Урок химии "Вoда в жизни"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Якименко Светлана Ивановна

 

I. Многоо Урок хими в 8 классе  сопровождается  презентацией , на уроке представлен итог исследовательской работы  "Влияние артезианской , водопроводной , серебрянной ,кремниевой и талой воды на проростание и массу растений" ,  урок насыщен яркими авторскими таблицами  "Память воды" . Учитель в течении урока применял  элементы диффериенцированного  контроля , самостоятельной работы по составлению учащимися опорного конспекта .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voda.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические цели: формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений.

Развивающие цели: формировать обще учебные  умения и навыки, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль, творческие - в прочтении стихов, работа с учебным текстом.

Воспитательные цели: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную исполнительскую деятельность, сообразительность, наблюдательность, увлеченность экспериментом, развитие нравственно – эстетических качеств при описании природных явлений, связанных с водой, посредством  эмоционального воздействия через музыку, чтение стихов, изготовление изделий декоративно прикладного характера.

Оборудования и реактивы: мультимедийный проектор, стакан с водой, черный ящик

Эксперимент: за три недели до урока заложить пять экспериментальных полиэтиленовых стаканчиков или цветочных горшков с двумя головками репчатого лука в каждом.

Условия проведения эксперимента: в одинаковых условиях освещения, осуществлять полив через день 2 столовыми ложками воды, каждый стаканчик:

Горшок №1- артезианской водой,  №2- талой водопроводной водой ,  

 №3- серебряной водой, №4 - кремниевой водой, №5- магнитной водой

Музыкальное  оформление:

Заставка из программы «Что ? Где? Когда?» (муз. фон №1)

«Живи ,Родник, живи» (С.Беликов), (муз. фон №2)

«Звуки природы» (шум моря) (муз. фон №3)

«Звуки природы» (шум ручья) (муз. фон №4)

«Happy New Year!» (муз. фон №5)

                                                    Ход урока:

Учитель: Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости!

 (муз. фон №1)

Лаборант вносит черный ящик, а  учитель говорит: «Китайский философ  Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом» (стакан с водой )

Учитель : Эпиграфом к уроку пусть будут слова – (<Приложение  1>слайд №1)

                                                    …Твоим милосердием снова отворяются иссякшие                                                  .                                                       родники сердца.

                                           Ты – величайшее в мире богатство…

                                                                                   ( Антуан де Сент-Экзюпери)

I. Многообразие воды

Учитель: Леонардо да Винчи сказал: « Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» и главная мысль сегодня на уроке вода в жизни и об этом красиво сказано в стихах ( муз.фон №2)                            

                             Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струя водопада и брызги фонтана

И все это только вода

Высокие брызги вздымая

Бушует морская вода

И топит, как будто играя

Большие морские суда

И в кружево, будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою  это,

А в сущности только – вода.

Учитель: О воде говорят, что она бывает живой и мертвой, легкой  и тяжелой, целебной  и минеральной. Она может быстро бежать( <Рисунок 1> «Горная река»),тихо струиться (<Рисунок 2>      « Морской штиль»), реветь водопадом (<Рисунок 3> «Ниагарский водопад»), молчать айсбергом(<Рисунок 4> «Айсберг»), дымить гейзером (<Рисунок 5>) и блистать капелькой росы (<Рисунок 6>), завораживать и вдохновлять, грозить девятым валом (<Рисунок 7> репродукция Айвазовского «Девятый вал») и весело плескаться (<Рисунок 8> «Летний дождь»). О ней сложены былины и песни , ее уважают и почитают, без нее невозможна жизнь.(Выкл.музыку)

Учитель: В течение 1 мин. Запишите I урока «Многообразие воды» , о готовности сигнальте зеленым «симофором»

II. Роль воды на Земле.

(<Приложение  1>слайд №2) Учитель: Аристотель включил воду в число 4 основных начал природы, не будет ее - погаснет жизнь на земле. Какова же ее роль?

Ребята вам дано было задание найти информацию о роли воды для Земли, приготовьтесь давать комментарии

Р            1.Колыбельная жизни

О           2.Среда обитания большинства живых существ

Л              3. Среда протекания всех биохимических реакций

Ь

В             4. Основная пища растений: Н2О + СО2 = О2 + органические в-ва

О            5.Важнейший преобразователь неживой природы( скалы     почва)

Д           6. Главный растворитель неживой природы(соли Мирового океана)      

Ы          

Н          

А

З            7.Участник практически всех химических реакций на земле  

Е            8. Мощный источник энергии

М           9. Важнейший регулятор климата на земле

Л

Е

Вывод : «Вода важна для жизни планеты Земля»

III. Вода и человеческий организм

А какова роль воды для человека?

Учитель: Человеческий организм это фабрика воды ,

При нормальных условиях организм нормального человека находится в состоянии водного равновесия, кол-во потребляемой воды равно кол-ву выделяемой, нарушение этого равновесия вызывает в организме тяжелые последствия:

  1. При потере воды от 500мл до 1л- жажда
  2. От 2-2.5 л – потеря сознания
  3. 14-15л – летальный исход

Каков же процент содержания воды в нашем организме  (<Приложение  1>слайд №3)Расскажет Пастика А.

              «Содержание воды в организме человека»

Органы в организме человека

Содержание в %

           Головной мозг белое вещество

               70%

           Серое в-во

               83%

           Спиной мозг

               75%

           Почки

               82%

           Сердце

               79%

           Легкие

               79%

           Мышцы

               75%

           Кожа

               72%

           Печень

               70%

           Скелет

               46%

           Зубная эмаль

               0,2 %

           Стекл. Тело глаза

               99%

           Слюна

               99,4%

           Желудочный сок

               99,5%

           Плазма крови

               92%

Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%

 В организме 5л крови из них 3,5 приходится на плазму. Кровь человека по элементарному составу близка к морской  воде (<Приложение  1>слайд №4)

     

         Раствор

Элементы % (от общей массы )

      Cl2

      Na

     O2

       K

     Ca

Вода океана

      55

    30,6

     5,6

     1,1

     1,2

Кровь человека

      50

    30

     9,9

     1,8

     0,8

Вывод:  каждый человек- носитель следов морского происхождения. Доказательством этого  служит то, что при обезвоживании или потере крови вводят физиологический раствор 0,85%  р-р NaCl . Вода – необходимое условие для существования и функционирования систем органов.

Вода создает благоприятную атмосферу для релаксации (физкультминутка (муз.фон №3)

IV. Вода в жизни растений

Учитель: А как себя вода ведет по отношению к растениям, мы узнаем из исследовательской работы экспериментатора Чекан А.

Ученик: Целью моего исследования было выяснить ,как биологически активная вода действует на растения, а именно на рост, всхожесть и массу. За две недели до урока я заложил опытную площадку из 5 пластиковых стаканчиков в которые я посадил по 3 луковицы (на случай если погибнет одна или две). И поливал их через день двумя ложками биологических вод. Все горшки находились в равных световых условиях(<Приложение  1>слайд №5):

Горшок  №1- поливал водопроводной водой

                            №2- талой водопроводной водой(<Приложение  2>)

                           №3- серебряной водой(<Приложение  2>)

               №4 - кремниевой водой(<Приложение  2>)

                              №5- магнитной водой(<Приложение  2>)

После проведения исследовательского эксперимента, измерив длину пера линейкой , массу пера лука на электронных весах(<Приложение  1>слайд №6) , данные были внесены в сводную таблицу(<Приложение  1>слайд №7).

Виды активной воды

Длина пера(см)

Масса пера(г)

Всхожесть

№1

Артезианская вода

22

24

первая

№2

Талая вода

3

3

четвертая

№3

Серебряная вода

6,5

9,5

третья

№4

Кремниевая вода

18

20

вторая      

№5

Магнитная вода

18

19

вторая

Вывод: По-разному влияют биологические воды на всхожесть, рост и массу растения. Кремниевая.  магнитная  и артезианская воды оказывают влияние на ускоренную всхожесть  растений, лучше помогают усваивать питательные вещества почвы. Талая вода многократно усиливает целебные свойства растения, а серебряная вода создает условия для развития растения т.к. губит микроорганизмы почвы нежелательные для роста растения.

V. «Эмоции»  и  память  воды.

Учитель: Мы говорим о воде, как о необходимом веществе в нашей с вами жизни, а ведь она обладает памятью, она может реагировать на происходящее вокруг, кристаллизуясь  либо в правильные кристаллы, либо формироваться в бесформенные кристаллы. Кристаллы замерзшей воды, над которыми читались христианские, мусульманские  и буддистские молитвы имеют правильную форму, различных конфигураций.

 

Кристаллы воды из разных источников  <Рисунки 9-12>

  Положительное влияние на воду  <Рисунки 13-15>

Отрицательное влияние на воду  <Рисунки 16-18>

Вопрос: Если вода носитель информации, то почему за миллионы лет существования Земли эта память не переполнилась и не дала сбоев?

Ответ: Потому что океанская вода способна стирать память, в том числе и негативную. Это  происходит при переходе из одного агрегатного состояния  в другое.

А это одно из физических свойств воды.

VI.Физические свойства воды.

Учитель: .А какими именно физическими свойствами обладает вода вы узнаете, прочитав §7.2 (учебик Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева), ответив на вопросы. Самостоятельная работа по физическим свойствам(письменно)

Учитель: Впишите недостающие данные в схему и вклейте в конспект о готовности сигнализируйте симофорами ( учащимся предложены схемы с вопросами ,ответы к которым они самостоятельно ищут  в тексте параграфа)

to плавления-00 C

to кипения-1000 C

 ρ0 H2O =1г/см3

ρ0 льда =0,92г/см3

теплопроводность =4,2 Дж\г ∙

электропроводность – плохая

растворимость – хорошая

агрегатное состояние-газ, жидкость, ТВ.

цвет - Ц

запах - З

вкус – В

Учитель: Ребята вам хорошо известны 3 агрегатных состояния воды и вы легко решите кроссворд, отгадав загадки о воде.(Разгадывание кроссворда)  С остальными свойствами воды и строением молекулы, познакомитесь на следующем уроке . а сейчас небольшой экскурс в мир информации о воде . который назвали назвали «Одной строкой о воде» (муз.фон №4)

                                       «Одной строкой о воде»

  1. Первый закон в России об охране вод был написан Петром I, им открыта в 1718 г. первая водолечебница - Олонецкие марциальные воды.

  1. Трехдневный человеческий зародыш содержит столько же воды, сколько медуза, - 97 %, трехмесячный - 91 %, а новорожденный - 80 %.
  2. В пустыне Сахара от восхода солнца до заката человек испаряет 12 л воды.
  3. За 60 лет жизни человека сердце сокращается более 2 млрд. раз, перекачивает 150 000 кубических метров крови - целое озеро глубиной 2 м и в поперечнике около 300 м.
  4. В зеленом листе без воды не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
  5. Вода - «вечный двигатель», она осуществляет движение живой и неживой природы, регулирует температуру и определяет климатические пояса.
  6. В России к концу XVIII в. было 3000 мануфактур, использующих энергию воды рек.
  7. Если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км.
  8.  Если бы инопланетяне когда-либо посетили нашу планету, скорее всего, они назвали бы ее планета Вода, т.к. это вещество в твердом и жидком состоянии покрывает 3/4 поверхности Земли.

Учитель: Все нуждаются в воде. А для чего мы ее используем? (<Приложение  1>слайд №8)Вода  необходима для охлаждения компрессоров, для дробления пород и руд , при добыче золота, для крашения ткани, мыловарения, для вращения турбин на гидроэлектростанциях, для коммунальных нужд. В больших городах в сутки человек расходует около 300л воды, а это очень много, неэкономно.

Ученик читает: «В луже, в море, в океане

                           И в водопроводном кране

                           Как сосулька замерзает,

                           В дом туманом заползает ,

                           На плите у нас кипит,

 Паром чайника шипит,

 Растворяет сахар в чае,

 Мы ее не замечаем,

               Мы привыкли, что вода –

 Наша спутница всегда.

 Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться.

 Смею я вам доложить,

 Без воды нам не прожить»

Учитель: Накануне новогодних праздников желаю вам здоровья ,любви и  благодарности родных, успехов в учебе, всего самого доброго, так как именно эти слова произнесенные на разных языках мира позволяют воде кристаллизоваться в самые прекрасные звезды-снежинки! Снежинки у каждого на парте (муз. фон №5) (<Приложение  1>слайд №10)

Учитель: Изобразите на снежинке ваше настроение после урока

Д/з  1.Посчитать сколько молекул воды в одном стакане. Стакан 200мл=200г, §7.2

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.

Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....