Аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме
Урок химии в 10 классе, при планировании на 1 час в неделю. Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 10 классе "Аминокислоты, белки, ДНК, РНК" | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аминокислоты - это производные кислот, у которых атом водорода в радикале замещен на аминогруппу
Изомерия аминокислот Изомерия углеродного скелета Изомерия положения функциональных групп ? ?
Амфотерные свойства аминокислот Амино rpy пп a проявляет основный, а карбонильная - кислотный характер. Со щелочами аминокислоты реагируют как кислоты, а с кислотами - как основания, т. е. проявляют амфотерные свойства
Реакции поликонденсации Функциональная группа пептидов называется пептидной группой .
Белки (полипептиды) биополимеры, построенные из остатков -аминокислот , соединенных пептидными связями. Белки
Макромолекулы белков имеют строго упорядоченное химическое и пространственное строение, исключительно важное для проявления ими определенных биологических свойств
Выделяют 4 уровня структурной организации белков: первичная вторичная третичная четвертичная
Первичная структура – определенный набор и последовательность -аминокислотных остатков в полипептидной цепи
Вторичная структура – конформация полипептидной цепи, закрепленная множеством водородных связей между группами N–H и С=О.Одна из моделей вторичной структуры – -спираль
Третичная структура форма закрученной спирали в пространстве, образованная главным образом за счет дисульфидных мостиков -S-S-, водородных связей, гидрофобных и ионных взаимодействий
Четвертичная структура агрегаты нескольких белковых макромолекул (белковые комплексы), образованные за счет взаимодействия разных полипептидных цепей
Строительная Белки участвуют в образовании всех мембран и органоидов клетки. белок кератин
Каталитическая В каждой клетке имеются сотни ферментов. Они помогают осуществлять биохимические реакции, действуя как катализаторы
Транспортная Белки связывают и переносят различные вещества и внутри клетки, и по всему организму. Например, г е м о г л о б и н крови переносит кислород .
Регуляторная Белки гормоны регулируют различные физиологические процессы. Например, инсулин регулирует уровень углеводов в крови.
Защитная Например, фибриноген и протромбин обеспечивают свертываемость крови Антитела блокируют чужеродные белки Предохраняют организм от вторжения чужеродных организмов и от повреждений
Сократительная Белки - участвуют в сокращении мышечных волокон Актин и миозин – белки мышц
Энергетическая 1г белка - 17.6 кДж При недостатке углеводов или жиров окисляются молекулы аминокислот. При полном расщеплении белка до конечных продуктов выделяется энергия Но в качестве источника энергии белки используются крайне редко.
Белки чрезвычайно разнообразны по своим свойствам. Есть белки, растворимые (например, фибриноген) и нерастворимые (например, фибрин) в воде. Есть белки очень устойчивые (например, кератин) и неустойчивые (например, фермент каталаза с легко изменяющейся структурой). У белков встречается разнообразная форма молекул — от нитей (миозин - белок мышечных волокон) до шариков (гемоглобин ) Свойства белков
Денатурация – нарушение природной структуры белка. Денатурация Под влиянием различных химических и физических факторов (обработка спиртом, ацетоном, кислотами, щелочами, высокой температурой, облучением, высоким давлением и т. д.) происходит изменение структур молекулы белка не обратимая обратимая
Качественные реакции на белки Ксантопротеиновая реакция. Биуретовая реакция. Качественное определение серы в белках
Роль белков в жизни клетки огромна. Современная биология показала, что сходство и различие организмов определяется в конечном счете набором белков.
Модель синтеза белковой молекулы в рибосоме
Строение ДНК
Макромолекула ДНК представляет собой две параллельные неразветвленные полинуклеотидные цепи, закрученные вокруг общей оси в двойную спираль Такая пространственная структура удерживается множеством водородных связей, образуемых азотистыми основаниями, направленными внутрь спирали. Водородные связи возникают между пуриновым основанием одной цепи и пиримидиновым основанием другой цепи. Эти основания составляют комплементарные пары (от лат. complementum - дополнение)
Способность ДНК не только хранить, но и использовать генетическую информацию определяется следующими ее свойствами: 1. Молекулы ДНК способны к репликации (удвоению), т.е. могут обеспечить возможность синтеза других молекул ДНК, идентичных исходным 2. Молекулы ДНК могут направлять совершенно точным и определеннымобразом синтез белков, специфичных для организмов данного вида
Вопросы для контроля Каково строение белковых макромолекул? Какие виды нуклеиновых кислот вам известны? Каково их строение? В чём сущность принципа комплементарности азотистых оснований? Почему белковая пища – мясо, яйца – легче усваиваются организмом после термической обработки? Почему молекула ДНК не принимает непосредственного участия в биосинтезе белка?
Домашнее задание: § 45-49, Сравнительная характеристика «ДНК и РНК»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по теме "Белки и нуклеиновые кислоты"
Урок модульного обучения....
Биологический диктант по теме «Строение и функции нуклеиновых кислот и белков» - 10 кл.
Учитель биологии - Хижняк И.Е.Биологический диктант, 10 класс...
Белки. Нуклеиновые кислоты.
Этот небольшой тест-опрос по биологии составлен для проверки знаний учеников 9 класса об органических веществах клетки....
разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"
конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"...
Презентация " Белки и нуклеиновые кислоты" 9 класс
Данную презенацию можно использовать на уроках биологии в 9 классе при изучении темы "Химический состав клетки" по УМК И.Н.Пономарева....
Тест «Нуклеиновые кислоты, Биосинтез белка»
Тест. «Нуклеиновые кислоты, Биосинтез белка» 1. Молекула ДНК в отличие от РНК имеет видА – «клеверного листа» Б – клубка В – одиночной спирали Г – двойной спир...
Задания по теме Белки. Нуклеиновые кислоты
задания для самостоятельной работы для обучающихся - осужденных по темам: Белки. Нуклеиновые кислоты...