Урок химии "Серная кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Якименко Светлана Ивановна

Современный урок химии в 9 классе с использованием  элементов технологии: проектной деятельности, исследовательской работы, мультимедийного эксперимента, технологии синквейн, творческой работы учащихся( сказка  ИЗО в реальном времени) . На уроке  используются авторские  самодельные таблицы  "Индикаторы", "Применение серной кислоты". Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sernaya_kislota.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие цели : познакомить учащихся с веществом H2SO4 ee свойствами и правилами т/б при работе с ней, наблюдать за ходом эксперимента.

Дидактические цели: сформировать понятия о серной кислоте, как о веществе в химической промышленности, расширить представление о применении.

Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях, умениях, развитие творческих навыков, эстетических качеств.

Оборудования и реактивы: компьютер с дисками, халат, очки, перчатки, ткань, сахарная пудра, свеча, лучина, листок бумаги, KMn04, H20, HCI, K2C03, KCI, Na2So4, 3 пронумерованные пробирки, AgN03, H2S04(pacтвop), Ca, CuO, Ca(OH)2 ВаС12, штатив с пробирками.

   

Девиз урока : (слайд №1) «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса...»

(Ф.Тютчев)  

                                                   Ход урока;                 

Учитель: И вот перед вами одно из чудес (слайд №2) Задает вопрос классу: «Как вы думаете что это водоем? Считается, что кратер вулкана Малый Семячик, образовался около 400 лет назад в результате мощного взрыва с последующим обрушениями. Существуют предположения, что кислотное озеро возникло сравнительно недавно в результате извержения. Сегодня Малый Семячик - одно из чудес камчатской природы, и тот, кто сумел достичь его подножия, просто обязан подняться на кромку кратера. Зрелище, которое открывается глазам, незабываемо: двухсотметровый провал кратера, дымящееся зеленое озеро, буйство красок на внутренних стенках, а в ясную ветреную погоду можно спуститься в кратер. Можно постоять на аспидно-черном пляже, любуясь изумрудным, ядовитым прибоем и смерчеподобными "джиннами", поднимающимися над поверхностью озера. Вот такую характеристику дают экскурсоводы озеру из серной кислоты, которое является чудом Камчатки.»

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь  с открытием серной кислоты, ее химическими

свойствами, правилами т/б и применением ее. (вывесить на доску «H2SO4») (в руках держу колбу с кислотой и ставлю в центр стола, читая стихотворение)

Я растворю любой металл,

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой

 Слыву я «главной кислотой»  

1.Учитель: о происхождении серной кислоты нам расскажет архивариус.

Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Серную кислоту называли (слайд №3)       

a)   Купоросным маслом

b)   Серным маслом

А. Либавий в 1595году установил тождественность обоих веществ и назвал их серной кислотой

(фото Либавия)                    

Учитель (обращается в класс): Ребята! Путеводителем и помощником на уроке будет путевой лист прошу ее использовать, а также сигнальные  симофоры. Зеленый цвет-готовность.

2. И  как всегда при изучении веществ мы говорим о строении молекулы.

Запишите молекулярную, структурную формулу серной кислоты, а также вычислите ее молярную массу. О готовности просигнальте симофором.

Вызвать к доске ученика, чтобы записал структурную формулу.

Нужна нам везде и всегда сильнейшая серная кислота,  

 И я рассказать вам хочу о ней, хоть много у меня и других идей.  

 : Свойства серной кислоты будут вам сейчас даны,

 Их вы помните всегда- не забудьте никогда.

Строение молекулы серной кислоты.  

Учитель: Как называются свойства, характеризующие внешние признаки вещества 3.(физические)

В параграфе 19.4 найдите информацию о физических свойствах и запишите ее в путевой лист согласно пунктам( о готовности просигнальте симофором) . Обязательно попросить зачитать  написанное

Влетает свиток от Гарри Поттера ( зачитываю, а дети отвечают на вопрос что такое электролит)

Ответив на вопрос Гарри Поттера мы подошли к изучению химических свойств серной кислоты

 4. Химические свойства кислоты

Учитель: Какова основность серной кислоты?

Ученик: Двухосновная кислота.

Учитель: Сколько ступеней диссоциации можно наблюдать?

Ученик: Двухступенчатая( запишите в путевом листе диссоциацию серной кислоты о готовности сигнальте симофорами ) Вызвать к доске

Учитель: Известно что окраска индикаторов изменяется в зависимости отжиедетности среды.

Есть кислоты разные со свойствами разнообразными,

Но их вех объединяет водорода катион,

Кислую среду раствора обуславливает он.( обратить внимание на запись на доске)

Учитель: Известно что окраска индикаторов (вывесить таблицу индикаторов) изменяется в зависимости от среды.

Угадайте о каком из них идет речь в стихотворении:

От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

И я бросаюсь в воду без оглядки,

Чтоб не могла заесть меня среда.

Ученик: Метилоранж (на доске цветная таблица индикаторов): фенолфталеин, лакмус,

метилоранж.

(Слайд №4) 

Д.И. Менделеев говорил: «Опыт - это единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории.»  

Учитель: Но прежде, чем мы перейдем к лабораторным опытам, проведем физккульт минутку по технике безопасности в кабинете химии (Бурдюжа Марина  и Бурдюжа Саша проводят физкультминутку)

Учитель: Разбавленная серная кислота проявляет свойства, характерные для многих кислот

Свойство №1- реакция с металлами (вывесить на доску фразу «С металлами»)

(Слайд №5)- опыт

Как и любая другая кислота

C металлами водорода реагирует она,    

В результате водород замещается,

И окислителем в этой реакции является.

Учитель: Запишите реакцию в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)

Опыт №2 Учитель: Следующим свойством являются реакции с оксидами металлов. (вывесить на доску фразу «С оксидами металлов»)

Если взять оксид металла с кислотой,            

To реакция пройдет сама собой

При этом металла сульфат и вода

Образуется всегда.

Учитель: Запишите реакцию в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)

Опыт №3 Учитель: Следующим свойством являются реакции с основаниями (вывесить на доску фразу «С основаниями»)

Основание и кислота- два непримиримых врага,                                  

А Сразу вступают в реакцию

Название которой- нейтрализация.

В любую погоду получаем сульфат и воду.

Учитель: Запишите реакцию в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)

   

Опыт №4 Учитель: Следующим свойством являются реакции с основаниями (вывесить на доску фразу  «С солями»)

Реагирует с солями кислота;            

На вопрос ответим: «ДА»      

Но условия реакции                      

Здесь должны бы выполняться:    

Газ вода или осадок                  

И с реакцией порядок.

Учитель: Запишите реакцию в молекулярном, полном ионом и сокращенном ионном виде в путевом листе о готовности сигнальте симофором.(реакцию записывают на доске)

 Сделать акцент на качественной реакции

Комментарий учителя:

Здесь вы видите ребята,

Что S04 анион

Держит бария катион,

Это не просто демонстрация

Это качественная реакция.

И подводя итог изучению свойств серной кислоты давайте повторим.

(повторить свойства  №1-4)

5.Свойства концентрированной серной кислоты.

Учитель: Наибольший интерес вызывает концентрированная серная кислота.Она обладает специфическими свойствами характерными только для нее.(демомстрация.рис1>124) Комментарий учителя: Н2504(конц.) это физиологически активное вещество, яд относящийся VII группе хранения.

Учитель: При работе с концентрированной серной кислотой очень важно уделять внимание технике безопасности, особенно при растворении ее в воде 

Опыт№5 Растворение H2S04(k.) в воде (Слайд №6)

Учитель: при работе (серной кислотой хорошо подходят слова (слайд №7)Козьмы Пруткова: «Всегда держись начеку»

Н2S04(конц.) это особое вещество опасное, доказательством этого являются химические реакции

Известно во всем мире,

Что концентрированная серная кислота

Опасна коварна и сильна:

Органические соединения обугливает она.

(Слайд №8) (опыт обугливания сахарной пудры и бумаги)

 Записать на доске реакцию обугливания сахара

Учитель: (классу) Мы увидели насколько угрожающе себя ведет H2S04 (конц.), а если она попадет  на кожу руки или лица, какую медицинскую помощь необходимо оказать. (демонстрация аптечки): 

 Вызвать ученика для оказания первой помощи

1% -ный NaHC03 , стерильнбый бинт, белый стрептоцид, порошок магнезия.   

Совет: Соблюдайте правила т/б при работе с серной кислотой

6.Применение.                  .                                                                  

Учитель: Очень долго серная кислота не находила применения, но как только началось ее ,  использование кислоту возвеличили. Одеть корону на колбу с серной кислотой

О применении серной кислоты расскажет Пастика А.(сообщение по таблице «Применение серной кислоты»)

Вывод: Действительно можно сказать, что серная кислота-хлеб химической промышленности. Но серной кислоты есть и негативная сторона, о ней расскажет Чубакова А.

Ввиде кислотных дождей, которые формируются из сернистого и серного ангидридов она разрушает металлические конструкции, мы часто наблюдаем  за «ожогами» на листьях деревьев. В больших городах из-за предприятий химической  промышленности высокая загазованность, что снижает видимость на автомобильных участках дороги, делая их аварийно опасными.

Учитель: В режиме опережающего обучения, изучив некоторые свойства серной кислоты сегодня Любушкина Даша представит вое художественно-литературное творчество сказка о серной кислоте она и обобщит На мальберте выстраивается история о серной кислоте

Учитель: А сейчас самостоятельно в должны пройтись по химическому лабиринту. Он построен по типу альтернативных тестов, которые вас ожидают при подготовке к ЕГЭ(Выполняют сам. Работу) Сдают

Д\з выучить конспект,§19.4читать, записать электронный баланс всех окислительно восстановительных реакций урока, составить синквейн слову кислота.

Учитель: У вас на партах лежат снежинки, пожалуйста, в сердцевину их вставьте значки

 (слайд №9)

Под фон. Happy New Year

Учитель говорит :С наступающими новым годом, и пусть этот белый лист заполнятся снежинками вашего настроения от нашего урока (ребята наклеивают снежинки ,внутри смайлики ,на белый ватман)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

презентация к уроку "Нуклеиновые кислоты"

В данной презентации дается понятие об азотсодержащих гетероциклах и азотистых основаниях и на этой основе рассматривается строение ДНК и РНК....

Разработка урока "Серная кислота"

Урок разработан средствами проблемной технологии....

Урок "Нуклеиновые кислоты"

Урок в 10 классе "Нуклиновые кислоты"...

Разработка урока 8класса "Кислоты"

Тема урока: «Кислоты»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучения и первичног...

план-конспект урока Тема урок: Азотная кислота

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодей­ствия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.Задачи: учащиеся должны уметь запи...