Урок химии "Серная кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Современный урок химии в 9 классе с использованием элементов технологии: проектной деятельности, исследовательской работы, мультимедийного эксперимента, технологии синквейн, творческой работы учащихся( сказка ИЗО в реальном времени) . На уроке используются авторские самодельные таблицы "Индикаторы", "Применение серной кислоты". Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sernaya_kislota.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие цели : познакомить учащихся с веществом H2SO4 ee свойствами и правилами т/б при работе с ней, наблюдать за ходом эксперимента.
Дидактические цели: сформировать понятия о серной кислоте, как о веществе в химической промышленности, расширить представление о применении.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях, умениях, развитие творческих навыков, эстетических качеств.
Оборудования и реактивы: компьютер с дисками, халат, очки, перчатки, ткань, сахарная пудра, свеча, лучина, листок бумаги, KMn04, H20, HCI, K2C03, KCI, Na2So4, 3 пронумерованные пробирки, AgN03, H2S04(pacтвop), Ca, CuO, Ca(OH)2 ВаС12, штатив с пробирками.
Девиз урока : (слайд №1) «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса...»
(Ф.Тютчев)
Ход урока;
Учитель: И вот перед вами одно из чудес (слайд №2) Задает вопрос классу: «Как вы думаете что это водоем? Считается, что кратер вулкана Малый Семячик, образовался около 400 лет назад в результате мощного взрыва с последующим обрушениями. Существуют предположения, что кислотное озеро возникло сравнительно недавно в результате извержения. Сегодня Малый Семячик - одно из чудес камчатской природы, и тот, кто сумел достичь его подножия, просто обязан подняться на кромку кратера. Зрелище, которое открывается глазам, незабываемо: двухсотметровый провал кратера, дымящееся зеленое озеро, буйство красок на внутренних стенках, а в ясную ветреную погоду можно спуститься в кратер. Можно постоять на аспидно-черном пляже, любуясь изумрудным, ядовитым прибоем и смерчеподобными "джиннами", поднимающимися над поверхностью озера. Вот такую характеристику дают экскурсоводы озеру из серной кислоты, которое является чудом Камчатки.»
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с открытием серной кислоты, ее химическими
свойствами, правилами т/б и применением ее. (вывесить на доску «H2SO4») (в руках держу колбу с кислотой и ставлю в центр стола, читая стихотворение)
Я растворю любой металл,
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой
Слыву я «главной кислотой»
1.Учитель: о происхождении серной кислоты нам расскажет архивариус.
Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Серную кислоту называли (слайд №3)
a) Купоросным маслом
b) Серным маслом
А. Либавий в 1595году установил тождественность обоих веществ и назвал их серной кислотой
(фото Либавия)
Учитель (обращается в класс): Ребята! Путеводителем и помощником на уроке будет путевой лист прошу ее использовать, а также сигнальные симофоры. Зеленый цвет-готовность.
2. И как всегда при изучении веществ мы говорим о строении молекулы.
Запишите молекулярную, структурную формулу серной кислоты, а также вычислите ее молярную массу. О готовности просигнальте симофором.
Вызвать к доске ученика, чтобы записал структурную формулу.
Нужна нам везде и всегда сильнейшая серная кислота,
И я рассказать вам хочу о ней, хоть много у меня и других идей.
: Свойства серной кислоты будут вам сейчас даны,
Их вы помните всегда- не забудьте никогда.
Строение молекулы серной кислоты.
Учитель: Как называются свойства, характеризующие внешние признаки вещества 3.(физические)
В параграфе 19.4 найдите информацию о физических свойствах и запишите ее в путевой лист согласно пунктам( о готовности просигнальте симофором) . Обязательно попросить зачитать написанное
Влетает свиток от Гарри Поттера ( зачитываю, а дети отвечают на вопрос что такое электролит)
Ответив на вопрос Гарри Поттера мы подошли к изучению химических свойств серной кислоты
4. Химические свойства кислоты
Учитель: Какова основность серной кислоты?
Ученик: Двухосновная кислота.
Учитель: Сколько ступеней диссоциации можно наблюдать?
Ученик: Двухступенчатая( запишите в путевом листе диссоциацию серной кислоты о готовности сигнальте симофорами ) Вызвать к доске
Учитель: Известно что окраска индикаторов изменяется в зависимости отжиедетности среды.
Есть кислоты разные со свойствами разнообразными,
Но их вех объединяет водорода катион,
Кислую среду раствора обуславливает он.( обратить внимание на запись на доске)
Учитель: Известно что окраска индикаторов (вывесить таблицу индикаторов) изменяется в зависимости от среды.
Угадайте о каком из них идет речь в стихотворении:
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.
Ученик: Метилоранж (на доске цветная таблица индикаторов): фенолфталеин, лакмус,
метилоранж.
(Слайд №4)
Д.И. Менделеев говорил: «Опыт - это единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории.»
Учитель: Но прежде, чем мы перейдем к лабораторным опытам, проведем физккульт минутку по технике безопасности в кабинете химии (Бурдюжа Марина и Бурдюжа Саша проводят физкультминутку)
Учитель: Разбавленная серная кислота проявляет свойства, характерные для многих кислот
Свойство №1- реакция с металлами (вывесить на доску фразу «С металлами»)
(Слайд №5)- опыт
Как и любая другая кислота
C металлами водорода реагирует она,
В результате водород замещается,
И окислителем в этой реакции является.
Учитель: Запишите реакцию в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)
Опыт №2 Учитель: Следующим свойством являются реакции с оксидами металлов. (вывесить на доску фразу «С оксидами металлов»)
Если взять оксид металла с кислотой,
To реакция пройдет сама собой
При этом металла сульфат и вода
Образуется всегда.
Учитель: Запишите реакцию в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)
Опыт №3 Учитель: Следующим свойством являются реакции с основаниями (вывесить на доску фразу «С основаниями»)
Основание и кислота- два непримиримых врага,
А Сразу вступают в реакцию
Название которой- нейтрализация.
В любую погоду получаем сульфат и воду.
Учитель: Запишите реакцию в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)
Опыт №4 Учитель: Следующим свойством являются реакции с основаниями (вывесить на доску фразу «С солями»)
Реагирует с солями кислота;
На вопрос ответим: «ДА»
Но условия реакции
Здесь должны бы выполняться:
Газ вода или осадок
И с реакцией порядок.
Учитель: Запишите реакцию в молекулярном, полном ионом и сокращенном ионном виде в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)
Сделать акцент на качественной реакции
Комментарий учителя:
Здесь вы видите ребята,
Что S04 анион
Держит бария катион,
Это не просто демонстрация
Это качественная реакция.
И подводя итог изучению свойств серной кислоты давайте повторим.
(повторить свойства №1-4)
5.Свойства концентрированной серной кислоты.
Учитель: Наибольший интерес вызывает концентрированная серная кислота.Она обладает специфическими свойствами характерными только для нее.(демомстрация.рис1>124) Комментарий учителя: Н2504(конц.) это физиологически активное вещество, яд относящийся VII группе хранения.
Учитель: При работе с концентрированной серной кислотой очень важно уделять внимание технике безопасности, особенно при растворении ее в воде
Опыт№5 Растворение H2S04(k.) в воде (Слайд №6)
Учитель: при работе (серной кислотой хорошо подходят слова (слайд №7)Козьмы Пруткова: «Всегда держись начеку»
Н2S04(конц.) это особое вещество опасное, доказательством этого являются химические реакции
Известно во всем мире,
Что концентрированная серная кислота
Опасна коварна и сильна:
Органические соединения обугливает она.
(Слайд №8) (опыт обугливания сахарной пудры и бумаги)
Записать на доске реакцию обугливания сахара
Учитель: (классу) Мы увидели насколько угрожающе себя ведет H2S04 (конц.), а если она попадет на кожу руки или лица, какую медицинскую помощь необходимо оказать. (демонстрация аптечки):
Вызвать ученика для оказания первой помощи
1% -ный NaHC03 , стерильнбый бинт, белый стрептоцид, порошок магнезия.
Совет: Соблюдайте правила т/б при работе с серной кислотой
6.Применение. .
Учитель: Очень долго серная кислота не находила применения, но как только началось ее , использование кислоту возвеличили. Одеть корону на колбу с серной кислотой
О применении серной кислоты расскажет Пастика А.(сообщение по таблице «Применение серной кислоты»)
Вывод: Действительно можно сказать, что серная кислота-хлеб химической промышленности. Но серной кислоты есть и негативная сторона, о ней расскажет Чубакова А.
Ввиде кислотных дождей, которые формируются из сернистого и серного ангидридов она разрушает металлические конструкции, мы часто наблюдаем за «ожогами» на листьях деревьев. В больших городах из-за предприятий химической промышленности высокая загазованность, что снижает видимость на автомобильных участках дороги, делая их аварийно опасными.
Учитель: В режиме опережающего обучения, изучив некоторые свойства серной кислоты сегодня Любушкина Даша представит вое художественно-литературное творчество сказка о серной кислоте она и обобщит На мальберте выстраивается история о серной кислоте
Учитель: А сейчас самостоятельно в должны пройтись по химическому лабиринту. Он построен по типу альтернативных тестов, которые вас ожидают при подготовке к ЕГЭ(Выполняют сам. Работу) Сдают
Д\з выучить конспект,§19.4читать, записать электронный баланс всех окислительно восстановительных реакций урока, составить синквейн слову кислота.
Учитель: У вас на партах лежат снежинки, пожалуйста, в сердцевину их вставьте значки
(слайд №9)
Под фон. Happy New Year
Учитель говорит :С наступающими новым годом, и пусть этот белый лист заполнятся снежинками вашего настроения от нашего урока (ребята наклеивают снежинки ,внутри смайлики ,на белый ватман)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."
Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....
презентация к уроку "Нуклеиновые кислоты"
В данной презентации дается понятие об азотсодержащих гетероциклах и азотистых основаниях и на этой основе рассматривается строение ДНК и РНК....
Разработка урока "Серная кислота"
Урок разработан средствами проблемной технологии....
Урок "Нуклеиновые кислоты"
Урок в 10 классе "Нуклиновые кислоты"...
Разработка урока 8класса "Кислоты"
Тема урока: «Кислоты»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучения и первичног...
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
план-конспект урока Тема урок: Азотная кислота
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.Задачи: учащиеся должны уметь запи...