Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белков и нуклеиновых кислот, их свойства и биологические функции. | Внимательно прочитайте интегрирующую цель урока. |
УЭ-1 | Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.
| Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-2 | - Выполните следующие задания.
| Работайте самостоятельно. |
| 1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды. | Прочитайте текст § 6 с. 20. Задания 1- 3 выполните в тетради. Правильный ответ – 1 балл. |
| 2. Почему молекулы белка получили название «макромолекулы»? | Задание оценивается в 1 балл. |
| 3. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?
| Правильный ответ – 3 балла. |
| 4. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ... структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО— и —NH— группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида — ... структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы — …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс». | Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 4 балла. |
| 5. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции? | Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 2 балла. |
| 6. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? | Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20 - 21. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 3 балла. |
УЭ-3 | Цель: познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями. Выяснить особенности строения ДНК. | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-4 | I. Выполните задание.
|
|
|
1. Вставьте пропущенные слова: Сложные углеводы, белки, ... относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот —... и... | Прочитайте текст § 6 с. 21. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 3 балла. |
| 2. Часть белковой молекулы называют полипептид. Как называют часть нуклеиновой кислоты: полисахарид, полиамид, полинуклеотид, поливинилхлорид.
| Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается в 1 балл. |
| 3. Из чего состоит каждый нуклеотид: 1) 2) 3) | Прочитайте текст § 6 с. 21. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 3 балла. |
| 4.Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется? | Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается в 1 балл. |
| 5. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь: A—A—T—Г—Ц—Ц— Т– Г– А | См.: учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23 и рис. 8 Правильный ответ - 3 балла. |
| 6.Что такое репликация? Что является результатом репликации? | См.: учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23. Правильный ответ - 4 балла. |
| II. Выполните тестовое задание.
|
|
| 1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК? 1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин; 2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза; 3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин. 2. Мономерами нуклеиновых кислот является: 1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) глицерин и высшие жирные кислоты; 4) нуклеотиды 3. Вторичная структура ДНК (спираль) поддерживается за счет водородных связей между: 1) соседними нуклеотидами; 2) комплементарными азотистыми основаниями в двух цепях; 3) остатками фосфорной кислоты в остове цепей. 4. В клетке ДНК содержится в: 1) ядре и митохондриях; 2) только в ядре; 3) в ядре и цитоплазме. 5. Какова функция ДНК в клетке: 1) хранение и передача наследственных свойств; 2) перенос аминокислот на рибосомы; 3)ускорение химических реакций.
| Максимальное количество баллов – 5. |
УЭ-5 | Цель: ознакомиться с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК.
| Внимательно прочитайте цель урока. |
| I. Выполните задание.
|
|
|
- Заполните таблицу.
Основные виды РНК.
| Прочитайте текст § 5 с. 19. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 6 баллов. |
| 2.Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу.
Признаки сравнения | ДНК | РНК | 1.Структуры молекулы. 2.Количество цепей. 3.Моносахариды в нуклеотидах. 4.Локализация в клетке (расположение). 5.Функции. |
|
|
| Прочитайте текст § 6 с. 22 - 23. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 10 баллов. |
УЭ-6 | Подведение итогов. | Самостоятельно |
| - Прочитайте цели урока.
|
|
| 2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени? | Работайте с классом. |
| 3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали: от 40 до 50 баллов — оценка «5»; от 30 до 40 баллов - оценка «4»; от 20 до 30 баллов — оценка «3»; менее 20 баллов — оценка «2». | Ваша оценка: |
| 11. Домашнее задание. а) выполнили все на пять - освобождаетесь от домашнего задания; б) испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания — §6 учебника И.Н. Пономаревой; в) ошибались часто, работать было трудно — поработайте с учебно-тематической картой еще раз. Творческие задания для желающих: подготовить сообщение: «Эликсиры жизни». | Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке). |