Урок "Нуклеиновые кислоты"
материал по биологии (10 класс) по теме
Урок в 10 классе "Нуклиновые кислоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nukleinovye_kisloty.docx | 48.96 КБ |
urok_dnk_i_rnk.pptx | 688.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нуклеиновые кислоты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать знания учащихся о структуре и функциях нуклеиновых кислот,
Задачи урока:
предметные:
- сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
- раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.
метапредметные:
- развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
- развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
- развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Личностные:
- воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.
- воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Оборудование: модель ДНК, проектор, ноутбук, конструктор – пазлы.
Проведение урока
1 этап. Оргмомент.
2 этап. Изучение нового материала.
СЛАЙД
Я хочу спросить, какие биополимеры вам известны? (Углеводы, белки). Сегодня мы познакомимся еще с природные высокомолекулярные органические соединения, не менее важными, чем белки и углеводы. Они обеспечивают хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. Что же это за полимеры? Стр. 28. По щелчку (Нуклеиновые кислоты).
Я думаю, что многие из вас слышали о расшифровке генома человека. У нас в России эта программа существует с 1989 г. Работая над этой программой, ученые преследовали цель – прочесть книгу жизни, т.е. раскрыть всю наследственную информацию человека, ставили и ставят чисто практические задачи. Прежде всего, это относится к наследственным болезням, которые являются тяжелым бременем для человеческого общества. Информация об исследованиях и новых открытиях генетиков звучит с экранов телевизоров, встречается на полосах газет. И не может современный человек, не интересоваться, не задумываться над вопросами наследственности. Сейчас совершенно невозможно оставаться в стороне от обилия информации.
И сегодня на уроке мы с вами только прикоснемся к тайне основы наследственности.
Итак, тема нашего урока Нуклеиновые кислоты. Запись в тетради.
СЛАЙД Учитель: Нуклеиновые кислоты были открыты в 1869 г. швейцарским врачом Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях, протистах, грибах и вирусах. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой.
В природе существуют нуклеиновые кислоты двух типов – какие? (ДНК и РНК).
Нуклеиновые кислоты – биополимеры - полинуклеотиды, которые состоят из отдельных НУКЛЕОТИДОВ.
По схеме дайте определение, что такое нуклеотид? Нуклеотид - химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты.
СЛАЙД У каждого из вас есть таблица, которую в течении урока вам нужно заполнить. Работа с таблицей Итак, заполним графу в таблице Сходства кислот. В чем же сходства ДНК и РНК?
Признаки | ДНК | РНК |
СХОДСТВА |
| |
РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар |
|
|
2) Азотистые основания |
|
|
3) Структура |
|
|
4) Местонахождение в клетке |
|
|
5) Биологические функции |
|
|
Учитель: А сейчас рассмотрим в чем же их отличие.
2. ДНК . Какие ученые впервые открыли структуру ДНК? После ответа ученика.
СЛАЙД Структуру ДНК впервые установили амер. биолог Джеймс Уотсон и англ. физик Френсис Крик в 1953 году. За свое открытие они получили Нобелевскую премию.
ПОКАЗ МОДЕЛИ. ДНК – биологический полимер, состоящий из двух полинуклеотидных цепей, соединенных друг с другом.
какой углевод? На доске. ОТВЕТ УЧЕНИКОВ
какие азотистые основания входят в его состав? На доске
Азотистое основание | Нуклеотид
|
Аденин Гуанин Цитозин Тимин | Адениловый Гуаниловый Цитидиловый тимидиловый |
Учитель. Итак, назвать схему строения нуклеотида ДНК. ОТВЕТ УЧЕНИКОВ.
СЛАЙД В каждой цепи нуклеотиды соединяются между собой ковалентными связями: дезоксирибоза одного нуклеотида соединяется с остатком фосфорной кислоты последующего нуклеотида. Две цепи объединяются в единую молекулу водородными связями, возникающими между азотистыми основаниями, входящими в состав нуклеотидов, образующих разные цепи. При чем Т=А двойной водородной связью, а Ц=Г – тройной. Т.о сахаро–фосфатные группировки нуклеотидов находятся снаружи, а азотистые основания внутри.
Каждая цепь ДНК имеет определенную ориентацию. Один конец несет гидроксильную группу (- ОН), присоединенную к 3'-углероду в сахаре дезоксирибозе, на другом конце цепи находится остаток фосфорной кислоты в 5'-положении сахара. Цепи ДНК антипараллельны.
УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о строении Т и Ц, А и Г. (размеры и форма)
НА доске. А и Г – пуриновые основания, Т и Ц – пиримидиновые. В одной паре пуриновое и пиримидиновое основание.
В двойной спирали ДНК азотистые основания соединены комплементарно. Посмотрите на слайд и сделайте свое предположение. В помощь учебник стр. 50.
Учитель: Что значит комплементарно? (пары нуклеотидов А и Т, Г и Ц строго соответствуют друг другу).
В таблицу. Записать определение комплементарность. СЛАЙД
Учитель: СЛАЙД в 1950 году Чаргафф сформулировал правило комплементарности. СЛАЙД (А+Т)+(Г+Ц)=100% сумма комплементарных оснований равна 100%
Чаргафф установил, что суммарное количество пуриновых азотистых оснований равно суммарному количеству пиримидиновых азотистых оснований (А+Г=Ц+Т).
Запись в таблице. Правило Чаргоффа.
СЛАЙД Решим задачу: в тетради В молекуле ДНК аденинов 20% от общего числа азотистых оснований. Определить количество других азотистых оснований в данной молекуле.
Дано: А – 20%
Найти: Т-?, Г-?, Ц-?
Решение:
Щелчок 1)Исходя из правила Чаргоффа вычисляем тимина.
А = Т одинаковое количество и равно 20%.
Щелчок 2) По принципу комплементарности (А+Т)+(Г+Ц)=100%
Щелчок Г+Ц=100% - (20+20)= 60%, тогда Ц = 60%:2=30%.
Щелчок Ответ: А = Т= 40%, Г+Ц=60%.
Учитель: Молекула ДНК обладает уникальной способностью к удвоению – репликации.
Запись в таблицу:
Репликация – процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности.
СЛАЙД Под влиянием ферментов водородные связи между азотистыми основаниями рвутся и молекула «расплетается». Две цепи расходятся и вдоль каждой образуются новые, согласно принципу комплементарности. В результате из одной молекулы ДНК получаются две абсолютно идентичные, только дочерние состоят из одной старой цепи и одной новой.
Собрать из пазла дочернюю цепочку ДНК по материнской. СЛАЙД, проверка СЛАЙД.
Учитель. СЛАЙД Диаметр спирали ДНК – 2 нм, длина 1 витка спирали – 3,4 нм, Сколько нуклеотидов содержит 1 виток? После ответа учеников – щелчок (каждый виток содержит 10 пар нуклеотидов). Расчитайте какое расстояние между соседними парами нуклеотидов? После ответа учеников – щелчок (0, 34 нм).
СЛАЙД
Благодаря своей спиральной структуре молекулы ДНК компактны. 1 хромосома – 1 ДНК. Если бы размотать всю ДНК, содержащуюся в ядре клетки млекопитающего, мы получили бы нить длинной – 2 метра.
Запись в таблицу
Работа с учебником
Учитель. В каких органоидах эукариотических клетках находится ДНК? И какую важную функцию выполняет? См. стр. 50. (в ядре, митохондриях и пластидах. В митохондриях и пластидах она кольцевой формы, ДНК выполняет функцию хранения наследственной информации и передача ее из поколения в поколение ).
Скажите, а структура ДНК индивидуальна?
Подведем итог: что характерно для ДНК? СЛАЙД
Физминутка для глаз
СЛАЙД РНК – рибонуклеиновая кислота. Учитель: Какое строение имеет РНК?
РНК в отличие от ДНК является одноцепочечной, немного короче, размеры меньше. Но в отличие от ДНК сахар – рибоза. на доске.
Учитель: Работа уч-ся с учебником. Какие азотистые основания содержит РНК? На доске.
Из каких частей состоит нуклеотид РНК?
Работа в таблице:
Виды РНК. Запишите где образуются.
а) рибосомная РНК (р-РНК) состоит из петель и вилок, в комплексе с белками образует рибосомы, на которых происходит синтез белка. Образуются в ядрышках. СЛАЙД
СЛАЙД б) транспортная РНК (т-РНК) молекулы самые короткие состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка – рибосомам. Имеет вид клеверного листа. Есть два активных участка: акцепторный - 3 штрих конец, к которому присоединяется аминокислота получил название «Посадочная площадка» и антикодон на верхушке клеверного листа – для считывания информации с и-РНК. Все происходит комплементарно. Находятся в цитоплазме. Образуется в ядре на ДНК.
СЛАЙД в) информационная РНК (и-РНК) самая длинная, несет информацию о первичной структуре белка. Синтезируется в ядре. Образуется в результате процесса транскрипции – переписывание информации с одной из цепей ДНК.
ВЫВОД: Все виды РНК синтезируются на ДНК, которая служит матрицей.
Задание в тетради: составить цепь РНК по матрице одной цепи ДНК: СЛАЙД.
Заполните графы в таблице самостоятельно – местонахождение в клетке и функции.
(РНК находится в ядре, в цитоплазме, в пластидах, митохондриях, рибосомах).
(Функция РНК переносит информацию о последовательности аминокислот в белках и участвует в синтезе белков).
Учитель: Посмотрите в свои таблицы и дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК.
Признаки | ДНК | РНК | |
СХОДСТВА | Полинуклеотиды, мономеры которых имеют общий план строения. | ||
РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар | дезоксирибоза | рибоза | |
2) Азотистые основания | аденин - тимин, цитозин - гуанин | аденин – урацил, цитозин – гуанин | |
3) Структура | двойная спираль | одноцепочечная молекула, меньших размеров. | |
4) Местонахождение в клетке | ядро, митохондрии и хлоропласты | цитоплазма, рибосомы, ядро, митохондрии, пластиды. | |
5) Биологические функции | хранение наследственной информации и передача ее из поколения в поколение | участие в матричном биосинтезе белка на рибосоме, т.е. реализация наследственной информации |
СЛАЙД по щелчку . Суждения.
Учитель. Сейчас вы увидите ролик, и сделаете ответите на вопрос «Какую жизненную функцию выполняет ДНК для всех живых организмов?
СЛАЙД ролик
СЛАЙД ВЫВОД: Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития.
Рефлексия Что вам больше всего запомнилось из новой темы? С каким настроением вы пойдете с урока? СЛАЙД
Д/З.§ 12. Решить задачи. С.53.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вехи истории Нуклеиновые кислоты были открыты в 1869 г. швейцарским врачом Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях, протистах, грибах и вирусах. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой.
Признаки ДНК РНК СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар 2) Азотистые основания 3) Структура 4) Местонахождение в клетке 5) Биологические функции
1953 Фрэнсис Крик Джеймс Уотсон Открыта структура ДНК Дата рождения молекулярной биологии Нобелевская премия 1962
Комплементарность – строгое соответствие пар нуклеотидов А и Т, Г и Ц. Комплементарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком»
1950 Правила Чаргаффа Эрвин Чаргафф
Правила Чаргаффа (А+Т)+(Г+Ц)=100% Чаргафф установил, что суммарное количество пуриновых азотистых оснований равно суммарному количеству пиримидиновых азотистых оснований
Решим задачу: В молекуле ДНК аденинов 20% от общего числа азотистых оснований. Определить количество других азотистых оснований в данной молекуле. Дано : А – 20% Найти : Т-?, Г-?, Ц-? Решение: 1)Исходя из правила Чаргоффа вычисляем тимина . А = Т одинаковое количество и равно 20%. 2) По принципу комплементарности (А+Т)+(Г+Ц)=100% Г+Ц=100% - (20+20)= 60%, тогда Ц = 60%:2=30%. Ответ: А =20%, Т= 20%, Г=30% , Ц=30%.
Репликация ДНК – процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности
Задания на закрепление 1. Постройте дочернюю цепочку ДНК, следуя принципу комплементарности .
Проверь себя – правильные ответы Структура участка двух цепей ДНК: А – Ц – Г – Т Т – Г – Ц – А
2 нм 3.4 нм 1 виток – 10 нуклеиновых пар. На одну н.п. приходится 0.34 нм
Рибонуклеиновая кислота (РНК)
Рибосомальные РНК Рибосомальные РНК синтезируются в основном в ядрышке и составляют примерно 85-90% всех РНК клетки.
Транспортные РНК Есть два активных участка: акцепторный - 3 штрих конец, к которому присоединяется аминокислота получил название «Посадочная площадка» и антикодон на верхушке клеверного листа – для считывания информации с и-РНК. Все происходит комплементарно.
и-РНК и-РНК, являясь копией с определенного участка молекулы ДНК, содержит информацию о первичной структуре одного белка. Синтезируются в ядре.
Задание на закрепление Следуя принципу комплементарности , построй участок молекулы иРНК по участку одной цепи ДНК. Проверь себя :
Проверка правильности заполнения таблицы Признаки ДНК РНК СХОДСТВА Полинуклеотиды , мономеры которых имеют общий план строения. РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар дезоксирибоза рибоза 2) Азотистые основания аденин - тимин , цитозин - гуанин аденин – урацил , цитозин – гуанин 3) Структура двойная спираль одноцепочечная молекула 4) Местонахождение в клетке ядро, митохондрии и хлоропласты цитоплазма, рибосомы митохондрии и хлоропласты 5) Биологические функции хранение наследственной информации и передача ее из поколения в поколение реализация наследственной информации
Утверждения правильные или неправильные ? 1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин. - 2) Цепочки ДНК соединены водородными связями. + 3) р-РНК находятся в ядре. - 4) в ДНК нет азотистого основания урацил. + 5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым -
ВЫВОД: з начение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Они обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству.
Д/З. § 12. Решить задачи. с .53.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."
Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Кислоты. Свойства кислот.
Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....