Урок "Нуклеиновые кислоты"
материал по биологии (10 класс) по теме

Урок в 10 классе "Нуклиновые кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nukleinovye_kisloty.docx48.96 КБ
Файл urok_dnk_i_rnk.pptx688.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Нуклеиновые кислоты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать знания учащихся о структуре и функциях нуклеиновых кислот,

Задачи урока:

предметные:

  1. сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
  2. раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.

метапредметные:

  1. развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
  2. развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
  3. развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Личностные:

  1. воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.
  2. воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Оборудование: модель ДНК, проектор, ноутбук, конструктор – пазлы.

Проведение урока

1 этап. Оргмомент.

2 этап. Изучение нового материала.

СЛАЙД

Я хочу спросить, какие биополимеры вам известны? (Углеводы, белки). Сегодня мы познакомимся еще с природные высокомолекулярные органические соединения, не менее важными, чем белки и углеводы. Они обеспечивают хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. Что же это за полимеры? Стр. 28. По щелчку (Нуклеиновые кислоты).

Я думаю, что многие из вас слышали о расшифровке генома человека. У нас в России эта программа существует с 1989 г. Работая над этой программой, ученые преследовали цель – прочесть книгу жизни, т.е. раскрыть всю наследственную информацию человека, ставили и ставят чисто практические задачи. Прежде всего, это относится к наследственным болезням, которые являются тяжелым бременем для человеческого общества. Информация об исследованиях и новых открытиях генетиков звучит с экранов телевизоров, встречается на полосах газет. И не может современный человек, не интересоваться, не задумываться над вопросами наследственности. Сейчас совершенно невозможно оставаться в стороне от обилия информации.

И сегодня на уроке мы с вами только прикоснемся к тайне основы наследственности.

Итак, тема нашего урока Нуклеиновые кислоты. Запись в тетради.

СЛАЙД Учитель: Нуклеиновые кислоты были открыты в 1869 г. швейцарским врачом Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях, протистах, грибах и вирусах. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой.

В природе существуют нуклеиновые кислоты двух типов – какие? (ДНК и РНК).

Нуклеиновые кислоты – биополимеры - полинуклеотиды, которые состоят из отдельных НУКЛЕОТИДОВ.

По схеме дайте определение, что такое нуклеотид? Нуклеотид - химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты.

СЛАЙД У каждого из вас есть таблица, которую в течении урока вам нужно заполнить. Работа с таблицей  Итак, заполним графу в таблице Сходства кислот. В чем же сходства ДНК и РНК?

Признаки 

ДНК

РНК

СХОДСТВА 

 

РАЗЛИЧИЯ: 

1) Сахар 

 

 

2) Азотистые основания 

  

 

3) Структура 

 

 

4) Местонахождение

    в клетке    

 

 

5) Биологические функции

 

   

Учитель: А сейчас рассмотрим  в чем же их отличие.

2. ДНК . Какие ученые  впервые открыли структуру ДНК? После ответа ученика.

СЛАЙД Структуру ДНК  впервые установили амер. биолог Джеймс Уотсон и англ. физик Френсис Крик  в 1953 году. За свое открытие они получили Нобелевскую премию.

ПОКАЗ МОДЕЛИ. ДНК – биологический полимер, состоящий из двух полинуклеотидных цепей, соединенных друг с другом.  

какой углевод? На доске. ОТВЕТ УЧЕНИКОВ  

какие азотистые основания входят в его состав? На доске

Азотистое основание

Нуклеотид

 

Аденин

Гуанин

Цитозин

Тимин

Адениловый

Гуаниловый

Цитидиловый

тимидиловый

Учитель. Итак, назвать схему строения нуклеотида ДНК. ОТВЕТ УЧЕНИКОВ.

СЛАЙД  В каждой цепи нуклеотиды соединяются между собой ковалентными связями: дезоксирибоза одного нуклеотида соединяется с остатком фосфорной кислоты последующего нуклеотида. Две цепи объединяются в единую молекулу водородными связями, возникающими между азотистыми основаниями, входящими в состав нуклеотидов, образующих разные цепи. При чем Т=А  двойной водородной связью, а  Ц=Г – тройной. Т.о сахаро–фосфатные группировки нуклеотидов находятся снаружи, а азотистые основания внутри. 

Каждая цепь ДНК имеет определенную ориентацию. Один конец несет гидроксильную группу (- ОН), присоединенную к 3'-углероду в сахаре дезоксирибозе, на другом конце цепи находится остаток фосфорной кислоты в 5'-положении сахара. Цепи ДНК антипараллельны.

УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о строении  Т и Ц, А и Г. (размеры и форма)

НА доске. А и Г – пуриновые основания, Т и Ц – пиримидиновые. В одной паре пуриновое и пиримидиновое основание.

В двойной спирали ДНК азотистые основания  соединены комплементарно. Посмотрите на слайд и сделайте свое предположение. В помощь учебник стр. 50.

Учитель: Что значит комплементарно? (пары нуклеотидов А и Т, Г и Ц строго соответствуют друг другу).    

В таблицу. Записать определение комплементарность. СЛАЙД

Учитель:  СЛАЙД в 1950  году Чаргафф сформулировал  правило комплементарности. СЛАЙД (А+Т)+(Г+Ц)=100%  сумма комплементарных оснований  равна 100%

Чаргафф установил, что  суммарное количество пуриновых азотистых оснований равно суммарному количеству пиримидиновых азотистых оснований (А+Г=Ц+Т). 

         

Запись в таблице. Правило Чаргоффа.

СЛАЙД Решим задачу: в тетради В молекуле ДНК аденинов  20% от общего числа азотистых оснований. Определить количество других азотистых оснований в данной молекуле.

Дано: А – 20%                                                        

Найти: Т-?, Г-?, Ц-?

 Решение: 

Щелчок 1)Исходя из  правила  Чаргоффа  вычисляем  тимина.

А = Т одинаковое количество и равно 20%.

Щелчок 2) По принципу комплементарности  (А+Т)+(Г+Ц)=100%   

Щелчок  Г+Ц=100% - (20+20)= 60%, тогда Ц = 60%:2=30%.

Щелчок Ответ: А = Т= 40%, Г+Ц=60%.

Учитель: Молекула ДНК обладает уникальной способностью к удвоению – репликации.

Запись в таблицу:

Репликация процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности.

СЛАЙД  Под влиянием ферментов водородные связи между азотистыми основаниями рвутся и молекула «расплетается». Две цепи расходятся и вдоль каждой образуются новые, согласно принципу комплементарности. В результате из одной молекулы ДНК получаются две абсолютно идентичные, только дочерние состоят из одной старой цепи и одной новой.

Собрать из пазла дочернюю цепочку ДНК по материнской. СЛАЙД, проверка СЛАЙД.

Учитель. СЛАЙД Диаметр спирали ДНК – 2 нм, длина 1 витка спирали – 3,4 нм,        Сколько нуклеотидов содержит 1 виток? После ответа учеников – щелчок (каждый виток содержит 10 пар нуклеотидов). Расчитайте какое расстояние между соседними парами нуклеотидов? После ответа учеников – щелчок  (0, 34 нм). 

СЛАЙД 

Благодаря своей спиральной структуре молекулы ДНК компактны. 1 хромосома – 1 ДНК. Если бы размотать всю ДНК, содержащуюся в ядре клетки млекопитающего, мы получили бы нить длинной – 2 метра.

Запись в таблицу  

Работа с учебником

Учитель. В каких органоидах  эукариотических клетках находится ДНК? И какую важную функцию выполняет?  См. стр. 50. (в ядре, митохондриях и пластидах.  В митохондриях и пластидах она кольцевой формы,  ДНК  выполняет функцию хранения наследственной информации и передача ее из поколения в поколение ).

Скажите, а структура ДНК индивидуальна?

Подведем итог: что характерно для ДНК? СЛАЙД 

Физминутка для глаз

СЛАЙД  РНК – рибонуклеиновая кислота. Учитель: Какое строение имеет РНК?

РНК в отличие от ДНК является одноцепочечной,  немного короче, размеры меньше. Но в отличие от ДНК сахар – рибоза.    на доске.

Учитель: Работа уч-ся с учебником. Какие азотистые основания содержит РНК? На доске.

Из каких частей состоит нуклеотид РНК?

Работа в таблице:

Виды РНК. Запишите где образуются.

а)  рибосомная РНК (р-РНК) состоит из петель и вилок, в комплексе с белками образует рибосомы, на  которых происходит синтез белка. Образуются в ядрышках. СЛАЙД

СЛАЙД б) транспортная РНК (т-РНК)  молекулы самые короткие состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка – рибосомам. Имеет вид клеверного листа. Есть два активных участка: акцепторный - 3 штрих конец, к которому присоединяется аминокислота получил название «Посадочная площадка» и антикодон на верхушке клеверного листа – для считывания информации с и-РНК. Все происходит комплементарно.  Находятся в цитоплазме. Образуется в ядре на ДНК. 

СЛАЙД в) информационная РНК (и-РНК) самая длинная, несет информацию о первичной структуре белка. Синтезируется в ядре. Образуется в результате процесса транскрипции – переписывание информации с одной из цепей ДНК.

    ВЫВОД: Все виды РНК синтезируются на ДНК, которая служит матрицей.

Задание в тетради: составить цепь РНК по матрице одной цепи ДНК: СЛАЙД.

Заполните графы в таблице самостоятельно – местонахождение в клетке и функции.

(РНК находится в ядре, в цитоплазме, в пластидах, митохондриях, рибосомах).

(Функция РНК переносит информацию о последовательности аминокислот в белках и участвует в синтезе белков).

Учитель: Посмотрите в свои таблицы и дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК.

Признаки

ДНК

РНК

СХОДСТВА

 Полинуклеотиды, мономеры которых имеют общий план строения.

РАЗЛИЧИЯ:

1) Сахар

дезоксирибоза

рибоза

2) Азотистые основания

     аденин - тимин,

    цитозин - гуанин

     аденин – урацил,  

    цитозин – гуанин

3) Структура

 двойная спираль

одноцепочечная молекула, меньших размеров.

4) Местонахождение

    в клетке  

 ядро, митохондрии и хлоропласты

 цитоплазма, рибосомы, ядро, митохондрии, пластиды.

5) Биологические функции

 хранение наследственной информации и передача ее из поколения в поколение

   участие в матричном биосинтезе белка на рибосоме, т.е. реализация наследственной информации

СЛАЙД по щелчку . Суждения.

Учитель. Сейчас вы увидите ролик, и сделаете ответите на вопрос «Какую жизненную функцию выполняет ДНК для всех живых организмов?

СЛАЙД ролик

СЛАЙД ВЫВОД: Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития.

Рефлексия Что вам больше всего запомнилось из новой темы? С каким настроением вы пойдете с урока? СЛАЙД

Д/З.§ 12.  Решить задачи. С.53.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нуклеиновые кислоты Цель урока: сформировать знания о структуре и функциях нуклеиновых кислот.

Слайд 2

Вехи истории Нуклеиновые кислоты были открыты в 1869 г. швейцарским врачом Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях, протистах, грибах и вирусах. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой.

Слайд 3

Признаки ДНК РНК СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар 2) Азотистые основания 3) Структура 4) Местонахождение в клетке 5) Биологические функции

Слайд 4

1953 Фрэнсис Крик Джеймс Уотсон Открыта структура ДНК Дата рождения молекулярной биологии Нобелевская премия 1962

Слайд 6

Комплементарность – строгое соответствие пар нуклеотидов А и Т, Г и Ц. Комплементарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком»

Слайд 7

1950 Правила Чаргаффа Эрвин Чаргафф

Слайд 8

Правила Чаргаффа (А+Т)+(Г+Ц)=100% Чаргафф установил, что суммарное количество пуриновых азотистых оснований равно суммарному количеству пиримидиновых азотистых оснований

Слайд 9

Решим задачу: В молекуле ДНК аденинов 20% от общего числа азотистых оснований. Определить количество других азотистых оснований в данной молекуле. Дано : А – 20% Найти : Т-?, Г-?, Ц-? Решение: 1)Исходя из правила Чаргоффа вычисляем тимина . А = Т одинаковое количество и равно 20%. 2) По принципу комплементарности (А+Т)+(Г+Ц)=100% Г+Ц=100% - (20+20)= 60%, тогда Ц = 60%:2=30%. Ответ: А =20%, Т= 20%, Г=30% , Ц=30%.

Слайд 10

Репликация ДНК – процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности

Слайд 11

Задания на закрепление 1. Постройте дочернюю цепочку ДНК, следуя принципу комплементарности .

Слайд 12

Проверь себя – правильные ответы Структура участка двух цепей ДНК: А – Ц – Г – Т Т – Г – Ц – А

Слайд 13

2 нм 3.4 нм 1 виток – 10 нуклеиновых пар. На одну н.п. приходится 0.34 нм

Слайд 15

Рибонуклеиновая кислота (РНК)

Слайд 16

Рибосомальные РНК Рибосомальные РНК синтезируются в основном в ядрышке и составляют примерно 85-90% всех РНК клетки.

Слайд 17

Транспортные РНК Есть два активных участка: акцепторный - 3 штрих конец, к которому присоединяется аминокислота получил название «Посадочная площадка» и антикодон на верхушке клеверного листа – для считывания информации с и-РНК. Все происходит комплементарно.

Слайд 18

и-РНК и-РНК, являясь копией с определенного участка молекулы ДНК, содержит информацию о первичной структуре одного белка. Синтезируются в ядре.

Слайд 19

Задание на закрепление Следуя принципу комплементарности , построй участок молекулы иРНК по участку одной цепи ДНК. Проверь себя :

Слайд 20

Проверка правильности заполнения таблицы Признаки ДНК РНК СХОДСТВА Полинуклеотиды , мономеры которых имеют общий план строения. РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар дезоксирибоза рибоза 2) Азотистые основания аденин - тимин , цитозин - гуанин аденин – урацил , цитозин – гуанин 3) Структура двойная спираль одноцепочечная молекула 4) Местонахождение в клетке ядро, митохондрии и хлоропласты цитоплазма, рибосомы митохондрии и хлоропласты 5) Биологические функции хранение наследственной информации и передача ее из поколения в поколение реализация наследственной информации

Слайд 21

Утверждения правильные или неправильные ? 1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин. - 2) Цепочки ДНК соединены водородными связями. + 3) р-РНК находятся в ядре. - 4) в ДНК нет азотистого основания урацил. + 5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым -

Слайд 23

ВЫВОД: з начение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Они обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству.

Слайд 25

Д/З. § 12. Решить задачи. с .53.

Слайд 26

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....