания большинства живых существ
Л 3. Среда протекания всех биохимических реакций
Ь
В 4. Основная пища растений: Н2О + СО2 = О2 + органические в-ва
О 5.Важнейший преобразователь неживой природы( скалы почва)
Д 6. Главный растворитель неживой природы(соли Мирового океана)
Ы
Н
А
З 7.Участник практически всех химических реакций на земле
Е 8. Мощный источник энергии
М 9. Важнейший регулятор климата на земле
Л
Е
Вывод : «Вода важна для жизни планеты Земля»
III. Вода и человеческий организм
А какова роль воды для человека?
Учитель: Человеческий организм это фабрика воды ,
При нормальных условиях организм нормального человека находится в состоянии водного равновесия, кол-во потребляемой воды равно кол-ву выделяемой, нарушение этого равновесия вызывает в организме тяжелые последствия:
- При потере воды от 500мл до 1л- жажда
- От 2-2.5 л – потеря сознания
- 14-15л – летальный исход
Каков же процент содержания воды в нашем организме (<Приложение 1>слайд №3)Расскажет Пастика А.
«Содержание воды в организме человека»
Органы в организме человека | Содержание в % |
Головной мозг белое вещество | 70% |
Серое в-во | 83% |
Спиной мозг | 75% |
Почки | 82% |
Сердце | 79% |
Легкие | 79% |
Мышцы | 75% |
Кожа | 72% |
Печень | 70% |
Скелет | 46% |
Зубная эмаль | 0,2 % |
Стекл. Тело глаза | 99% |
Слюна | 99,4% |
Желудочный сок | 99,5% |
Плазма крови | 92% |
Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%
В организме 5л крови из них 3,5 приходится на плазму. Кровь человека по элементарному составу близка к морской воде (<Приложение 1>слайд №4)
Раствор | Элементы % (от общей массы ) | ||||
Cl2 | Na | O2 | K | Ca | |
Вода океана | 55 | 30,6 | 5,6 | 1,1 | 1,2 |
Кровь человека | 50 | 30 | 9,9 | 1,8 | 0,8 |
Вывод: каждый человек- носитель следов морского происхождения. Доказательством этого служит то, что при обезвоживании или потере крови вводят физиологический раствор 0,85% р-р NaCl . Вода – необходимое условие для существования и функционирования систем органов.
Вода создает благоприятную атмосферу для релаксации (физкультминутка (муз.фон №3)
IV. Вода в жизни растений
Учитель: А как себя вода ведет по отношению к растениям, мы узнаем из исследовательской работы экспериментатора Чекан А.
Ученик: Целью моего исследования было выяснить ,как биологически активная вода действует на растения, а именно на рост, всхожесть и массу. За две недели до урока я заложил опытную площадку из 5 пластиковых стаканчиков в которые я посадил по 3 луковицы (на случай если погибнет одна или две). И поливал их через день двумя ложками биологических вод. Все горшки находились в равных световых условиях(<Приложение 1>слайд №5):
Горшок №1- поливал водопроводной водой
№2- талой водопроводной водой(<Приложение 2>)
№3- серебряной водой(<Приложение 2>)
№4 - кремниевой водой(<Приложение 2>)
№5- магнитной водой(<Приложение 2>)
После проведения исследовательского эксперимента, измерив длину пера линейкой , массу пера лука на электронных весах(<Приложение 1>слайд №6) , данные были внесены в сводную таблицу(<Приложение 1>слайд №7).
Виды активной воды | Длина пера(см) | Масса пера(г) | Всхожесть | |
№1 | Артезианская вода | 22 | 24 | первая |
№2 | Талая вода | 3 | 3 | четвертая |
№3 | Серебряная вода | 6,5 | 9,5 | третья |
№4 | Кремниевая вода | 18 | 20 | вторая |
№5 | Магнитная вода | 18 | 19 | вторая |
Вывод: По-разному влияют биологические воды на всхожесть, рост и массу растения. Кремниевая. магнитная и артезианская воды оказывают влияние на ускоренную всхожесть растений, лучше помогают усваивать питательные вещества почвы. Талая вода многократно усиливает целебные свойства растения, а серебряная вода создает условия для развития растения т.к. губит микроорганизмы почвы нежелательные для роста растения.
V. «Эмоции» и память воды.
Учитель: Мы говорим о воде, как о необходимом веществе в нашей с вами жизни, а ведь она обладает памятью, она может реагировать на происходящее вокруг, кристаллизуясь либо в правильные кристаллы, либо формироваться в бесформенные кристаллы. Кристаллы замерзшей воды, над которыми читались христианские, мусульманские и буддистские молитвы имеют правильную форму, различных конфигураций.
Кристаллы воды из разных источников <Рисунки 9-12>
Положительное влияние на воду <Рисунки 13-15>
Отрицательное влияние на воду <Рисунки 16-18>
Вопрос: Если вода носитель информации, то почему за миллионы лет существования Земли эта память не переполнилась и не дала сбоев?
Ответ: Потому что океанская вода способна стирать память, в том числе и негативную. Это происходит при переходе из одного агрегатного состояния в другое.
А это одно из физических свойств воды.
VI.Физические свойства воды.
Учитель: .А какими именно физическими свойствами обладает вода вы узнаете, прочитав §7.2 (учебик Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева), ответив на вопросы. Самостоятельная работа по физическим свойствам(письменно)
Учитель: Впишите недостающие данные в схему и вклейте в конспект о готовности сигнализируйте симофорами ( учащимся предложены схемы с вопросами ,ответы к которым они самостоятельно ищут в тексте параграфа)
to плавления-00 C
to кипения-1000 C
ρ0 H2O =1г/см3
ρ0 льда =0,92г/см3
теплопроводность =4,2 Дж\г ∙
электропроводность – плохая
растворимость – хорошая
агрегатное состояние-газ, жидкость, ТВ.
цвет - Ц
запах - З
вкус – В
Учитель: Ребята вам хорошо известны 3 агрегатных состояния воды и вы легко решите кроссворд, отгадав загадки о воде.(Разгадывание кроссворда) С остальными свойствами воды и строением молекулы, познакомитесь на следующем уроке . а сейчас небольшой экскурс в мир информации о воде . который назвали назвали «Одной строкой о воде» (муз.фон №4)
«Одной строкой о воде»
- Первый закон в России об охране вод был написан Петром I, им открыта в 1718 г. первая водолечебница - Олонецкие марциальные воды.
- Трехдневный человеческий зародыш содержит столько же воды, сколько медуза, - 97 %, трехмесячный - 91 %, а новорожденный - 80 %.
- В пустыне Сахара от восхода солнца до заката человек испаряет 12 л воды.
- За 60 лет жизни человека сердце сокращается более 2 млрд. раз, перекачивает 150 000 кубических метров крови - целое озеро глубиной 2 м и в поперечнике около 300 м.
- В зеленом листе без воды не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
- Вода - «вечный двигатель», она осуществляет движение живой и неживой природы, регулирует температуру и определяет климатические пояса.
- В России к концу XVIII в. было 3000 мануфактур, использующих энергию воды рек.
- Если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км.
- Если бы инопланетяне когда-либо посетили нашу планету, скорее всего, они назвали бы ее планета Вода, т.к. это вещество в твердом и жидком состоянии покрывает 3/4 поверхности Земли.
Учитель: Все нуждаются в воде. А для чего мы ее используем? (<Приложение 1>слайд №8)Вода необходима для охлаждения компрессоров, для дробления пород и руд , при добыче золота, для крашения ткани, мыловарения, для вращения турбин на гидроэлектростанциях, для коммунальных нужд. В больших городах в сутки человек расходует около 300л воды, а это очень много, неэкономно.
Ученик читает: «В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает ,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить»
Учитель: Накануне новогодних праздников желаю вам здоровья ,любви и благодарности родных, успехов в учебе, всего самого доброго, так как именно эти слова произнесенные на разных языках мира позволяют воде кристаллизоваться в самые прекрасные звезды-снежинки! Снежинки у каждого на парте (муз. фон №5) (<Приложение 1>слайд №10)
Учитель: Изобразите на снежинке ваше настроение после урока
Д/з 1.Посчитать сколько молекул воды в одном стакане. Стакан 200мл=200г, §7.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.
Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...
Конспект урока - соревнования по природоведению.Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле".5 класс.
Предлагаю конспект урока....
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на СФГОС ОО....
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...
Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "
Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...